Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с подростками в учреждении дополнительного образования 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей
подросткового возраста 7
1.2. Направления социально-педагогической деятельности с подростками в учреждении дополнительного образования 18
Глава 2. Из опыта социально-педагогической деятельности с подростками на базе Муниципального автономного образовательного учреждения «Центр дополнительного образования детей «Фаворит» г. Артемовский 31
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности с
подростками в МАОУ ЦДО «Фаворит» 31
2.2. Комплекс мероприятий по профориентационной работе как
одному из направлений социально-педагогической деятельности с подростками в МАОУ ЦДО «Фаворит» и его реализация 44
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложения 66
Актуальность исследования. Современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений. Расширяется деятельность учреждений дополнительного образования. Учитывая, что речь идет об образовании детей, подростков и молодежи, повышается значимость таких учреждений в воспитательной деятельности.
Одной из актуальных современных задач педагогической науки и практики является создание условий для приобретения детьми жизненно важных знаний, умений, раскрытия и развития детских интересов, природного творческого потенциала личности, формирования у ребенка социального опыта.
Изменение социально-экономической ситуации в стране привело к изменению социального запроса к обучению и воспитанию детей в условиях общего и дополнительного образования.
На смену Федеральному закону «Об образовании», в настоящее время Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [54]. Закон вступил в силу 1 сентября 2013 года. Следовательно, руководителям и педагогическим кадрам всех образовательных учреждений, включая учреждения дополнительного образования детей, а также органам образования, науке, широкой общественности необходимо подготовиться к этому историческому моменту с тем, чтобы шагать «в ногу со временем», адаптироваться к новым условиям, продолжать активно развивать систему дополнительного образования детей, приведя нормативно-правовую и научно-методическую базу учреждений дополнительного образования детей в соответствие с основным Законом, регулирующим их деятельность.
В связи с этим, главной целью дополнительного образования является: создание условий для самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка, приобщения его к мировой, отечественной, национальной культуре, включения в социальное творчество. Основные задачи заключаются в переосмыслении методов организации образовательного процесса, в поиске, разработке и применении таких технологий, которые предоставят ребенку возможность достигнуть высокого индивидуального уровня образованности.
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность многим обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой - в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
В настоящее время система дополнительного образования детей России продолжает развиваться. Она востребована детьми всех возрастных категорий, особенно подростками, так как позволяет удовлетворить запросы в неформальных условиях.
Теоретической основой исследования являются: работы по теории социальной педагогики (М.А. Галагузова, А.В. Мудрик [46], Ю.В. Василькова [17], М.В. Шакурова), основные положения теории дополнительного образования отражены в работах О.Е. Лебедева, Е.Б. Евладовой [31], А.В. Золотарева, В.В. Беловой [10], Н.А. Черновой [57], В.А. Березиной.
Противоречие: между необходимостью социально-педагогической деятельности с подростками в учреждении дополнительного образования и недостаточностью методических пособий для педагогов, реализующих данный вид деятельности.
Проблема исследования: каково должно быть содержание социально- педагогической деятельности с подростками в учреждении дополнительного образования?
Актуальность и противоречие исследования обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Социально-педагогическая деятельность с подростками в учреждении дополнительного образования».
Объект исследования: процесс социально-педагогической деятельности с подростками в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования: содержание социально-педагогической деятельности с подростками в учреждении дополнительного образования.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать и частично реализовать комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с подростками старшего возраста в Центре дополнительного образования детей «Фаворит».
Гипотеза исследования: вероятно, социально-педагогическая деятельность с подростками в учреждении дополнительного образования будет возможна, если:
1) разработан и реализован комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с подростками старшего возраста, включающий в себя работу по профориентации подростков;
2) организована совместная деятельность педагогов дополнительного образования, подростков и их родителей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего подросткового возраста.
2. Изучить основные направления социально-педагогической
деятельности с подростками в учреждении дополнительного образования.
3. Охарактеризовать содержание деятельности социального педагога в учреждении дополнительного образования.
^Проанализировать социально-педагогическую деятельность с подростками в МАОУ ЦДО «Фаворит».
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ, синтез, сравнение;
• эмпирические методы: анализ документации, опрос, анкетирование, беседа.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Центр дополнительного образования детей «Фаворит».
Структура выпускной квалификационной работы введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность учреждений дополнительного образования детей как открытых социально-педагогических институтов, наиболее полноценно и эффективно реализующих социально-педагогический потенциал свободного времени детей, в котором реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с подростками.
