ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Теория организации сотрудничества субъектов образовательного
процесса в начальной школе 7
1.2. Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса
в начальной школе 15
1.3. Формирование коллектива обучающихся начальных классов 24
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ КОЛЛЕКТИВНОЙ
ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 31
2.1. Организация коллективной формы обучения на уроках русского
языка в начальных классах 31
2.2. Оценка уровня обученности младших школьников 41
2.3. Описание и анализ проведенной исследовательской работы 45
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Сегодня мысль о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки, то есть служить раздаточным пунктом, складом готовых знаний, представляется неактуальной. Конец XX - начало XXI века требуют от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, умения разбираться в ситуации и находить решение.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на формирование навыков сотрудничества, общения и активной позиции ученика в образовательном процессе. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких форм, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения сотрудничества, общения, осуществления коммуникации.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального российского общества.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край, свою Родину;
- уважающий и понимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Не повышая уровень обученности не получится сформировать «портрет выпускника начальной школы».
Актуальность исследования заключается в том, что в процессе поиска возможностей более эффективного использования различны типов уроков особую значимость в современной общеобразовательной школе приобретает форма организации учебной деятельности учащихся. Одной из наиболее современных, перспективных и востребованных является коллективная форма учебной деятельности.
Проблема исследования заключается в необходимости реализации ФГОС в системе массового образования и в связи с этим прблемными являются вопросы выбора форм организации учебной деятельности обучающихся.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной общеобразовательной школе.
Предмет исследования: организация коллективной формы обучения школьников начальных классов.
Цель исследования: повышение уровня обученности обучающихся начальных классов.
Гипотеза исследования: если процесс обучения школьников начальных классов организовать в коллективной форме, то уровень обученности обучающихся повысится.
В соответствии с поставленной целью дипломной работы, предметом и объектом исследования ставятся следующие задачи исследования:
1. Провести анализ педагогической, психологической и методической литературы по вопросам организации учебно-воспитательного процесса и развивающего обучения.
2. Рассмотреть сущность коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
3. Проанализировать процесс формирования коллектива обучающихся начальных классов.
4. Рассмотреть организацию коллективной формы обучения на уроках русского языка в начальных классах.
5. Провести оценку обученности младших школьников.
6. Проанализировать результаты проведенного эксперимента.
При написании работы мы использовали комплекс методов исследования:
- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- педагогическое наблюдение процесса обучения;
- беседы с учителями начальных классов;
- анализ результатов ученической деятельности;
- педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Для проведения исследовательской работы в качестве исследовательской базы были выбраны 3 и 4классы МКОУ Тыгишской СОШ.
Исследование осуществлялся в 4 этапа.
Задача первого этапа заключалась в изучении литературы по проблеме организации коллективной формы процесса обучения в начальных классах.
Второй этап был посвящен изучению методической литературы по организации коллективной формы процесса обучения в начальных классах.
На третьем этапе проводилась исследовательская работа.
Четвертый этап - обобщение и систематизация материалов исследовательской работы, оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна выполненного исследования определяется тем, что разработан дидактический материал к урокам по использованию коллективных форм обучения русскому языку.
Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию коллективной формы организации учебного процесса на уроках русского языка.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе дан анализ литературы по данной проблеме, рассматриваются различные приёмы коллективной формы обучения, описанные в современной методической литературе. Во второй главе обобщается опыт применения коллективной формы обучения учителями-новаторами на уроках русского языка в начальных классах, описывается ход исследования, анализ его результатов, выводы. В заключении подводится итог проделанной работы.
В данное время проблема педагогической разработки круга вопросов по организации учебного процесса становится исключительно актуальной, так как задача развития личности, индивидуальности и творческой активности становится одной из центральных проблем современности, настоятельной необходимостью жизни.
Под сотрудничеством субъектов образовательного процесса понимают совместную развивающую деятельность учащихся и их учителей, построенную на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе.
В настоящее время учебно-педагогическое взаимодействие все больше обретает организационные формы сотрудничества, такие как деловые, ролевые игры, совместно-распределенная деятельность, работа в парах, триадах, группах. При этом сотрудничество предполагает, прежде всего, взаимодействие самих учеников. В образовательном процессе создается ситуация множественности планов и форм учебного взаимодействия, усложняется и его общая схема.
Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по следующим четырем линиям:
1) учитель - ученик (ученики);
2) ученик - ученик (в парах);
3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, в целом классе;
4) учитель - учительский коллектив.
В общем плане о развитии взаимодействия участников воспитательного процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.
Определение показателей эффективности взаимодействия позволяет проанализировать состояние этой проблемы в школьном коллективе и в конкретной ситуации, чтобы целенаправленно управлять развитием взаимодействия участников педагогического процесса.
В ходе теоретического и опытного исследования получены следующие основные результаты. Изучена научно-методическая и психолого¬педагогическая литература по проблеме поиска путей эффективного использования коллективной учебной деятельности в процессе обучения русскому языку в начальной школе.
Рассмотрены и проанализированы работы многих известных авторов, таких, как В.К.Дьяченко, Л.С. Выготский, Г.А. Цукерман, и многие другие. В процессе исследования была определена сущность коллективной формы учебной деятельности, выявлены ее признаки, план организации, рассмотрены основные формы организации коллективной деятельности на уроках русского языка и определены воспитательно-образовательные возможности коллективной деятельности на уроках русского языка.
Коллективная форма организации учебного процесса представляет собой обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава [16].
Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя [14].
При коллективной работе дети приучаются внимательно слушать ответ товарища и сочувствовать тем, кто с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу, заставляют повторить еще и еще раз правило.
Коллективная деятельность учащихся способствует сплочению коллектива. Не смотря на это процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.
Школьный класс - коллектив особого рода: он изначально создан по формальному признаку. Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед педагогом цель и определяет стратегические и тактические задачи воспитания. Задача педагога: определить цель для себя и довести до сознания своих воспитанников.
Процесс формирования коллектива школьников начальной школы включает в себя несколько стадий:
Первая - становление коллектива (стадия первоначального сплочения).
Вторая - усиление влияние актива.
Третья и последующая стадии характеризуют расцвет коллектива.
Результаты проведенного эксперимента позволяют сделать вывод о том, что коллективные занятия помогают слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс, в котором решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей:
- как можно учить детей без принуждения;
- как развить у них достаточный интерес к знаниям, потребность в их самодеятельном поиске;
- как сделать учение радостным.
Работа учащихся в парах помогает раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные условия для их созревания и развития.
При коллективной форме организации учебно-воспитательного процесса эффективнее происходит общее развитие личности: формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, воображение.
Исследование доказало, что при коллективной работе учащихся уровень правильности и быстроты выполнения заданий выше, чем при фронтальной работе.
В развитии самостоятельности при организации коллективных занятий большое значение имеет интерес в общении, который проявляется разносторонне. Это интерес к учению, к тому, что он знает, как настроен, как выражает свои мысли, суждения, как действует.
Наблюдения показали, что на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени при коллективной работе, возрастает познавательная активность учащихся на уроках.
Разработанные методические материалы для учителей начальных классов по коллективной форме организации учебного процесса направлены на решение такого круга общеобразовательных задач, реализация которых обеспечит формирование у учащихся системы практических и научных знаний, умений и навыков, в частности основам организации собственной учебной деятельности:
- способам поиска, переработки и представления информации;
- приемам и методам умственного труда;
- основам коммуникативных умений.
А так же на обеспечение положительного влияния межличностных отношений младших школьников, на мотивацию учебной деятельности.
1. Аргинская И.И и др. Обучаем по системе Л.В. Занкова. Первый год обучения. - М., 1994 - 244с.
2. Васильченко П.А. Обучение на коллективной и индивидуальной основе. // Начальная школа. - 1993 №4, с.57-59.
3. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания/ Сост. С.Г.Якобсон, Ф.Т.Михайлов. - М.,1976.
4. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1977. - 159 с.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- М.:Педагогика, 1983. - т.4 - 358с.
6. Выхрущ В.А. Оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм учебной деятельности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Киев,1986.
7. Границкая А.С. Научить думать и действовать. - М., 1991.
8. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.
9. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1993.- № 3.
10. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск, 1992. - 114с.
11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 230с.
12. Давыдов В.В. Психология младшего школьника // Феникс. - 1995 - №2.
13. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа. - 1998. -№1, с.17-24.
14. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Просвещение, 1989. - 156 с.
15. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
16. Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий // Начальная школа. - 1990. - №1, с. 4-7.
...