Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Работа №98429

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
235
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Развитие невербального общения у детей старшего дошкольного
возраста как педагогическая проблема 6
1.2. Педагогические условия развития невербального общения у детей
старшего дошкольного возраста 11
1.3. Возможности театрализованной деятельности в развитии
невербального общения у детей старшего дошкольного возраста 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
2.1. Диагностика развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 23
2.2. Содержание работы по развитию невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

В наши дни проблема общения и формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста приобретает все большее значение. Это явление объяснимо, потому что общение - необходимое условие жизни людей, главный фактор существования культуры, а также один из основных источников психического развития детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одной из приоритетной области личностного развития ребенка дошкольного возраста определяется область «социально-коммуникативное развитие», в которой сформулированы задачи, направленные на развитие коммуникативных умений дошкольника - формирование эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. Для реализации этих задач необходимо обратить особое внимание на развитие невербальной стороны общения у детей, что усиливает эффективность социального взаимодействия ребенка, способствует развитию эмпатии и эмоциональной выразительности.
Уникальным и эффективным средством формирования и совершенствования невербального общения детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность, связанная с выразительным движением, интонированием, использованием вербальных и невербальных средств общения. Дети старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес театрализованным постановкам, играм и упражнениям. В то же время существует противоречие между необходимостью обращения к театрализованной деятельности в развитии невербального общения у детей и недостаточностью методического обеспечения данного процесса в практике дошкольных образовательных организаций.
Актуальность проблемы и выявленное противоречие определили тему исследования: «Развитие невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Цель исследования - изучить возможности театрализованной деятельности в развитии невербального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс игровых заданий в театрализованной деятельности, направленный на развитие невербального общения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. На основе анализа литературы обосновать значимость проблемы развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
2. Выявить педагогические условия развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности театрализованной деятельности в развитии невербального общения у детей.
3. Подобрать диагностические задания для определения уровня развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и провести комплекс игровых заданий, направленный на развитие невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности;
Теоретическая основа исследования. Проблемой развития общения, в том числе и невербального общения у детей занимались многие философы, социологи, педагоги, специалисты в области социальной, детской и возрастной психологии, педагоги дошкольного и школьного образования. Ведущие отечественные психологи, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.С. Рузская и многие другие, обосновали, что потребность в общении у детей является базой для дальнейшего развития личности.
Проблемой развития невербальных средств общения у детей занимались такие учёные как Л.И. Божович, В.А. Лабунская, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, А. Пиз.
Исследование особенностей театрализованной деятельности как средства развития невербального общения у детей представлены в работах А.Е. Антипиной, Л.В. Артемовой, И.Г. Вечкановой, А.М. Виноградовой, Т.Н. Дороновой, М.Д. Маханевой, С.И. Мерзляковой, Л.С. Фурмина.
Методические подходы к организации театрализованной деятельности описаны в образовательных программах «Истоки» (под редакцией Т.А. Алиевой и др.), «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой), «Радуга» (под редакцией В.И. Логиновой), «Развитие» (под редакцией Л.А. Венгера).
В работе были использованы методы исследования:
С теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
С проведение диагностического исследования (наблюдение за детьми, анализ их театрализованной деятельности, беседа), анализ эмпирических данных и их обобщение.
База исследования: г. Екатеринбург, МДОУ ЦРР - детский сад № 104. В исследовании приняли участие 10 детей старшей группы.
Структура работы: в работе представлено введение, две главы, заключение, библиографический список, содержащий 48 источников, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило актуальность выбранной темы. В результате изучения проблемы реализованы поставленные задачи и сделаны выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и Федерального государственного стандарта дошкольного образования обоснована значимость проблемы развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста. В стандарте дошкольного образования одной из приоритетной области личностного развития ребенка дошкольного возраста определяется область - социально-коммуникативного развития. Развитие невербальной стороны общения создает дополнительные возможности для подготовки детей к коммуникативной компетентности, усиливает эффективность социального взаимодействия ребенка, так как у людей в целом существенная доля, а именно, до 80% от всего межличностного общения, отводится именно на невербальное общение.
Поиск и разработка эффективных технологий развития невербального общения в дошкольном детстве сегодня одна из главенствующих задач современных педагогов.
2. Выделены педагогические условия развития невербального общения у детей старшего дошкольного возраста и определены возможности театрализованной деятельности для развития невербальной коммуникации детей. Прежде всего, необходима соответствующая организация театрализованной деятельности детей, которая поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, подобрать и систематизировать методы, средства и формы работы, разумно использовать кадровый потенциал. Искусство театра, театрализованная деятельность как раз являются уникальным и эффективным средством формирования и совершенствования невербальной стороны общения детей дошкольного возраста.
3. Подобраны диагностические задания для определения уровня невербального общения у детей старшего дошкольного возраста. Определены уровневые показатели: эмоционально-психологическая комфортность, готовность к общению, выразительность общения и эмпатия в общении. Для диагностики каждого уровневого показателя подобраны специальные задания и упражнения.
4. Разработан комплекс заданий, направленный на развитие невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, включающий игры драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; постановка спектакля «Теремок»; упражнения по формированию выразительности исполнения; упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию детей. Также, исходя из наблюдений за детьми во время формирующего этапа опытно-поисковой работы, мы увидели качественные изменения в поведении по всем показателям и положительную динамику в развитии невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что невербальное общение - одно из главных составляющих гармоничного общения ребенка, ключевой фактор формирования взаимодействия в социуме, способствующий познанию мира посредством других людей, а театрализованная деятельность способствует и оказывает эффективное воздействие на формирование и развитие невербального общения.



