ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО¬
ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.1.Значение формирования нравственно-патриотических чувств современных дошкольников 10
1.2. Условия, средства и методы формирования нравственно - патриотических чувств
современных дошкольников 17
Проанализировав понятие «нравственно-патриотические чувства», у современных детей дошкольного возраста, была определена необходимость в создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, с целью эффективности процесса 17
1.3. Анализ программ дошкольной образовательной организации с позиции формирования
нравственно- патриотических чувств у современных дошкольников 23
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ РОДНОГО КРАЯ 32
2.1. Анализ сформированности нравственно-патриотических чувств дошкольников в ДОУ «Детский сад №21» 32
Вывод по 2 главе: 49
При анализе сформированности нравственно-патриотических чувств у дошкольников в ДОУ. Выявили, что ведётся работа по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, но она осуществляется бессистемно и при этом используется несовременные и однообразные методы и формы работы. Необходимо ввести в образовательный процесс ДОУ, образовательный блок «Моя малая Родина» из регионально ориентированной образовательной программы «Мы живем на Урале» с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
14.Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 192 с 55
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственностью на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Формирование нравственно-патриотических чувств применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, проявляется в его потребности к участию во всех делах на благо окружающих людей, в наличие у него таких качеств как: сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» говорится, что патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
В содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка. Важной частью нравственного патриотизма является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Актуальность - формирования нравственно - патриотических чувств у современных дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Патриотизм - любовь к родной земле, которая предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, бытом и нравами. Формировать данное чувство необходимо с дошкольного возраста, поскольку в этом возрасте закладываются фундамент общего развития ребенка и предпосылки гражданских качеств, начинается процесс становления его личности, формируются ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению и понимание других людей. Важным условием является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Реализация задач по формированию нравственно - патриотических чувств у граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.
Советская дошкольная педагогика была направлена на формирование у детей основ коллективизма, патриотизма, интернационализма. В наше время современные - педагоги, психологи, философы значительное место отводят разным аспектам по привитию нравственных чувств: формирование культуры поведения - С.В. Петерина; формирование гуманных отношений - Виноградова А.М., Воробева М.В., Буре Р.С., и др.; формирование любви к Родине - Козлова С.А., Беляева Л.И., Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Суслова Э.К.; воспитание нравственно-волевых качеств - Суровцева А.Р., Демурова Е.Ю., Буре Р.С., Стародубова Н.А [17,с.12]. По формированию эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, посвятили свои исследования Е.И Радина, Р.И. Жуковкая, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П.Усова и др.
В дошкольном образовании в работах Т.Н. Дороновой отчетливо прослеживается идея формирования патриотических чувств, но понятие «формирование патриотизма» не используется; в работах С.Н. Николаевой формирование патриотических чувств рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В.И. Логинова, O.JI. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; JI. E. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.
Актуальность темы исследования позволила нам выявить противоречие между социальным заказом общества на воспитание человека - современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны и, в тоже время, снижением уровня патриотизма в современном обществе.
Решение данного противоречия, требует научно обоснованного подхода к формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, составляет проблему исследования, которая актуальна как для теории, так и для практики дошкольного образования.
Проблема исследования - невозможно сформировать нравственно-патриотические чувства у современных детей дошкольного возраста без использования в образовательном процессе изучения истории и культуры родного края.
Всё выше перечисленное определило тему данной работы: «Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников»
Цель исследования - выявить возможности использования материала по истории и культуре родного края для формирования нравственно-патриотических чувств у современных детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников.
Предмет исследования - возможности содержательного блока «Моя малая Родина» регионально ориентированной программы «Мы живем на Урале» для формирования нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников будет более эффективным при внедрении в образовательный процесс ДОУ материала по истории и культуре родного края на примере содержательного блока «Моя малая Родина» из регионально ориентированной программы «Мы живем на Урале».
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой, исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические аспекты проблемы формирования нравственно-патриотических чувств у современных детей дошкольного возраста.
2. Определить содержание, условий, средств и методов формирования нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в условиях ДОУ.
3. Рассмотреть средства диагностики детей по развитию нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников.
4. Апробировать регионально ориентированную программу « Мы живём на Урале» в образовательный процесс ДОУ.
5. Представить результаты формирования нравственно¬патриотических чувств дошкольников в условиях реализации регионально ориентированной программы « Мы живём на Урале».
