Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ 7
1.1. Сущность понятия «нравственные представления» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.. 15
1.3. Воспитательные возможности занятий по лепке в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ 31
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы по
формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по формированию нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ 7
1.1. Сущность понятия «нравственные представления» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.. 15
1.3. Воспитательные возможности занятий по лепке в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ 31
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы по
формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по формированию нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
Нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Об актуальности нравственного воспитания мы можем увидеть уже в 1 главе закона «Об образовании в РФ» в нем указано, что образование осуществляется в целях «интеллектуального, духовно-нравственного, творческого развития ребенка ...» [60]. Наиболее благоприятным периодом для формирования нравственных представлений является дошкольное детство. Воспитание на традициях отечественной художественной культуры наиболее эффективный путь для детей дошкольного возраста. Язык искусства наиболее понятен, выразителен и интересен детям. Воспитание осуществляется «на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей» [60].
Также важность нравственного воспитания подчеркивает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Дошкольное образование сегодня признано решать ряд задач, ориентированных на нравственное развитие детей дошкольного возраста:
1. «формирования общей культуры личности детей» [59], в частности развитие нравственных, интеллектуальных качеств, самостоятельности и ответственности ребенка;
2. «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [59].
В содержании образовательных областей в ФГОС ДО выделены нравственные качества, которые необходимо воспитывать у детей дошкольного возраста. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» описываются приоритетные направления нацеленные на усвоение норм и нравственных ценностей, принятых в обществе, развитие «эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации» [59]. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает формирование «первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках» [59].
Старший дошкольный возраст является базовым возрастом в развитии интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер, познавательной активности личности, и когда в ребенке закладываются личностные аспекты. Основой нравственного воспитания дошкольников выступают: формирование системы нравственных ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка, а также нравственным критериям; воздействие педагога на нравственно сферу личности как системообразующую основу внутреннего мира ребенка; влияние на эмоционально-мотивационную сферу ребенка.
Изучением нравственных представлений занимались с давних времен. Я.А. Коменский, И. Гербарт, К.Д. Ушинский и другие мыслители считали, что нравственное воспитание в дошкольном возрасте необходимо. Центром воспитания является развитие нравственных чувств и качеств личности. Основная задача состоит в том, чтобы превратить требования, предъявляемые обществом, во внутренние стимулы развития личности ребенка. Одним из очень действенных средств нравственного воспитания детей являются занятия художественно-эстетического комплекса - изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность включает в себя такие виды, как лепка, рисование и аппликация, и, в общем, имеет большое значение в формировании личности ребенка. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества.
В теме нашего исследования, особую актуальность приобретает вопрос о формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке. Занятия лепкой дают не только возможность ребенку освоить пластический материал, его свойства и изобразительные возможности, но и подобрав правильно тематику к занятиям и к выполнению художественных продуктов, мы решаем задачи нравственного воспитания.
В период дошкольного детства, на наш взгляд, необходимо формировать следующие нравственные представления: знания
о нравственном и безнравственном, знание обычаев, традиций культуры, знания о малой родине и Отечестве, представления о ценностях нашего народа, уважение старших, помощь товарищу в преодолении трудностей.
Анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие, между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по формированию нравственных представлений и недостаточного методического обеспечения организации данного процесса. Все вышесказанное определило выбор темы исследования «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести в опытно-поисковой работе комплекс занятий по лепке направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по лепке направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «нравственные представления»;
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3. Раскрыть возможности занятий лепкой в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические методики и провести начальную диагностику по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать комплекс занятий по лепке направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа: труды мыслителей и педагогов И. Гербарта, К.Д. Ушинского, В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре, С.А. Козловой, Б.Т. Лихачева, B. А. Сухомлинского, Н.В. Микляевой о развитии нравственной сферы личности, положения о воспитательном потенциале искусства Т.Н. Дороновой, В.Б. Косминской, И.А. Лыковой, Н.В. Микляевой, C. Ю. Ращупкиной, С.Г. Толкачёвой.
Методы научного исследования:
-теоретическое изучение и анализ педагогической и научно-методической литературы по теме исследования;
-педагогическое наблюдение;
-проведение диагностического исследования;
- изучение продуктов детского творчества;
-беседа;
-качественный и количественный анализ полученных данных, представление их в таблицах.
База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось на базе МАДОУ ЦРР детский сад №587 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 21 ребенок старшей группы №6 «Непоседы».
Структура работы. В работе представлено введение, две главы, заключение, библиографический список, содержащий 68 источников, приложения.
