Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ 7
1.1. Понятие и сущность эстетических представлений в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития эстетических представлений у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Роль русской народной песни в формировании эстетических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ 34
2.1. Организация опытно-поисковой работы по формированию
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в русской народной песни 34
2.2. Ход и результаты опытно-поисковой работы по формированию
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в русской народной песни 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ 7
1.1. Понятие и сущность эстетических представлений в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития эстетических представлений у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Роль русской народной песни в формировании эстетических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ 34
2.1. Организация опытно-поисковой работы по формированию
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в русской народной песни 34
2.2. Ход и результаты опытно-поисковой работы по формированию
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в русской народной песни 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ2
Актуальность исследования. В современных условиях воспитание детей старшего дошкольного возраста является многоаспектной и комплексной задачей любого дошкольного учреждения.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики формирования эстетических представлений как основы эстетического воспитания и развития личности, важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Способность эстетически представлять воспринимать прекрасное в искусстве и окружающей действительности, переживание глубоких эстетических чувств - это важнейшее условие обогащения духовной жизни человека. Ребенок с раннего детства исследует и открывает окружающий мир, он тянется к красивому и яркому, испытывает радость общения с искусством, природой и музыкой, открывая для себя мир в разнообразных звуках и красках.
Одной из стратегических целей ФГОС дошкольного образования является объединение процесса обучения и воспитания в целостный интегративный процесс на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе норм и правил поведения в интересах окружающего мира, семьи и отдельной личности. Поэтому каждая предметная область занимает особое место в формировании гармоничной личности дошкольника.
Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является благоприятным периодом для формирования эстетических представлений, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир. Формирование способности к эстетическим представлениям в искусстве, природе и музыке способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие дошкольника по сбалансированному пути.
Пение как вид музыкальной деятельности (Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова) занимает одно из ведущих мест в эстетическом и нравственном воспитании дошкольника. Это обусловлено тем, что именно голос является первым инструментом, которым ребенок овладевает и уже в период дошкольного детства достаточно умело может его применять.
Как отмечают ряд ученых (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, М.Б. Зацепина, Н.А. Метлов), пение как актуальный вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте способствует развитию музыкальности (чувство ритма, ладовысотный слух, эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения, музыкальное мышление и воображение). А русская народная песня оказывает положительное влияние на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка (при раскрытии содержательного аспекта текста), физическое развитие (развитие слуха, укрепление легких и голосовых связок).
Необходимо отметить, что в настоящее время существует достаточное число образовательных программ по эстетическому воспитанию (И.А. Лыкова «Цветные ладошки», Т.С. Комарова «Красота, радость, творчество», Т.А. Копцева «Природа и художник», Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова «Росинка» и др.) и методических пособий (А.С. Галанов, Т.Н. Доронова, В.А. Егупова, Т.Г. Казакова и др.). Однако содержание педагогической работы по формированию эстетических представлений в музыкальной деятельности по материалам русской народной песни разработано недостаточно.
Все это позволяет констатировать о важности проведения воспитательных мероприятий с использованием музыкальной деятельности (в частности, пения) в условиях ДОУ как специально организованной сензитивно восприимчивой среды с целью комплексного формирования личности ребенка.
Объект исследования: процесс формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятии, направленный на формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни.
Цель исследования: теоретически обосновать, и проверить в опытно-поисковой работе комплекс занятии, направленный на формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать содержание понятие «эстетические представления»;
2. Раскрыть особенности развития эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить роль русской народной песни в формировании эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести констатирующее исследование сформированности эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать комплекс занятии, направленный на формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни;
6. Провести контрольное исследование сформированности эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования. В своей работе мы опирались на работы учёных о музыкальном воспитании в рамках ДОУ, в которых определяется эмоциональная и сензитивная восприимчивость к материалу, позволяющая гармонично развивать личность ребенка (Г.И. Анисимова, Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, Л.В. Горина, И.В. Гусева, В.А. Деркунская, И.Л. Дзержинская, М.Б. Зацепина, Л.И. Катинене, О.В. Кацер, Н.Г. Куприна, Н.А. Метлов, М.Л. Палавандишвили, В.И. Петрушин, О.П. Радынова, Т.Г. Рубан); положениях о значимости эстетического воспитания в дошкольном возраста (С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, Б.С. Волков, Н.В. Волкова, О.В. Дыбина, Т.С. Комарова, Н.Г. Куприна, Д.В. Менджерицкая, Л.А. Першина, О.П. Солодилова, Г.А. Широкова); исследования о сензитивности дошкольного возраста для формирования коммуникативности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, K.M. Гуревич, Г.С. Никифоров, Е.Ф. Рыбалко, A.A. Смирнов); о роли воспитания в формировании гармоничной личности дошкольника средствами музыкальной деятельности в дошкольном возрасте (Н.А. Ветлугина, Н.Г. Куприна, О.П. Радынова, Н.Ф. Сорокина, Г.С. Тарасов).
