ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
1.1. Характеристика понятия «нравственные представления» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Возможности игр детского фольклора в формировании
нравственных представлений у детей 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ ДЕТСКОГО
2.1. Диагностическое исследование сформированности нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 33
2.2. Содержание работы по формированию нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
Формирование нравственных представлений у детей - актуальная проблема современной педагогики. Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми, происходит упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. Современный национальный воспитанный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Самый ответственный период в жизни любого человека - дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали, куда идти, к чему стремиться. По словам В.А. Сухомлинского, “От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Главнейшим фактором, воздействующим на формирование нравственных представлений детей дошкольного возраста, является фольклор. В научных трудах Т. И. Баклановой, З. А. Богатеевой, А. А. Грибовской, Т. С. Комаровой, Ю.В. Максимова обозначается, что народная культура, фольклор как часть ее, близки детям своей эмоциональностью, условностью образов, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером. Произведения фольклора ориентируют ребенка на уточнение уже наличествующих у него представлений об окружающей действительности, понемногу дополняя его новыми понятиями, обогащают и расширяют жизненный опыт.
Фольклор как проявление народного творчества по своей природе близок творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Исследователи фольклора В.Н. Василенко, В.С. Воронов, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Т.Я. Шпикалова и др. отмечают его насыщенно проявленные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, гуманность, связь с окружающей жизнью.
Актуальность проблемы обусловила тему исследования: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора».
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике эффективность комплекса занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора.
Объект исследования - процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «нравственные представления».
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности игр детского фольклора формирования нравственных представлений у детей.
4. Провести диагностическое исследование сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать и апробировать комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора.
Теоретическая основа исследования. В педагогике исследование проблемы нравственного развития личности началось в конце XX века. Среди первых работ по данной проблеме можно назвать труды Г.Э. Бурбулиса, В.Е. Кемерова, П.В. Симонова, Т.В. Холостовой, В.Г. Федотовой. Проблеме формирования нравственных представлений посвящены научные работы следующих педагогов и психологов: А.Н. Ананьев, Е.А. Аркин, Л.И. Божович, Р.С. Буре, Д.И Водзинский, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, A. И. Ревинский, В.В. Рыжов, И.Ф. Свадковский, В.И. Слободчиков, B. А. Сухомлинский и др.
Методы исследования: наблюдение, опрос (анкетирование, беседа, интервью, тестирование); изучение документации, результатов деятельности; эксперимент (констатирующий, формирующий); обобщение опыта.
База исследования: МА ДОО «Дюймовочка» (п. Бобровский)
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В соответствии с поставленными задачами в результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Нравственные представления у старших дошкольников рассматриваются как представления о таких качествах человека, которые помогают ему действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом и включающих в себя знания о нормах и правилах поведения в социуме, о моральных качествах человека, в последующем влияющих на формирование нравственных оценок и мотивов поведения.
Результатом нравственного воспитания являются сформированные у детей нравственные представления, нравственные ценности, качества и нравственная позиция, что наиболее актуально в старшем дошкольном возрасте, так как в этом периоде происходит усвоение элементарных морально-нравственных требований.
Формирование нравственных представлений - целенаправленный процесс педагогического взаимодействие педагога и воспитанников, при котором обеспечивается приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
2. У детей старшего дошкольного возраста складываются следующие нравственные представления: собственные моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, увеличивается действенность нравственных представлений и социальная нравственность, т. е. поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
3. При отборе фольклорного материала для каждой возрастной группы учитывается тематическая и техническая доступность. Для формирования нравственных представлений детей большом объеме используется детский фольклор: произведения собственного детского творчества; произведения творчества взрослых, предназначенные для детей (колыбельные, песенки,
потешки, небылицы, прибаутки, игры, заимствованные детьми из фольклора взрослых.
4. В рамках данной работы нами было проведен эксперимент по использованию формированию нравственных представлений дошкольников в играх детского фольклора.
Диагностирование, проведенное на начальном этапе эксперимента, выявило следующие проблемы у детей старшего дошкольного возраста в сфере развития нравственных представлений:
- дети не проявляют сочувствие, взаимопомощь во взаимоотношениях со сверстниками, равнодушны к неудачам других, в некомфортных ситуациях не всегда сдержаны, терпеливы, вспыльчивы.
- правильно оценивают поведение других детей как положительное или отрицательное, но свою оценку не мотивирует, но не формулирует нравственную норму.
