Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
1.1. Характеристика понятия «нравственные представления» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Возможности игр детского фольклора в формировании
нравственных представлений у детей 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ ДЕТСКОГО
2.1. Диагностическое исследование сформированности нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 33
2.2. Содержание работы по формированию нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
1.1. Характеристика понятия «нравственные представления» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Возможности игр детского фольклора в формировании
нравственных представлений у детей 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ ДЕТСКОГО
2.1. Диагностическое исследование сформированности нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 33
2.2. Содержание работы по формированию нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
Формирование нравственных представлений у детей - актуальная проблема современной педагогики. Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми, происходит упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. Современный национальный воспитанный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Самый ответственный период в жизни любого человека - дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали, куда идти, к чему стремиться. По словам В.А. Сухомлинского, “От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Главнейшим фактором, воздействующим на формирование нравственных представлений детей дошкольного возраста, является фольклор. В научных трудах Т. И. Баклановой, З. А. Богатеевой, А. А. Грибовской, Т. С. Комаровой, Ю.В. Максимова обозначается, что народная культура, фольклор как часть ее, близки детям своей эмоциональностью, условностью образов, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером. Произведения фольклора ориентируют ребенка на уточнение уже наличествующих у него представлений об окружающей действительности, понемногу дополняя его новыми понятиями, обогащают и расширяют жизненный опыт.
Фольклор как проявление народного творчества по своей природе близок творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Исследователи фольклора В.Н. Василенко, В.С. Воронов, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Т.Я. Шпикалова и др. отмечают его насыщенно проявленные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, гуманность, связь с окружающей жизнью.
Актуальность проблемы обусловила тему исследования: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора».
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике эффективность комплекса занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора.
Объект исследования - процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «нравственные представления».
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности игр детского фольклора формирования нравственных представлений у детей.
4. Провести диагностическое исследование сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать и апробировать комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора.
Теоретическая основа исследования. В педагогике исследование проблемы нравственного развития личности началось в конце XX века. Среди первых работ по данной проблеме можно назвать труды Г.Э. Бурбулиса, В.Е. Кемерова, П.В. Симонова, Т.В. Холостовой, В.Г. Федотовой. Проблеме формирования нравственных представлений посвящены научные работы следующих педагогов и психологов: А.Н. Ананьев, Е.А. Аркин, Л.И. Божович, Р.С. Буре, Д.И Водзинский, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, A. И. Ревинский, В.В. Рыжов, И.Ф. Свадковский, В.И. Слободчиков, B. А. Сухомлинский и др.
Методы исследования: наблюдение, опрос (анкетирование, беседа, интервью, тестирование); изучение документации, результатов деятельности; эксперимент (констатирующий, формирующий); обобщение опыта.
База исследования: МА ДОО «Дюймовочка» (п. Бобровский)
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Самый ответственный период в жизни любого человека - дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали, куда идти, к чему стремиться. По словам В.А. Сухомлинского, “От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Главнейшим фактором, воздействующим на формирование нравственных представлений детей дошкольного возраста, является фольклор. В научных трудах Т. И. Баклановой, З. А. Богатеевой, А. А. Грибовской, Т. С. Комаровой, Ю.В. Максимова обозначается, что народная культура, фольклор как часть ее, близки детям своей эмоциональностью, условностью образов, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером. Произведения фольклора ориентируют ребенка на уточнение уже наличествующих у него представлений об окружающей действительности, понемногу дополняя его новыми понятиями, обогащают и расширяют жизненный опыт.
Фольклор как проявление народного творчества по своей природе близок творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Исследователи фольклора В.Н. Василенко, В.С. Воронов, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Т.Я. Шпикалова и др. отмечают его насыщенно проявленные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, гуманность, связь с окружающей жизнью.
Актуальность проблемы обусловила тему исследования: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора».
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике эффективность комплекса занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора.
Объект исследования - процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «нравственные представления».
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности игр детского фольклора формирования нравственных представлений у детей.
4. Провести диагностическое исследование сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать и апробировать комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора.
Теоретическая основа исследования. В педагогике исследование проблемы нравственного развития личности началось в конце XX века. Среди первых работ по данной проблеме можно назвать труды Г.Э. Бурбулиса, В.Е. Кемерова, П.В. Симонова, Т.В. Холостовой, В.Г. Федотовой. Проблеме формирования нравственных представлений посвящены научные работы следующих педагогов и психологов: А.Н. Ананьев, Е.А. Аркин, Л.И. Божович, Р.С. Буре, Д.И Водзинский, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, A. И. Ревинский, В.В. Рыжов, И.Ф. Свадковский, В.И. Слободчиков, B. А. Сухомлинский и др.
Методы исследования: наблюдение, опрос (анкетирование, беседа, интервью, тестирование); изучение документации, результатов деятельности; эксперимент (констатирующий, формирующий); обобщение опыта.
База исследования: МА ДОО «Дюймовочка» (п. Бобровский)
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В соответствии с поставленными задачами в результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Нравственные представления у старших дошкольников рассматриваются как представления о таких качествах человека, которые помогают ему действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом и включающих в себя знания о нормах и правилах поведения в социуме, о моральных качествах человека, в последующем влияющих на формирование нравственных оценок и мотивов поведения.
