Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой

Работа №98424

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ 7
1.1. Сущность понятия «нравственные представления» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.. 15
1.3. Воспитательные возможности занятий по лепке в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ 31
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы по
формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по формированию нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66

Нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Об актуальности нравственного воспитания мы можем увидеть уже в 1 главе закона «Об образовании в РФ» в нем указано, что образование осуществляется в целях «интеллектуального, духовно-нравственного, творческого развития ребенка ...» [60]. Наиболее благоприятным периодом для формирования нравственных представлений является дошкольное детство. Воспитание на традициях отечественной художественной культуры наиболее эффективный путь для детей дошкольного возраста. Язык искусства наиболее понятен, выразителен и интересен детям. Воспитание осуществляется «на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей» [60].
Также важность нравственного воспитания подчеркивает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Дошкольное образование сегодня признано решать ряд задач, ориентированных на нравственное развитие детей дошкольного возраста:
1. «формирования общей культуры личности детей» [59], в частности развитие нравственных, интеллектуальных качеств, самостоятельности и ответственности ребенка;
2. «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [59].
В содержании образовательных областей в ФГОС ДО выделены нравственные качества, которые необходимо воспитывать у детей дошкольного возраста. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» описываются приоритетные направления нацеленные на усвоение норм и нравственных ценностей, принятых в обществе, развитие «эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации» [59]. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает формирование «первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках» [59].
Старший дошкольный возраст является базовым возрастом в развитии интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер, познавательной активности личности, и когда в ребенке закладываются личностные аспекты. Основой нравственного воспитания дошкольников выступают: формирование системы нравственных ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка, а также нравственным критериям; воздействие педагога на нравственно сферу личности как системообразующую основу внутреннего мира ребенка; влияние на эмоционально-мотивационную сферу ребенка.
Изучением нравственных представлений занимались с давних времен. Я.А. Коменский, И. Гербарт, К.Д. Ушинский и другие мыслители считали, что нравственное воспитание в дошкольном возрасте необходимо. Центром воспитания является развитие нравственных чувств и качеств личности. Основная задача состоит в том, чтобы превратить требования, предъявляемые обществом, во внутренние стимулы развития личности ребенка. Одним из очень действенных средств нравственного воспитания детей являются занятия художественно-эстетического комплекса - изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность включает в себя такие виды, как лепка, рисование и аппликация, и, в общем, имеет большое значение в формировании личности ребенка. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества.
В теме нашего исследования, особую актуальность приобретает вопрос о формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке. Занятия лепкой дают не только возможность ребенку освоить пластический материал, его свойства и изобразительные возможности, но и подобрав правильно тематику к занятиям и к выполнению художественных продуктов, мы решаем задачи нравственного воспитания.
В период дошкольного детства, на наш взгляд, необходимо формировать следующие нравственные представления: знания
о нравственном и безнравственном, знание обычаев, традиций культуры, знания о малой родине и Отечестве, представления о ценностях нашего народа, уважение старших, помощь товарищу в преодолении трудностей.
Анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие, между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по формированию нравственных представлений и недостаточного методического обеспечения организации данного процесса. Все вышесказанное определило выбор темы исследования «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести в опытно-поисковой работе комплекс занятий по лепке направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по лепке направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «нравственные представления»;
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3. Раскрыть возможности занятий лепкой в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические методики и провести начальную диагностику по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать комплекс занятий по лепке направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа: труды мыслителей и педагогов И. Гербарта, К.Д. Ушинского, В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре, С.А. Козловой, Б.Т. Лихачева, B. А. Сухомлинского, Н.В. Микляевой о развитии нравственной сферы личности, положения о воспитательном потенциале искусства Т.Н. Дороновой, В.Б. Косминской, И.А. Лыковой, Н.В. Микляевой, C. Ю. Ращупкиной, С.Г. Толкачёвой.
Методы научного исследования:
-теоретическое изучение и анализ педагогической и научно-методической литературы по теме исследования;
-педагогическое наблюдение;
-проведение диагностического исследования;
- изучение продуктов детского творчества;
-беседа;
-качественный и количественный анализ полученных данных, представление их в таблицах.
База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось на базе МАДОУ ЦРР детский сад №587 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 21 ребенок старшей группы №6 «Непоседы».
Структура работы. В работе представлено введение, две главы, заключение, библиографический список, содержащий 68 источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате нашего исследования были реализованы поставленные задачи.
1. На основе анализа нормативно-правовых документов и психолого-педагогической литературы была раскрыта сущность понятия «нравственные представления», которое трактуется И.Ф. Мулько как важные смысловые образования в сознании и в нравственной сфере личности, являющиеся продуктом трансформации традиционных нравственных ценностей в индивидуальные нравственные ориентиры, на основе которых личность осмысляет действительность и выстраивает отношения с миром и с самим собой. Опираясь на исследования педагогов Е.В. Харламповой, М.В. Корепановой, Н.Г. Куприной, выделены критерии и показатели нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста: когнитивный критерий, эмоционально-мотивационный критерий, поведенческий критерий.