Само существование учреждений дополнительного образования и организация жизнедеятельности в них подростков уже социально - педагогично, так как позволяет педагогизировать досуг подростков, привлечь их к организованным формам досуговой деятельности в формализованных группах. Что является альтернативой неорганизованного досуга подростков, создающего риск появления социально-педагогических проблем.
В данном исследовании мы рассматривали старший подростковый возраст. Этот возраст перемен, противоречий и контрастов. Для таких подростков характерен повышенный интерес к себе и к изменениям, происходящим в организме, развиваются способности к той или иной специальности.
Подростки закрыты от взрослых в плане своих переживаний, эмоций, чувств. Они открыто выражают свое мнение, в этом возрасте растет социальная активность, стремление достижения независимости от своей семьи, проявляются крайности в поведении («Я знаю все!).
Основными направлениями социально-педагогической деятельности с подростками в учреждении дополнительного образования являются:
I. Социально-педагогическая защита прав подростка.
II. Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в формировании личности подростка.
III. Социально-педагогическое консультирование.
IV. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.
V. Поддержка социальной деятельности подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности).
VI. Организационно-методическая деятельность.
VII. Профилактика дезадаптивного поведения и правонарушений среди учащихся - осуществляется путем индивидуальной работы с подростками, состоящими на учете в ПДН, привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов.
VIII. Формирование у подростка социально значимых качеств.
Базой исследования является Муниципальное автономное образовательное учреждение «Центр дополнительного образования детей «Фаворит» г. Артемовский.
В процессе исследования было выделено, что социально-педагогическая деятельность с подростками в центре «Фаворит» направлена на:
• социально-педагогическую защиту прав ребенка;
• социализацию и адаптацию подростков;
• самореализацию подростков;
• профилактику правонарушений;
• организационно-методическую деятельность;
• социально-педагогическую поддержку;
• формирование у подростка социально значимых качеств.
В ходе опроса подростков Центра «Фаворит», были выявлены причины низкой посещаемости старших подростков:
• отсутствие интересующего направления;
• отсутствие свободного времени;
• отсутствие финансовых возможностей для посещения ЦДО;
• ЦДО находится далеко от дома;
• слабая профориентационная деятельность ЦДО.
Таким образом, в исследовании был сделан упор на профориентационную деятельность подростков, так как эта проблема актуальна для старших подростков.
Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала.
В связи с этим был разработан и реализован комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с подростками, который включает в себя работу по профориентации подростков.
В рамках комплекса мероприятий по профориентационной работе с подростками в Центре дополнительного образования детей «Фаворит» были проведены курсы по некоторым специальностям, беседы, дискуссии, профориентационная игра, Вахта памяти, профессиональные пробы, акция, конкурс профориентационных газет, викторина и экскурсии по учреждениям среднего профессионального образования, на Биржу труда, в пожарную часть города, в редакцию газеты.
С родителями были проведены консультации и беседы.
Конечным итогом мероприятий по профориентации подростков стало проведение повторной диагностики. До комплекса мероприятий многие дети не могли определиться с выбором профессии, после проведения профориентационной работы 47% подростков четко осознали свой профессиональный выбор.
Подростки узнали много нового о профессиях, их особенностях, о своей пригодности к выбранной профессии по состоянию здоровья.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтвердилась.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 230 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. М.: Изд- во Михайлова В.А., 2012. 379 с.
3. Акатов Л.И. Социальное самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход. М.: Владос, 2013. 264 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М.: Изд-во МГУ,
2012. 432 с.
5. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 2012. 370 с.
6. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 2012. №9. С.6-8.
7. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Наука, 2012. 300 с.
8. Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу. М.: Владос, 2016. 41с.
9. Беличева С.А. Сложный мир подростка. М.: Астрель, 2014. 129 с.
10. Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования. М.: Просвещение, 2014. 177 с.
11. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России. М.: Диалог культур, 2016. 512 c.
12. Боброва В.Г. Общая характеристика развития личности подростка. М.: АСТ, 2013. 344 с.
13. Богданова И.М. Социальная педагогика: Учеб пособие. М.: Знание, 2012. 340 с.
14. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком: монография. М.: АСТ, 2013. 170 с.
15. Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня // Журнал «Новые ценности образования. Принцип дополнительности». 2013. №4. С.105109...