Введение 3
Глава 1.Теоретические основы формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 8
1.2. Здоровый образ жизни: понятия и компоненты 15
1.3. Формы и методы формирования ценностей здорового образа
жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 34
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста на примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №12 п. Буланаш 45
2.1. Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения №12 по формированию ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 45
2.2. Программа по формированию ценностей здорового образа жизни
детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 56
Заключение 68
Список использованной литературы 73
Приложения 79
Актуальность исследования. В современных реалиях развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблематику формирования подрастающего поколения. Успешными в различных областях жизнедеятельности могут быть люди, которые ориентированы на здоровый образ жизни.
В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, формирование ценностей здорового образа жизни видится особенно актуальной. Дети — это будущее нашей страны.
Отношение ребенка к своему здоровью является немаловажным фактором, на который можно будет полагаться при формировании ценностей здорового образа жизни (далее ЗОЖ). Оно создается и развивается в процессе понимания ребенком себя как человека.
Проблемы сохранения и укрепления детского здоровья и пути их решения нашли свое отражение во многих законодательных и нормативно-правовых актах.
Согласно закону РФ «Об образовании в РФ» (273-ФЗ РФ, 29 декабря 2012 г.), дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Так же выделено пять самостоятельных образовательных областей, одной из которых является «Физическое развитие», которая включает приобретение опыта в становлении ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Важным условием успешной социализации детей является состояние их здоровья. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в Концепции демографической политики России на период до 2025 года отмечается, что одной из главных задач государства является сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для формирования ценностей здорового образа жизни.
Возрождение интенсивной субъектной позиции — задаток обычного существования, духовного и вещественного благоденствия общества и страны. Обеспечивание здорового становления всякого господина обусловят жизнестойкость страны и общества. В следствие этого с целью обеспечивания стойкого неопасного становления личности и общества в гос политическом деятеле нужно переориентироваться на профилактику их появления, на заключение задач воспитания жизнестойкости всякой личности и общества в целом. А для более важного заслуги предоставленной цели нужно влияние на подрастающее поколение. Образовательная система в целом обязана поиграть тут главную роль. Тем более принципиально в дошкольной образовательной организации, где малыш получает базисные познания из множества наук, в что количестве и о собственном организме, на данном рубеже случается осознание и принятие ребенком ценностей здорового вида жизни. Выращивать ребят бодрствующими, сильными, неунывающими - задачка не лишь только опекунов, но и всякой дошкольной образовательной организации (далее ДОО), так как там дети проводят большую часть дня. Год за годом увеличивается количество детей, имеющих проблемы со здоровьем, прослеживается тенденция роста общего уровня заболеваний среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством отрицательных явлений в современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическими проблемами, удручающим уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением пагубных факторов алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательной системы и семьи. От уровня психологического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования фундаментальных ценностей о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста представляется в современном обществе актуальной.
Значимость этого вопроса в том, что гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей, составляющих его общество. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в старшем дошкольном возрасте. В исследованиях современных ученых, таких как H.A. Андреева, В.А. Деркунская, Л.И. Пономарева, З.И. Тюмасева, С.Б. Шарманова доказано, что именно в старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает проявляться интерес к своему здоровью, его сохранению и укреплению.
Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать ценности здорового образа жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровыми и развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Отношение малыша к собственному самочувствию считается фундаментом, на котором возможно станет выстроить надобность в здоровом виде жизни. Данная надобность зарождается и развивается в процессе понимания ребенком себя как человека и личности. Отношение малыша к самочувствию впрямую находится в зависимости от сформированности в его сознании сего мнения. Почвы формирования ценностей здорового вида жизни у ребят дошкольного возраста ориентируются наличием познаний и представлений об деталях здорового вида жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением продавать их в поведении и работы дешевыми для малыша методами. Актуальность предоставленной трудности обоснована общественным заказом на составление ценностей здорового вида жизни у ребят в этап дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как оригинальному периоду становления личности; а еще вероятностью обновления свойства формирования ценностей здорового вида жизни ребят старшего дошкольного возраста методом сотворения особых критерий в дошкольной образовательной организации.
Противоречие: между необходимостью формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и недостаточным вниманием к этому в деятельности Дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: как формировать ценности здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Тема исследования: «Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и практических аспектов формирования ценностей здорового образа жизни разработать Программу по формированию ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, программа по формированию ценностей у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации должна:
включать работу с детьми, педагогами, родителями;
способствовать воспитанию полезных привычек и навыков здорового образа жизни детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
2. Обосновать необходимость формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть формы и методы формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать деятельность дошкольной образовательной организации по формированию ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, обобщение, сравнение, систематизация.
Практические: анализ документов, наблюдение, анкетирование, обработка результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12» (МБДОУ №12), Свердловская область, Артемовский район, поселок Буланаш.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Завершая работу, кратко отметим главные моменты. Актуальность данной проблемы обусловлена социальным заказом на формирование ценностей здорового образа жизни у детей в период дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности; а также возможностью совершенствования формирования ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных условий в дошкольной образовательной организации.
В Первой главе мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста:
• обосновали необходимость формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
• раскрыли формы и методы формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
• определили, что в понятие формирование ценности здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста входят следующие составляющие: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции.
Во второй главе была проведена опытно-поисковая работа по формированию ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста на примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №12 п. Буланаш.
В опытно-поисковой деятельности приняли участие 30 детей от 5 до 6 лет, 30 семей. Работа проходила в два этапа. Были определены задачи опытнопоисковой работы:
1. Определить уровень сформированности ценностей ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы.
