Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО

Работа №98437

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы142
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО 7
1.1. Познавательная активность: понятие, структура, компоненты 7
1.2. Особенности развития познавательной активности у детей старшего
дошкольного возраста 20
1.3. Психолого-педагогические условия развития познавательной
активности у детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по первой главе 38
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
УСЛОВИЯХ ДОО 40
2.1. Практические аспекты развития познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста 40
2.2. Создание педагогических условий развития познавательной 57
активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по развитию
познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в
условиях ДОО 71
Выводы по второй главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 98


Актуальность исследования. В современном мире от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
В современном дошкольном образовании проблема формирования и развития у дошкольников познавательной активности является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности, что в свою очередь способствует формированию самостоятельности и инициативности.
В научной литературе понятие «познавательная активность» встречается в разных интерпретациях и трактовках. Каждый автор по своему подходит и определению структуры познавательной активности. Но, более свойственно дошкольника определение познавательной активности, определяющего ее, как черту личности, проявляющуюся в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающую стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности [39, с. 14].
Н.Н. Поддъяков, признанный, ведущий специалист в области умственного воспитания дошкольников, справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Современное общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Главным результатом образования «должно стать его соответствие целям опережающего развития». Стремительно меняющаяся жизнь, реформирование системы образование (Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014); приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»), социальный заказ общества, внедрение в практику работы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), заставляет педагогов пересматривать роль и значение современных образовательных средств (методов, приемов, технологий) в практике дошкольного образования.
Выявленные противоречия определили проблему: поиск наиболее эффективных средств развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Выше обозначенная актуальность и проблема определили тему исследования: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Степень разработанности. Проблемой развития познавательной активности у дошкольников в разное время занимались и широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова [6, с. 78].
На формирование у ребенка дошкольного возраста способов познания мира, его преобразования и переживания. Тем самым, обеспечивая сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка по «Концепции содержания непрерывного образования».
Познавательные ценности формируются у ребенка только под воздействием познавательной активности ребенка, которая проявляется в самостоятельном стремлении «открытия» мира путем его исследования, преобразования. Познавательная активность формируется лишь при деятельностном подходе к образованию со стороны педагога, в соответствии с личностно-ориентированными, культурно-ориентированными, деятельностно-ориентированными принципами построения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Педагогами и психологами доказано, что для развития познавательной активности необходима организация содержательной, интересной, мотивированной и развивающей практической деятельности.
Объект исследования - познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически выявить, определить и путем опытно-поисковой работы проверить эффективность педагогических условий развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены задачи исследования.
1. Раскрыть особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть практические аспекты развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование;
- эмпирические: тестирование, анкетирование, наблюдение, сравнение, беседа.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11» общеразвивающего вида с приоритетным социально-личностным развитием воспитанников ГО Богданович Свердловской области в качестве базы для опытно-поисковой деятельности и муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 45 «Карамелька» - в качестве контрольного.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее результатов в практической деятельности педагогов дошкольного образования, демонстрируя возможности использования разнообразных средств развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста (методы, приемы, технологии).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы из 72 источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время, несмотря на проводимую в дошкольных образовательных организациях работу по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации, уровень ее развития у детей остается недостаточно высоким. Это вызывает необходимость анализа организации процесса управления развитием познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО, выявления причин ее неэффективности, определения направлений методической работы по совершенствованию деятельности педагогов ДОО в данных вопросах.
Важно эффективно и целенаправленно управлять образовательным процессом в ДОО с целью получения качественных положительных результатов развития у дошкольников познавательной активности в динамике.
В теории, в целом, нами рассмотрен вопрос развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО, также само понятие познавательной активности и управление методической работой педагогов по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста в ДОО.
В данной выпускной квалификационной работе было проведено исследование педагогических условий развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Рассмотрев понятие «познавательная активность» с разных точек зрения мы остановились на наиболее, на наш взгляд, приемлемом в отношении дошкольников, данном Э.А. Красновским. Он определяет познавательную активность как «проявление всех сторон личности дошкольника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [31].
