Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Социальная адаптация: понятие, виды, механизмы 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего дошкольного возраста 20
1.3. Деятельность педагогов по социальной адаптации детей раннего
возраста в дошкольной образовательной организации:цели, задачи, направления 30
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социальной адаптации детей раннего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, на примере деятельности работы «Детский сад №135 ОАО «РЖД» г. Артемовского 42
2.1. Анализ деятельности в ЧДОУ №135 ОАО «РЖД» по социальной
адаптации детей раннего возраста в ДОО 42
2.2. Оценка социальной адаптации детей раннего дошкольного возраста
в ДОО 50
2.3. Реализация комплекса мероприятий по социальной адаптации детей
раннего дошкольного возраста в ДОО 61
Заключение 72
Список использованной литературы 77
Приложения
Актуальность темы исследования. Проблема адаптации детей к дошкольной образовательной организации в современных условиях, является весьма актуальной.
Важным событием последних лет стало принятие Федерального гоcударственного образовательного стандарта дошкольного образования. Ведущей ценностью этого документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников.
Одной из базовых ценностей ФГОС ДО считается поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребёнка: физического, нервно-психического и социально-психологического.
ФГОС указывает на необходимость сотрудничества, взаимодействия и доверительного отношения между детским садом и семьей. Поэтому к количеству наиболее актуальных проблем относятся: разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, создание единого благоприятного образовательного - воспитательного пространства ДОО и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОО по вопросам адаптации детей раннего возраста [57].
Поступление ребёнка в ДОО считается особым периодом жизни для всей семьи: и для ребёнка, и для родителей. Для ребёнка-это сильное стрессовое переживание, которое нужно смягчить. Ему предстоит приспособиться к абсолютно к другим условиям, чем те, к которым он привык в семье. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребёнок получал помощь от мамы, её присутствие укрепляло его в новой, необычной ситуации, создавало психологический комфорт. Поступление в ДОО связано с включением ребёнка раннего возраста в группу сверстников, каждый из которых наделён своими индивидуальными чертами. Перемена обстановки ставит ребёнка в такие условия, при которых возникает необходимость подчинять свои побуждения определённым требованиям и правилам.
Н.М. Aскapина [5] , oдна из первых указала на значимость aдaптации детей pаннего вoзраста к дошкольной образoвательной oрганизации. Делая акцент, на необходимости охраны нервной системы ребёнка, бережного, внимательного отношения к нему, в этапы привыкания к детскому саду.
B настоящее время, потребность в общественном воспитании детей раннего возраста не только лишь не утратила своей актуальности, но и возросла.
Растущая потребность населения в ясельных группах для детей paннeгo возраста ставит задачу: возрождения уникальной системы общественного воспитания детей раннего возраста. Но прежде чем ребёнок начнёт нормально жить и развиваться, в условиях ДОО ему необходимо преодолеть тяжелый период в своей жизни - адаптацию к ДОО, так как установлено, что именно в раннем возрасте адаптация детей к дошкольной образовательной организации проходит подольше и трудней, чаще сопровождается болезнями [3].
Разработанность проблемы в науке, стала объектом многочисленных изучений, особенно там, где совершенствуются формы общественного воспитания. Психическое развитие детей раннего возраста наиболее благополучно изучалось в работах Л.С. Выготского[18], Д.Б. Эльконина [59] и др.
Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО рассматриваются в педагогических работах Н.М. Аксариной , Л.Г. Голубевой, Н.Д. Ватутиной и др. В частности, Н.Д. Ватутина в своём пособии оценивает оптимизацию условий для успешного привыкания детей в ДОО, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического влияния на них в этот период, требования к подготовке детей в семье в ДОО.
Т.В. Костяк исследует особенности психологической адаптации детей раннего возраста к ДОО, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического становления в дошкольном возрасте.
Однако, значительная часть научных исследований анализирует вопросы адаптации к дошкольной образовательной организации детей младшего дошкольного возраста, в то время, как адаптация детей раннего дошкольного возраста освещено не в полном объеме.
Противоречие: между необходимостью адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении и недостаточностью методических пособий и рекомендаций для педагогов ДОО по данному виду деятельности.
Проблема исследования: какова должна быть деятельность дошкольной образовательной организации по адаптации детей раннего дошкольного возраста?
Тема исследования: «Социальная адаптация детей раннего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержание деятельности педагогов по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных, разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по социальной адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, процесс социальной адаптации ребенка раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению будет проходить успешно, если на основе своевременной диагностики социальной адаптации детей ДОО будет разработан комплекс мероприятий, не менее чем на первые четыре недели периода адаптации и нацелен на оказание на оказание психолого - педагогическую поддержки детям, с тяжелой формой адаптации в ДОО через формирование доверительных отношений между педагогом, родителем и ребенком, включая хороводные и подвижные игры, потешки, пестушки, прибаутки, музыкально - ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно - содержательную характеристику социальной адаптации и факторы, влияющие на нее.
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста.
3. Проанализировать деятельность педагогов «Детский сад №135 ОАО «РЖД» по социальной адаптации детей раннего возраста.
4. Оценить уровень адаптации детей раннего возраста в ДОО.
5. Разработать и частично апробировать комплекс мероприятий для адаптации ребёнка в ДОО.
