ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.10
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 10
1.1. Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы 10
в дошкольном образовательном учреждении 10
На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит
определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова 12
В.Т. Кудрявцев (доктор психологических наук) и Б.Б. Егоров (кандидат педагогических наук) определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника. Их Программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно - развивающей работы: приобщение к физической культуре, развивающая форма оздоровительной работы. Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра существующих методов физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах. В.Т. Кудрявцев и Б.Б. Егоров указывают на ряд противоречий существующих на современном этапе. Роль движений в целостном психологическом развитии является очевидной и общепризнанной и потому не требует какого-то особенного обоснования. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка - дошкольника. Они вынесены на их взгляд, на периферию образовательного процесса. То же они говорят об оздоровительной работе. Все это на их взгляд ведет к утрате источников развития ребенка, росту детской заболеваемости. Они исходят из того, что: «Ребенок - это целостный духовно-телесный организм - средоточник, посредник и преобразователь значимых для него природно и социально-экологических связей» 12
Большой вклад в организацию оздоровительной работы внес Ю. Ф. Змановский, российский ученый-педиатр и педагог, который указал на основные характерные черты данной работы. Это: 13
1. Представление о здоровом ребенке как эталоне и практически достижимой норме детского
развития 13
2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма 13
3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма
развития, расширения психофизиологических возможностей детей 13
4. Индивидуально - дефферинцированный подход является ключевым, системообразующим
средством оздоровительно-развивающей работы с детьми 13
1.2 Педагогические условия организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном
образовательном учреждении 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 32
2.1 Цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации физкультурно-оздоровительной работы 32
в дошкольном образовательном учреждении 32
2.2. Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении 39
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Приложение 1 65
Приложение 2 65
Приложение 3 74
Приложение 4 75
Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в Российской Федерации.
По результатам обследования детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), наблюдается снижение показателей уровня их здоровья и физического развития. Недостаточная двигательная активность (гипокинезия) отмечается у совсем маленьких детей. Конечно, в первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система, снижается тонус мышц. Тем самым происходит нарушение осанки, кровообращения, сердечнососудистой системы, функции дыхания, центральной нервной системы. В связи с этим в настоящее время остро стоит вопрос организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Важным аспектом оздоровительной физкультуры являются самостоятельные занятия с детьми в домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на оздоровление и закаливание детей. Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.
Физическая культура способствует формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка. Как считают многие современные авторы, начиная занятия физкультурой после 3 лет - родители уже опоздали с началом физического воспитания ребенка. Однако физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет позволяет заинтересовать его и научить основным навыкам и принципам физической культуры. Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание - все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.
Здоровье - это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Однако столь широкое социологическое определение здоровья является несколько спорным, так как социальная полноценность человека не всегда совпадает с его биологическим состоянием. Вообще понятие здоровье является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учётом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий.
Здоровье необходимо характеризовать не только качественно, но и количественно, так как существует понятие о степени здоровья, определяемой широтой адаптационных (приспособительных) возможностей организма. Научная организация охраны здоровья отдельных лиц и человеческих коллективов должна основываться на повышении защитных свойств организма людей, а также на создании условий, предупреждающих возможность контакта человека с разными патогенными раздражителями, или же на ослаблении их действия на организм.
Важным во многих определениях здоровья является отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Данная проблема волнует врачей, воспитателей и родителей, в ДОУ создаются условия для сохранения и укрепления здоровья детей.
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, психологические.
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Сферу физической культуры характеризуют разные виды деятельности: двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.
Очевидно и следующее противоречие: укрепление здоровья детей дошкольного возраста в обществе осознается как основная задача ДОУ, однако в дошкольном образовании недостаточно эффективно разработана программа по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста и имеются нарушения в создании необходимых для этого условий.
Объектом исследования является организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - развитие физической активности у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить педагогические условия организации физкультурно¬оздоровительной работы в ДОУ.
В соответствии с поставленной целью исследования, были определены следующие задачи:
- рассмотреть особенности организации физкультурно¬оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении;
- исследовать педагогические условия организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении;
- выявить реализацию условий организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении (на примере МАДОУ "Детский сад № 25"), для чего:
- определить цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
- охарактеризовать систему работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении
- провести анализ результатов опытно-поисковой работы.
Гипотеза исследования: организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ будет более успешной, если реализовать следующие педагогические условия:
- повысить профессиональную компетентность педагогов в области физического воспитания детей дошкольного возраста;
- установить взаимодействие с родителями по физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста;
- реализовывать индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми.
Методиками исследования явились:
«Комплексные задания для определения уровня профессиональной компетентности педагогов детского сада»; «Методика оценки физической подготовленности и физического развития детей дошкольного возраста»; «Анкета для родителей».