2. Выявлены психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Ориентируясь на показатели нравственных представлений, нужно сказать о необходимости формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о нравственном и безнравственном, об обычаях и традициях культуры, знаний о малой родине и Отечестве, представлений о ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Нужно развивать чувство товарищества, способность к сопереживанию, учить радоваться успехам сверстника, уважать мнение другого, быть чутким и добрым человеком, по отношению к окружающим. Нужно учить ребенка доводить начатое до конца; помогать товарищу в преодолении трудностей. Учить трудолюбию, аккуратности. Важно чтоб у ребенка было желание и способности к художественно-продуктивной деятельности.
3. Рассмотрены воспитательные возможности занятий по лепке в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Лепка один из видов изобразительной деятельности, позволяющий, при создании творческого продукта в практической части занятия, закрепить начальные формируемые нравственные представления. Рассмотренные методические пособия по лепке, свидетельствовали об отсутствии воспитательного компонента в содержании занятий. Тем самым, определив для нас, необходимость разработки комплекса занятий, с учетом задач нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы для выявления исходного уровня сформированности нравственных представлений у старших дошкольников были использованы диагностические задания следующих авторов М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой, И.Б. Дермановой, А.М. Щетининой, Л.В. Кирс. Анализ результатов на констатирующем этапе показывает, что высокий уровень показали 10% детей. Средний уровень продемонстрировали 71% детей. Низкий уровень был выявлен у 19% детей.
5. На основе анализа результатов педагогической диагностики на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, основных выводов и анализа примерных перспективно-тематических планирований разных авторов был разработан комплекс занятий по лепке направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом выделенных критериев и показателей. На занятиях были использованы методы художественной педагогики, с помощью которых дети постепенно, без принуждения и с удовольствием вживались в тему занятия. За основу был взят сборник стихотворений «Круглый год» С.Т. Погорелова, с помощью которого дети могли не только слушать стихотворение в исполнении воспитателя, но и прослушать запись чтения стихотворения самим автором, посмотреть иллюстрации к стихотворениям, слайдовый фильм и при этом слушать музыку П.И.Чайковского.



1. Авдулова, Т.П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе / Т.П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 2. - С. 12-22.
2. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя [Текст] / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвящение, 1979. -318 с. - (Б-ка учителя нач. классов).
3. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2007. - 452 с.
4. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду [Текст] / АПН РСФСР. Ин-т худож.воспитания; Под общ.ред. Н.А.Ветлугиной. — М. : АПН РСФСР, 1962. — 372с.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Книга для воспитателя детского сада [Текст] / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А. Д. Шатова, С.А Козлова, В.Г. Нечаева. А.М. Виноградова; Под ред. А.М. Виноградовой - М. : Просвящение, 1989 - 289 с.
6. Грибовская А.А., Лепка в детском саду: конспекты занятий для детей 2-7 лет [Текст] / А. А. Грибовская, М. Б. Халезова-Зацепина. - М. : Творческий центр «Сфера», 2012. - 80с.
7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М. : Академия, 1999. - 344 с.
8. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб. : Издательство «Речь», 2002. - 176с.
9. Дистервег А., Избранные педагогические сочинения [Текст] / А.Дистервег. - М. : Учпедгиз, 1956. - 378с.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников: метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват.
Учреждений [Текст] / Т. Н. Доронова. — М. : Просвещение, 2006. — 192 с. : ил. — (Из детства - в отрочество).
11. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1978. - 413с.
12. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы
коррекционной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 263 с. - (Коррекционная педагогика)
13. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» [Текст] / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1983. - 289 с.
14. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А.В. Запорожец - М. : Просвещение, 1985. - 176 с.
15. Иванова Т.Е. Занятия по лепке в детском саду [Текст]: методическое пособие / Т. Е. Иванова. - М. : Творческий Центр Сфера, 2010. - 93 с.
16. Интеграция образовательного процесса на основе художественно- эстетического воспитания [Текст] / Под ред. Н.В. Микляевой, - М. : Творческий Центр Сфера, 2013. - 128 с.
17. Козлова С.А.Нравственное воспитание [Текст] / С.А.Козлова // Дошкольная педагогика. — 2000. — Гл.УШ. — С.103-136.
18. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 5-6 лет [Текст]: конспекты занятий - М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. - 52с.
19. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» [Текст]: Пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В.Харлампова. - М. : Изд. дом РАО; Баласс, 2005. - 144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100», «Детский сад - 2100»).
20. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. — М. : Просвещение, 1977. - 253с.
21. Крылова Н.М. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад — дом радости» [Текст] / Н.М. Крылова. -М. : ТЦ Сфера, 2014 - 261 с.
22. Куприна Н.Г. Народная педагогика в современном дошкольном воспи-тании. - М: НОУ ВПО Московский психолого-социальный ин - т, 2008, 120с.
23. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова и др. — М. : Педагогика, 1983. - 320с.
24. Лепка [Текст]: перспективно-тематическое планирование специально организованной деятельности детей дошкольного возраста / С.Г. Толкачёва [и др.]. - Минск : Новое знание, 2010. - 87 с.