Выдели компоненты познавательной активности: эмоциональный, интеллектуальный и волевой (Г.И. Щукина). Определили структуру познавательной активности, включающую в себя содержание, критерии, параметры измерения и характеристику проявления по каждому компоненту и ее структурные элементы: интерес, мотив, активная мыслительная деятельность (умственное напряжение), волевые усилия.
Определили показатели познавательной активности, которые необходимо развивать у детей старшего дошкольного возраста: любознательность (положительное отношение ребенка к выполняемой им деятельности), инициативность, самостоятельность и саморегуляция, масштаб результатов (характеристика деятельности), познавательный интерес, воля и целеустремленность (проявление этого качества при выполнении любого рода деятельности - доведение дела до конца), осознанность деятельности, воля (упорство и настойчивость в достижении цели) творчество.
Изучив особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в теоретических источниках, мы пришли к выводу, что она характеризуется оптимальным соотношением между выполняемой ребенком деятельности и степенью освоенности дошкольником способов достижения результата (овладение опытом деятельности), и их практическое применение в повседневной жизни.
Анализ теоретических источников позволил выделить уровни развития познавательной активности: репродуктивно-подражательная активность, поисково-исполнительная, творческая и аргументировать их.
Рассмотрели основные условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Уделили внимание рассмотрению вопроса обеспечения взаимодействия субъектов образовательных отношений, представив модель взаимодействия ребенка и педагога в совместной деятельности. Рассмотрели теоретические основы развития познавательной активности у старших дошкольников при решении проблемных ситуаций, выявили основные инструментальные умения, необходимые для их решения, определили факторы, влияющие на включенность детей в решение проблемных ситуаций. Обозначили, что моделирование ППРС неразрывно связано с, реализуемой в ДОУ моделью образовательного процесса (в соответствии с основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования) и продуманностью технологии использования предметно-развивающей среды в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Помимо того, построение ППРС предполагает опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Исходя из всего вышесказанного, ППРС должна быть системой, отвечающей определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям образовательной программы ДОУ, основным принципам организации пространства для детей дошкольного возраста.
Итак, мы определили, что для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста необходимо создание определенных педагогических условий. Для проверки этого предположения была проведена опытно-поисковая работа, состоящая из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В ходе констатирующего этапа опытно-поисковой работы была проведена первичная диагностика уровня развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и диагностика актуального уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
По итогам диагностических мероприятий, мы получили следующие результаты: педагоги мало внимания уделяется исследовательской и самостоятельной экспериментальной работе детей, недостаточно внимания уделяют проблеме организации предметно-пространственной развивающей среды групп, применения в образовательном процессе современных образовательных технологий, на низком уровне развития находится стремление к совершенствованию технологий, форм и методов осуществления образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Как в контрольной, так и в экспериментальной группах, у детей, наблюдается примерно одинаковый уровень развития компонентов познавательной активности. Преобладает средний и низкий уровень развития познавательной активности.
Для детей контрольной и экспериментальной групп в ходе выполнения заданий характерно: доминирование познавательного интереса над игровым. Слабо проявляется познавательная потребность. Дети испытывают определенные трудности, работая в малой группе.
Исходя из полученных данных констатирующего этапа исследования, напрашивается вывод, что у большинства детей контрольной и экспериментальной групп зафиксирован низкий и средний уровень развития познавательной активности. Это свидетельствует о необходимости ее развития и как немаловажный фактор, необходима целенаправленная, систематическая, планомерная работа по созданию педагогических условий, способствующих эффективному развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов экспериментального ДОУ в вопросах развития познавательной активности у детей мы провели ряд мероприятий для педагогов. С целью повышения у детей уровня развития познавательной активности, мы создали в экспериментальном ДОУ специальные педагогические условия, стимулирующие познавательный интерес у дошкольников. В контрольном ДОУ подобные мероприятии не проводились ни с детьми, ни с педагогами.
В ходе контрольного этапа опытно-поисковой работы нами была проведена повторная диагностика, как с педагогами, так и с детьми контрольного и экспериментального учреждений. Сравнительные результаты позволяют нам сделать вывод, в контрольном учреждении показатели практически не изменились по всем критериям и у педагогов и у детей. В экспериментальном ДОУ можно говорить об эффективности выбранных и созданных нами педагогических условий. Отмечается положительная динамика по всем показателям: средний показатель эффективности работы педагогов в МАДОУ № 45 «Карамелька» вырос на 4,7% (65,6% на констатирующем этапе исследования и 70,2% на обобщающем), в то время как в МАДОУ «Детский сад № 11» повышение показателя прослеживается на 19,5% (63,7% на констатирующем этапе исследования (что на 1,9% хуже показателей контрольной ОО) и 70,2% на обобщающем).