Результатом нравственного воспитания являются сформированные у детей нравственные представления, нравственные ценности, качества и нравственная позиция, что наиболее актуально в старшем дошкольном возрасте, так как в этом периоде происходит усвоение элементарных морально-нравственных требований.
Формирование нравственных представлений - целенаправленный процесс педагогического взаимодействие педагога и воспитанников, при котором обеспечивается приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
2. У детей старшего дошкольного возраста складываются следующие нравственные представления: собственные моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, увеличивается действенность нравственных представлений и социальная нравственность, т. е. поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
3. При отборе фольклорного материала для каждой возрастной группы учитывается тематическая и техническая доступность. Для формирования нравственных представлений детей большом объеме используется детский фольклор: произведения собственного детского творчества; произведения творчества взрослых, предназначенные для детей (колыбельные, песенки,
потешки, небылицы, прибаутки, игры, заимствованные детьми из фольклора взрослых.
4. В рамках данной работы нами было проведен эксперимент по использованию формированию нравственных представлений дошкольников в играх детского фольклора.
Диагностирование, проведенное на начальном этапе эксперимента, выявило следующие проблемы у детей старшего дошкольного возраста в сфере развития нравственных представлений:
- дети не проявляют сочувствие, взаимопомощь во взаимоотношениях со сверстниками, равнодушны к неудачам других, в некомфортных ситуациях не всегда сдержаны, терпеливы, вспыльчивы.
- правильно оценивают поведение других детей как положительное или отрицательное, но свою оценку не мотивирует, но не формулирует нравственную норму.
- не всегда прислушиваются к замечаниям воспитателя, не всегда вежливы и тактичны, могут нарушать правила. Поведение детей характеризуется ситуативностью и неустойчивостью.
В исследуемой группе дошкольников была проведена работа по формированию нравственных представлений с использованием игр детского фольклора.
Анализ результатов проведенной работы выявил положительную динамику в процессе формирования и развития нравственных представлений детей дошкольного возраста, что позволяет констатировать, что цель исследования достигнута.
Таким образом, на основе полученных данных можно сказать, что при организации работы с дошкольниками с целью формирования нравственных представлений необходимо использовать различные средства и методы работы, в том числе и игры детского фольклора.
1. Нравственные представления у старших дошкольников рассматриваются как представления о таких качествах человека, которые помогают ему действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом и включающих в себя знания о нормах и правилах поведения в социуме, о моральных качествах человека, в последующем влияющих на формирование нравственных оценок и мотивов поведения.
Результатом нравственного воспитания являются сформированные у детей нравственные представления, нравственные ценности, качества и нравственная позиция, что наиболее актуально в старшем дошкольном возрасте, так как в этом периоде происходит усвоение элементарных морально-нравственных требований.
Формирование нравственных представлений - целенаправленный процесс педагогического взаимодействие педагога и воспитанников, при котором обеспечивается приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
2. У детей старшего дошкольного возраста складываются следующие нравственные представления: собственные моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, увеличивается действенность нравственных представлений и социальная нравственность, т. е. поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
3. При отборе фольклорного материала для каждой возрастной группы учитывается тематическая и техническая доступность. Для формирования нравственных представлений детей большом объеме используется детский фольклор: произведения собственного детского творчества; произведения творчества взрослых, предназначенные для детей (колыбельные, песенки,
потешки, небылицы, прибаутки, игры, заимствованные детьми из фольклора взрослых.
4. В рамках данной работы нами было проведен эксперимент по использованию формированию нравственных представлений дошкольников в играх детского фольклора.
Диагностирование, проведенное на начальном этапе эксперимента, выявило следующие проблемы у детей старшего дошкольного возраста в сфере развития нравственных представлений:
- дети не проявляют сочувствие, взаимопомощь во взаимоотношениях со сверстниками, равнодушны к неудачам других, в некомфортных ситуациях не всегда сдержаны, терпеливы, вспыльчивы.
- правильно оценивают поведение других детей как положительное или отрицательное, но свою оценку не мотивирует, но не формулирует нравственную норму.
- не всегда прислушиваются к замечаниям воспитателя, не всегда вежливы и тактичны, могут нарушать правила. Поведение детей характеризуется ситуативностью и неустойчивостью.
В исследуемой группе дошкольников была проведена работа по формированию нравственных представлений с использованием игр детского фольклора.
Анализ результатов проведенной работы выявил положительную динамику в процессе формирования и развития нравственных представлений детей дошкольного возраста, что позволяет констатировать, что цель исследования достигнута.
Таким образом, на основе полученных данных можно сказать, что при организации работы с дошкольниками с целью формирования нравственных представлений необходимо использовать различные средства и методы работы, в том числе и игры детского фольклора.
Подобные работы
- Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-педагогические условия формирования нравственных представлений у старших дошкольников на материале фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
в играх детского фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Использование возможности татарских народных сказок для
формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных
представлений на материале русских народных сказок
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



