Развитие невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Развитие невербального общения у детей старшего дошкольного
возраста как педагогическая проблема 6
1.2. Педагогические условия развития невербального общения у детей
старшего дошкольного возраста 11
1.3. Возможности театрализованной деятельности в развитии
невербального общения у детей старшего дошкольного возраста 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
2.1. Диагностика развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 23
2.2. Содержание работы по развитию невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Развитие невербального общения у детей старшего дошкольного
возраста как педагогическая проблема 6
1.2. Педагогические условия развития невербального общения у детей
старшего дошкольного возраста 11
1.3. Возможности театрализованной деятельности в развитии
невербального общения у детей старшего дошкольного возраста 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
2.1. Диагностика развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 23
2.2. Содержание работы по развитию невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В наши дни проблема общения и формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста приобретает все большее значение. Это явление объяснимо, потому что общение - необходимое условие жизни людей, главный фактор существования культуры, а также один из основных источников психического развития детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одной из приоритетной области личностного развития ребенка дошкольного возраста определяется область «социально-коммуникативное развитие», в которой сформулированы задачи, направленные на развитие коммуникативных умений дошкольника - формирование эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. Для реализации этих задач необходимо обратить особое внимание на развитие невербальной стороны общения у детей, что усиливает эффективность социального взаимодействия ребенка, способствует развитию эмпатии и эмоциональной выразительности.
Уникальным и эффективным средством формирования и совершенствования невербального общения детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность, связанная с выразительным движением, интонированием, использованием вербальных и невербальных средств общения. Дети старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес театрализованным постановкам, играм и упражнениям. В то же время существует противоречие между необходимостью обращения к театрализованной деятельности в развитии невербального общения у детей и недостаточностью методического обеспечения данного процесса в практике дошкольных образовательных организаций.
Актуальность проблемы и выявленное противоречие определили тему исследования: «Развитие невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Цель исследования - изучить возможности театрализованной деятельности в развитии невербального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс игровых заданий в театрализованной деятельности, направленный на развитие невербального общения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. На основе анализа литературы обосновать значимость проблемы развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
2. Выявить педагогические условия развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности театрализованной деятельности в развитии невербального общения у детей.
3. Подобрать диагностические задания для определения уровня развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и провести комплекс игровых заданий, направленный на развитие невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности;
Теоретическая основа исследования. Проблемой развития общения, в том числе и невербального общения у детей занимались многие философы, социологи, педагоги, специалисты в области социальной, детской и возрастной психологии, педагоги дошкольного и школьного образования. Ведущие отечественные психологи, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.С. Рузская и многие другие, обосновали, что потребность в общении у детей является базой для дальнейшего развития личности.
Проблемой развития невербальных средств общения у детей занимались такие учёные как Л.И. Божович, В.А. Лабунская, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, А. Пиз.
Исследование особенностей театрализованной деятельности как средства развития невербального общения у детей представлены в работах А.Е. Антипиной, Л.В. Артемовой, И.Г. Вечкановой, А.М. Виноградовой, Т.Н. Дороновой, М.Д. Маханевой, С.И. Мерзляковой, Л.С. Фурмина.
Методические подходы к организации театрализованной деятельности описаны в образовательных программах «Истоки» (под редакцией Т.А. Алиевой и др.), «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой), «Радуга» (под редакцией В.И. Логиновой), «Развитие» (под редакцией Л.А. Венгера).
В работе были использованы методы исследования:
С теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
С проведение диагностического исследования (наблюдение за детьми, анализ их театрализованной деятельности, беседа), анализ эмпирических данных и их обобщение.
База исследования: г. Екатеринбург, МДОУ ЦРР - детский сад № 104. В исследовании приняли участие 10 детей старшей группы.
Структура работы: в работе представлено введение, две главы, заключение, библиографический список, содержащий 48 источников, приложение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одной из приоритетной области личностного развития ребенка дошкольного возраста определяется область «социально-коммуникативное развитие», в которой сформулированы задачи, направленные на развитие коммуникативных умений дошкольника - формирование эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. Для реализации этих задач необходимо обратить особое внимание на развитие невербальной стороны общения у детей, что усиливает эффективность социального взаимодействия ребенка, способствует развитию эмпатии и эмоциональной выразительности.
Уникальным и эффективным средством формирования и совершенствования невербального общения детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность, связанная с выразительным движением, интонированием, использованием вербальных и невербальных средств общения. Дети старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес театрализованным постановкам, играм и упражнениям. В то же время существует противоречие между необходимостью обращения к театрализованной деятельности в развитии невербального общения у детей и недостаточностью методического обеспечения данного процесса в практике дошкольных образовательных организаций.
Актуальность проблемы и выявленное противоречие определили тему исследования: «Развитие невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Цель исследования - изучить возможности театрализованной деятельности в развитии невербального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс игровых заданий в театрализованной деятельности, направленный на развитие невербального общения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. На основе анализа литературы обосновать значимость проблемы развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
2. Выявить педагогические условия развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности театрализованной деятельности в развитии невербального общения у детей.
3. Подобрать диагностические задания для определения уровня развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и провести комплекс игровых заданий, направленный на развитие невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности;
Теоретическая основа исследования. Проблемой развития общения, в том числе и невербального общения у детей занимались многие философы, социологи, педагоги, специалисты в области социальной, детской и возрастной психологии, педагоги дошкольного и школьного образования. Ведущие отечественные психологи, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.С. Рузская и многие другие, обосновали, что потребность в общении у детей является базой для дальнейшего развития личности.