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение нормативных документов и методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2) практические методы: тестирование детей, количественная, качественная и графическая обработка полученных данных.
Практическая значимость исследования раскрывается в экспериментальном изучении сформированности эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста, а также разработке и апробации комплекса занятии, направленных на формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни, оценке эффективности проведенной педагогической работы. Разработанный комплекс занятии по формированию эстетических представлений можно использовать в деятельности воспитателя, психолога ДОУ и в дополнительном образовании при работе со старшими дошкольниками.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики формирования эстетических представлений как основы эстетического воспитания и развития личности, важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Способность эстетически представлять воспринимать прекрасное в искусстве и окружающей действительности, переживание глубоких эстетических чувств - это важнейшее условие обогащения духовной жизни человека. Ребенок с раннего детства исследует и открывает окружающий мир, он тянется к красивому и яркому, испытывает радость общения с искусством, природой и музыкой, открывая для себя мир в разнообразных звуках и красках.
Одной из стратегических целей ФГОС дошкольного образования является объединение процесса обучения и воспитания в целостный интегративный процесс на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе норм и правил поведения в интересах окружающего мира, семьи и отдельной личности. Поэтому каждая предметная область занимает особое место в формировании гармоничной личности дошкольника.
Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является благоприятным периодом для формирования эстетических представлений, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир. Формирование способности к эстетическим представлениям в искусстве, природе и музыке способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие дошкольника по сбалансированному пути.
Пение как вид музыкальной деятельности (Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова) занимает одно из ведущих мест в эстетическом и нравственном воспитании дошкольника. Это обусловлено тем, что именно голос является первым инструментом, которым ребенок овладевает и уже в период дошкольного детства достаточно умело может его применять.
Как отмечают ряд ученых (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, М.Б. Зацепина, Н.А. Метлов), пение как актуальный вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте способствует развитию музыкальности (чувство ритма, ладовысотный слух, эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения, музыкальное мышление и воображение). А русская народная песня оказывает положительное влияние на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка (при раскрытии содержательного аспекта текста), физическое развитие (развитие слуха, укрепление легких и голосовых связок).
Необходимо отметить, что в настоящее время существует достаточное число образовательных программ по эстетическому воспитанию (И.А. Лыкова «Цветные ладошки», Т.С. Комарова «Красота, радость, творчество», Т.А. Копцева «Природа и художник», Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова «Росинка» и др.) и методических пособий (А.С. Галанов, Т.Н. Доронова, В.А. Егупова, Т.Г. Казакова и др.). Однако содержание педагогической работы по формированию эстетических представлений в музыкальной деятельности по материалам русской народной песни разработано недостаточно.
Все это позволяет констатировать о важности проведения воспитательных мероприятий с использованием музыкальной деятельности (в частности, пения) в условиях ДОУ как специально организованной сензитивно восприимчивой среды с целью комплексного формирования личности ребенка.
Объект исследования: процесс формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятии, направленный на формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни.