Также важность нравственного воспитания подчеркивает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Дошкольное образование сегодня признано решать ряд задач, ориентированных на нравственное развитие детей дошкольного возраста:
1. «формирования общей культуры личности детей» [59], в частности развитие нравственных, интеллектуальных качеств, самостоятельности и ответственности ребенка;
2. «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [59].
В содержании образовательных областей в ФГОС ДО выделены нравственные качества, которые необходимо воспитывать у детей дошкольного возраста. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» описываются приоритетные направления нацеленные на усвоение норм и нравственных ценностей, принятых в обществе, развитие «эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации» [59]. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает формирование «первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках» [59].
Старший дошкольный возраст является базовым возрастом в развитии интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер, познавательной активности личности, и когда в ребенке закладываются личностные аспекты. Основой нравственного воспитания дошкольников выступают: формирование системы нравственных ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка, а также нравственным критериям; воздействие педагога на нравственно сферу личности как системообразующую основу внутреннего мира ребенка; влияние на эмоционально-мотивационную сферу ребенка.
Изучением нравственных представлений занимались с давних времен. Я.А. Коменский, И. Гербарт, К.Д. Ушинский и другие мыслители считали, что нравственное воспитание в дошкольном возрасте необходимо. Центром воспитания является развитие нравственных чувств и качеств личности. Основная задача состоит в том, чтобы превратить требования, предъявляемые обществом, во внутренние стимулы развития личности ребенка. Одним из очень действенных средств нравственного воспитания детей являются занятия художественно-эстетического комплекса - изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность включает в себя такие виды, как лепка, рисование и аппликация, и, в общем, имеет большое значение в формировании личности ребенка. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества.
В теме нашего исследования, особую актуальность приобретает вопрос о формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке. Занятия лепкой дают не только возможность ребенку освоить пластический материал, его свойства и изобразительные возможности, но и подобрав правильно тематику к занятиям и к выполнению художественных продуктов, мы решаем задачи нравственного воспитания.
В период дошкольного детства, на наш взгляд, необходимо формировать следующие нравственные представления: знания
о нравственном и безнравственном, знание обычаев, традиций культуры, знания о малой родине и Отечестве, представления о ценностях нашего народа, уважение старших, помощь товарищу в преодолении трудностей.
Анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие, между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по формированию нравственных представлений и недостаточного методического обеспечения организации данного процесса. Все вышесказанное определило выбор темы исследования «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести в опытно-поисковой работе комплекс занятий по лепке направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по лепке направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «нравственные представления»;
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3. Раскрыть возможности занятий лепкой в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические методики и провести начальную диагностику по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать комплекс занятий по лепке направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа: труды мыслителей и педагогов И. Гербарта, К.Д. Ушинского, В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре, С.А. Козловой, Б.Т. Лихачева, B. А. Сухомлинского, Н.В. Микляевой о развитии нравственной сферы личности, положения о воспитательном потенциале искусства Т.Н. Дороновой, В.Б. Косминской, И.А. Лыковой, Н.В. Микляевой, C. Ю. Ращупкиной, С.Г. Толкачёвой.
Методы научного исследования:
-теоретическое изучение и анализ педагогической и научно-методической литературы по теме исследования;
-педагогическое наблюдение;
-проведение диагностического исследования;
- изучение продуктов детского творчества;
-беседа;
-качественный и количественный анализ полученных данных, представление их в таблицах.
База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось на базе МАДОУ ЦРР детский сад №587 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 21 ребенок старшей группы №6 «Непоседы».
Структура работы. В работе представлено введение, две главы, заключение, библиографический список, содержащий 68 источников, приложения.
В результате нашего исследования были реализованы поставленные задачи.
1. На основе анализа нормативно-правовых документов и психолого-педагогической литературы была раскрыта сущность понятия «нравственные представления», которое трактуется И.Ф. Мулько как важные смысловые образования в сознании и в нравственной сфере личности, являющиеся продуктом трансформации традиционных нравственных ценностей в индивидуальные нравственные ориентиры, на основе которых личность осмысляет действительность и выстраивает отношения с миром и с самим собой. Опираясь на исследования педагогов Е.В. Харламповой, М.В. Корепановой, Н.Г. Куприной, выделены критерии и показатели нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста: когнитивный критерий, эмоционально-мотивационный критерий, поведенческий критерий.
2. Выявлены психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Ориентируясь на показатели нравственных представлений, нужно сказать о необходимости формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о нравственном и безнравственном, об обычаях и традициях культуры, знаний о малой родине и Отечестве, представлений о ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Нужно развивать чувство товарищества, способность к сопереживанию, учить радоваться успехам сверстника, уважать мнение другого, быть чутким и добрым человеком, по отношению к окружающим. Нужно учить ребенка доводить начатое до конца; помогать товарищу в преодолении трудностей. Учить трудолюбию, аккуратности. Важно чтоб у ребенка было желание и способности к художественно-продуктивной деятельности.
