Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие физической активности детей младшего дошкольного возраста

Работа №98439

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.10
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 10
1.1. Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы 10
в дошкольном образовательном учреждении 10
На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит
определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова 12
В.Т. Кудрявцев (доктор психологических наук) и Б.Б. Егоров (кандидат педагогических наук) определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника. Их Программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно - развивающей работы: приобщение к физической культуре, развивающая форма оздоровительной работы. Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра существующих методов физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах. В.Т. Кудрявцев и Б.Б. Егоров указывают на ряд противоречий существующих на современном этапе. Роль движений в целостном психологическом развитии является очевидной и общепризнанной и потому не требует какого-то особенного обоснования. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка - дошкольника. Они вынесены на их взгляд, на периферию образовательного процесса. То же они говорят об оздоровительной работе. Все это на их взгляд ведет к утрате источников развития ребенка, росту детской заболеваемости. Они исходят из того, что: «Ребенок - это целостный духовно-телесный организм - средоточник, посредник и преобразователь значимых для него природно и социально-экологических связей» 12
Большой вклад в организацию оздоровительной работы внес Ю. Ф. Змановский, российский ученый-педиатр и педагог, который указал на основные характерные черты данной работы. Это: 13
1. Представление о здоровом ребенке как эталоне и практически достижимой норме детского
развития 13
2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма 13
3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма
развития, расширения психофизиологических возможностей детей 13
4. Индивидуально - дефферинцированный подход является ключевым, системообразующим
средством оздоровительно-развивающей работы с детьми 13
1.2 Педагогические условия организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном
образовательном учреждении 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 32
2.1 Цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации физкультурно-оздоровительной работы 32
в дошкольном образовательном учреждении 32
2.2. Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении 39
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Приложение 1 65
Приложение 2 65
Приложение 3 74
Приложение 4 75


Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в Российской Федерации.
По результатам обследования детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), наблюдается снижение показателей уровня их здоровья и физического развития. Недостаточная двигательная активность (гипокинезия) отмечается у совсем маленьких детей. Конечно, в первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система, снижается тонус мышц. Тем самым происходит нарушение осанки, кровообращения, сердечнососудистой системы, функции дыхания, центральной нервной системы. В связи с этим в настоящее время остро стоит вопрос организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Важным аспектом оздоровительной физкультуры являются самостоятельные занятия с детьми в домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на оздоровление и закаливание детей. Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.
Физическая культура способствует формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка. Как считают многие современные авторы, начиная занятия физкультурой после 3 лет - родители уже опоздали с началом физического воспитания ребенка. Однако физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет позволяет заинтересовать его и научить основным навыкам и принципам физической культуры. Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание - все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.
Здоровье - это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Однако столь широкое социологическое определение здоровья является несколько спорным, так как социальная полноценность человека не всегда совпадает с его биологическим состоянием. Вообще понятие здоровье является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учётом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий.
Здоровье необходимо характеризовать не только качественно, но и количественно, так как существует понятие о степени здоровья, определяемой широтой адаптационных (приспособительных) возможностей организма. Научная организация охраны здоровья отдельных лиц и человеческих коллективов должна основываться на повышении защитных свойств организма людей, а также на создании условий, предупреждающих возможность контакта человека с разными патогенными раздражителями, или же на ослаблении их действия на организм.
Важным во многих определениях здоровья является отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Данная проблема волнует врачей, воспитателей и родителей, в ДОУ создаются условия для сохранения и укрепления здоровья детей.
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, психологические.
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Сферу физической культуры характеризуют разные виды деятельности: двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.
Очевидно и следующее противоречие: укрепление здоровья детей дошкольного возраста в обществе осознается как основная задача ДОУ, однако в дошкольном образовании недостаточно эффективно разработана программа по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста и имеются нарушения в создании необходимых для этого условий.
Объектом исследования является организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - развитие физической активности у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить педагогические условия организации физкультурно¬оздоровительной работы в ДОУ.
В соответствии с поставленной целью исследования, были определены следующие задачи:
- рассмотреть особенности организации физкультурно¬оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении;
- исследовать педагогические условия организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении;
- выявить реализацию условий организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении (на примере МАДОУ "Детский сад № 25"), для чего:
- определить цель, задачи и методы опытно-поисковой работы по изучению условий организации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
- охарактеризовать систему работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении
- провести анализ результатов опытно-поисковой работы.
Гипотеза исследования: организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ будет более успешной, если реализовать следующие педагогические условия:
- повысить профессиональную компетентность педагогов в области физического воспитания детей дошкольного возраста;
- установить взаимодействие с родителями по физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста;
- реализовывать индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми.
Методиками исследования явились:
«Комплексные задания для определения уровня профессиональной компетентности педагогов детского сада»; «Методика оценки физической подготовленности и физического развития детей дошкольного возраста»; «Анкета для родителей».
Этапы исследования:
На первом этапе исследования теоретико-моделирующем (сентябрь 2016 г. - январь 2017 г.) осуществлялась поисково-исследовательская работа, в содержание которой входили: изучение психолого-педагогической и методической литературы; формирование основных исследовательских направлений; определение рабочей гипотезы, задач исследования; разработка плана проведения основного педагогического эксперимента. С этой целью использовался метод анализа теоретической и научно-методической литературы.
Второй этап - опытно-экспериментальный (февраль - март 2017 г.) был посвящен разработке, апробации и внедрению в экспериментальное дошкольное учреждение педагогических условий организации физкультурно-оздоровительной работы. На данном этапе были изучены и описаны показатели физической подготовленности детей, разработаны и апробированы педагогические условия организации физкультурно¬оздоровительной работы. Внедрена в практику дошкольного образовательного учреждения система физкультурных занятий, программа физкультурно-оздоровительной работы, имеющая оздоровительную и образовательную ценность.
Третий этап - системно-обобщающий (март-апрель 2017 г.) включал: обобщение и описание опытно-поисковой работы, оценку результативности исследования, систематизацию его результатов.
Практическая значимость работы состоит в создании системы педагогических условий управления организацией физкультурно¬оздоровительной работы в ДОУ и разработке рекомендаций по физическому воспитанию и оздоровлению детей дошкольного возраста для педагогов и родителей.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, обобщение опыта работ, наблюдение, эксперимент.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги исследования, необходимо сделать следующие выводы.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Из этого следует, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и семьи ребенка.
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.
Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.
Последовательная реализация сформулированных педагогических условий и принципов организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении предоставляет возможность достижения гармонического духовного и телесного развития личности каждого ребенка.
В первой главе нашей работы мы теоретически рассмотрели и доказали необходимость грамотной организации психолого-педагогических условий организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Проведем опытно-экспериментальное исследование по изучению влияния психолого-педагогических условий, включающих в себя профессиональную компетентность педагогов в области физического воспитания детей дошкольного возраста; взаимодействие с родителями по физкультурно¬оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста; реализацию индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми.
В соответствии с целью нашего исследования, мы определили цель эксперимента: обоснование эффективности психолого-педагогических условий организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
На системно-обобщающем этапе мы обобщили и описали проведение опытно-экспериментальной работы; дали оценку результативности исследования, систематизировали его результаты.
На основе повторно проведенного анкетирования педагогов мы выявили уровень профессиональной компетентности педагогов с позиции психолого-педагогических знаний, методических умений и профессиональных ценностных ориентаций.
Уровни профессиональной компетентности педагогов:
Высокий 50% - 2 чел.
Допустимый 50% - 2 чел.
Критический 0% - 0 чел.
Сравнив данные, полученные на первом этапе, с данными, полученными после внедрения Программы, можно сделать вывод о том, что внедрение программы способствовало повышению уровня профессиональной компетентности педагогов с позиции психолого¬педагогических знаний, методических умений и профессиональных ценностных ориентаций.
Также вновь были проанализированы планы непосредственно-образовательной работы с целью исследования уровня реализации индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми. В ходе анализа нами было выявлено, что все 100% педагогов регулярно реализуют индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми.
Следовательно, разработанная Программа физкультурно¬оздоровительной работы в детском саду оказалась эффективной в работе с педагогами.
Исследование интереса родителей к взаимодействию по физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста в детском саду проводилось повторно при помощи методики: «Анкета для родителей».
В результате проведенного опроса родителей мы определили, что большая часть родителей 75% (15 чел.) заинтересованы в организации физкультурно-оздоровительной работы с ребенком в детском саду и в семье, но у них не всегда хватает времени и знаний для организации данной работы в условиях семьи. 25% (5 чел.) родителей заинтересованы в организации физкультурно-оздоровительной работы с ребенком в детском саду, но считают что в семье заниматься такой работой не нужно.
Сравнив данные, полученные на первом этапе, с данными, полученными после внедрения Программы, можно сделать вывод о том, что внедрение программы способствовало повышению заинтересованности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста в детском саду и в семье.
Используя «Методику оценки физической подготовленности и физического развития детей дошкольного возраста» мы смогли повторно определить уровни физического развития детей младшего дошкольного возраста. По результатам диагностики:
Высокий уровень 75% (30 детей);
Средний уровень 12,5% (5 детей);
Низкий уровень 12,5% (5 детей).
Сравнив данные, полученные на первом этапе, с данными, полученными после внедрения Программы, можно сделать вывод о том, что внедрение программы способствовало повышению уровня физического развития детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, на основании проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, внедрение комплексной Программы по здоровьесбережению детей в дошкольном учреждении и семье с учетом психолого-педагогических условий, способствовало повышению эффективности организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.



1. Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века [Текст]/ Ю. Е.Антонов. - Москва: Аркти , 2014. - 211 с.
2. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. [Текст]: Методическое пособие / Т.Л.Богина. - Москва: Мозаика - Синтез, 2015. - 112 с.
3. Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Программа и программные требования [Текст]/ Л.Д.Глазырина. - Москва: ВЛАДОС, 2011. - 187 с.
4. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] /Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. - Москва: Педагогика, 2010. - 256 с.
5. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду [Текст] / О.И.Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А.Майер. - Москва: Сфера, 2015. - 144 с.
6. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]/ - Санкт-Петербург, 2012. - 234 с.
7. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №1. - С.63.
8. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С.Евдокимова. - Москва: Сфера, 2015. - 96 с.
9. Жуков, М.Н. Подвижные игры [Текст]: Учеб. для студ. пед. вузов / М.Н.Жуков. - Москва: Академия, 2012. - 160 с.
10. Зайцев, А.А. Физическое воспитание дошкольников [Текст]: Учеб. пособие / А.А.Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К.Полещук и др. - Калининград: Калинингр. ун-т., 2017. - 71 с.
11. Замотаева Л. Организация физкультурных занятий по принципу круговой тренировки [Текст]/ Л. Замотаева // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 34 - 36.
12. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст]/ О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. - Москва: Сфера, 2015. - 80 с.
13. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду [Текст]/ Под ред. Т.С. Яковлевой. - Москва: Школьная пресса, 2016. - 233с.
14. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. [Текст]/ Авт. сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина. - Москва: АРКТИ, 2011. - 80 с.
15. Зимонина, В.А. Воспитание ребёнка - дошкольника. Расту здоровым [Текст]/ В.А. Зимонина - Москва: ВЛАДОС, 2013. - 304 с.
16. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека [Текст]/ Е.П. Ильин. Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 256 с.
17. Индивидуально - дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]/ - Москва: Педагогика, 2009. - 211 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