ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
1.1. Характеристика понятия «эмоциональная сфера»
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста....
1.3. Возможности музыкально-игровой деятельности в
развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
2.1. Диагностическое исследование развития эмоциональной
сферы у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы
2.2. Содержание работы по развитию эмоциональной сферы у
детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования описаны самые главные задачи по развитию эмоциональной сферы детей: способность «быть солидарным в поступках и неудачах, проявлять радостное отношение к успехам других, осознано показывать и проявлять свои эмоции и чувства». Стратегии и специфика этой работы определяются вариативной образовательной программой и опытом педагогов.
Дошкольный возраст - самый главный этап, который закладывает основу эмоциональной сферы ребенка. Этой проблемой занимались такие известные педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), которые обосновали, что яркие эмоции помогают и создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Самое главное в дошкольном возрасте это художественное переживание, возможность насытить разными способами эмоциональную сферу детей и сформировать их ценностные ориентиры. Музыкальное искусство как ни как выступает важным звеном в ознакомлении детей с миром эмоций, переживаний и чувств человека.
По свое структуре музыкально-игровая деятельность эмоционально привлекательна для ребёнка, она включает в себя многие виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмическое движение, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки. Методику организации музыкально-игровой деятельности разрабатывали следующие авторы: О.А. Буренина, Н.Г. Куприна, О.Н. Радынова, Т.Э. Тютюнникова и др. Однако практика работы свидетельствует о недостаточности методической оснащенности данного процесса.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность комплекса занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Объект обследования: процесс развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «эмоциональная сфера».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности музыкально-игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
4. Провести констатирующий этап опытно-поисковой работы по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
5. Разработать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности и апробировать его в опытно-поисковой работе.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение педагогической и специальной литературы, диагностика, тестирование, опытно-поисковая работа.
Теоретическая база исследования:
Проблема развития эмоциональной сферы освещается в трудах отечественных педагогов, психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова).
Накопленный в психологии и педагогике теоретический багаж по проблеме эмоций содержит необходимые данные: о сущности эмоций как специфическом явлении человеческой психики (П.К. Анохин, Т.М. Бреслав, A. В. Запорожец, Л.С. Выготский); о возрастных закономерностях развития эмоций (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, Л.И. Божович); о развитии эмоциональной саморегуляции у детей-дошкольников (А.И. Захаров, Л.Ф. Островская, А.Е. Ольшанникова, В.С. Юркевич, Н. Колпакова).
Над проблемой развития эмоциональной сферы в процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста работали известные педагогоги-музыканты Э.Б. Абдуллина, Д.Б. Кабалевского, О.П. Радыновой, B. Г. Ражникова. Вопросы эмоционального развития детей в музыкально-игровой деятельности отражены в работах А. И. Бурениной, Е.В. Коноровой, Н.Г. Куприной, Т.Э. Тютюнниковой.
База исследования: опытно-поисковая работа осуществлялась на базе ДОУ детский сад №17 г. Красноуфимска.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Пройденная проверка исследования позволила решить задачи.
1. В основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыт термин «эмоциональная сфера» - это структура человека, характеризующие внутренний настрой, качественную динамику и его настроения и эмоции.
Эмоциональная сфера человечества состоит из непростого многоуровневого масштаба, в которого входит эмоции, настроения и чувства. Эмоции - это произвольное отношение человека на положительные или отрицательные раздражители, которые имеют субъективную окраску, а чувства - это индивидуальное и ни кем неповторимое переживание к жизненной действительности.
2. Рассмотрены и характеризированы важные аспекты детей в развитии эмоциональной сферы. К ним относиться: сложные эмоциональные проявлении и их регуляция на протяжении жизни и в характере поведения; появление социальных и моральных эмоции, знание как правильно управлять своими эмоциями, это вес свидетельствует о том, как правильно контролировать свои чувства и сдерживать свое настроение [28. с. 11].
3. Раскрыты и разъяснены возможности музыкально - игровой деятельности в начальном проявлении эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, они связаны с эмоциональной окрашенностью, активно проявляют свои эмоции в движениях.
Мы постарались раскрыть, что музыкально-игровая деятельность помогает развитию эмоциональной сферы дошкольников с учетом следующих условий ее организации:
• Привлечение детей в активно - двигательное и интонационное
самовыражение детей в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности;
• Систематизирован и подобран музыкальный материал, музыкальных произведений для занятий ритмической деятельностью, которые помогают гармонизировать эмоциональную сферу детей.
4. На этапе опытно-поисковой работы проделана поставленная нами диагностика развития эмоциональной сферы детей.
Важным моментом в изучении развития эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста в музыкально - игровой деятельности мы взяли следующие показатели:
Эмоциональная саморегуляция - выявляется в музыкально-игровой деятельности как: быстро и четко переключаться и регулировать свои эмоциональные всплески, натуральность и не стеснённость проявления своих эмоции через интонирование, их прямой взгляд на ту или иную игровую ситуацию.
Эмоциональное опознавание - проявляется в музыкально-игровой деятельности как распознание и угадывание различных эмоциональных состояний в музыке и у окружающих людях
Эмоциональное проявление - выявляется в музыкально - игровой деятельности как способность передачи различных движений и жестов при помощи эмоции.
Диагностические задания по определению уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста мы подбирали и разрабатывали на основе диагностических методик Н.Г. Куприной, Е.И. Изотовой, Е.Ф. Бажина, A.M. Эткинда.
На начальном этапе опытно-поисковой работы были получены следующие результаты:
Высокий уровень развития эмоциональной сферы -10%
Средний уровень развития эмоциональной сферы - .. .80%
Низкий уровень развития эмоциональной сферы - 10%
Разработан комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей в музыкально - игровой деятельности.
Комплекс включал в себя 9 занятий различной тематики:
1. «Птички, жуки»
2. «Весна - дирижёр»
3. «Экскурсия в подводный мир»
4. «Морозная прогулка»
5. «Стойкий оловянный солдатик»
6. «Мама - солнышко моё»
7. «Космонавтом быть хочу»
8. «Баллада о юном барабанщике»
9. Путешествие Незнайки и его друзей»
Большой акцент в непосредственной образовательной деятельности был отведен музыкальным играм, разбитым в комплексе на 3 блока, в соответствии с 3 показателями развития эмоциональной сферы (эмоциональная саморегуляция, эмоциональное опознание, эмоциональное проявление). Игра отличается в том, что их содержание обладает способностью к гибкому переключению и регуляции эмоциональных проявлений, естественность, раскрепощенность эмоциональных проявлений через движение и интонирование. Все игры которые были представлены в комплексе, детям очень понравились и проявили положительные эмоции. Каждая игра помогала ребенку раскрыться, действовала легко и непринуждённо, она помогала детям раскрепоститься, передавать в жестах и движениях различные эмоции, но самое главное, игра придавала воспитательный процесс и повышала эмоциональный настрой на протяжении всей музыкальной игры. Каждая игра, задание сопровождались музыкальными произведениями, способствующими обогащению и гармонизации эмоциональной сферы детей.
Все занятия, которые были представлены в тематическом плане, оказали радужную картину на развитие эмоциональной сферы у детей. Это проявлялось в осмысленности эмоционального предвосхищения, которое вынуждало их сочувствовать по поводу предполагаемых результатов деятельности, ощущать эмоциональное отношение других детей на их поступки.