Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственно - патриотических чувств у современных дошкольников

Работа №98448

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО¬
ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.1.Значение формирования нравственно-патриотических чувств современных дошкольников 10
1.2. Условия, средства и методы формирования нравственно - патриотических чувств
современных дошкольников 17
Проанализировав понятие «нравственно-патриотические чувства», у современных детей дошкольного возраста, была определена необходимость в создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, с целью эффективности процесса 17
1.3. Анализ программ дошкольной образовательной организации с позиции формирования
нравственно- патриотических чувств у современных дошкольников 23
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ РОДНОГО КРАЯ 32
2.1. Анализ сформированности нравственно-патриотических чувств дошкольников в ДОУ «Детский сад №21» 32
Вывод по 2 главе: 49
При анализе сформированности нравственно-патриотических чувств у дошкольников в ДОУ. Выявили, что ведётся работа по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, но она осуществляется бессистемно и при этом используется несовременные и однообразные методы и формы работы. Необходимо ввести в образовательный процесс ДОУ, образовательный блок «Моя малая Родина» из регионально ориентированной образовательной программы «Мы живем на Урале» с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
14.Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 192 с 55


В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственностью на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Формирование нравственно-патриотических чувств применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, проявляется в его потребности к участию во всех делах на благо окружающих людей, в наличие у него таких качеств как: сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» говорится, что патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
В содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка. Важной частью нравственного патриотизма является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Актуальность - формирования нравственно - патриотических чувств у современных дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Патриотизм - любовь к родной земле, которая предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, бытом и нравами. Формировать данное чувство необходимо с дошкольного возраста, поскольку в этом возрасте закладываются фундамент общего развития ребенка и предпосылки гражданских качеств, начинается процесс становления его личности, формируются ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению и понимание других людей. Важным условием является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Реализация задач по формированию нравственно - патриотических чувств у граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.
Советская дошкольная педагогика была направлена на формирование у детей основ коллективизма, патриотизма, интернационализма. В наше время современные - педагоги, психологи, философы значительное место отводят разным аспектам по привитию нравственных чувств: формирование культуры поведения - С.В. Петерина; формирование гуманных отношений - Виноградова А.М., Воробева М.В., Буре Р.С., и др.; формирование любви к Родине - Козлова С.А., Беляева Л.И., Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Суслова Э.К.; воспитание нравственно-волевых качеств - Суровцева А.Р., Демурова Е.Ю., Буре Р.С., Стародубова Н.А [17,с.12]. По формированию эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, посвятили свои исследования Е.И Радина, Р.И. Жуковкая, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П.Усова и др.
В дошкольном образовании в работах Т.Н. Дороновой отчетливо прослеживается идея формирования патриотических чувств, но понятие «формирование патриотизма» не используется; в работах С.Н. Николаевой формирование патриотических чувств рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В.И. Логинова, O.JI. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; JI. E. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.
Актуальность темы исследования позволила нам выявить противоречие между социальным заказом общества на воспитание человека - современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны и, в тоже время, снижением уровня патриотизма в современном обществе.
Решение данного противоречия, требует научно обоснованного подхода к формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, составляет проблему исследования, которая актуальна как для теории, так и для практики дошкольного образования.
Проблема исследования - невозможно сформировать нравственно-патриотические чувства у современных детей дошкольного возраста без использования в образовательном процессе изучения истории и культуры родного края.
Всё выше перечисленное определило тему данной работы: «Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников»
Цель исследования - выявить возможности использования материала по истории и культуре родного края для формирования нравственно-патриотических чувств у современных детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников.
Предмет исследования - возможности содержательного блока «Моя малая Родина» регионально ориентированной программы «Мы живем на Урале» для формирования нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников будет более эффективным при внедрении в образовательный процесс ДОУ материала по истории и культуре родного края на примере содержательного блока «Моя малая Родина» из регионально ориентированной программы «Мы живем на Урале».
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой, исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические аспекты проблемы формирования нравственно-патриотических чувств у современных детей дошкольного возраста.
2. Определить содержание, условий, средств и методов формирования нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в условиях ДОУ.
3. Рассмотреть средства диагностики детей по развитию нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников.
4. Апробировать регионально ориентированную программу « Мы живём на Урале» в образовательный процесс ДОУ.
5. Представить результаты формирования нравственно¬патриотических чувств дошкольников в условиях реализации регионально ориентированной программы « Мы живём на Урале».
Методологическую основу исследования составляют:
- фундаментальные положения по вопросам формирования нравственного сознания (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон и др.);
- теоретические положения о системном подходе (Л.И.Анцыферова, Э.А.Голубева, Б.Ф.Ломов, Н.И.Рейнвальд, В.Д.Шадриков и др.);
- положения о деятельностном подходе и его основополагающем принципе связи сознания и деятельности (А.В.Брушлинский, Б.С.Гершунский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.И.Новикова, В.В.Столин и др.);
- концептуальные идеи личностно-ориентированного подхода к организации педагогической деятельности (В.П.Беспалько, Е.В.Бондаревская, П.П. Блонский, А.Н.Лурия, М.И. Шилова).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее результатов в практической деятельности педагогов дошкольного образования, демонстрируя возможности использования разнообразных средств формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников, в том числе при реализации регионально ориентированной программы «Мы живем на Урале».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно - поисковой работы: беседа, наблюдение.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственностью на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Формирование нравственно-патриотических чувств применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, проявляется в его потребности к участию во всех делах на благо окружающих людей, в наличие у него таких качеств как: сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
Таким образом, по результатам настоящего исследования можно сделать следующие выводы:
Анализ литературных источников по проблеме исследования в первой главе показал, что под формированием нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке положительных нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, к природе родного края, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, обычаям и традициям других народов.
Рассмотрены условия и выделено педагогическое условие, которое способствуют эффективному формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Таким условием является совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач.
Средствами формирования нравственно-патриотических чувств являются: художественные средства, природа родного края, собственная деятельность детей, общение, атмосфера, в которой живет ребенок.
При формировании нравственно-патриотических чувств в содержании образования используются широко группы методов: наглядные, практические, словесные. Данные группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста.
Формирование нравственно-патриотических чувств будет более эффективным при апробировании образовательной программы «Мы живём на Урале» блока «Моя малая Родина» в образовательный процесс ДОУ.
Работа по формированию нравственно-патриотических чувств современных дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родного края проводилась на базе ДОУ «Детский сад №21».
Содержание программы реализовалось в процессе познавательной, игровой, коммуникативной, продуктивной и двигательной детской деятельности. Реализация содержания программы предполагается при тесном взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения (воспитателей группы, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре), детей группу, и их родителей.
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Целью исследования было выявление уровня сформированности нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. При проведении диагностики использовались методы: наблюдение, беседа, игра.
Сравнительный анализ полученных данных диагностики показал, что произошли существенные изменения в формировании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Количество детей с высоким уровнем развития увеличился на 35%, со средним уровнем увеличился на 25%, с низким уровнем уменьшился на 5%.
У воспитанников группы сформировались чувства:
- сопричастности к родному дому, семье, к селу и родному городу, к культурному наследию своего народа;
- трепетного отношения к родной природе и всему живому;
- гордости и уважения к государству, к региону, к малой Родине, к их символике.
- уважения к труду человека, ответственности за достижения своей страны;
- уважения и симпатии к другим людям, народам и их традициям.
Проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что процесс формирования нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников будет более эффективным при внедрении в образовательный процесс ДОУ содержательного блока «Моя малая Родина» регионально ориентированной программы «Мы живем на Урале».



