ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» 7
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Возможности театрализованной деятельности в развитии
творческого воображения у дошкольников 21
1.4. Методики развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста в театрализованной деятельности 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
2.1. Диагностическое исследование уровня развития творческого воображения у старших дошкольников на исходном этапе опытно - поисковой работы 42
2.2 Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию творческого воображения у старших дошкольников в театрализованной деятельности 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
Актуальность исследования заключается в том, что в последнее время в современном обществе наиболее часто поднимаются вопросы по воспитанию творческой личности детей. На основе данных проблем возникает острая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей оптимизации этих процессов.
Психологи, которые изучали творческие процессы, доказали, то что воображение очень широко наполняет творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно важным является выявление особенностей воображения, его закономерностей развития и становления при изучении дошкольного возраста, потому что именно в данный период жизни, формируется основа развития данного процесса. Многие психологи, которые изучали онтогенез психического развития, доказали, что в жизнедеятельности ребенка особенное значение играет воображение и фантазия.
Воображение в своей сущности является психическим процессом, который позволяет создавать новые образы и представления на основе собственного опыта. Без воображения невозможна полноценное приспособление детей дошкольного возраста к окружающим условиям современного мира, так как уровень успешности освоения любых образовательных программ зависит от усвоения человеком данного процесса.
Пик развития воображения приходиться на детский возраст в период пяти-двенадцати лет, поэтому, если упустить время, наверстать будет сложно. У детей, с которыми не занимаются целенаправленно, возникают проблемы: они с трудом фантазируют, уменьшается со временем интерес к творческой деятельности, а также не могут широко мыслить на отвлеченные темы.
Особыми возможностями в развитии творческого воображения у дошкольников обладает театрализованная деятельность, так как она позволяет напрямую ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно, открывая что-то новое для себя, а для окружающих - новое в себе.
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей в театрализованной деятельности.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей в театрализованной деятельности.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить особенности развития творческого воображения у старших дошкольников.
3. Раскрыть возможности использования театрализованной деятельности в развитии у детей творческого воображения.
4. Разработать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей в театрализованной деятельности и апробация его эффективности в опытно-поисковой работе.
Методологической основой исследования являются:
- концепции развития творческого воображения, разработанные психологами Л.Н. Выготским, С.Л Рубинштейном, Е.И.Игнатьевой, О.М. Дьяченко, и др.;
- работы А.В. Бакушинского, Д.Б. Богоявленской, А.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, А.В. Рождественской, Л.Ю. Субботиной, Н.П. Саккулиной, Г.А.Урунтаевой о значении художественно-эстетической деятельности в развитии творческого воображения ребенка;
- методические разработки по развитию детского творчества в театрализованной деятельности Н. Карпинской, Л. Ворошниной, Л. Фурминой, Е. Трусовой.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- систематическое наблюдение за детьми во всех видах деятельности;
- педагогический эксперимент, методы диагностики.
- анализ результатов деятельности.
База исследования: опытно-поисковая работа была проведена в муниципальном казенном дошкольном учреждении «Детский сад № 22 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» в г. Тавда Свердловской области.
Теоретическое исследование и практическая апробация подтвердили актуальность выбранной темы. Воображение и фантазия являются наивысшей способностью человечества.
Дошкольники, у которых развито творческое воображение с легкостью добиваются реализации своего замысла в жизнь. Воспитание и развитие творческой личности необходимо начинать с младшего возраста. Детскому дошкольному учреждению принадлежит, конечно, главная роль в данном направлении, так как дошкольный возраст сенситивен для развития творческого потенциала детей, но и родители должны этому способствовать.
Проведенные нами занятия из методики по развитию творческого воображения оставили у детей яркие впечатления, так как была создана творческая атмосфера, которая способствовала проявлению способностей. В процессе театрализованной деятельности дети излагали и изображали свои мысли, фантазии, импровизировали, создавали новые образы и персонажи.
В результате практического и теоретического исследования реализованы поставленные задачи:
1. Изучены труды психологов и педагогов о возможностях развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Теорией обоснованы следующие положения: основой творческой личности является творческое воображение, этот компонент является более естественным для старшего дошкольного возраста и, развивая его, мы формируем творческую личность в целом.
На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыты понятия «воображения», «творческого воображения», «творчества». За основу мы взяли следующие определения:
- творчество - это деятельность, в результате которой приобретается что-то новое, оригинальное, в той или другой мере выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт детей (Н.Д. Лавитова);
- воображение - это психический процесс, который позволяет создавать новые сюжеты в форме образа, представления, мечты или идеи. Взрослый и ребенок может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности;
- творческое воображение - это вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности.
2. Изучены и определены педагогические условия, способствующие развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
К основным педагогическим условиям развития воображения относятся следующие:
- организация игровой деятельности дошкольника;
- создание мнимых и проблемных ситуаций;
- организация предметно-развивающей среды;
- поощрение творческих проявлений ребенка,
- поддержка взрослыми творческих начинаний ребенка;
- качества личности воспитателя (эмоциональность, креативность);
- личностно - ориентированная модель общения педагога с детьми;
-учет в педагогическом процессе идей индивидуализации, исследовательского и развивающего обучения.
