Введение 3
Глава 1. Теоретические основы военно-патриотического воспитания старших подростков в общеобразовательной организации 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков... 8
1.2. Военно-патриотическое воспитание: понятие, цель, задачи 16
1.3. Формы, методы, средства военно-патриотического воспитания
старших подростков в общеобразовательной организации 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по военно-патриотическому воспитанию старших подростков на примере МКОУ «СОШ №29» г.
Ревда 40
2.1. Анализ деятельности школы по военно-патриотическому
воспитанию старших подростков 40
2.2. Мероприятия по военно-патриотическому воспитанию старших
подростков в МКОУ «СОШ №29» г. Ревда 51
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения 74
Одной из наиболее значимых непреходящих ценностей, идеологической основой жизнеспособности государства является патриотизм.
Проблема военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в силу ее потенциальной значимости в социуме является одной из актуальных в обществе, так как юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под военно-патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у обучающихся любви к своей Родине, что является одной из важнейших черт всесторонне развитой личности.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. Идеи патриотизма встречаются в военноисторических документах и летописях еще в XI в. Обновление государственной идеи происходит в начале XIII века и «служение Отечеству и своим ближним» становится одним из главных принципов.
В XIX веке граф С.Уваров, министр народного просвещения, провозгласил формулу: «Православие, Самодержавие, Народность», которая стала символичным отражением российской национальной идеей того времени. В годы первой мировой войны патриотическая идея звучала так: «За Веру, Царя, Отечество!» Особенно ярко великая сила патриотизма проявилась в годы Великой Отечественной войны, так как она носила характер народной.
Но в России в 90-е годы произошли кардинальные изменения в общественном развитии. Это привело к определенному расслоению общества, снижению жизненного уровня, к ценностной переориентации в молодежной среде. Распад единого многонационального государства СССР, обострение межнациональных конфликтов, негласная пропаганда насилия через средства массовой информации, насаждение приоритета материальных ценностей над духовными, все это являлось отрицательными факторами для формирования социально-активной личности с четко выявленной гражданской позицией.
В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность.
У подростков появляется негативное отношение к согражданам разных национальностей, так как средства массовой информации транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. Развиваются национал-радикальные организации, которые оказывают негативное влияние на молодежь.
Но сегодня военно-патриотическое воспитание является одним из главных направлений политики государства, что отражено в ряде документов. Так в Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Для совершенствования системы военно-патриотического воспитания, формирования у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания разработаны и реализуются государственные программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг., 2010-2015 гг., 2015-2025 гг.», которые нацелены на совершенствование системы патриотического воспитания, прежде всего в общеобразовательных организациях [5].
Вопросы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в различных пособиях, научных трудах педагогов, в методических разработках. В этом направлении работают И.А. Пашкович, Т.А. Касимова, Н.К. Беспятова, Т.С.Буторина, Т.А. Орешкина и другие. В своих работах они отображают проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжении всего исторического периода России. Они также отмечают, что традиция российского патриотизма имеет глубокие корни.
У россиян всегда в менталитете общественное всегда преобладало над личностным, поэтому патриотизм всегда понимался, как готовностью во благо Отечества поступиться личными интересами. Для России во все времена было характерно воспитывать у молодежи патриотизма, чувства национальной гордости и достоинства.
Проблема военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в последние годы становится все более актуальной, так как оно является составной частью всей системы воспитания в обществе и представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность общества, государства, их институтов и учреждений по формированию у граждан России беззаветной любви к Родине и готовности к её защите.
Активизируется поиск эффективных моделей и технологий воспитания у школьников чувства патриотизма (А. С. Гаязов, Н.И.Губанов, П.В Конаныхин, В.С. Кукушин, А.В.Русецкий, Л. Ф.Спирин и др.)
В работах Г.Е.Залесского, В.А. Крутецкого, В.С Лухина, Т.Н. Мальковской и др. отражены проблемы патриотического воспитания у детей подросткового возраста. Накоплен большой опыт по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в педагогической деятельности.
Но развитие современного российского общества требует пересмотра некоторых основ военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, обновления форм и методов воспитательной работы с детьми подросткового возраста, направленных на гражданина России.
Это обусловлено тем, что современные реалии требуют совершенствования процесса патриотического воспитания молодежи, особенно это касается детей подросткового возраста, так как на них оказывается большое влияние со стороны СМИ, ситуации, происходящей в России, в мире в целом.