1. Александрова Г.А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 40 с.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - Москва: ЦГЛ, 2005г. - 256 с.
3. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с
дошкольниками». - М., 2013.
4. Андреев В.И. «Педагогика». - М.,2012г.-285 с.
5. Бабаева Т.И. Гогоберидзе А.Г. Детство: Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г. - 352с.
6. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания. //Справочник старшего воспитателя. - 2013. - № 2. - С. 32-37.
7. Бацина Е.Г., Сертакова Н.М., Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования / авт.-сост. Е.Г. Бацина [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2015. - 162 с.
8. Белая К.Ю., Жемчугова А.Е. Методические рекомендации к комплекту из 5 книг «Моя Родина - Россия» для занятий с детьми 5-7 лет. - М.: ООО «Школьная Пресса», 2009. - 72 с.
9. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К.Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера, 1998. - 175 с.
10. Бесова М.А. Воспитываем патриотов / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. - Мозырь: Белый ветер, 2007. - 235 с.
11. Бударина Т.А., Знакомство детей с русским народным творчеством изд., перераб. и допол. СПб: «Детство-Пресс», 2010
12. Буткевич В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: учебное пособие для педагогов/ В.В. Буткевич. - Минск: НИО,2007. - 280 с.
13. Валеева, Г. X. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Г. X. Валеева; Челябинский гос. пед. ун-т. - Магнитогорск, 2016. - 23 с. 65 79
14. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 192 с.
15. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