Цель исследования: теоретически обосновать, и проверить в опытно-поисковой работе комплекс занятии, направленный на формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать содержание понятие «эстетические представления»;
2. Раскрыть особенности развития эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить роль русской народной песни в формировании эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести констатирующее исследование сформированности эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать комплекс занятии, направленный на формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни;
6. Провести контрольное исследование сформированности эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования. В своей работе мы опирались на работы учёных о музыкальном воспитании в рамках ДОУ, в которых определяется эмоциональная и сензитивная восприимчивость к материалу, позволяющая гармонично развивать личность ребенка (Г.И. Анисимова, Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, Л.В. Горина, И.В. Гусева, В.А. Деркунская, И.Л. Дзержинская, М.Б. Зацепина, Л.И. Катинене, О.В. Кацер, Н.Г. Куприна, Н.А. Метлов, М.Л. Палавандишвили, В.И. Петрушин, О.П. Радынова, Т.Г. Рубан); положениях о значимости эстетического воспитания в дошкольном возраста (С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, Б.С. Волков, Н.В. Волкова, О.В. Дыбина, Т.С. Комарова, Н.Г. Куприна, Д.В. Менджерицкая, Л.А. Першина, О.П. Солодилова, Г.А. Широкова); исследования о сензитивности дошкольного возраста для формирования коммуникативности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, K.M. Гуревич, Г.С. Никифоров, Е.Ф. Рыбалко, A.A. Смирнов); о роли воспитания в формировании гармоничной личности дошкольника средствами музыкальной деятельности в дошкольном возрасте (Н.А. Ветлугина, Н.Г. Куприна, О.П. Радынова, Н.Ф. Сорокина, Г.С. Тарасов).
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение нормативных документов и методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2) практические методы: тестирование детей, количественная, качественная и графическая обработка полученных данных.
Практическая значимость исследования раскрывается в экспериментальном изучении сформированности эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста, а также разработке и апробации комплекса занятии, направленных на формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни, оценке эффективности проведенной педагогической работы. Разработанный комплекс занятии по формированию эстетических представлений можно использовать в деятельности воспитателя, психолога ДОУ и в дополнительном образовании при работе со старшими дошкольниками.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В соответствии с поставленной целью и задачей было проведено педагогическое исследование, направленное на формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни.
Теоретический анализ по проблеме исследования показал, что музыка - один из видов искусства, который, в свою очередь, обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами влияния на состояние человека, она влияет на человека с самых первых дней его жизни, а также на протекание нравственно-коммуникационных процессов.
Пение выступает важнейшим средством музыкального воспитания и играет значимую роль в решении задач гармонического и всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.
В самом общем понимании, эстетическое представление - это результат эстетического восприятия, который закреплен в качестве образа воспринятого объекта. Эстетические представления ребенка представляют собой систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности.
Под формированием эстетических представлений на материале русской народной песни в ДОУ (К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан) понимается методически организационная музыкальная деятельность, позволяющая развивать следующие показатели (компетенции) образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
1. Певческие умения - это качественное исполнение знакомых песен с выразительной дикцией и умением импровизации, вокально-слуховой координации;
2. Нравственные ценности - это система шаблонов поведения, принятых в обществе и транслируемых в музыкальных произведениях (эмоциональная отзывчивость и эстетическое восприятие музыкального произведения);
3. Коммуникативные навыки - как способность выражения мыслей по воспринятому музыкальному произведению и содержательное понимание прослушанного произведения и при заучивании слов);
4. Гносеологическая способность - это способность к познанию окружающего мира - эстетические суждения как форма эстетическое познание мира через познавательный интерес и активность.
Именно данный подход был заложен в опытно-поисковую работу с целью отбора диагностических занятии и проведения исследования. В опытно-поисковой работе приняли участие старшие дошкольники в возрасте 6-7 лет с согласия родителей. В исследовании приняло участие 20 дошкольников, из них: 10 мальчиков и 10 девочек.
По результатам констатирующего исследования было установлено, что 85% детей имеют средний уровень сформированности эстетических представлений. Эти дети стремятся качественно исполнить знакомые им песни, но у них невсегда это получается. Дети обладают базовыми навыками певческого слуха и вокально-слуховой координации. Они чувствуют настроение произведения, но описания носят схематичный, свернутый характер, могут в ходе с диалогом со взрослым дать собственную оценку произведения, но без аргументации. Детей необходимо инициировать к коммуникативной деятельности, задавая наводящие вопросы, требуют дополнительного внимания при заучивании песни.
Высокий уровень сформированности эстетических представлений имеют 10% детей. Эта группа детей старается качественно исполнять знакомые им песни. У них развит певческий слух и вокально-слуховая координация. Они понимают интонационные смыслы, способны их самостоятельно произвести. При пении стремятся использовать выразительную дикцию, придерживаясь заложенных правил пения конкретного произведения. Они понимают содержательную линию произведения, они легко выражают свои мысли после музыкального восприятия, способны пересказать содержание песни или произвести напев мелодии со словами, они свободно пересказывают, заучивают и воспроизводят музыкальное произведение.