Наиболее высокий рост результатов проявления познавательной активности демонстрируют дети экспериментальной ДОО по показателям: «готовность применения полученных знаний для жизнедеятельности (скорость и качество выполнения задания) на динамическом уровне» и «высокий уровень проявления волевых усилий на достижение цели, которые выражены в настойчивости при выполнении познавательной деятельности, высокой мобилизации сил и концентрации внимания при полной самостоятельности». Количественный результат показателей вырос на 15%, что свидетельствует о том, что у детей формируется навык познавательной деятельности на ценностной уровне (это нужно мне).
У детей группы контрольного ДОО, тоже отмечается незначительный рост динамики результатов, но в более слабом количественном отношений. Самый высокий рост в % составил положительную динамику в среднем 8%. В среднем показатели развития компонентов познавательной активности по высокому уровню повысились на 15,5 % (в контрольной группе на 5%).
Результаты развития уровня интенсивности познавательной потребности свидетельствуют о качественной динамике у детей в целом на 25%. Дети чаще стали использовать разнообразные источники информации для удовлетворения познавательного интереса; задавать вопросы, вступая в диалоговое общение; выполнять задания повышенного уровня сложности. У детей контрольной группы в ходе выполнения заданий характерно доминирование познавательного интереса над игровым, в то время как у детей контрольной группы доминирует игровой интерес над познавательным.
Дети экспериментальной группы показывают более высокие результаты деятельности в малых группах. У детей контрольной группы изменения незначительны.
Дети экспериментальной группы способны самостоятельно добывать необходимую информацию из доступных источников, обращаться за помощью взрослых если этой информации недостаточно для решения проблемы и требуется профессиональный взгляд на ее решение (обращение к специалистам посредством видеоконференций, скайпа, виртуальных экскурсий и т.п.).
Полученные в ходе опытно-поисковой работы результаты позволяют нам сделать следующие выводы: у педагогов повысилось стремление создавать педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, что значительно отличает их от педагогов контрольного ДОУ. У детей экспериментальной группы качественно вырос уровень развития познавательной активности по всем компонентам и показателям и существенно отличается от результатов детей контрольного ДОУ, у которых в динамике произошли очень незначительные изменения.
Таким образом, на наш взгляд, задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, решены, цель исследования достигнута.



1. Айрапетов В.А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: дисс. канд пед. наук. СПб, 2005.
2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников - СПб.: Речь, 2005
3. Бардина Р.И., Булычева А.П., Дьяченко О.М. и др. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. М., 1996.
4. Белкин Е.Л. Психолого-дидактические основы построения эффективных методик обучения [Текст] / Е.Л. Белкин, А.М. Иванов. - М: Просвещение, 2003. - 128 с.
5. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради - «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе / Под ред. М.Р. Битяновой. - 3-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013. - 64 с.
6. Битянова М.Р., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости. // Школьный психолог. - 2000. - № 30. - с. 17.
7. Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития [Текст] - М: Просвещение, 2007. - 125 с.
8. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада: пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / А.И. Васильева. Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. - М.: Просвещение, 2000. - 321 с.
9. Венгер Л. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей [Текст] / Л. Венгер, О. Дьяченко, Тарасова К. // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С.9-14
10. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход [Текст] / Н.Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. - 2000. - №1. - С. 21-39.
11. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст) / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.
12. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т.В. Волосовец, ОН. Сазонова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 232с.
13. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для В771 студ. высш. учеб. заведений / [И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова] ; под общ. ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. — 3- изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с.
14. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский.: СПб, 1997. - 224 с.
15. Годовикова Д.Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 384 с.
16. Годовикова Д.Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития
познавательной активности ребёнка-дошкольника [Текст] / Д.Б.
Годовикова // Общение и развитие психики. - М.: АПН СССР, 1986. - с. 96 - 106.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