3. Проанализированы методические труды по проблемам развития творческого воображения детей в театрализованной деятельности. Подобраны методы и приемы развития творческого воображения в виде выполнения творческих упражнений, участия в игровой деятельности, рисовании, импровизации образов, наглядного и двигательного моделирования Создан цикл упражнений по развитию творческого воображения и апробирован на практических занятиях.
4. Проведена диагностика уровней развития творческого воображения на констатирующем и контрольном этапах. Были использованы методики: Урунтаева Г.А. - исследование творческого воображения; Субботина Л.Ю. - исследование зрительного и слухового творческого воображение.
На констатирующем этапе эксперимента были получены следующие результаты:
- высокий уровень развития воображения 20%
- средний уровень развития воображения 60%
- низкий уровень развития воображения 20%
5. Разработан комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей в театрализованной деятельности.
Работа, которую мы проделали в ходе формирующего эксперимента, была эффективна, что могут подтвердить полученные нами результаты. Для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста разработаны различные упражнения на поиск сравнений, добавление к предмету новых функций, смешивание признаков разных предметов, создание новых образов.
В процесс театрализованной деятельности были включены дополнительно для разнообразия и создания яркости темброво-шумовые импровизации, рисование под музыку, вокальные импровизации, танцевальные движения под музыку, согласно сюжету.
Значительное место в театрализованной деятельности заняли упражнения, которые передают воображаемые действия и изобразительные движения, при выполнении которых дошкольники активизировали мышление, память, развивали фантазию. Комплексы упражнений театрализованной деятельности были разнообразны. Многие дети стремились быть первыми в ответах, предлагали большое количество ответов в процессах выполнения упражнений.
На занятиях повышения уровня развития творческого воображения в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста мы использовали разработанные в рамках моей исследовательской работы упражнения, которые представлены в приложении 2. Данные задания подразумевают обыгрывание сказок, театральных сценок, в рамках этих упражнений разбирали с дошкольниками действия, образы, предметы. С детьми, для которых выполнение заданий вызывало большие трудности, проводилась отдельно коррекционная работа с использованием упражнений облегченного характера с приближенными запланированными ответами, что бы активировать мышление, способность фантазировать, то есть помочь детям повысить уровень развития творческого воображения.
Учитывая педагогические условия в процессе выполнения заданий на выявление и развитие воображения, мы внимательно следили и отмечали для себя проявление детской инициативы, делали поощрения для тех детей, которые проявлял большую творческую активность и показывал лучшие результаты работы их воображения.
Целенаправленные занятия развития воображения в образовательных учреждениях помогают детям фантазировать, развивать интерес к творческой деятельности и плодотворно мыслить на отвлеченные темы, повышать личностный рост.
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] / Л.В. Артемова - М.: Просвещение, 2004.
2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. [Текст] / О.А. Белобрыкина - Ярославль, 2003. - 240 с.
3. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. [Текст] / Л.П. Бочкарева - Ульяновск, ИПКПРО, 2011.
4. Н.А. Художественное творчество и ребенок. [Текст] / Н.А. Ветлугина
- М., 1997.
5. Выготский Л.С. Воображение, мышление, творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский - М., 2011.
6. Выготский Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский - М., 2010.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. [Текст] / Под ред. М.С. Ярошевского. - М.: Педагогика, 2009.
8. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. [Текст] / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова - М.: Академический Проект, 2007.
9. Генов Г.В. Театральная деятельность для малышей. [Текст] / Г.В. Генов - М.: Просвещение, 2009. - 154 с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М.: МГУ, 2008. - 318 с.
11. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. / Головин С.Ю. [электронный ресурс] // URL: http://bookap.by.rugenpsydicpracpsygl3.shtm.htm(дата обращения: 23.08.2017).
12. Готовимся к аттестации // Методическое пособие для педагогов.
- С-Пб.: Детство-пресс, 2000. - 144 с.
13. Гурович Л.М. Понимание фантастического образа детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). [Текст] / Л.М. Гурович - Л., 2011.
14. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников. [Текст] / О. А. Григорьева / Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 568-569.
15. Гриценко З.А. Расскажите детям сказки. [Текст] / З.А. Гриценко - М.: Линка-Пресс, 2003. - 176с.
16. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. [Текст] / Б.С. Грязнов - М.: Наука, 2010. - 256с.
17. Демьянченко О.М. Воображение старших дошкольников / Дошкольное воспитание. [Текст] / О.М. Демьянченко - 2015. № 5.
18. Доронова Т., Доронова Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» [Текст] / Т. Доронова, Е. Доронова - М., 2010. - 27 с.
19. Дъяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. [Текст] / О.М.Дъяченко - М.: РАО, 2009. - 197 с.
20. Дъяченко О.М., Кириллова А.Н. О некоторых особенностях развития воображения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Вопросы психологии. / О.М.Дъяченко - 2009. - № 2. - С.107-114.
21. Дъяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном детстве. [Текст] / О.М.Дъяченко - М., 2009. - 31 с.
22. Ершова А. Вреден ли театр дошкольникам? Обруч. [Текст] / А. Ершова - 2009. - № 4. - С.3-4.
23. Жукова Е.С. Становление творческих способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте. [Текст] / Е.С. Жукова - М., 2000. - 423с.
24. Захарова Б.Е. Мастерство юного актера и режиссера. [Текст] / Б.Е. Захарова - М.: Просвещение, 2003. - 320 с.
25. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Г.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: «Речь», 2001.
26. Зяблицева М.А. Развитие памяти, воображения, мышления у детей. Игры и упражнения. [Текст] / Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 189 с.
27. Казакова Т.Т. Развитие творческих способностей у дошкольников. [Текст] / Т.Т. Казакова - М.: Просвещение, 208. - 192 с.
28. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. [Текст] / И.П. Калошина - М.: МГУ, 2011. - 168 с.
29. Камаева Т. Нужен ли детям театр [Текст] / Дошкольное воспитание. - 2011. - № 6. - С.5-7.
30. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр -
дошкольникам. [Текст] / Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко - М.:
Просвещение, 2012. - 191 с.
31. Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве. [Текст] / Г.Д. Кириллова/ - Орел: МП Простор, 2012. - 120 с.
32. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. [Текст] - Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. - Ярославль: Академия развития, 2011. - 240 с.
33. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений. [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 432 с.
34. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: [Текст] Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2008.
35. Косенко Ю.Н. Формирование творческой активности старших дошкольников в играх по сюжету литературного произведения. [Текст] - Киев, 2009. - 22 с.
36. Кудрявцева В., Сидельникова В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст] / Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9, 10. - С.52-59.
37. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: [Текст] Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений. - М., 2010.
38. Листик Е.М., Курганова А.Е. Творческие сюжетные игры для детей старшего дошкольного возраста [Текст] /Психолог в детском саду. - 2009. - № 1. - С.67-77.
39. Макаренко Л. Здравствуй театр: К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству [Текст] / Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1. - С.39-44.
40. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. [Текст] - М., 2010.
41. Маханева М.Д. Театральная деятельность дошкольника / Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. - С.6-14.
42. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
43. Медведева Е.А. Формирование предпосылок творческого воображения у старших дошкольников с задержкой развития в театрализованных играх: [Текст] Дис. канд. пед. наук. - М., 2007. - 192 с.
44. Медведева Е.А., Шишова Т. Улыбка судьбы. Роли и характеры. [Текст] - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2012. - 240 с.
45. Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей. [Текст] - М., 2001.
46. Неменова Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр [Текст] / Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С.19.
47. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. [Текст] - М., 2001.
48. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб.
заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. [Текст] - М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 688 с.
49. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб.
Заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - 3-е изд. [Текст] - М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 608 с.
50. Ничипорюк Е.А. Диагностика в детском саду: Методическое пособие. [Текст] - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - С.90-94.
51. Общая психология / под ред. А.В. Карпова. [Текст] - М., 2002. - С.109-111.
52. Петровский А.В. О психологии личности. [Текст] - М.:
Искусство, 2006. - 176 с.
53. Подласый И.Н. Педагогика. [Текст] - М.: Просвещение, 2009.
54. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. [Текст] - М.: Педагогика, 2008. - 280 с.
55. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.- сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. [Текст] - М.: Академия, 2009. - 160 с.
56. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии: Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников. [Текст] - СПб.: Детство-пресс, 2012. - 160с.
57. Рогов Е.И. Психология человека. [Текст] - М.: Азбука
психологии, 2009. - 320 с.
58. Родари Дж. Грамматика фантазии. [Текст] - М.: Прогресс, 2011. - 224 с.
59. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
60. Соловьев В.Б. Азбука актера, режиссера и педагога
любительского театра. [Текст] Сыктывкар, 2010.
61. Столяренко Л.Д., Смыгин С.И. Психология и педагогика в
вопросах и ответах: [Текст] Учебники, учебные пособия. - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. - 576с.
62. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Художник Куров В. Н. - Ярославль: «Академия развития», 2012. - 240с., ил. - /Серия: «Вместе учимся, играем»/.
63. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. [Текст] М.: Наука, 2005. С.7-131.
64. Томчикова С.Н. Подготовка студентов к творческому развитию
дошкольников в театрализованной деятельности: [Текст] Учебное
методическое пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2002.- 90 с.
65. Томчикова С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. [Текст] / С.Н. Томчикова Магнитогорск: МаГУ, 2002. - 69 с.
66. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов. [Текст] / Г.А.Урунтаева - М.: Академия, 2009. -336 с.
67. Филатов Ф.Р. Общая психология. Серия «Высший балл». [Текст] / Ф.Р. Филатов - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 448 с.
68. Фурмина Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок. [Текст] / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2004. - С.87-99.
69. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Первушина И.М. Маленькие игры в большом счастье. [Текст] / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО - Пресс, 2001. - 224 с.