Методологическую основу исследования составляют:
- фундаментальные положения по вопросам формирования нравственного сознания (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон и др.);
- теоретические положения о системном подходе (Л.И.Анцыферова, Э.А.Голубева, Б.Ф.Ломов, Н.И.Рейнвальд, В.Д.Шадриков и др.);
- положения о деятельностном подходе и его основополагающем принципе связи сознания и деятельности (А.В.Брушлинский, Б.С.Гершунский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.И.Новикова, В.В.Столин и др.);
- концептуальные идеи личностно-ориентированного подхода к организации педагогической деятельности (В.П.Беспалько, Е.В.Бондаревская, П.П. Блонский, А.Н.Лурия, М.И. Шилова).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее результатов в практической деятельности педагогов дошкольного образования, демонстрируя возможности использования разнообразных средств формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников, в том числе при реализации регионально ориентированной программы «Мы живем на Урале».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно - поисковой работы: беседа, наблюдение.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственностью на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Формирование нравственно-патриотических чувств применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, проявляется в его потребности к участию во всех делах на благо окружающих людей, в наличие у него таких качеств как: сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
Таким образом, по результатам настоящего исследования можно сделать следующие выводы:
Анализ литературных источников по проблеме исследования в первой главе показал, что под формированием нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке положительных нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, к природе родного края, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, обычаям и традициям других народов.
Рассмотрены условия и выделено педагогическое условие, которое способствуют эффективному формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Таким условием является совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач.
Средствами формирования нравственно-патриотических чувств являются: художественные средства, природа родного края, собственная деятельность детей, общение, атмосфера, в которой живет ребенок.
При формировании нравственно-патриотических чувств в содержании образования используются широко группы методов: наглядные, практические, словесные. Данные группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста.
Формирование нравственно-патриотических чувств будет более эффективным при апробировании образовательной программы «Мы живём на Урале» блока «Моя малая Родина» в образовательный процесс ДОУ.
Работа по формированию нравственно-патриотических чувств современных дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родного края проводилась на базе ДОУ «Детский сад №21».
Содержание программы реализовалось в процессе познавательной, игровой, коммуникативной, продуктивной и двигательной детской деятельности. Реализация содержания программы предполагается при тесном взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения (воспитателей группы, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре), детей группу, и их родителей.
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Целью исследования было выявление уровня сформированности нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. При проведении диагностики использовались методы: наблюдение, беседа, игра.
Сравнительный анализ полученных данных диагностики показал, что произошли существенные изменения в формировании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Количество детей с высоким уровнем развития увеличился на 35%, со средним уровнем увеличился на 25%, с низким уровнем уменьшился на 5%.
У воспитанников группы сформировались чувства:
- сопричастности к родному дому, семье, к селу и родному городу, к культурному наследию своего народа;
- трепетного отношения к родной природе и всему живому;
- гордости и уважения к государству, к региону, к малой Родине, к их символике.
- уважения к труду человека, ответственности за достижения своей страны;
- уважения и симпатии к другим людям, народам и их традициям.
Проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что процесс формирования нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников будет более эффективным при внедрении в образовательный процесс ДОУ содержательного блока «Моя малая Родина» регионально ориентированной программы «Мы живем на Урале».
1. Александрова Г.А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 40 с.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - Москва: ЦГЛ, 2005г. - 256 с.
3. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с
дошкольниками». - М., 2013.
4. Андреев В.И. «Педагогика». - М.,2012г.-285 с.
5. Бабаева Т.И. Гогоберидзе А.Г. Детство: Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г. - 352с.
6. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания. //Справочник старшего воспитателя. - 2013. - № 2. - С. 32-37.
7. Бацина Е.Г., Сертакова Н.М., Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования / авт.-сост. Е.Г. Бацина [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2015. - 162 с.
8. Белая К.Ю., Жемчугова А.Е. Методические рекомендации к комплекту из 5 книг «Моя Родина - Россия» для занятий с детьми 5-7 лет. - М.: ООО «Школьная Пресса», 2009. - 72 с.
9. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К.Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера, 1998. - 175 с.
10. Бесова М.А. Воспитываем патриотов / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. - Мозырь: Белый ветер, 2007. - 235 с.
11. Бударина Т.А., Знакомство детей с русским народным творчеством изд., перераб. и допол. СПб: «Детство-Пресс», 2010
12. Буткевич В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: учебное пособие для педагогов/ В.В. Буткевич. - Минск: НИО,2007. - 280 с.
13. Валеева, Г. X. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Г. X. Валеева; Челябинский гос. пед. ун-т. - Магнитогорск, 2016. - 23 с. 65 79
14. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 192 с.
15. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4.
...