Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших подростков в образовательной организации

Работа №98400

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
252
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших подростков в образовательной организации
1.1. Сущность, виды универсальных учебных действий 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
подростков 17
1.3. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий
младших подростков во внеурочной деятельности 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших подростков в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2» 40
2.1. Диагностика развития коммуникативных универсальных
учебных действий младших подростков 40
2.2. Программа развития коммуникативных универсальных учебных действий младших подростков во внеурочной
деятельности 51
Заключение 60
Список использованной литературы 66
Приложения 70

Актуальность исследования. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) привело к значительной перестройке как организационной, так и методической деятельности образовательно-воспитательного процесса. Во ФГОС ООО значительное внимание уделяется проблеме развития универсальных учебных действий (УУД), достижению обучающимися личностных и метапредметных результатов, что в целом и определяет специфику образовательного процесса, в ходе которого ученики не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и т.д. Универсальные учебные действия представляют собой действия обучающегося в процессе учения, которые распространяются на все учебные предметы в образовательной организации. УУД обучающихся формируются, в дальнейшем развиваются в процессе конструктивного, позитивного взаимодействия между педагогом и учащимся.
В образовательной практике наметился переход от усвоения готовых знаний к активному взаимодействию ребенка с учителем и одноклассниками. Всё это требует развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, которые обеспечивают совместную познавательную деятельность на уроке, способствуют обмену информацией, установлению контактов, организации и осуществлению общей деятельности на уроке, межличностное восприятие. Они позволяют совершенствовать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Проблема улучшения процесса развития коммуникативных УУД у обучающихся чрезмерно актуальна в данный момент для построения единой системы обучения детей с опорой на их самообразование, стремления к познанию нового и расширения кругозора. Данная задача - несомненно, стоит перед каждым учителем. Изучением данной проблемы занимались такие ученые как: Г.А. Цукерман, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.
Существует концепция развития универсальных учебных действий, которая разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина). В ней раскрываются закономерности формирования и развития УУД у детей на разных этапах возрастного развития. Кроме того, подходы формирования и развития, коммуникативных УУД рассматривались исследователями А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.
Однако в практике школы, как показывают исследования, от 15% до 60% учащихся сталкиваются с трудностями в процессе обучения, зачастую это проблемы коммуникативного характера [21]. Недостаточно учитываются индивидуальные особенности восприятия информации учащимися, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально­психологическим особенностям детей младшего подросткового возраста. В этом возрасте успехи ребёнка начинают приобретать социальный смысл, оттого одной из важнейших задач школы является создание благоприятных условий для формирования коммуникативных УУД. Поэтому возникает необходимость в их теоретическом осмыслении и поиске путей их развития.
В решении этой задачи особую роль может сыграть внеурочная деятельность: если предметные результаты достигаются преимущественно в процессе освоения учащимися школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, потребностей, интересов школьников - значение внеурочной деятельности гораздо выше, ведь именно она ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся. Однако на практике это значение часто недооценивается, и внеурочная деятельность оказывается не включенной в школьные программы формирования и дальнейшего развития УУД.
В работе введено ограничение: развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших подростков в образовательной организации будет рассмотрено в рамках внеурочной деятельности. В данной ситуации обнаруживается явное противоречие: с одной стороны, внеурочная деятельность предоставляет немалые возможности для коммуникативного развития учащихся, с другой - происходит недооценка этих возможностей и, как следствие, игнорирование роли внеурочной деятельности в процессе развития коммуникативных УУД. Исходя из этого противоречия, вытекает проблема: как использовать внеурочную деятельность в процессе развития коммуникативных УУД у младших подростков?
Тема исследования - «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших подростков в образовательной организации».
Объект исследования - процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий младших подростков.
Предмет - содержание развития коммуникативных УУД младших подростков во внеурочной деятельности.
Цель - на основе теоретических знаний разработать программу развития коммуникативных универсальных учебных действий младших подростков во внеурочной деятельности.
Гипотеза - развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших подростков будет прогрессивным, если:
• использовать возможности внеурочной деятельности;
• применять разнообразные формы (интерактивные, групповые, коллективные) и методы (беседы, дискуссии, мозговые штурмы) работы.
Задачи:
1. Проанализировать сущность, виды универсальных учебных действий.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младших подростков.
3. Охарактеризовать развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших подростков во внеурочной деятельности.
4. Организовать и осуществить диагностику коммуникативных универсальных учебных действий младших подростков в МБОУ «СОШ №2».
5. Разработать программу по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших подростков.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Эмпирические: наблюдение, опрос, анализ документов, обработка результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» города Артемовского.
Структура работы: состоит из введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате теоретического анализа мы установили, что под универсальными учебными действиями понимают совокупность способов действий обучающегося. Для обеспечения системно-деятельностного подхода, который положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, создается система формирования и развития универсальных учебных действий. Всего выделяется 4 вида универсальных учебных действий: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
В наше время без коммуникативной компетенции молодому человеку трудно самореализоваться в жизни - добиться успеха в профессиональной сфере, завести друзей, создать семью, раскрыть свой творческий потенциал. Обладая данным качеством, он, напротив, сможет успешно адаптироваться к социальной реальности: коммуникативные действия помогут ему присваивать новый социальный опыт, развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Поэтому перед педагогами школ и ставится такая задача - развития у учащихся коммуникативных УУД.
Развитие коммуникативных УУД у учащихся является важной педагогической задачей, так как не только повышает успешность учебной деятельности школьников. Благодаря оптимизации процесса сотрудничества с педагогами и сверстниками, росту способности получать, анализировать и передавать информацию, повышению готовности исполнять различные социальные роли в коллективе, является результативным ресурсом для социального развития личности ребенка.
Младший подростковый возраст - период развития человека в возрасте от 10 до 12 лет. Младший подростковый возраст характеризуется качественными физическими и психическими изменениями. Важным фактором психического развития в младшем подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Центральное личностное новообразование этого периода - становление нового уровня самосознания, «Я-концепции».
Развитие у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий сегодня становится одной из главных задач общеобразовательной школы. В своей совокупности эти действия должны обеспечить учащимся возможность успешного освоения новых знаний и умений, возможность саморазвития и самосовершенствования.
Процесс развития коммуникативных УУД возможен как в урочной, так и во внеурочной деятельности; их взаимосвязь делает коммуникативное и социальное развитие ребенка в целом более полноценным и гармоничным (при условии того, что взаимоотношения урочной и внеурочной деятельности младших подростков должны быть согласованными, даже преемственными).
Роль внеурочной деятельности в процессе развития УУД и, в том числе, развития коммуникативных действий определяется ее влиянием на процесс развития личности ребенка. Именно внеурочная деятельность помогает создать необходимые условия для разностороннего развития ребенка, получения им социального опыта, воспитания навыков коммуникации и сотрудничества. Множественность направлений и разнообразие форм внеурочной деятельности позволяют учесть индивидуальные потребности каждого ребенка, что делает саму деятельность более привлекательной и полезной для учащихся.
Каждый учитель, решая задачу развития коммуникативных УУД, ищет свои способы организации внеурочной деятельности. Используя в своей практике различные формы группового взаимодействия (работу в больших и малых группах, в парах), формы групповых занятий (игры, репетиции, упражнения, тренинги, мастер-классы и др.), вовлекая детей в различные виды деятельности, педагоги создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок смог не только проявить себя, но и почувствовать себя членом коллектива, учась сотрудничеству и взаимопониманию.
Для проверки, выдвинутой нами гипотезы мы организовали и провели опытно-поисковую работу. В ходе начальной диагностики мы установили, что у детей имеется низкий уровень сформированности коммуникативных УУД, в связи с чем нами была разработана и апробирована развивающая программа во внеурочной деятельности. В качестве экспериментального был взят 5 «А» класс, в качестве контрольного - 5 «В» класс.
Программа развития коммуникативных универсальных учебных действий младших подростков была разработана на этапе формирующей опытно­-поисковой работы и реализована на базе МБОУ «СОШ №2». Цель программы заключалась в развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших подростков во внеурочной деятельности. Для подтверждения результативности программы требовалось обработать данные первичной и контрольной диагностик. В результате обработки данных были выявлены значительные сдвиги в экспериментальной группе, что указывало на целенаправленное дополнительное воздействие на обучающихся. В данном исследовании таковым воздействием являлась программа развития коммуникативных универсальных учебных действий младших подростков во внеурочной деятельности.
Опытным путем подтверждено: использование групповых и мелкогрупповых формы организации деятельности (импровизаций в парах, коллективной работы), создание проблемных ситуаций, при которых учащиеся учатся воспринимать чужое мнение, высказывать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры, вовлечение учащихся в различные виды коллективной деятельности посредством общей идеи (через участие в мозговых штурмах, проведение бесед и дискуссий и др.), использование ролевых игр и тренингов, а также создание благоприятной атмосферы в коллективе обеспечивает успешность процесса развития у учащихся коммуникативных УУД.


