Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности

Работа №98372

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
1.1. Характеристика понятия «эмоциональная сфера»
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста....
1.3. Возможности музыкально-игровой деятельности в
развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
2.1. Диагностическое исследование развития эмоциональной
сферы у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы
2.2. Содержание работы по развитию эмоциональной сферы у
детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61


В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования описаны самые главные задачи по развитию эмоциональной сферы детей: способность «быть солидарным в поступках и неудачах, проявлять радостное отношение к успехам других, осознано показывать и проявлять свои эмоции и чувства». Стратегии и специфика этой работы определяются вариативной образовательной программой и опытом педагогов.
Дошкольный возраст - самый главный этап, который закладывает основу эмоциональной сферы ребенка. Этой проблемой занимались такие известные педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), которые обосновали, что яркие эмоции помогают и создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Самое главное в дошкольном возрасте это художественное переживание, возможность насытить разными способами эмоциональную сферу детей и сформировать их ценностные ориентиры. Музыкальное искусство как ни как выступает важным звеном в ознакомлении детей с миром эмоций, переживаний и чувств человека.
По свое структуре музыкально-игровая деятельность эмоционально привлекательна для ребёнка, она включает в себя многие виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмическое движение, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки. Методику организации музыкально-игровой деятельности разрабатывали следующие авторы: О.А. Буренина, Н.Г. Куприна, О.Н. Радынова, Т.Э. Тютюнникова и др. Однако практика работы свидетельствует о недостаточности методической оснащенности данного процесса.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность комплекса занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Объект обследования: процесс развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «эмоциональная сфера».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности музыкально-игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
4. Провести констатирующий этап опытно-поисковой работы по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
5. Разработать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности и апробировать его в опытно-поисковой работе.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение педагогической и специальной литературы, диагностика, тестирование, опытно-поисковая работа.
Теоретическая база исследования:
Проблема развития эмоциональной сферы освещается в трудах отечественных педагогов, психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова).
Накопленный в психологии и педагогике теоретический багаж по проблеме эмоций содержит необходимые данные: о сущности эмоций как специфическом явлении человеческой психики (П.К. Анохин, Т.М. Бреслав, A. В. Запорожец, Л.С. Выготский); о возрастных закономерностях развития эмоций (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, Л.И. Божович); о развитии эмоциональной саморегуляции у детей-дошкольников (А.И. Захаров, Л.Ф. Островская, А.Е. Ольшанникова, В.С. Юркевич, Н. Колпакова).
Над проблемой развития эмоциональной сферы в процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста работали известные педагогоги-музыканты Э.Б. Абдуллина, Д.Б. Кабалевского, О.П. Радыновой, B. Г. Ражникова. Вопросы эмоционального развития детей в музыкально-игровой деятельности отражены в работах А. И. Бурениной, Е.В. Коноровой, Н.Г. Куприной, Т.Э. Тютюнниковой.
База исследования: опытно-поисковая работа осуществлялась на базе ДОУ детский сад №17 г. Красноуфимска.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Пройденная проверка исследования позволила решить задачи.
1. В основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыт термин «эмоциональная сфера» - это структура человека, характеризующие внутренний настрой, качественную динамику и его настроения и эмоции.
Эмоциональная сфера человечества состоит из непростого многоуровневого масштаба, в которого входит эмоции, настроения и чувства. Эмоции - это произвольное отношение человека на положительные или отрицательные раздражители, которые имеют субъективную окраску, а чувства - это индивидуальное и ни кем неповторимое переживание к жизненной действительности.
2. Рассмотрены и характеризированы важные аспекты детей в развитии эмоциональной сферы. К ним относиться: сложные эмоциональные проявлении и их регуляция на протяжении жизни и в характере поведения; появление социальных и моральных эмоции, знание как правильно управлять своими эмоциями, это вес свидетельствует о том, как правильно контролировать свои чувства и сдерживать свое настроение [28. с. 11].
3. Раскрыты и разъяснены возможности музыкально - игровой деятельности в начальном проявлении эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, они связаны с эмоциональной окрашенностью, активно проявляют свои эмоции в движениях.
Мы постарались раскрыть, что музыкально-игровая деятельность помогает развитию эмоциональной сферы дошкольников с учетом следующих условий ее организации:
• Привлечение детей в активно - двигательное и интонационное
самовыражение детей в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности;
• Систематизирован и подобран музыкальный материал, музыкальных произведений для занятий ритмической деятельностью, которые помогают гармонизировать эмоциональную сферу детей.