Таким образом, тема «Военно-патриотическое воспитание в общеобразовательной организации» является актуальной, так как по мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» [А.Я. Бруштейн, 2003], который требует реализации, но чаще всего он остается невостребованным. Также актуальность темы патриотического воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством источников воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера...
Подростковый возраст - это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
В старшем подростковом возрасте на основе созревания своего "Я" происходит пересмотр ценностных представлений и перенос функции образца с родителей на референтную группу, принятие ценностных представлений, культурных традиций.
По мере взросления происходит у подростков отказ от эгоцентризма, моральные обязательства начинают выступать как взаимные и согласованные оценки других и самооценки.
Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их активности и самостоятельности.
Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины и является одним из приоритетных направлений деятельности государственных институтов.
Военно-патриотическое воспитание является одним из направлений патриотического воспитания. Поэтому вопросы военно-патриотического воспитания молодого поколения в духе любви и преданности Отечеству всегда стояли в центре внимания государства и в разные исторические периоды приобретали разную актуальность и содержание.
В военно-патриотическом воспитании старших подрсотков используются индивидуальные, групповые формы работы; включаются в организацию массовых форм, методы формирования сознания, метод убеждения, примера; применяются формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, военно-патриотическая игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер; а также такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, юнармейские отряды.
Такая выстроенная система позволяет целенаправленно организовывать деятельность в образовательной организации по военно-патриотическому воспитанию старших подростков и способствует решению поставленных задач.
Сегодня сущность военно-патриотического воспитания состоит в выработке гибкой системы, на основании которой следует вести целенаправленную работу по формированию у старших подростков любви и преданности Родине, чувства уважения к ратному труду, воинской службе, к героическим традициям российского народа и его Вооруженных Сил. В МКОУ «СОШ №29» ведущим направлением воспитательной работы считается военно-патриотическое воспитание старших подростков.
Цель в военно-патриотическом воспитании в МКОУ «СОШ №29» это развитие у старших подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Содержание работы военно-патриотического воспитания старших подростков МКОУ «СОШ №29» должно иметь вместе определенную направленность: военно-историческую, поисковую, военноприкладную, музейную и т.п., при этом целесообразно включать в содержание деятельности любого объединения ряд общих направлений, например, военноприкладную и физическую подготовку, что дает возможность существенно усилить основание для взаимодействия военно-патриотических объединений.
Мы разработали и представили 4 больших мероприятия в рамках военнопатриотического воспитания старших подростков в школе: 1) вахта памяти на посту; 2) фестиваль военной патриотической песни; 3) изучение истории нашего города в военные годы; 4) создание музея или кабинета военноисторической тематики.
Мероприятия по военно-патриотическому воспитанию старших подростков в МКОУ «СОШ №29» г. Ревда содержат определенную направленность: военно-прикладную и физическую подготовку, что дает возможность существенно усилить основание для взаимодействия военно-патриотических объединений.
Таким образом, цель достигнута задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. О военно-патриотических молодежных и детских объединениях [Электронный ресурс]: Постановление Правительства от 24.07.2000 N 551 - Доступ из справочно - правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Об утверждении Стратегии патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства от 24.07.2000 N 551 - Доступ из справочно - правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе: учеб.пособие. М.: Айрис-пресс, 2015. 150 с.
5. Адаменко С.С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. Вестник. 2016. №4. С. 23- 25.
6. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.,
2014. 200 с.
7. Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодёжи в новых социальных условиях: учеб. пособие, Якутск, 2012. С. 351
8. Батурина Г. И. Кузина, Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе: пособие для воспитателей и учителей // Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». М.: Школьная пресса, 2016. №6. С. 20- 25.
9. Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б. Школа здоровья и толерантности. Организация и проведение мониторинга здоровьесберегающего образования в современной школе: учеб.-метод. пособие / Под общей ред. П.П. Миненко. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2016. 380 с.
10. Битянова M. P. Психологическое сопровождение детей: учебник, М.,
2015. 250 с.
11. Богомолова З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Педагогика. 2016. № 2. С. 3335.
12. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 2016. 327 с.
13. Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников: сб. сочинений. М.: Просвещение, 2014. 400 с.
14. Васнев В.А., Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы военной службы. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 240 с.
15. Верзунова Л.В. Сущностные характеристики комплексного сопровождения стажировки // Современные проблемы науки и образования.2013. № 3.С.10- 15...