Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Работа №98392

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной коррекции агрессивного 6 поведения детей старшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего 6
дошкольного возраста
1.2. Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста 13
как объект социальной коррекции
1.3. Методы и формы социальной коррекции агрессивного 24
поведения детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социальной коррекции 38
агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в ДОО на примере МБДОУ детского сада № 23
2.1. Анализ результатов деятельности по социальной коррекции 38 агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста....
2.2. Программа по социальной коррекции агрессивного поведения 48 детей дошкольного возраста в условиях МБДОУ детского сада
№23
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложения 65

Актуальность исследования. Почти в каждой группе детского сада, в семье встречаются хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Ершистость, драчливость, грубость такого ребенка очень трудно принять, а еще труднее понять.
Многие исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Поэтому выявление мотивов агрессивного поведения детей дошкольного возраста, изучение условий формирования и вариантов такого поведения настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки эффективных коррекционных программ.
Социальная коррекция осуществляется на общем позитивном фоне взаимодействия социальной среды с индивидом и в таких направлениях: социальная коррекция взаимодействия клиента и среды в условиях психологической коррекции индивидуального случая, коррекции социальных последствий психологической проблемы, ухудшение материального положения, поведенческих проблем, социальной коррекции взаимоотношений в ситуации конфликта.
В связи с этим, перед педагогами, психологами с большой остротой возникают вопросы, касающиеся детской агрессии. Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессии» в нашей стране долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной науке. Даже в настоящее время публикаций на эту тему в литературе не так много, и представляют они собой, главным образом, обзор зарубежных исследований.
В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М.Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон и др. Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии. Данного вопроса касались: Л.И. Божович, М.М. Кольцова, М.И. Лисина и др. Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В. Овчаровой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной. Т.П. Смирнова, Г.Э. Бреслав делают акцент на психологической коррекции агрессивного поведения, выделяя диагностические критерии. С.Л.Колосова рассматривает особенности, истоки и генезис детской агрессивности. Н.М. Платонова, А.В. Ковальчук, анализирует возможности использования различных форм и методов диагностической, коррекционной, профилактической работы с агрессивными детьми и подростками. Различные способы и методы коррекции агрессивного поведения детей 6-10лет предлагают Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс и др.
Среди зарубежных исследователей в изучение данной проблемы большой вклад внесли такие авторы, как Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Бютнер, А. Гуггенбюль, К. Лоренц, Г. Паренс, М. Раттер, В. Экслайн.
Противоречие: между теоретически разработанными методами и формами социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и недостаточным их практическим применением в практике дошкольной образовательной организации (дальше по тексту ДОО).
Поиск разрешения обозначенного противоречия привел нас к следующей проблеме: каковы методы и формы социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования - процесс социальной коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - направления социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу по социальной коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях ДОО
Гипотеза исследования: вероятно, социальная коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться с использованием таких методов и форм, как :
1. Игротерапии.
2. Арттерапии.
В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
2. Изучить агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста как объект социальной коррекции;
3. Определить методы и формы социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
4. Проанализировать опыт деятельности ДОО по социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
Исследование изучаемой проблемы проводилось с использованием общенаучных методов, включающих: 1) теоретические: анализ научной литературы, синтез, обобщение. 2) Эмпирические: наблюдение, беседа, методы и техники психологического воздействия
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
База исследования: Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23(МБДОУ № 23).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав теоретическую литературу и проведя опытно­поисковую работу по теме исследования мы пришли к следующим выводам в соответствии с задачами.
Переход ребенка от дошкольного этапа к школьному периоду характеризуется изменением, как познавательной сферы, так и изменением места в системе его отношений с окружающими и всего образа жизни. Поэтому необходимо, вовремя обратить внимание на агрессивное поведение ребёнка в старшем дошкольном возрасте, квалифицировав его, как проявление нервности, исходя из тех факторов, которые доступны в данный момент, а не как дурные привычки своеволие и капризность. Не допустить развития негативных тенденций общения в группе, осадить агрессивных и конфликтно настроенных детей, поддерживать, защитить и воспитать навыки адаптивного поведения у детей старшего дошкольного возраста - одна из задач специалистов (воспитателей, психологов, социологов) ДОО.
Социальная коррекция - это деятельность социального педагога, направленная на исправление тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам. Многообразие методов и форм социальной коррекции определяет широкий спектр ее использования в практической деятельности.
Опытно-поисковая работа по социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста осуществлялась на базе: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23».
Проанализировав результаты всех диагностических методик, можно сделать вывод о том, что со старшими дошкольниками нужна целенаправленная работа по социальной коррекции агрессивного поведения. Среди возрастных особенностей в развитии ребенка старшего дошкольного возраста, влияющих на становление и закрепление агрессивного поведения, можно выделить следующие. Основные изменения в личности ребенка начинаются с середины дошкольного возраста, и группируются в сфере социальных отношений, основной причиной этого является расширение социальных связей ребенка с миром. Это ставит его перед необходимостью адекватного отражения социальной сферы.
В связи с этим возникают предпосылки для разработки программы по социальной коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях ДОО.
В итоге реализации части мероприятий разработанной и представленной в работе программы по социальной коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников удалось достигнуть определенных результатов и проследить некоторую положительную динамику.
Такие выводы позволяют сделать данные промежуточной диагностики. На данном этапе реализация программы была еще не закончена.
Для промежуточной диагностики использовались все те же методики, представленные во входящей диагностике.
Разработанная и частично реализованная программа способствует снижению агрессивного поведения у старших дошкольников детского сада. Полученные в ходе промежуточной данные диагностики указывают на положительную динамику снижения агрессивного поведения старших дошкольников.
Таким образом, результаты проведенного исследования, привели нас к выводу, что проведенная система работы по коррекции агрессивного поведения необходима в любом дошкольном учреждении и предполагается, что подобные мероприятия положительно влияют на поведение детей. Разработанные коррекционно-развивающиеся мероприятия могут использоваться при работе с другими категориями детей по снижению агрессивного поведения.


1. Аверин В. А. Психология детей и подростков СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2008. 520 с.
2. Алфимова М. В. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии.
2010. №6. С.112-121.
3. Асеев В. Г. Возрастная психология Иркутск : Наука, 2014. 320 с.
4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль М. : Владос,
2011. 512 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. : Педагогика, 2014. 278 c.
6. Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы Рига : Прогресс, 2014. 131 с.
7. Бурлачук Л. Словарь-справочник по психодиагностике СПб. : Питер,
2013. 528 с.
8. Бэрон Р. Агрессия СПб. : Питер, 2007. 336 с.
9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми М. : Просвещение, 2007.122 с.
10. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад М. : Владос, 2013. с. 246.
11. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. 2013. № 3. С.183-190.
12. Возрастные особенности психического развития детей / под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М. : Академия, 2012. 280 с.
13. Ганова Л. А. Феномен агрессивности и особенности // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Сб. научных трудов. Вып. 2. 2008, Кемерово С. 108-115.
14. Гаспаров Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. 2014. № 2. С. 57-60.
15. Гласс: Дж. Статистические методы в педагогике и психологии М. : Прогресс, 2010. 496 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