4. На этапе опытно-поисковой работы проделана поставленная нами диагностика развития эмоциональной сферы детей.
Важным моментом в изучении развития эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста в музыкально - игровой деятельности мы взяли следующие показатели:
Эмоциональная саморегуляция - выявляется в музыкально-игровой деятельности как: быстро и четко переключаться и регулировать свои эмоциональные всплески, натуральность и не стеснённость проявления своих эмоции через интонирование, их прямой взгляд на ту или иную игровую ситуацию.
Эмоциональное опознавание - проявляется в музыкально-игровой деятельности как распознание и угадывание различных эмоциональных состояний в музыке и у окружающих людях
Эмоциональное проявление - выявляется в музыкально - игровой деятельности как способность передачи различных движений и жестов при помощи эмоции.
Диагностические задания по определению уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста мы подбирали и разрабатывали на основе диагностических методик Н.Г. Куприной, Е.И. Изотовой, Е.Ф. Бажина, A.M. Эткинда.
На начальном этапе опытно-поисковой работы были получены следующие результаты:
Высокий уровень развития эмоциональной сферы -10%
Средний уровень развития эмоциональной сферы - .. .80%
Низкий уровень развития эмоциональной сферы - 10%
Разработан комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей в музыкально - игровой деятельности.
Комплекс включал в себя 9 занятий различной тематики:
1. «Птички, жуки»
2. «Весна - дирижёр»
3. «Экскурсия в подводный мир»
4. «Морозная прогулка»
5. «Стойкий оловянный солдатик»
6. «Мама - солнышко моё»
7. «Космонавтом быть хочу»
8. «Баллада о юном барабанщике»
9. Путешествие Незнайки и его друзей»
Большой акцент в непосредственной образовательной деятельности был отведен музыкальным играм, разбитым в комплексе на 3 блока, в соответствии с 3 показателями развития эмоциональной сферы (эмоциональная саморегуляция, эмоциональное опознание, эмоциональное проявление). Игра отличается в том, что их содержание обладает способностью к гибкому переключению и регуляции эмоциональных проявлений, естественность, раскрепощенность эмоциональных проявлений через движение и интонирование. Все игры которые были представлены в комплексе, детям очень понравились и проявили положительные эмоции. Каждая игра помогала ребенку раскрыться, действовала легко и непринуждённо, она помогала детям раскрепоститься, передавать в жестах и движениях различные эмоции, но самое главное, игра придавала воспитательный процесс и повышала эмоциональный настрой на протяжении всей музыкальной игры. Каждая игра, задание сопровождались музыкальными произведениями, способствующими обогащению и гармонизации эмоциональной сферы детей.
Все занятия, которые были представлены в тематическом плане, оказали радужную картину на развитие эмоциональной сферы у детей. Это проявлялось в осмысленности эмоционального предвосхищения, которое вынуждало их сочувствовать по поводу предполагаемых результатов деятельности, ощущать эмоциональное отношение других детей на их поступки.



1. Артоболевская, А.Д. [Первая встреча с музыкой.] - СПб: Композитор,
2004.- 37с.
2. Асафьев, Б.В. [О музыкально-творческих навыках у детей:Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.] - М., 1986. - 67с.
3. Веприцкая, Ю.Е. [Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6лет] - М,. 1988. - 69с.
4. Базарова, Н.П., Мей, В.П. [Азбука классического танца.] - Л.:
Искусство, 1983. - 41с.
5. Бекина, С.И., Ломова, Т.П., Соковнина, Е.Н. [Музыка и движения.] - М., Просвещение, 1984. - 29с.
6. Выготский, Л.С. [Психология искусства.] - М., Педагогика, 1987.
7. Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко, Н.М. [Методика музыкального воспитания:Учебное пособие.] - М., 1997. - 52с.
8. Ветлугина, Н.А. Под ред.-3-е изд., испр. и доп. [Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошкольное воспитание"] - М.: Просвещение, 1989. - 243с.
9. Дрожжина, Е.Ю., Снежкова, М.Б. [Обучение детей танцам в детском саду] - М., Дошкольное образование № 14., 2011. - 17с.
10. Дубровиной, И.В. [Практикум по возрастной и педагогической психологии ] - М., Издательский центр «Академия», 2000. - 464с.
11. Метлов, Н.А. [Музыка - детям] - М., Просвещение, 2005. - 144с.