И лишь у 5% детей представлен низкий уровень сформированности эстетических представлений. Они просят большего количества времени, замедленного темпа познавательной деятельности и помощи взрослого при восприятии музыкального произведения. Пение имеет монотонный характер, наблюдается серьезный отход от ритма, дикции и интонации. Детям сложно увидеть основную содержательную линию музыкального произведения, им недоступно формирование нравственно-этической оценки по прослушанной песне. В целом, дети способны прочувствовать настроение произведение, которое хотел передать автор стихов и композитор, но испытывают явные трудности в выражении в словесной форме их. У детей наблюдается коммуникативная пассивность и невнимательность при заучивании новой песне.
Выявленные результаты констатирующего исследования определили потребность в разработке содержания работы по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Разработанный комплекс занятии рассчитан на 6 месяцев, состоящей из 6 тем, где на проработку и изучение одной темы отводится один месяц.
Цель комплекса занятии: комплексное эстетическое воспитание личности ребенка в музыкальной деятельности в условиях ДОУ.
Для работы по воспитанию детей старшего дошкольного возраста на занятиях пением были предложены: 1) «Диагностика певческих способностей» Работа над народными колядками; 2) «Масленица»; 3) «Вербное воскресенье»; 4) «Ляльник»; 5) «Семенов день»; 6) «Покров».
В завершении опытной работы было проведено контрольное (повторное) исследование сформированности эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста после проведенного комплекса занятия с целью оценки эффективности реализованных педагогических мероприятий.
Полученные результаты исследования на контрольном этапе опытно-поисковой работы свидетельствуют о положительной динамике развития эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни. По всем диагностическим занятиям 55% (11 человек) имеют средний уровень сформированности эстетических представлений после формирующего комплекса занятий, 45% (9 человек) - высокий уровень сформированности эстетических представлений. На контрольном этапе низкий уровень сформированности эстетических представлений у старших дошкольников не выявлен, что определяет эффективность педагогического комплекса занятии по материалам русской народной песни при работе со старшими дошкольниками.
В целом, комплекс занятии показал, что наиболее сензитивным периодом ознакомления с народной культурой является старший дошкольный возраст, когда детям свойственна естественная потребность и интерес к фольклору (детским народным играм, песням, хороводам и т.д.).
В ходе опытно-поисковой работы доказана эффективность предложенного комплекса занятии, где приобщение является результатом развития интереса и эмоциональной отзывчивости детей при восприятии произведений и народных традициях, овладения детьми основами музыкально-фольклорной деятельности (в единстве пения, игры на музыкальных инструментах, театрально-игрового начала) и детским творчеством.
Таким образом, в ходе проведенного педагогического исследования поставленная цель и сформулированные задачи выполнены в полном объеме.
Теоретический анализ по проблеме исследования показал, что музыка - один из видов искусства, который, в свою очередь, обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами влияния на состояние человека, она влияет на человека с самых первых дней его жизни, а также на протекание нравственно-коммуникационных процессов.
Пение выступает важнейшим средством музыкального воспитания и играет значимую роль в решении задач гармонического и всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.
В самом общем понимании, эстетическое представление - это результат эстетического восприятия, который закреплен в качестве образа воспринятого объекта. Эстетические представления ребенка представляют собой систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности.
Под формированием эстетических представлений на материале русской народной песни в ДОУ (К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан) понимается методически организационная музыкальная деятельность, позволяющая развивать следующие показатели (компетенции) образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
1. Певческие умения - это качественное исполнение знакомых песен с выразительной дикцией и умением импровизации, вокально-слуховой координации;
2. Нравственные ценности - это система шаблонов поведения, принятых в обществе и транслируемых в музыкальных произведениях (эмоциональная отзывчивость и эстетическое восприятие музыкального произведения);
3. Коммуникативные навыки - как способность выражения мыслей по воспринятому музыкальному произведению и содержательное понимание прослушанного произведения и при заучивании слов);
4. Гносеологическая способность - это способность к познанию окружающего мира - эстетические суждения как форма эстетическое познание мира через познавательный интерес и активность.
