Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика межличностных конфликтов среди подростков в образовательной организации

Работа №98379

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
779
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики межличностных конфликтов среди старших подростков в образовательной организации 7
1.1. Понятие «межличностный конфликт» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего
подросткового возраста 18
1.3. Формы и методы профилактики межличностных конфликтов
старших подростков со сверстниками 28
Глава 2. Опытно-поисковая работа по профилактике межличностных конфликтов среди старших подростков на примере МБОУ СОШ №17 с. Шогринское 39
2.1. Анализ деятельности школы по профилактике межличностных
конфликтов среди старших подростков 39
2.2. Программа профилактики межличностных конфликтов старших
подростков в школе 52
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложения 70

Актуальность темы исследования. Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом факторов и причин. В современном обществе всё в большей степени наблюдается социальное расслоение. При этом механизмы социальной мобильности - социальные лифты - не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межличностных отношений.
Современные молодые люди отличаются от своих сверстников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей межличностных отношений. В них проявляются, как индивидуальные качества личности (её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности), так и усвоенные личностью ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая социуму воспринятое в нем.
В современных условиях обостряющегося противостояния в социальных отношениях необходимым фактором успешной социализации личности является разрешение личных и общественных инцидентов. Поэтому среди проблем, стоящих перед общеобразовательной организацией в период её модернизации, наиболее значимой является проблема профилактики межличностного конфликтного поведения подростков.
Современные образовательные организации не всегда способны воплотить в жизнь процесс профилактики конфликтного поведения детей подросткового возраста, так как в практике организации педагогического процесса эти вопросы не входят в количество приоритетных целей педагога.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 г. №1430-р «О концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей», программа призвана содействовать реализации основных положений Национальной стратегии действий в интересах детей (распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 г. №1916-р), приказа Министерства образования и науки РФ от 14.02.2011 г. №187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов», письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 г. №ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту второго поколения выпускник общеобразовательного учреждения - это уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. Тем самым актуализируется поиск средств профилактики конфликтного поведения подростков.
Главным процессом подросткового возраста считается переход от юношества к взрослости. Все стороны развития подвергаются перестройке, появляются и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Данный преобразовательный процесс и определяет главные особенности личности подростков. По характеру происходящих в данном возрасте изменений, подростковый возраст в целом считается кризисным. Подростковый возраст - самый сложный и трудный из всех детских возрастов, который представляет собой период становления личности.
Многие известные психологи и педагоги (Т. В. Драгунова, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. А. Лабунская, Д. И. Фельдштейн, Н. В. Гришина, Г. С. Абрамова, А. Н. Прихожан, Н. Н. Толстых), сходятся во мнении, что именно общение со сверстниками является для подростка наиболее значимым и во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности, развития личности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то круг интересов старших подростков в основном обусловлен возможностью общения со сверстниками.
Между тем, практика показывает, что межличностное взаимодействие в ситуациях конфликта вызывает затруднения у старших подростков. Нередко взамен анализа проблемы и поиска оптимальных путей её решения подросток пытается интенсивным способом воздействовать на объект противоречия и производит действия, ведущие к эскалации конфликта. Это связано, прежде всего, с недостатком их коммуникативной и социальной компетентности.
В настоящее время в психолого-педагогической науке и практике сформировалось противоречие между необходимостью профилактики межличностных конфликтов среди подростков и недостаточным методическим обеспечением этого процесса в образовательной организации.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: каково содержание профилактики межличностных конфликтов среди старших подростков в образовательной организации?
Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования «Профилактика межличностных конфликтов среди подростков в образовательной организации».
Ограничение: процесс профилактики межличностных конфликтов среди подростков в образовательной организации мы будем рассматривать применительно к старшему подростковому возрасту.
Объект исследования - процесс профилактики межличностных конфликтов среди старших подростков в образовательной организации.
Предмет исследования - содержание профилактики межличностных конфликтов среди старших подростков в образовательной организации.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать программу профилактики межличностных конфликтов среди старших подростков в образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, в содержание профилактики межличностных конфликтов старших подростков в образовательной организации должна входить программа с учетом выделенных форм и методов профилактики.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные теоретические подходы к понятию «межличностный конфликт» в психолого-педагогической литературе.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старшего подросткового возраста.
3. Рассмотреть содержание, формы и методы профилактики межличностных конфликтов подростков со сверстниками.
4. Проанализировать деятельность МБОУ СОШ №17 с. Шогринское Артемовского городского округа по профилактике межличностных конфликтов среди подростков.
5. Частично апробировать программу по профилактике межличностного конфликтного поведения подростков и проверить её эффективность на практике.
Для проведения исследования использовался комплекс методов:
