Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация сюжетно - ролевой игры в младшем дошкольном возрасте

Работа №98441

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В МЛАДШЕМ
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Сюжетно-ролевые игры: понятие, виды 6
1.2. Структура, функции и значение сюжетно - ролевых игр в жизни
младшего дошкольника 17
1.3. Этапы организации сюжетно-ролевых игр в младшем дошкольном
возрасте 24
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД №20» 32
2.1. Анализ деятельности по использованию сюжетно-ролевых игр
младшего дошкольного возраста в МКДОУ «Детский сад» 32
2.2. Организация сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте
в МКДОУ 42
2.3. Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры
в младшем дошкольном возрасте 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73


Актуальность темы исследования. Дошкольный возраст обладает благоприятными возможностями для психического, физиологического, личностного, социального развития ребенка, которое осуществляется в целостном познавательном процессе. Важным компонентом данного процесса является освоение ребенком-дошкольником родного языка.
Современной наукой созданы фундаментальные основы исследования дошкольного детства в области возрастной психологии и педагогики. (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.А. Козлова, А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); в области развивающих концепций, посвященным детям дошкольного возраста: (А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова); в области психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития личности ребенка: (А.В. Загвязинский, С.Крутецкий, Н. Михайлова, Г.А. Урунтаева, К. Печора).
На протяженности всего дошкольного детства, когда происходит усиленное становление всех сфер ребенка, самым натуральным и типичным видом занятия для ребенка является игра. Ее возможности в разработке критерии для всевозможного и вариативного поведения, различных видов коммуникации, воспитания восприятия, общих и специальных представлений, поступков велики. Особое значение здесь завоевывает сюжетно-ролевая игра, которой занимаются исследователи и психологи: (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин Л.С. Выготский и др.) и педагогами: (Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Н.Я. Михайленко и др.). Овладение навыками сюжетно-ролевой игры считается одним из значимых условий для развития детей младшего возраста, так как в ее основе лежит энергичное, диалоговое общение, зависимое единственному сюжету.
Таким образом, период младшего дошкольного возраста является сенситивным не только для развития мышления и речи ребенка, но и для социализации, способности к самостоятельным ситуативным действиям (как предметным, так и коммуникативным), развития внутренней регуляции поведения, произвольной деятельности. Однако в практике ДОУ для развития речи детей младшего дошкольного возраста широко используются дидактические игры, тогда как различные виды ролевых игр, в силу их трудоемкости, сложности подготовительной работы, остаются за рамками внимания воспитателей, педагогов.
Таким образом, можно выделить противоречие между необходимостью организации сюжетно-ролевой игры у младших дошкольников и отсутствием разработки методических рекомендации педагогам для организации данного вида деятельности.
Проблема исследования заключается в том, что невозможно организовать сюжетно-ролевую игру у детей младшего дошкольного возраста, без методических рекомендации.
Объект исследования: процесс организации игровой деятельности младших дошкольников.
Предмет исследования: характеристика процесса организации сюжетно-ролевых игр у младших дошкольников.
Гипотеза исследования: в данном случае если будут разработаны методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр у детей младшего дошкольного возраста, то это позволит организовать их максимально эффективно. Создание специальных условий при организации сюжетно-ролевой игры результативно влияет на принятие роли детьми младшего дошкольного возраста.
Цель работы: описать процесс организации и разработать методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста.
Для осуществления цели необходимо разрешить следующие задачи.
1. Изучить и проанализировать теоретический материал по предоставленной проблеме.
2. Изучить этапы становления сюжетно ролевых игр.
3. Познакомиться с современными технологиями ролевых игр.
4. Раскрыть особенности проведения сюжетно ролевых игр в младшем дошкольном возрасте.
5. Определить какую роль играет воспитатель в организации сюжетно¬ролевых игр.
6. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей.
База исследования: МКДОУ Детский сад №20 города Богданович.