1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. 416 с.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2014. 379 с.
3. Арсланьян В.П., Стюхина Г.А. Материалы курса ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогический аспект): лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. 88 с.
4. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. 3-е изд. М., 2011. 152 с.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения М.: Педагогика, 2010. 257 с.
7. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях // Педагогика и психология. 2016. №10. С.36-38.
8. Баранов, С.П, Бурова, Л. И, Овчинникова, А. Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников / учебник для бакалавров, С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 619 с.
9. Богдан О. В. Музей-мастерская как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа: Лето, 2015. С. 161-165.
10. Вараксин Г.С. Развитие универсальных учебных действий в стандартах второго поколения. По материалам сайта http://www.standart.edu.ru/. 5 с.
11. Варфоломеева Е.П. Формирование культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Специальность: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. МГГУ им. М.А. Шолохова. Москва. 2015. 170 с.
12. Внеурочная деятельность: теория и практика.1-11 классы / Сост.А.В. Енин. 2-е изд. М.: ВАКО, 2017. 288 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2011. 536 с.
14. Гайворонская Н.И. Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность // Начальная школа плюс До и После 2012 №07. С. 33-39
15. Голубева Е.Ю. Воспитательные аспекты внеурочной работы в школе. Сборник методических материалов. Калининград: РГУ им. И. Канта, 2011. 130 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