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение; эмпирические - наблюдение, анкетирование, анализ документов.
База исследования: частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №135 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» города Артёмовского Свердловской области.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающая шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Адаптация - сложный процесс приспособление человека к условиям новой социальной среды, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями, один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение.
В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: на основе анализа теоретических и эмпирических данных, разработан и частично апробирован комплекс мероприятий по социальной адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации.
Также решены задачи исследования: изучена психолого-педагогическая характеристика детей раннего дошкольного возраста; раскрыты сущности социальной адаптации и факторы влияющие на нее; на основе анализа психологопедагогической литературы выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия адаптации ребенка к дошкольному учреждению; разработан комплекс мероприятий направленный на оказание психолого - педагогическую поддержки детям, с тяжелой формой адаптации в ДОО, формирование доверительных отношений между педагогом родителем и ребенком.
Проанализировав теоретические вопросы адаптации детей к условиям детского образовательного учреждения, было выявлено, что большинство авторов рассматривают адаптацию, как приспособление организма к новой обстановке, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в саду.
Адаптацию различают по видам: биохимическую, морфологическую, физиологическую, психологическую и социальную.
Социальная адаптация, используется для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия, т. е. отсутствия переживания конфликта со средой.
Социальная адаптация детей происходит в несколько этапов.
Успешностью социальной адаптации является:
1. Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость);
2. Внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять различные требования)»
Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОО.
Адаптивные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Четкая, профессиональная и продуманная работа педагогов, психологов, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями — залог оптимального течения адаптации детей раннего дошкольного возраста.
Деятельность педагогов в ДОО заключается в помощи ребенку, приспосабливаться к новым условиям, чтобы у него формировалось положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками, по возможности, безболезненно войти в жизнь детского сада.
В практической части работы была проведена опытно-поисковая работа, по результатам которой были сделаны следующие выводы.
Исследование проводилось на базе «Детский сад № 135 ОАО «РЖД» города Артёмовского Свердловской области с детьми раннего дошкольного возраста (16 детей) и так же было проведено анкетирование родителей (16 человек) этих детей.
В исследование включены различные методы: наблюдение, анкетирование, беседы и др.
Анальз деятельности детского сада ЧДОУ №135 ОАО «РЖД» по социальной адаптации детей раннего возраста, в беседе с заведующей , был выделен ряд проблем:
1. Прием детей в ДОО, согласно положению, ведется с полутора до трех лет.
2. Большинство образовательных программ ориентированы на детей 3 лет. Поэтому их труднее реализовать в ДОО, возникают определенные трудности внедрения этих программ для детей от 1,3 до 2 лет.
3. Профессиональная деятельность педагогов имеет цикличный характер.
Для более полного представления деятельности «Детский сад №135 ОАО «РЖД» по социальной адаптации детей раннего дошкольного возраста, была проведена первичная диагностика, которая заключалась в:
• определения уровня готовности ребёнка к поступлению в ДОУ;
• в ходе заполнения адаптационных карт и наблюдения за детьми в режимных моментах, играх, занятиях.
В ходе анкетирования родителей, определения уровня готовности ребёнка к поступлению в ДОУ по методике Печоры К.Л., было выявлено, готовы к поступлению в детский сад 31,2% детей, условно готовы к посещению детского сада - 50%, не готов - составляет 18,8 %.
Эти показатели свидетельствами о том, что в процессе адаптации в первые дни пребывания, не все дети в полной мере готовы к детскому саду.
В ходе заполнения адаптационных карт и наблюдения за детьми (на занятиях, в играх, во время режимных моментов), выделили разные уровни адаптации ребенка к дошкольному учреждению и разделили их на три группы: группу легкой адаптации -37% (6 детей), адаптации средней тяжести -
44% (7 детей) и группу тяжелой адаптации - 19% (3 ребенка).
Таким образом, результаты диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО показали, что выявлена группа детей, которые не адаптировались к детскому саду, период адаптации превысил 4 недели...
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В.Соколовская.Волгоград: Учитель,
2015. 188 с.
2. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. 2013. № 6 с.46
3. Алямовкая, В. Ясли - это серьезно/ В. Алямовская.М.: Линка-Пресс, 2009. 144 с.
4. Арнаутова, Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. 2012. с. 31-35.
5. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медецина
2016. 304 с.
6. Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. М.,2010. 180 с.
7. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. Воронеж: Учитель, 2016. 236 с.
8. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога. М.: АСТ-ПРЕСС, 2016. 417 с.
9. Божович, Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Н. Божович. М.: Проспект, 2012. 414 с.
10. Буре, Р.Н. Социальное развитие ребенка/Подред. О.Л.Зверевой.М.: Просвещение, 2014. 226 с.
11. Варпаховская О.С Зеленая дверца:первые шаги в общество / Варпа- ховская// Ребенок в детском саду. 2015. № 1. с.30 - 35.
12. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада М.: Просвещение, 2013. №3с.104
13. Вершинина, Т.И. Производственная адаптация М.: Педобщество, 2013, 165 с. 19
14. Ж-л № 4. Ребенок в детском саду. 2001.
15. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В.
Тонковой-Ямпольской. М.: Педагогика, 2014. 232 с...