1. Акулова, О. А. Театрализованные игры [Текст] / О. А. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 7-9.
2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Е. А. Антипина. - М. : Сфера, 2003. - 128 С.
3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1990. - 127 С.
4. Артемова, Л. В. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. - 130 С.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Л. И. Божович. - Воронеж: НПО МОДЭКЮ, 1995. - 190 С.
6. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С. С. Бычкова. - М. : АРКТИ, 2002. - 98 С.
7. Вакуленко, Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду [Текст] / Ю. А. Вакуленко. - М. : Волгоград, 2007. - 89 С.
8. Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Е. Веракса. - М. : ПЕРСЭ. - 2003. - 230 С.
9. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо, 2005. - 512 С.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1996. - 98 С.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев.
- М. : Просвещение, 1991. - 153 С.
12. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. ПБабаева, А Г. Гогоберидзе, З. АМихайлова и др. - СПб. : Детство-пресс, 2010. - 352 С.
13. Доронова, Т. Н. Играем в театр [Текст] / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2005. - 118 С
14. Дубина, Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] /Л. А. Дубина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 14-15.
15. Запорожец, А. В. Психология восприятия сказки ребенком-
дошкольником [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : Просвещение, 1986. - 189 С.
16. Зверева, О. Л. Игра-драматизация: воспитание детей в игре [Текст] / О. Л. Зверева. - М. : Просвещение, 1994. - 78 С.
17. Зинченко, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Зинченко. - М. : Просвещение, 1986. - 210 С.
18. Исмаилова, Г. А. Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как
средство развития творческих способностей дошкольников [Электронный ресурс] // URL: http: //nsportal .ru/detskii-sad/vospitatelnaya-
rabota/2015/02/01/teatralizovannaya-deyatelnost-v-ramkakh-fgt-kak (дата
обращения: 27.02.2015)
19. Парамонова, Л. А. Истоки: Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования [Текст] / Л.А.Парамонова, А. Г. Арушанова, А.Н. Давидчук. - М. : Сфера, 2011. - 320 С.
20. Костина, М. Х. Роль театрализованной деятельности в развитии
навыков речевого общения у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // URL: http://pedsovet.org/component/option,com -
mtree/task,viewlink/link id, 155997/Itemid,118(дата обращения 09.01.16)
21. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н. Л. Кряжева. - Ярославль: Литера, 1996. - 95 С.
22. Куприна, Н. Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном
развитии детей [Текст]: методическое пособие /
Н. Г. Куприна. - Екатеринбург: Объединение «Дворец молодёжи», 2002. - 64 С.
23. Лабунская, В. А. Невербальное поведение [Текст] / В. А. Лабунская. - М. : Просвещение, 1991. - 168 С.
24. Лапшина, Г. А. Праздники в детском саду [Текст] / Г. А. Лапшина. - М. : Волгоград, 2001. - 102 С.
25. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1997. -219 С.
26. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1999. - 576 С.
27. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1985. - 302С.
28. Лисина, М. И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников [Текст] / М. И. Лисина. - М. : Просвещение, 1980. - 159 С.
29. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. - М. : Просвещение,1986. - 230 С.
30. Лисина, М. И Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии [Текст] / М. И. Лисина. - М. : Просвещение, 2002. - 213 С.
31. Лисина, М. И. Общение со взрослыми и подготовка к школе [Текст] / М. И. Лисина. - М. : Просвещение, 2001. - 90 С.
32. Макаренко, A. C. Коллектив и воспитание личности [Текст] / А. С. Макаренко. - Челябинск: Юж.-Урал, 1988. - 310 С.
33. Маханева, М. Д. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст] /М. Д. Маханева // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 5-7.
34. Маханева, М. Д. Театрализованный занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 112 С.
35. Мерзлякова, С. И. Фольклор-Музыка-Театр. Программы и конспекты занятий педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками [Текст] / С. И. Мерзлякова. - М. : Просвещение, 1999. -130 С.
36. Немов, P. C. Психология образования [Текст] / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 1995. - 220 С.
37. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т. И. Петрова. - М. : Сфера, 2000. - 97 С.
38. Романова, Д. Е. Развитие невербального общения старших дошкольников [Электронный ресурс] // URL:http: //www.elective.ru/arts/ped02-c0617-p30478.phtml(дата обращения 04.04.2017)
39. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников [Текст] /Н. А. Реуцкая. - М. : ВЛАДОС, 1989. - 117 С.
40. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] /
С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1979. - 408 С.
41. Сенько, Т. В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со
сверстниками и взрослыми [Текст]: методические рекомендации /
Т. В. Сенько. - М. : Сфера, 2001. - 96 С.
42. Слободчиков, В. И. Психология человека [Текст]: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков. - М. : Школа - Пресс, 1995. - 225 С.
43. Смирнова, Е. О Дошкольный возраст: формирование
доброжелательных отношений [Текст] /Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 9-10.
44. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Ростов на Дону: Молот, 2001. - 328 С.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf (дата обращения 16.02.2015)
46. Чейпи, Д. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. Пер. с англ. [Текст] / Д. Чейпи. - М. : Педагогика-Пресс, 1992. - 178 С.
47. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / Э. Г. Чурилова. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 115 С.
48. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет [Текст]/ А. В. Щеткин. - М. : Мозаика- Синтез, 2008. -93С.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