Методологическая основа исследования. Освоением спецификации сюжетно - ролевой игры детей занимались учителя и психологи: Т.В. Васильева, В.С. Мухина, Е.И. Щербакова, Л.А. Венгер. В жизни детей вопрос игры содержит заурядный смысл, неизменно находится в центре большого интереса исследователей детского воспитания. Взгляд на игру в отечественной психологии сформировался, как на важнейшую и эффективную форму социализации ребенка, обеспечивающую овладению мира человеческих взглядов. Игра захватывает пример взрослой жизни в доступной форме для подражания ребенком. Игра не разъединяет, а, объединяет мир взрослых и детей, обеспечивая союз условий для психического развития и взросления детей подготовки их к будущей жизни.
Методы исследования: в ходе изучения, использовались способы психолого-педагогического изучения: абстрактные, эмпирические, количественное и качественное рассмотрение полученных данных.
Практическая значимость исследования: разработанные методические рекомендации организации сюжетно - ролевых игр для детей младшего возраста могут быть использованы в работе с детьми педагогами, психологами, родителями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Научные представление о поэтапном развитии игры дает объективную возможность выработать более четкие, систематизированные рекомендации по управлению игровой деятельностью малышей во всевозможных возрастных группах. Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное ее составление, с учетом тех моментов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать выводы:
1. Ведущая деятельность дошкольного возраста - сюжетно-ролевая игра. Именно в ней создаются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческая фантазия, самосознание, образное мышление
2. Игра имеет большое значение для становления разнообразных форм произвольного поведения малышей. Развиваются внимание и память, подчинение мотивов и целенаправленность действий.
3. Сюжетно-ролевая игра протекает долгий и трудный путь в развитии, начиная в младшем возрасте.
4. Игра должна соответствовать современной игровой деятельности детей, так как в связи с развитием научно-технической реформы появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача педагога создать условия для осознания этого в сюжетно-ролевых играх.
Очень важно опираться на индивидуальный навык малыша. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особый эмоциональный уровень. В обратном случае обучение сюжетно-ролевой игре становится механическим. Игра, создает зону ближайшего развития ребенка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней возникают новые, более консервативные виды 63
деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, беспрепятственно управлять своим поведением. С другой стороны, ее содержание питают облики работы и каждый раз, расширяющиеся житейский навык детей.
Значимой особенностью сюжетно-ролевой игры является ее условность: выполнение действий с одними предметами предлагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры дошкольников являются действия с игрушками и предметами - заместителями. Продолжительность игры небольшая.
Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Задача педагога состоит в том, чтобы организовать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразный мир игры.
Младшие дошкольники ограничиваются одной - двумя ролями и простыми, неразвернутыми эпизодами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают вырабатываться. Основной путь развития сюжетно-ролевой игры - это совместная игра воспитателя с детьми, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии детей с игрушками, предметами, предметами - заместителями и воспитании благородного отношения детей друг к другу.
При организации сюжетно-ролевой игры в младшем возрасте педагог должен уделить внимание.
1. Обеспечению условий для возникновения и развития игровой деятельности.
2. Наличию пространственной среды для развертывания игровых действий, необходимых игрушек и пособий, и правильное их расположение в группе.
3. Обогащению детей эмоциями и хорошее их самочувствие.
Педагог должен знать.
1. Способы руководства сюжетно-ролевой игрой младших дошкольников.
2. Способы и приемы, направленные на поддержание и улучшение эмоционально-положительного состояния детей во время игры.
3. Способы активизации игрового процесса детей.
Для успешной организации сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ необходимо создать педагогические условия. Организация действий воспитателя по созданию педагогических условий для проведения сюжетно-ролевых игр младшего возраста включает: планирование этих игр, руководство играми со стороны воспитателей, организацию предметно-пространственной среды и взаимодействие с родителями.
В нашем исследовании для оценки уровня сформированности игровой деятельности у детей 3-4 лет использовались 7 показателей, предложенные Д.Б. Элькониным:
1. Умение организовать сюжетно-ролевую игру.
2. Умение распределять роли. Активность в распределении ролей (без конфликтов с другими детьми).
3. Умение быть инициатором новых ролей и новых идей в развитии сюжета игры.
4. Умение совместно строить и развивать сюжет игры.