- не всегда прислушиваются к замечаниям воспитателя, не всегда вежливы и тактичны, могут нарушать правила. Поведение детей характеризуется ситуативностью и неустойчивостью.
В исследуемой группе дошкольников была проведена работа по формированию нравственных представлений с использованием игр детского фольклора.
Анализ результатов проведенной работы выявил положительную динамику в процессе формирования и развития нравственных представлений детей дошкольного возраста, что позволяет констатировать, что цель исследования достигнута.
Таким образом, на основе полученных данных можно сказать, что при организации работы с дошкольниками с целью формирования нравственных представлений необходимо использовать различные средства и методы работы, в том числе и игры детского фольклора.
1. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Т. М.Акинина, Г. В.Степанова, Н. П.Терентьева. - М.: Перспектива, 2012 . - 248 с.
2. Аникин, В.П. О фольклористике как филологической науке Традиционная культура: науч. альм., издательство Центр рус. фольклора [Текст] / В.П.Аникин. М. - № 4. с. - 161-167.
3. Аршавский, И.А. Основы возрастной периодизации / И.А. Аршавский. - M.: Наука, 2005. - 132 с.
4. Батурина, Г.И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе [Текст] / Г.И.Батурина, Т.Ф.Кузина. - М.: Школьная Пресса, 2013. - 144 с.
5. Бударина, Т.А. Знакомство детей с русским народным
творчеством [Текст] / Т.А.Бударина. - М.: Академия, 2010. - 257 с.
6. Буре, Р. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников [Текст] / Р. С. Буре. - М.: Сфера, 2014 . - 144 с.
7. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие [Текст] / Р. С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2012 . - 80 с.
8. Ватаман, В.П. Воспитание детей на традициях народной
культуры [Текст] / В.П.Ватаман. - СПб.: Детство, 2012. - 311 с.
9. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и
высших пед. учеб. заведений [Текст] / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 2013. - 176 с.
10. Гладких, Л.П Возрастные закономерности духовно¬нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни [Текст] / Л.П Гладких // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2012. - Вып. 1(8) - С. 84-91
11. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. [Текст] / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2014. - 986 с.
12. Детям - о традициях народного творчества. Осень: Учеб.- метод. пособие: В 2 ч. [Текст] / Под ред. Т.Я Шпикаловой. - М.: Академия, 2012. Ч. 2. - 272 с.
13. Диагностика воспитанности детей дошкольного возраста
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00110322_1 .html
14. Диагностика эмоционально-нравственного развития. [Текст] // Ред. и сост. И.Б.Дерманова. СПб.: Речь, 2012. 360с.
15. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. [Текст]. Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. 380 с.
16. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. - М.: Флинта, 2015. - 356 с.
17. Ильин, И. Путь духовного обновления [Текст] / И.Ильин. - М.: Институт русской цивилизации, 2013. - 1216 с.
18. Карпушина, Л. П. Социализация детей и подростков в условиях
этнокультурной образовательной среды: монография [Текст] / Л.
П.Карпушина, П. Ю.Соколова, И. А.Кудаева, Л. Е.Бабушкина. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2013. - 180 c.
19. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л.Князева, М. Д.Маханева. - М.: Детство-Пресс, 2015 . - 304 с.
20. Комратова, Н. Дошкольное детство и основы национальной культуры [Текст] / Н.Комратова // Дошкольное воспитание. - 2013. - N 9. - С. 92-97
21. Комратова, Н. Знакомство с национальной культурой: подготовительная к школе группа [Текст] / Н.Комратова // Дошкольное воспитание. - 2015. - N 10. - С. 73-77
22. Кондрашова, Н. В. Духовно-нравственное воспитание
дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона [Текст] / Н. В.Кондрашова // Научный журнал КубГАУ. №81(07). - 2012. - С. 76-83.
23. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=985
24. Курочкина, И. Н. Как научить ребенка поступать нравственно. - М.: Флинта, 2014 . - 126 с.
25. Кочкина, А. Выставка «Археология детства: игрушки, игры и обряды в традиционных обществах» [Текст] / А.Кочкина, Н.Лосева, Д.Сташенков // Самарская область. Этнос и культура. Информационный вестник. - 2015. - № 5. - С. 15-18.
26. Куприна, Л.С. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О. А.Маркеева, О.Н.Корепанова. - СПб: Речь, 2013. - 400 с.