• теоретические методы - анализ, синтез и обобщение;
• эмпирические методы - опрос, тестирование.
База исследования: МБОУ СОШ №17 с. Шогринского Артемовского района Свердловской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретико-эмпирическое изучение профилактики межличностных конфликтов среди подростков в образовательной организации позволило сделать следующие выводы.
Межличностный конфликт - это конфликт между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Межличностный конфликт в группе - это в некотором роде противоречие, возникающее в отдельной ситуации у субъектов, когда они начинают воспринимать события в качестве проблемы с психологической составляющей, которая требует немедленного разрешения.
Межличностный конфликт имеет ряд особенностей и характерных признаков:
• присутствие объективных противоречий, которые обязательно должны быть значимы для каждого конфликтующего;
• необходимость преодоления противоречий как средство налаживания взаимоотношений между участниками конфликтной ситуации;
• активность участников - действия (или их отсутствие), направленные на достижение своих интересов, либо уменьшение противоречий.
Теоретический анализ социально-педагогической и психологической литературы по проблемам профилактики межличностных конфликтов показал, что данной проблематикой занимались зарубежные и отечественные ученые - В. С. Агеев, А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, Н. У. Заиченко, К. Левин, Л. А. Петровская, Д. И. Фельдштейн, Б. И. Хасан, К. Хорни и другие.
Анализ особенностей старшего подросткового возраста показал, что именно в этот период закладываются основы нравственности, формируются социальные представления о сложных явлениях и феноменах, социальные установки, отношение к себе, отношение к людям, к обществу. У подростков стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения, формируются главные мотивационные линии этого возраста - самопознание, самовыражение, самоутверждение. Это этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Всё это усугубляет негативные тенденции в плане разрешения конфликтных ситуаций в подростковой среде.
В старшем подростковом возрасте возникают межличностные конфликты, рождаемые противоречием между уровнем притязания подростка и его реальным положением в коллективе, противоречием между отношением его к самому себе, качествам своей личности и отношением к нему и качествам его личности со стороны взрослых и сверстников. Все эти противоречия находят свое место во внутриличностных и межличностных конфликтах.
Профилактика межличностных конфликтов среди старших подростков в образовательной организации - работа с еще не начавшимися, а только с вероятными межличностными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при неизменном информационно-аналитическом сопровождении.
Рассмотрев методы и формы профилактики межличностного конфликта старших подростков в образовательном учреждении можно отметить три направления профилактики межличностных конфликтов у старших подростков в образовательном учреждении: работа с педагогами; работа с детьми.
Формы профилактики межличностных конфликтов старших подростков в образовательной организации: массовые мероприятия, экскурсии, диспуты, деловая игра, интеллектуальный марафон, кружки, секции.
Методы профилактики межличностных конфликтов старших подростков в образовательной организации: словесный, наглядный, вовлечение в деятельность, организация деятельности, сотрудничество, анализ ситуаций, метод положительного примера, метод вмешательства «авторитетного третьего», стимулирование.
Деятельность по профилактике и разрешению межличностных конфликтов в школе осуществляется систематически всеми субъектами образования. Эта деятельность является приоритетной и должна осуществляться на протяжении всего периода обучения в средней школе всеми субъектами образовательного пространства школы при активном, а, зачастую, определяющем участии школьного психолога как носителя и популяризатора социально-психологических знаний и умений. В настоящее время одной из проблем явлется отсутствие психолога в школе, поэтому система работы по профилактике конфликтов среди старших подростков в МБОУ СОШ № 17 отсутствует.
В ходе работы нами была разработана и реализована программа по профилактике межличностных конфликтов среди старших подростков в общеобразовательной организации. Опытно-поисковая работа по профилактике межличностных конфликтов проходила в МБОУ СОШ № 17 с. Шогринское. Программа была направлена на формирование адекватных способов разрешения межличностных конфликтов у старших подростков.
Изучение особенностей межличностного конфликтного поведения в старшем подростковом возрасте позволяет сделать следующие выводы:
На первом этапе опытно-поисковой работы у старших подростков преобладает высокая и выраженная конфликтность, имеют средний уровень коммуникативного контроля.
В данной работе нами был разработана программа по профилактике межличностных конфликтов у детей старшего подросткового возраста в школе.
После проведения программы по профилактике межличностных конфликтов среди подростков, у испытуемых снизилась конфликтность, коммуникативный контроль представлен на высоком уровне. Подростки могут управлять выражением своих эмоций, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.


1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. 240 с.
2. Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. Учеб. пособие. М.: «Дело», 2005. 472 с.
3. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. Т. II. М.: Педагогика, 1980. С.128-268.
4. Андреев В. И. Психология социального познания. М., 2000. 288 с.
5. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: «Аспект-Пресс», 2000. 376 с.
6. Андриади И. П. Конфликты, причины их возникновения и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт. М.: Изд-во Гос. центр. ин-та физ. культуры, 1991. 130 с.
7. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: «Питер», 2005. 288 с.
8. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 1999. 551 с.
9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: «Питер», 2001. 131 с.
10. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. СПб.: «Питер», 2004. 244 с.
11. Бодалёв А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. 198 с.
12. Вагин И. О. Уроки психологической защиты. СПб.: «Питер», 2002. 122 с.
13. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.:Речь, 2002. 174 с.
14. Волков Б. С., Волкова Н. В. Конфликтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: «Академический проект», 2007. 397 c.
15. Ворожейкин И. Е. Конфликтология. М., ИНФРА. 2003. 112 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