3. Рассмотрены воспитательные возможности занятий по лепке в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Лепка один из видов изобразительной деятельности, позволяющий, при создании творческого продукта в практической части занятия, закрепить начальные формируемые нравственные представления. Рассмотренные методические пособия по лепке, свидетельствовали об отсутствии воспитательного компонента в содержании занятий. Тем самым, определив для нас, необходимость разработки комплекса занятий, с учетом задач нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы для выявления исходного уровня сформированности нравственных представлений у старших дошкольников были использованы диагностические задания следующих авторов М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой, И.Б. Дермановой, А.М. Щетининой, Л.В. Кирс. Анализ результатов на констатирующем этапе показывает, что высокий уровень показали 10% детей. Средний уровень продемонстрировали 71% детей. Низкий уровень был выявлен у 19% детей.
5. На основе анализа результатов педагогической диагностики на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, основных выводов и анализа примерных перспективно-тематических планирований разных авторов был разработан комплекс занятий по лепке направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом выделенных критериев и показателей. На занятиях были использованы методы художественной педагогики, с помощью которых дети постепенно, без принуждения и с удовольствием вживались в тему занятия. За основу был взят сборник стихотворений «Круглый год» С.Т. Погорелова, с помощью которого дети могли не только слушать стихотворение в исполнении воспитателя, но и прослушать запись чтения стихотворения самим автором, посмотреть иллюстрации к стихотворениям, слайдовый фильм и при этом слушать музыку П.И.Чайковского.
1. На основе анализа нормативно-правовых документов и психолого-педагогической литературы была раскрыта сущность понятия «нравственные представления», которое трактуется И.Ф. Мулько как важные смысловые образования в сознании и в нравственной сфере личности, являющиеся продуктом трансформации традиционных нравственных ценностей в индивидуальные нравственные ориентиры, на основе которых личность осмысляет действительность и выстраивает отношения с миром и с самим собой. Опираясь на исследования педагогов Е.В. Харламповой, М.В. Корепановой, Н.Г. Куприной, выделены критерии и показатели нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста: когнитивный критерий, эмоционально-мотивационный критерий, поведенческий критерий.
2. Выявлены психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Ориентируясь на показатели нравственных представлений, нужно сказать о необходимости формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о нравственном и безнравственном, об обычаях и традициях культуры, знаний о малой родине и Отечестве, представлений о ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Нужно развивать чувство товарищества, способность к сопереживанию, учить радоваться успехам сверстника, уважать мнение другого, быть чутким и добрым человеком, по отношению к окружающим. Нужно учить ребенка доводить начатое до конца; помогать товарищу в преодолении трудностей. Учить трудолюбию, аккуратности. Важно чтоб у ребенка было желание и способности к художественно-продуктивной деятельности.
3. Рассмотрены воспитательные возможности занятий по лепке в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Лепка один из видов изобразительной деятельности, позволяющий, при создании творческого продукта в практической части занятия, закрепить начальные формируемые нравственные представления. Рассмотренные методические пособия по лепке, свидетельствовали об отсутствии воспитательного компонента в содержании занятий. Тем самым, определив для нас, необходимость разработки комплекса занятий, с учетом задач нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы для выявления исходного уровня сформированности нравственных представлений у старших дошкольников были использованы диагностические задания следующих авторов М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой, И.Б. Дермановой, А.М. Щетининой, Л.В. Кирс. Анализ результатов на констатирующем этапе показывает, что высокий уровень показали 10% детей. Средний уровень продемонстрировали 71% детей. Низкий уровень был выявлен у 19% детей.
5. На основе анализа результатов педагогической диагностики на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, основных выводов и анализа примерных перспективно-тематических планирований разных авторов был разработан комплекс занятий по лепке направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом выделенных критериев и показателей. На занятиях были использованы методы художественной педагогики, с помощью которых дети постепенно, без принуждения и с удовольствием вживались в тему занятия. За основу был взят сборник стихотворений «Круглый год» С.Т. Погорелова, с помощью которого дети могли не только слушать стихотворение в исполнении воспитателя, но и прослушать запись чтения стихотворения самим автором, посмотреть иллюстрации к стихотворениям, слайдовый фильм и при этом слушать музыку П.И.Чайковского.
Подобные работы
- Формирование нравственных представлений у детей среднего
дошкольного возраста на материале волшебной сказки
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аппликации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2024 - Развитие эстетических представлений у старших дошкольников на занятиях аппликацией
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в беседах об искусстве
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ В СТИЛЕ ХИП-ХОП
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



