Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития правовой компетентности.. 6
1.1. Образовательная организация: понятие, цели и задачи 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников 13
1.3. Правовая компетентность:понятие и ее развитие 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию правовой компетентности на основе МАОУ «Верхнедубровской средней общеобразовательной школы» 30
2.1. Анализ деятельности МАОУ «Верхнедубровской средней
общеобразовательной школы» по развитию правовой компетентности у младших школьников 30
2.2. Диагностика младших школьников по развитию правовой
компетентности 37
2.3. Разработка проекта по правовой компетентности младших
школьников 52
Заключение 60
Список использованной литературы 66
Приложения 71
Актуальность исследования. В современном формировании российского общества и нынешнем изменение образования, увеличивается значимость права в жизни людей, которая повлекла ряд социальнопедагогических вопросов по повышению уровня правового образования и воспитания обучающихся. Основной ценностью современной системы образования считается индивид со всей совокупностью его отличительных черт. В качестве основного определения ценности, цели и результата образования все чаще выделяют понятие компетентности.
Развитие правовой компетенции у младших школьников весьма немаловажно, для того чтобы ученики почувствовали, то что знание права содержит прямое отношение к их жизни, осознали ответственность и обязанность за свои поступки, научились уважать права других людей, умели решать конфликты в повседневной жизни, применяя знания прав и обязанностей.
Концепцией совершенствования отечественного образования в качестве основной задачи современной школы устанавливает не только развитие системы предметных знаний, умений и навыков, а также формирование личности учащегося, что направляет учебное заведение на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности, а кроме того обеспечение ее правовой компетентности.
Начальная школа является первой обязательной ступенью общего образования, по этой причине она призвана привнести существенный вклад в осуществлении данной задачи.
Понятия и содержание компетентностности в повышении качества начального образования изучены в трудах М.В. Крулехт, Т.А. Парамоновой, Л.В. Свирской, Т.Н.Соляковой, Е.Г. Юдина и др.
Развитие правовой компетентности младших школьников является неосуществимым без учета проблем и противоречий, возникающих в современной жизни.
Противоречия исследования: между необходимостью развития
правовой компетентности у младших школьников в образовательной организации и недостаточным уровнем процесса развития правовой компетентности для младших школьников.
Актуальность поиска путей эффективного развития правовой компетентности младшего школьника в образовательном процессе и не исследованию данной проблемы в педагогической системе определили выбор темы исследования: «развитие правовой компетентности у младших
школьников в образовательной организации».
Проблема исследования: заключается в поиске ответа на вопрос: каков уровень процесса развития правовой компетентности у младших школьников в образовательной организации.
Объект исследования: правовая компетентность младших школьников в образовательной организации.
Предмет исследования: процесс развитие правовой компетентности у младших школьников в образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретического анализа и опытно- поисковой деятельности, разработать проект развития правовой компетентности младших школьников в образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, что развитие правовой
компетентности у младших школьников в образовательной организации будет успешно, если будет выявлен уровень развития правовой компетентности и на его основе разработан проект для младших школьников по данному вопросу.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия, цели и задачи образовательной организации;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
3. Изучить понятие правовой компетентности и ее развитие;
4. Проанализировать деятельность Верхнедубровской школы по развитию правовой компетентности у младших школьников;
5. Провести диагностику младших школьников по развитию правовой компетентности;
6. Реализовать проект по развитию правовой компетентности у младших школьников.
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение, синтез; эмпирические - наблюдение, моделирование ситуации, анкетирование, опрос, графическая обработка результатов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Верхнедубровская средняя общеобразовательная школа», Свердловская область, р.п. Верхнее Дуброво.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проанализировав теоритические основы, можно сделать вывод, что образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Нашу работу пишем на основе образовательной организации, а именно школы, поэтому опираться будем на понятие школа, как социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства.
Целью деятельности школы считается предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Задачами школы являются повышение уровня профессиональной компетенции педагогов через личностное развитие учителей, повышение квалификации; формирование мотивационной среды к здоровому образу жизни у учащихся, педагогов и родителей; индивидуализацию работы с одаренными учениками; повышение ответственности каждого педагога за качественную организацию проектноисследовательской деятельности, приведение материально-технического обеспечения образовательного процесса в соответствие с современными требованиями.
Младший школьник - это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к ней.