Проблемой развития невербальных средств общения у детей занимались такие учёные как Л.И. Божович, В.А. Лабунская, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, А. Пиз.
Исследование особенностей театрализованной деятельности как средства развития невербального общения у детей представлены в работах А.Е. Антипиной, Л.В. Артемовой, И.Г. Вечкановой, А.М. Виноградовой, Т.Н. Дороновой, М.Д. Маханевой, С.И. Мерзляковой, Л.С. Фурмина.
Методические подходы к организации театрализованной деятельности описаны в образовательных программах «Истоки» (под редакцией Т.А. Алиевой и др.), «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой), «Радуга» (под редакцией В.И. Логиновой), «Развитие» (под редакцией Л.А. Венгера).
В работе были использованы методы исследования:
С теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
С проведение диагностического исследования (наблюдение за детьми, анализ их театрализованной деятельности, беседа), анализ эмпирических данных и их обобщение.
База исследования: г. Екатеринбург, МДОУ ЦРР - детский сад № 104. В исследовании приняли участие 10 детей старшей группы.
Структура работы: в работе представлено введение, две главы, заключение, библиографический список, содержащий 48 источников, приложение.
Проведенное исследование подтвердило актуальность выбранной темы. В результате изучения проблемы реализованы поставленные задачи и сделаны выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и Федерального государственного стандарта дошкольного образования обоснована значимость проблемы развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста. В стандарте дошкольного образования одной из приоритетной области личностного развития ребенка дошкольного возраста определяется область - социально-коммуникативного развития. Развитие невербальной стороны общения создает дополнительные возможности для подготовки детей к коммуникативной компетентности, усиливает эффективность социального взаимодействия ребенка, так как у людей в целом существенная доля, а именно, до 80% от всего межличностного общения, отводится именно на невербальное общение.
Поиск и разработка эффективных технологий развития невербального общения в дошкольном детстве сегодня одна из главенствующих задач современных педагогов.
2. Выделены педагогические условия развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста и определены возможности театрализованной деятельности для развития невербальной коммуникации детей. Прежде всего, необходима соответствующая организация театрализованной деятельности детей, которая поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, подобрать и систематизировать методы, средства и формы работы, разумно использовать кадровый потенциал. Искусство театра, театрализованная деятельность как раз являются уникальным и эффективным средством формирования и совершенствования невербальной стороны общения детей дошкольного возраста.
3. Подобраны диагностические задания для определения уровня невербального общения у детей старшего дошкольного возраста. Определены уровневые показатели: эмоционально-психологическая комфортность, готовность к общению, выразительность общения и эмпатия в общении. Для диагностики каждого уровневого показателя подобраны специальные задания и упражнения.
4. Разработан комплекс заданий, направленный на развитие невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, включающий игры драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; постановка спектакля «Теремок»; упражнения по формированию выразительности исполнения; упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию детей. Также, исходя из наблюдений за детьми во время формирующего этапа опытно-поисковой работы, мы увидели качественные изменения в поведении по всем показателям и положительную динамику в развитии невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что невербальное общение - одно из главных составляющих гармоничного общения ребенка, ключевой фактор формирования взаимодействия в социуме, способствующий познанию мира посредством других людей, а театрализованная деятельность способствует и оказывает эффективное воздействие на формирование и развитие невербального общения.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и Федерального государственного стандарта дошкольного образования обоснована значимость проблемы развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста. В стандарте дошкольного образования одной из приоритетной области личностного развития ребенка дошкольного возраста определяется область - социально-коммуникативного развития. Развитие невербальной стороны общения создает дополнительные возможности для подготовки детей к коммуникативной компетентности, усиливает эффективность социального взаимодействия ребенка, так как у людей в целом существенная доля, а именно, до 80% от всего межличностного общения, отводится именно на невербальное общение.
Поиск и разработка эффективных технологий развития невербального общения в дошкольном детстве сегодня одна из главенствующих задач современных педагогов.
2. Выделены педагогические условия развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста и определены возможности театрализованной деятельности для развития невербальной коммуникации детей. Прежде всего, необходима соответствующая организация театрализованной деятельности детей, которая поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, подобрать и систематизировать методы, средства и формы работы, разумно использовать кадровый потенциал. Искусство театра, театрализованная деятельность как раз являются уникальным и эффективным средством формирования и совершенствования невербальной стороны общения детей дошкольного возраста.
3. Подобраны диагностические задания для определения уровня невербального общения у детей старшего дошкольного возраста. Определены уровневые показатели: эмоционально-психологическая комфортность, готовность к общению, выразительность общения и эмпатия в общении. Для диагностики каждого уровневого показателя подобраны специальные задания и упражнения.
4. Разработан комплекс заданий, направленный на развитие невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, включающий игры драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; постановка спектакля «Теремок»; упражнения по формированию выразительности исполнения; упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию детей. Также, исходя из наблюдений за детьми во время формирующего этапа опытно-поисковой работы, мы увидели качественные изменения в поведении по всем показателям и положительную динамику в развитии невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что невербальное общение - одно из главных составляющих гармоничного общения ребенка, ключевой фактор формирования взаимодействия в социуме, способствующий познанию мира посредством других людей, а театрализованная деятельность способствует и оказывает эффективное воздействие на формирование и развитие невербального общения.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Развитие интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Использование театрализованной деятельности в работе над развитием речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016