25. Лихачев Б.Т. Философия воспитания [Текст]: спец. Курс / Б.Т. Лихачев - М. : гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 197 с.
26. Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов / Б. Т. Лихачёв. - М. : Просвещение, 1985. - 176 с.
27. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М. : Педагогика, 1991. - 296 с.
28. Лыкова И. А., Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И. А. Лыкова - М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007. - 144 с.
29. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа / И.А. Лыкова - М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009. - 208 с., переиздание.
30. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем [Текст]: Книга для занятий с детьми дошкольного возраста / И. А. Лыкова - М. : ТЦ Сфера, 2000. - 112 с.
31. Любимова Ю.С. Диагностика эстетической воспитанности учащихся начальных классов [Текст] / Ю.С. Любимова // Научно-методический журнал. - Минск : Пачатковая школа, 2007. - № 9. - С. 60-64.
32. Любимова Ю.С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл./ Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. - Минск : Пачатковая школа, - 2008 - 114 с.
33. Маркс К. О воспитании и образовании [Текст]: В 2 т, Т. 1. / К. Маркс - М. : Педагогика, 1978. - 543 с.
34. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника [Текст] / И.С. Марьенко. - М. : Педагогика, 1985. - 104 с.
35. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/index.php.
36. Микляева Н.В. Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Первоцветы» [Текст] / Н.В. Микляева. - М. : Аркти, 2014 - 252 с.
37. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 96 с.
38. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателя / В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова, Р.И.Жуковская и др.; Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А.Марковой. — 3-е изд., испр. И доп. — М. : Просвещение, 1984. — 272с.
39. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для
студ. высших пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. -[Электронный ресурс] // М. : Академия, 2002. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0448/1_0448-
9.shtml#book_page_top (дата обращения 12.03.2017)
40. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1989. - 79 с.
41. Погорелов С.Т. Сборник стихотворений «Круглый год» [Текст] - Екатеринбург : Раритет, 2012. - 40 с.
42. Подласый, П.И. Педагогика [Тест] / П.И. Подласый. - Москва, 2001.¬437с.
43. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : Детство-Пресс, 2014 - 280с.
44. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Успех» [Текст] /Гамова С.Н., Герасимова Е.Н., Деркунская В.А. и др. - М. : Просвящение, 2015 - 235с.
45. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. - М. : МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2014 - 368с.
46. Ращупкина С. Ю. Лепка из пластилина, [Текст] / С.Ю. Ращупкина. - М.: РИПОЛ классик, 2010 - 264 с.
47. Ращупкина С.Ю. Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову [Текст] / С.Ю. Ращупкина. - М. : РИПОЛ классик, 2010 - 33 с.
48. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Том II (М-Я). [Текст] / А. М. Прохоров, А. П. Горкин. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1999 - 835 с.
49. Руднева Е.И. Педагогическая система Н. К. Крупской[Электронный
ресурс] // М.: Изд-во Московского университета, 1968. URL:
http://www.detskiysad.ru/ped/sistema21.html(дата обращения 12.03.2017)
50. Сергеев К.К. Психология рационального воспитания [Текст] / К.К. Сергеев. -Херсон, 1989. - 88 с.
51. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Т.В. Склярова. - М. : Издательский дом «Покров», 2004 - 143 с.
52. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1982 - 407 с.
53. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды / Б.М. Теплов. - М. : НПО «МОДЭК», 2009. - 640 с.
54. Ткаченко Т.Б. Уроки лепки из пластилина [Текст]: практическое пособие / Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 219 с.
55. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н.Ушакова. [Электронный ресурс] // URL:https://slovar.cc/rus/ushakov/418590.html(дата обращения 15.04.2017)
56. Трошин П.Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи [Текст] / П.Л. Трошин. // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 884-887.
57. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т 2 педагогические статьи 1857-1861гг. [Текст] / К.Д. Ушинский. - М :-Л.: АПН РСФСР, 1948.- 654 с.
58. Ушинский, К.Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии» [Текст] / Пед. соч. в 6 т. Т. 6./ М. : Педагогика, 1990. - 689 с.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / М. : Министерство образования науки Российской Федерации, 2013 - 20с.
60. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014 ) Об
образовании в Российской Федерации (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.01.2015) [Электронный ресурс] / URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения 7.05.17)
61. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. -М : Советская Энциклопедия, 1983. - 840 с.
62. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Под ред В.Н.Шацкой. — М. : АПН РСФСР, 1961. - 334 с.
63. Харламов И.Ф. Педагогика. [Текст] / И.Ф. Харламов. - М. : Гардарики, 1999. - 520 с.
64. Художественно - эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Под
ред. Н.В. Микляевой. - М. : ТЦ Сфера, 2013. - 192 с. (конструктор
образовательной программы).
65. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст]: учебное пособие / В.И. Волынкин. - Ростов на Дону : Феникс, 2007. - 441с.
66. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М. : Инфра-М, 2015. - 381 с.
67. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / Под ред. В.Н. Шацкой. — М. : Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1955. — 183с
68. Щетинина А.М. «Диагностика социального развития ребенка» [Текст]: учебно-методическое пособие / А.М. Щетинина. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 89 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