Именно данный подход был заложен в опытно-поисковую работу с целью отбора диагностических занятии и проведения исследования. В опытно-поисковой работе приняли участие старшие дошкольники в возрасте 6-7 лет с согласия родителей. В исследовании приняло участие 20 дошкольников, из них: 10 мальчиков и 10 девочек.
По результатам констатирующего исследования было установлено, что 85% детей имеют средний уровень сформированности эстетических представлений. Эти дети стремятся качественно исполнить знакомые им песни, но у них невсегда это получается. Дети обладают базовыми навыками певческого слуха и вокально-слуховой координации. Они чувствуют настроение произведения, но описания носят схематичный, свернутый характер, могут в ходе с диалогом со взрослым дать собственную оценку произведения, но без аргументации. Детей необходимо инициировать к коммуникативной деятельности, задавая наводящие вопросы, требуют дополнительного внимания при заучивании песни.
Высокий уровень сформированности эстетических представлений имеют 10% детей. Эта группа детей старается качественно исполнять знакомые им песни. У них развит певческий слух и вокально-слуховая координация. Они понимают интонационные смыслы, способны их самостоятельно произвести. При пении стремятся использовать выразительную дикцию, придерживаясь заложенных правил пения конкретного произведения. Они понимают содержательную линию произведения, они легко выражают свои мысли после музыкального восприятия, способны пересказать содержание песни или произвести напев мелодии со словами, они свободно пересказывают, заучивают и воспроизводят музыкальное произведение.
И лишь у 5% детей представлен низкий уровень сформированности эстетических представлений. Они просят большего количества времени, замедленного темпа познавательной деятельности и помощи взрослого при восприятии музыкального произведения. Пение имеет монотонный характер, наблюдается серьезный отход от ритма, дикции и интонации. Детям сложно увидеть основную содержательную линию музыкального произведения, им недоступно формирование нравственно-этической оценки по прослушанной песне. В целом, дети способны прочувствовать настроение произведение, которое хотел передать автор стихов и композитор, но испытывают явные трудности в выражении в словесной форме их. У детей наблюдается коммуникативная пассивность и невнимательность при заучивании новой песне.
Выявленные результаты констатирующего исследования определили потребность в разработке содержания работы по формированию эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Разработанный комплекс занятии рассчитан на 6 месяцев, состоящей из 6 тем, где на проработку и изучение одной темы отводится один месяц.
Цель комплекса занятии: комплексное эстетическое воспитание личности ребенка в музыкальной деятельности в условиях ДОУ.
Для работы по воспитанию детей старшего дошкольного возраста на занятиях пением были предложены: 1) «Диагностика певческих способностей» Работа над народными колядками; 2) «Масленица»; 3) «Вербное воскресенье»; 4) «Ляльник»; 5) «Семенов день»; 6) «Покров».
В завершении опытной работы было проведено контрольное (повторное) исследование сформированности эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста после проведенного комплекса занятия с целью оценки эффективности реализованных педагогических мероприятий.
Полученные результаты исследования на контрольном этапе опытно-поисковой работы свидетельствуют о положительной динамике развития эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни. По всем диагностическим занятиям 55% (11 человек) имеют средний уровень сформированности эстетических представлений после формирующего комплекса занятий, 45% (9 человек) - высокий уровень сформированности эстетических представлений. На контрольном этапе низкий уровень сформированности эстетических представлений у старших дошкольников не выявлен, что определяет эффективность педагогического комплекса занятии по материалам русской народной песни при работе со старшими дошкольниками.
В целом, комплекс занятии показал, что наиболее сензитивным периодом ознакомления с народной культурой является старший дошкольный возраст, когда детям свойственна естественная потребность и интерес к фольклору (детским народным играм, песням, хороводам и т.д.).
В ходе опытно-поисковой работы доказана эффективность предложенного комплекса занятии, где приобщение является результатом развития интереса и эмоциональной отзывчивости детей при восприятии произведений и народных традициях, овладения детьми основами музыкально-фольклорной деятельности (в единстве пения, игры на музыкальных инструментах, театрально-игрового начала) и детским творчеством.
Таким образом, в ходе проведенного педагогического исследования поставленная цель и сформулированные задачи выполнены в полном объеме.
Подобные работы
- Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2007 - РАЗВИТИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬ-
НОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016