12. Можейко, А.В. [Развитие познавательной и эмоциональной сфер до-школьников. Методические рекомендации ], [Библиотека журна-ла «Воспитатель ДОУ») - М: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
13. Попова, С.С. [Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития] - М., Молодой ученый, 2011. - 224c.
14. Радынова, О.П., Катинене, А.И., Полавандишвили, М.Л. [Музыкальное воспитание дошкольников ] Под.ред. О.П. Радыновой - М.: Владос, 1994. - 34с.
15. Рубан, Т.Г., Тарасова, К.В.[Музыкальное развитие дошкольников.] - М.: Мозаика-Синтез, 2001. - 43с.
16. Радынова, О.П. [Дошкольный возраст: задачи музыкального
воспитания] - М., Дошкольное воспитание, 1994. - 30с.
17. Раевская, Е. П., Руднева С. Д. [Музыкально-двигательные
упражнения в детском саду222 с] - М.: Просвещение, 1991.- 21с.
18. Симонов, П.В.[ Эмоциональный мозг] - М.: Наука, 1987. - 18с.
19. Солдатова, Е.Л., Лаврова, Г.Н. [Психология развития и возрастная психология] - М.: Феникс, 2004. - 54с.
20. Сазонова, Н. П., Новикова Н. В. [Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье] - М., Детство - Пресс, 2010. - 128с.
21. Стожарова, М. Ю. [Формирование психологического здоровья дошкольников] - М., Феникс, 2007.-208с.
22. Тарасова, К.В.[Онтогенез музыкальных способностей.] - М., 1988. - 176с.
23. Кошелева, А.Д. [Эмоциональное развитие дошкольников] - М., 2003. - 176с.
24. Урунтаева, Г.А. [Дошкольная психология] - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 30c.
25. Урунтаева, Г.А, Ю.А. Афонькина [Практикум по детской
психологии] - М.: ВЛАДОС, 1995. - 296с.
26. Фомин, А.С. [Танец: понятие, структура, функции.] - М., 1990. - 194с.
27. Фирилева, Ж. Е., Сайкина, Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. [Танцевально-игровая гимнастика для детей]- СПб.: Детство-пресс, 2001. - 352с.
28. [Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования] утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М: 2013г. -
29. Фадина, Г.В. [Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста] - Балашов., 2004. - 68с.
30. Шорыгина, Т.А. [Беседы о характере и чувствах.] - М., ТЦ Сфера, 2013. - 96с.
31. Шаповаленко, И.В. [Возрастнаяи психология]. - М.: Гардарики,
2005. - 31с.
32. «Дошкольное воспитание» №1. [Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности] - М., 2003г. - 27с.
33. «Дошкольное воспитание» №2. [Счастье] - М., 2001. - 58с.
34. Дерманова, И.Б [Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) / Диагностика эмоционально-нравственного развития] - СПб., 2002. - 42с.
35. Изард, К.Э. [Психология эмоций./ Перев. С англ] -СПб.: Питер, 1999.-324с.
36. Кулаковский, Л.О. [Восприятие музыки. Советская музыка] -М.. 1956- № 5- 53-55 с.
37. Кузьмина, Е. [Встречаем музыкой весны.//Дошкольное образование] - М., 2006. - 55с
38. Леонтьев, А.Н.[Осмысленность искусства.// Искусство и эмоции] - М., 1991.- 134с.
39. Медушевский, В.В. [О законностях и сроках художественного воздействия музыки] - М., 1976.-236с.
40. Назайкинский, Е.В.[Звуковой мир музыки]М.: Музыка, 1988. - 254 с.
41. Назайкинский, Е.В. [О психологии музыкального восприятия] - М.: Музыка, 1972. - 383 с.
42. Радынова, О.П. [Дошкольный возраст: задачи музыкального
воспитания// Дошкольное воспитание] - М., 1994. - 30с.
43. Ражников, В.Г. [Резервы музыкальной педагогики]- М.: Знание, 1980. - 57 с.
44. Рубинштейн, С.Л. [Основы общей психологии] - М., 1946.-258с.
45. Симонов, П.В. [Теория отражения и психофизиология эмоций] - М.: Наука, 1970.-187с.
46. Теплов, Б.М. [Психология музыкальных способностей] - М., Наука, 2003-379с.
47. Теплов, Б.М. [Психология индивидуальных различий ] - М., 1985. - 33c.
48. Урунтаева, Г.А. [Детская психология] - М.: Академия, 2006.-366с.
49. Шестаков, В.П. [От этоса к аффекту] - М., 1975.
50. Широкова, Г.А. [Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста]- Ростов н/Д: Феникс, 2005.-304с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