5. Умение стать участником нескольких событий, включенных в сюжет.
6. Умение вступать в ролевое взаимодействие на длительное время
7. Умение завершить игру.
Метод диагностики - наблюдение за игрой детей.
По результатам диагностики было установлено, что уровень сформированности игровой деятельности у детей 3-4 лет оказался невысокий: 55% - детей показали низкий уровень сформированности игровой деятельности. Основные трудности дети испытывали при организации игры, в распределении ролей, в придумывании и разыгрывании новых ролей и новых идей в развитии сюжета.
Организованная нами педагогическая деятельность была направлена на создание и реализацию условий для организации сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте. Такие условия были созданы.
Первое условие - планирование. Работа с детьми велась по специально разработанному плану. Она включала 2 этапа: 1этап - совместная с детьми и воспитателями организация сюжетно-ролевых игр по традиционным сюжетам на основе знакомства детей с разными профессиями; 2 этап - самостоятельная игровая деятельность детей.
Второе условие - руководство сюжетно-ролевыми играми детей. Здесь использовался комплекс методов и приемов.
Методы руководства игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста.
1. Беседы и наблюдения по обогащению впечатлений детей с целью мотивации и разнообразия игровых замыслов.
2. Обучение развернутым игровым действиям с целью овладения игровой ролью.
3. Побуждение к принятию разнообразных ролей с передачей действий, взаимоотношений.
4. Побуждение к самостоятельному проявлению умения формулировать игровую цель, принимать ее, договариваться с другими детьми.
Приемы руководства игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста.
1. Совместное обсуждение воспитателем с детьми сюжета игр.
2. Введение дополнительных, главных и второстепенных ролей.
3. Использование очередности принятия ролей, пользующихся у детей особой популярностью.
4. Чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли.
5. Изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков игрового поведения.
6. Корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.
Третье условия - игровая развивающая предметно-пространственная среда группы была обогащена и усовершенствована за счет пополнения уголков игры, сказки, чтения костюмами, атрибутами, реквизитами для сюжетно-ролевых игр детей.
Четвертое условие - было организовано взаимодействие с родителями воспитанников, что позволило успешно организовывать сюжетно-ролевые игры и формировать навыки игровой деятельности детей не только в детском саду, но и дома, в семьях детей.
В работе разработаны методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры в младшем возрасте для педагогов детского сада и родителей воспитанников. Они имеют практическую направленность и будут полезны взрослым.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи полностью решены.
Представленная нами педагогическая работа может быть рекомендована педагогам младших групп и родителям младших дошкольников для использования в практике организации сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте.



1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой. - Новосибирск, 1994 - 144с.
2. Бакина, М., Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание. - № 4. - 2005. -58с
3. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. - СПб.: Изд. РГПУ им. АИ. Герцена, Союз, 2001. - С. 57-66. - 320с.
4. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре. /А.К. Бондаренко - М.: Знание, 1984-192с.
5. Васильева М.А. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях», Москва, «Просвещение», 1986г.- 448с.
6. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду/ М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 106 с.
7. Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях - М., Просвещение, 198630. Сельченок, К.В. Словарь житейских проблем. - Минск: Харвест, 1999 -384с.
8. Власов, П.Т. Дошкольное воспитание. / П.Т.Власов - М.: Просвещение, 2001. - М.: Просвещение, 1986, 415 с.
9. Волков Б. Детская психология: Логические схемы/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 268с.
10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1996. - № 6. -306с.
11. Гербова В.В., Иванкова Р.А. «Воспитание детей во второй младшей группе детского сада», Москва, «Просвещение», 1981г.-256с.
12. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации/ Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. -126с.
13. Доронова, Т.Н., Кабанова, О.А., Соловьева, Е.В. Игра в дошкольном детстве. Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. - 128с.
14. Дыбина, О. Игра - путь к познанию предметного мира// Дошкольное воспитание. -№ 4. -2005. - с.14-23
15. Е. В. Зворыгина. Первые сюжетные игры малышей. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада, г. Москва «Просвещение» 1991,- с. 126.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