27. Лопатина, А. Нравственное воспитание дошкольников [Текст] /
А.Лопатина, М.Скребцова. - М.: Амрита, 2012. - 112 с.
28. Никулина, Л. А. Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности [Текст] / Л. А. Никулина // Молодой ученый. 2014. - №4. - С. 1051-1052.
29. Новицкая, М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: Метод. пособие [Текст] / М.Ю.Новицкая. - М.: Айрис Пресс. Айрис дидактика, 2014. - 235 с.
30. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей [Текст] / Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А. Марковой. 3е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2013. - 272 с.
31. Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект: сб. науч. ст. [Текст] / ФГБОУ ВПО "Оренб. гос. пед. ун-т", Фак. дошк. и нач. образования. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. - 178 с.
32. Ожегов, С.И.Словарь русского языка [Текст] / С.И.Ожегов. - М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. - 826 с.
33. Петрова, В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / В. И.Петрова, Т. Д.Стульник. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 80 с.
34. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Российская газета // Федеральный выпуск №6241 (265) [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
35. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки [Текст] / В.Я.Пропп. - М.: Лабиринт, 2014. - 132 с.
36. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е.Сапогова. - М., Аспект пресс, 2005. - 345 с.
37. Серикова, Л.А. Формирование духовно-нравственных ценностей личности в современной системе образования [Текст] / Л.А.Серикова // Перспективы науки. - 2011. - № 10 (25). - С. 311-313.
38. Симкина, Т. А. Формирование духовно-нравственных ценностей средствами искусства: (с использованием краевед. материала) [Текст] / Т. А. Симкина // Учительский журн. - 2012. - № 4. - С.47-55.
39. Столяренко, Л.Д. Педагогика [Текст] / Л.Д.Столяренко. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2013. - 448с.
40. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина [Текст] /
В.А.Сухомлинский. - М.: Наука, 2012. - 143 с.
41. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] Б.М./ Теплов // Педагогика. - 2010. - № 6. - С. 96-105.
42. Теплюк, С. Об опрятности и аккуратности [Текст] / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 2013. № 9. - С. 34-41.
43. Треннева, Г.М. Фольклор и народное слово [Текст] / Г.М.Треннева. - М.: Сфера, 2012. - 393 с.
44. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст] / Г.А.Урунтаева. М.: Академия, 2012. - 368 с.
45. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст] / Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 2012. - 368 с.
46. Ушинский, К.Д. Сочинения. Том 3. [Текст] / К.Д.Ушинский. - М.: 1950. - 775 с.
47. Фадеев, С.Б. Народная культура как средство формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста: дисс. ... канд. пед. наук: [Текст] / С.Б. Фадеев. - Екатеринбург, 2012. - 155 с
48. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", № 273-ФЗ от 29.12.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
49. Философский словарь. [Текст] / Под ред. С.С. Гогоцкого. - М.:
Академия, 2010. - 296 с.
50. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для вузов [Текст] / И.Ф.Харламов. - М.: Просвещение, 2011. - 245 с.
51. Шаграева, О.А. Детский практический психолог. Программа и
методические материалы [Текст] / О.А.Шаграева. - М.: Академия, 2012. -
256 с.
52. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В.Шаповаленко. - М.: ЮРАЙТ, 2013. - 576 с.
53. Шелгунов, Н.В. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Н.В. Шелгунов //Под ред. член-корр. АПН РСФСР проф. Н.К. Гончарова - М.: АСТ, 2014. - 403с.
54. Широкова, Г.А. Детская психология. Словарь - справочник [Текст] / Г.А.Широкова. - Ростов н /Д: Феникс, 2013. - 208 с.
55. Широкова, Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога [Текст] / Г.А.Широкова, Е.Г.Жадько. - Ростов н /Д: Феникс, 2013. - 320 с.
56. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов. Изд. 3-е. [Текст] / Л.Б. Шнейдер М.: «Академический проект»; - Екатеринбург: «Деловая книга», 2014. - 736 с.
57. Штольц, Х. Как воспитать нравственное поведение? [Текст] / Х.Штольц - М.: Ореол, 2013. - 165 с.
58. Эльконин, Д. Б.Детская психология[Текст] / Д.Б.Эльконин. - М.: Academia, 2014. - 384 с.
59. Эльконин, Д.Б. Психология [Текст] / Д.Б.Эльконин. - М.: Феникс, 2012. - 403с.
60. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / 24-29.