2. Разработать Программу по формированию ценностей ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации и реализовать ее.
3. Определить уровень сформированности ценностей ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста на заключительном этапе опытно-поисковой работы.
В опытно-поисковой работе приняло участие 30 детей от 5 до 6 лет, 30 родителей. Для изучения сформированности ценностей ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ№12 мы провели методики диагностирования с детьми и родителями на выявление знаний о ценностях здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: выявить уровень знаний об организме человека у детей старшего дошкольного возраста. Результаты проведения выявили: высокий уровень - 5 детей, что составляет 17%;средний уровень - 15 детей, что составляет 50%; низкий уровень - 10 детей, что составляет 33%.
Методика 2. Мы провели беседу, направленную на выявление элементарных представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни, понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов.
По результатам опроса детей, пришли к выводу, что формирование ценностей здорового образа жизни детей достаточно сформированы у половины группы. Воспитанники имеют полное представления о ценностях ЗОЖ, знают как поддерживать свое здоровье в порядке и как сформировать у себя ценности ЗОЖ. 13 детей имеют средний уровень представлений о формировании представлений ценности здорового образа жизни у старших дошкольников, понимание, что такое «здоровый образ жизни», но не все имеют представление, как сформировать ценности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Методика 3. «Незаконченные предложения» позволила узнать особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.
Методика 4. Провели анкетирование как метод сбора первичных данных. Выявили представления формирования ценностей ЗОЖ и мотивации у родителей воспитанников: 10% (1) родителей ответили, что необходимо обеспечить ребенку дома, в семье и в ДОО здоровый образ жизни в комплексе; 17% (2) указали на необходимость закаливания; 90% (3) родителей признают важность и значимость ценностей ЗОЖ в ДОО и дома. 80% (4) опрошенных родителей отметили, что нуждаются в помощи дошкольной образовательной организации в формировании представлений о ценности здорового образа жизни у старших дошкольников.
Можно сделать вывод, в ДОО созданы условия для решения задач по формированию ценностей ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. В то же время анализ состояния здоровья воспитанников ДОО показывает, что более половины детей (20 из 30) имеют II и III группы здоровья. Это говорит о том, что работа по формированию ценности здорового образа жизни у дошкольников является не систематической. Поэтому необходимо разработать программу по формированию ценности ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Программа по формированию ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации разработана в силу актуальности проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.
Цель программы: формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни.
Для изучения формирования ценностей ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ№12 мы повторно провели методики диагностирования с детьми и родителями на выявление знаний о ценности здорового образа жизни.
В опытно-поисковой работе приняло участие 30 детей от 5 до 6 лет, 30 семей. Цель опытно-поисковой работы: выявить уровень знаний об организме человека у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что на высоком уровне - пятнадцать детей, это на 33% больше. Количество детей на среднем уровне уменьшилось на 17% - 10 детей. Число детей, показавших низкий уровень уменьшилось на 33%.
Повысилась мотивация у родителей воспитанников по формированию ценностей: 50% родителей ответили, что необходимо обеспечить ребенку дома, в семье и в ДОО здоровый образ жизни в комплексе - это на 40% больше, чем в первичной диагностике. 33% указали на необходимость закаливания, что на 16% больше. 100% опрошенных родителей признают важность и приоритетную значимость ценности ЗОЖ развития в ДОО и дома. 90% опрошенных родителей отметили, что нуждаются в помощи дошкольного образовательного учреждения в процессе укрепления и сохранения здоровья детей (на 10% больше).
Проведенная работа дала положительные результаты:
1. У детей сформированы первоначальные представления о ценностях здорового образа жизни.
2. Возросла заинтересованность родителей в спортивной жизни детского сада.
3. Дети ДОО посещают спортивные секции, являются победителями и говорит о положительной динамике формирования ценностей ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
На основании выше изложенного, правомерно сделать следующий вывод, если использовать поэтапное формирование знаний о ценностях здорового образа жизни, то дети получат возможность овладеть знаниями об основных ценностях здорового образа жизни, о болезнях, их вреде, о необходимости их профилактики; элементарными сведениями о своем организме.
Программа по формированию ценностей ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации позволяет постепенно улучшить здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. Способствует воспитанию полезных привычек и формированию ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
1. Алямовская В.Г. Современные подходы и оздоровление детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. 2013. №3.19 с.
2. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. СПб.: Детство-пресс, 2014. 144с.
3. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. М.: АСТ, 2013. 128 с.
4. Абольянина С., Решетнева Г. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания/ Дошкольное воспитание/ №4.2012.
5. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / М.: Мозаика-синтез, 2012.
6. Бальсевич В. К. Физическая культура: молодежь и современность /
B. К. Бальсевич, JI. И. Лубышева / Теория и практика физ. культуры. 1995. №4.
C. 5-11.
7. Барбашов С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников Текст: пед. наук / C.B. Барбашов. Омск, 2010. 389 с.
8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в детском саду. / М.Р. Битянова. М.: Совершенство, 1997. 298с.
9. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова.М. :
Академический Проект, 2005. 240 с.
10. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 29.12.2012 года.
11. Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное воспитание. 1989. №5.С. 10-23.
12. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. Шадринск, 2004.
13. Кауфман И. М. Терминологические словари: библиография. М., 1961.
14. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка в детской практической психологии//Психолог в детском саду, 2000. № 2.
15. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях / М. Аркти, 2013...