Младший школьный возраст охватывает период жизни с 6-7 до 10-11 лет. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). Возрастает подвижность нервных процессов. Процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как:
повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость
Происходит формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), совершенствование познавательных процессов.
У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше и быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание детей, без всяких усилий с их стороны.
Восприятие также характеризуется непроизвольностью. В процессе обучения оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
С поступлением в школу, у ребенка меняется режим дня, появляются новые обязанности и права. Основной, ведущей деятельностью становится обучение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания.
Большое воспитательное воздействие на младшего школьника оказывает учитель. Это связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Все эти изменения требуют особого подхода в воспитании и внимания родителей к своему ребенку.
Компетенция - круг полномочий, область принадлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений, право.
Компетентность - комплексная характеристика личности, отражающая результат субъективированного освоения знаний, умений, навыков, отношений, проявляющаяся в готовности и способности принимать ответственные решения в автономной социально-ориентированной деятельности.
Различие компетенции и компетентности заключается в том, что компетенции являются одновременно условием и средством становления и развития компетентности, а компетентность - комплексная характеристика личности, отражающая результат субъективированного освоения знаний, умений, навыков, отношений, проявляющаяся в готовности и способности принимать ответственные решения в автономной социально-ориентированной деятельности.
Правовая компетентность - это качество действий, обеспечивающих эффективное использование в педагогической деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие решений в рамках существующей законодательной базы.
Правовая компетентность представляет собой целостность правовых знаний, отражающих правовую действительность и отношение человека к правовым явлениям, она проявляется через положительную, соответствующую с законами общества, установку по отношению к себе и другим, окружающему миру, приносящую успех и результат и удовлетворение от достигнутых итогов.
Другими словами, правовая компетентность младших школьников - это характеристика личности, отражающая знания о праве, осознанное понимание социально-правового опыта, навыка и способность к правомерному действию.
В структуре правовой компетентности четко выделяются три компонента - когнитивный (это знание Конституции РФ, Международных документов о правах человека, законов РФ, прав человека, прав ребенка, правовых понятий и терминов), деятельностный (активизация внеучебной деятельности школьников и усиление её правовой направленности) и мотивационный (проявление отношения к закону, праву в целом, правовым поступкам учеников).
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Верхнедубровская средняя общеобразовательная школа», по типу реализуемых основных образовательных программ является общеобразовательной организацией.
В «Верхнедубровской школе» имеются дополнительные внеурочные занятия: программа «Самбо»; программа «Юный рыболов»; программа «Занимательный русский язык»; программа внеурочной деятельности; программа занимательная математика; программа «Умники и умницы»; программа проектной деятельности; спортивный туризм (1 год обучения); спортивный туризм (2-4 года обучения); программа «Тропинка к своему Я».
Данная образовательная организация не занимается направленно развитием правовой компетенции младших школьников. Тема прав и обязанностей, школьники проходят в 3ем классе на уроках окружающего мира, классных часах и внеурочных мероприятиях.
Для выявления уровня развития правовой компетентности у младших школьников мы провели диагностику, которая заключает в себе эмпирические методы: анкетирование, ситуативные задачи (развитие ситуации с нарушением прав) и наблюдение на переменах, моделирование ситуации, опрос и графическая обработка результатов, а теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение, синтез...
1. Авдулова Т.П., Гребенникова О.В. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника. Учебное пособие. М.: Владос, 2014. 552 с.
2. Акулова О.В., Писарева С.А., Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. М.: Каро, 2008. 362 с.
3. Алексеева Т. Компетентность как основа развития потенциала менеджера образования. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 394 с.
4. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. 382 с.
5. Анисимов В.В., Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики. М.: Просвещение, 2006. 574 с.
6. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология. М.: Эксмо, 2008. 170 с.
7. Баранец Н.А. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде // Начальная школа: плюс до и после. 2008. N 7, 75-78 с.
8. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Свердловск, 1990.
9. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. 2008.
11. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. М.: Академический проект, 2005. 98 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1999. 534 с.
13. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2008. 128 с.
14. Гафиатулина Н.Х., Роженко А.В. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки. Ростов-на- Дону: Феникс, 2009. 283 с.
15. Гафиуллина Л.Ф. Эффективность деятельности системы образования.// Социально-экономические вопросы развития региона. 2009. №1. 44-48 с...