Этапы исследования:
На первом этапе исследования теоретико-моделирующем (сентябрь 2016 г. - январь 2017 г.) осуществлялась поисково-исследовательская работа, в содержание которой входили: изучение психолого-педагогической и методической литературы; формирование основных исследовательских направлений; определение рабочей гипотезы, задач исследования; разработка плана проведения основного педагогического эксперимента. С этой целью использовался метод анализа теоретической и научно-методической литературы.
Второй этап - опытно-экспериментальный (февраль - март 2017 г.) был посвящен разработке, апробации и внедрению в экспериментальное дошкольное учреждение педагогических условий организации физкультурно-оздоровительной работы. На данном этапе были изучены и описаны показатели физической подготовленности детей, разработаны и апробированы педагогические условия организации физкультурно¬оздоровительной работы. Внедрена в практику дошкольного образовательного учреждения система физкультурных занятий, программа физкультурно-оздоровительной работы, имеющая оздоровительную и образовательную ценность.
Третий этап - системно-обобщающий (март-апрель 2017 г.) включал: обобщение и описание опытно-поисковой работы, оценку результативности исследования, систематизацию его результатов.
Практическая значимость работы состоит в создании системы педагогических условий управления организацией физкультурно¬оздоровительной работы в ДОУ и разработке рекомендаций по физическому воспитанию и оздоровлению детей дошкольного возраста для педагогов и родителей.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, обобщение опыта работ, наблюдение, эксперимент.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Подводя итоги исследования, необходимо сделать следующие выводы.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Из этого следует, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и семьи ребенка.
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.
Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.
Последовательная реализация сформулированных педагогических условий и принципов организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении предоставляет возможность достижения гармонического духовного и телесного развития личности каждого ребенка.
В первой главе нашей работы мы теоретически рассмотрели и доказали необходимость грамотной организации психолого-педагогических условий организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Проведем опытно-экспериментальное исследование по изучению влияния психолого-педагогических условий, включающих в себя профессиональную компетентность педагогов в области физического воспитания детей дошкольного возраста; взаимодействие с родителями по физкультурно¬оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста; реализацию индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми.
В соответствии с целью нашего исследования, мы определили цель эксперимента: обоснование эффективности психолого-педагогических условий организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
На системно-обобщающем этапе мы обобщили и описали проведение опытно-экспериментальной работы; дали оценку результативности исследования, систематизировали его результаты.
На основе повторно проведенного анкетирования педагогов мы выявили уровень профессиональной компетентности педагогов с позиции психолого-педагогических знаний, методических умений и профессиональных ценностных ориентаций.
Уровни профессиональной компетентности педагогов:
Высокий 50% - 2 чел.
Допустимый 50% - 2 чел.
Критический 0% - 0 чел.
Сравнив данные, полученные на первом этапе, с данными, полученными после внедрения Программы, можно сделать вывод о том, что внедрение программы способствовало повышению уровня профессиональной компетентности педагогов с позиции психолого¬педагогических знаний, методических умений и профессиональных ценностных ориентаций.
Также вновь были проанализированы планы непосредственно-образовательной работы с целью исследования уровня реализации индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми. В ходе анализа нами было выявлено, что все 100% педагогов регулярно реализуют индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми.
Следовательно, разработанная Программа физкультурно¬оздоровительной работы в детском саду оказалась эффективной в работе с педагогами.
Исследование интереса родителей к взаимодействию по физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста в детском саду проводилось повторно при помощи методики: «Анкета для родителей».
В результате проведенного опроса родителей мы определили, что большая часть родителей 75% (15 чел.) заинтересованы в организации физкультурно-оздоровительной работы с ребенком в детском саду и в семье, но у них не всегда хватает времени и знаний для организации данной работы в условиях семьи. 25% (5 чел.) родителей заинтересованы в организации физкультурно-оздоровительной работы с ребенком в детском саду, но считают что в семье заниматься такой работой не нужно.
Сравнив данные, полученные на первом этапе, с данными, полученными после внедрения Программы, можно сделать вывод о том, что внедрение программы способствовало повышению заинтересованности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста в детском саду и в семье.
Используя «Методику оценки физической подготовленности и физического развития детей дошкольного возраста» мы смогли повторно определить уровни физического развития детей младшего дошкольного возраста. По результатам диагностики:
Высокий уровень 75% (30 детей);
Средний уровень 12,5% (5 детей);
Низкий уровень 12,5% (5 детей).
Сравнив данные, полученные на первом этапе, с данными, полученными после внедрения Программы, можно сделать вывод о том, что внедрение программы способствовало повышению уровня физического развития детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, на основании проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, внедрение комплексной Программы по здоровьесбережению детей в дошкольном учреждении и семье с учетом психолого-педагогических условий, способствовало повышению эффективности организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.