Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ... 6
1.1. Особенности монологической речи детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Содержание и методы формирования монологической речи
дошкольников 11
1.3. Анализ программ дошкольных образовательных организаций в
аспекте формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 18
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Диагностика умений монологической речи у детей старшего
дошкольного возраста 25
2.2. Комплекс занятий, направленный на формирование
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ... 6
1.1. Особенности монологической речи детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Содержание и методы формирования монологической речи
дошкольников 11
1.3. Анализ программ дошкольных образовательных организаций в
аспекте формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 18
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Диагностика умений монологической речи у детей старшего
дошкольного возраста 25
2.2. Комплекс занятий, направленный на формирование
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Способность членораздельно говорить является одной из самых значительных характеристик развития человеческой личности. Иначе говоря, развитие речи способствует развитию личности в целом, и наоборот, развитие сторон личности содействует развитию языка. Ребенок не рождается с умением говорить, это умение он приобретает позже. Взрослые должны приложить много усилий, чтобы процесс становления речи проходил своевременно и в полном объеме и чтобы речь ребенка была правильной.
В ФГОС дошкольного образования определен следующий целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования: «...ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.» [49].
Обучение говорению как процессу продуктивному требует от воспитанника построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение монологическим высказыванием связано с наибольшими трудностями и требует больших временных затрат и усилий от воспитателя. Следовательно, изучение процесса формирования монологической речи является актуальным и необходимым для воспитателя дошкольной образовательной организации.
Обучение монологической речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Алексеевой, О.А. Бизиковой, О.А. Бородич, А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой.
Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, О.С. Ушаковой и др.
Результат обучения дошкольника монологической речи зависит от многих факторов. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребёнку речевое общение. Большую роль в развитии речи ребёнка играет семья, где ребенок приобщается к культуре речевого общения. Из-за того что у родителей сегодня меньше времени, ребёнок остаётся один на один с собой, много времени проводит перед телевизором и за компьютером, получая зрительную информацию. Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активности речи - он только слушает и в результате испытывает трудности в общении со сверстниками.
Проблема формирования монологической речи рассматривалась многими учеными и методистами, имеется множество публикаций на эту тему. Однако в практическом плане имеющиеся методы и приемы, направленные на формирование монологической речи, недостаточно систематизированы и являются малоэффективными.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования монологической речи и недостаточной разработанностью методики формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс овладения монологической речью детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Предмет исследования: комплекс занятий в подготовительной группе ДОО, направленный на формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс занятий в подготовительной группе ДОО, направленный на формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) описать особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраст;
2) определить содержание и методы развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста;
3) проанализировать программы дошкольных образовательных организаций в аспекте развития монологической речи у детей дошкольного возраста;
4) провести диагностику умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста и описать ее результаты;
5) разработать комплекс занятий, направленный на формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ научной и методической литературы, эмпирические: педагогическая диагностика, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
В качестве базы исследования была выбрана подготовительная к школе группа МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 5».
Структура ВКР: введение, 2 главы, заключение, список литературы и 3 приложения.
В ФГОС дошкольного образования определен следующий целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования: «...ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.» [49].
Обучение говорению как процессу продуктивному требует от воспитанника построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение монологическим высказыванием связано с наибольшими трудностями и требует больших временных затрат и усилий от воспитателя. Следовательно, изучение процесса формирования монологической речи является актуальным и необходимым для воспитателя дошкольной образовательной организации.
Обучение монологической речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Алексеевой, О.А. Бизиковой, О.А. Бородич, А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой.
Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, О.С. Ушаковой и др.
Результат обучения дошкольника монологической речи зависит от многих факторов. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребёнку речевое общение. Большую роль в развитии речи ребёнка играет семья, где ребенок приобщается к культуре речевого общения. Из-за того что у родителей сегодня меньше времени, ребёнок остаётся один на один с собой, много времени проводит перед телевизором и за компьютером, получая зрительную информацию. Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активности речи - он только слушает и в результате испытывает трудности в общении со сверстниками.
Проблема формирования монологической речи рассматривалась многими учеными и методистами, имеется множество публикаций на эту тему. Однако в практическом плане имеющиеся методы и приемы, направленные на формирование монологической речи, недостаточно систематизированы и являются малоэффективными.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования монологической речи и недостаточной разработанностью методики формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс овладения монологической речью детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Предмет исследования: комплекс занятий в подготовительной группе ДОО, направленный на формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс занятий в подготовительной группе ДОО, направленный на формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) описать особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраст;
2) определить содержание и методы развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста;
3) проанализировать программы дошкольных образовательных организаций в аспекте развития монологической речи у детей дошкольного возраста;
4) провести диагностику умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста и описать ее результаты;
5) разработать комплекс занятий, направленный на формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ научной и методической литературы, эмпирические: педагогическая диагностика, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
В качестве базы исследования была выбрана подготовительная к школе группа МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 5».
Структура ВКР: введение, 2 главы, заключение, список литературы и 3 приложения.
Развитие монологической речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и форм общения с окружающими людьми. К 4-5 годам речь переходит из ситуативной в контекстную (исчезает необходимость осмысления речи в ситуации, речь понятна исходя из контекста). Дети активно вступают в разговор, могут пересказывать сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Но речь ребенка все же имеет недостатки. Он не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей; рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом); возникают затруднения в отборе фактов, в логической последовательности. Новым является освоение разных типов связных высказываний: описания, повествования, отчасти рассуждения; усложнение синтаксической структуры рассказов, увеличение количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
На основе анализа теоретической литературы по вопросу формирования монологической речи, нами были сформулированы следующие умения монологической речи: умение понимать и осмысливать тему, придумывать название текста в соответствии с содержанием произведения; умение выделять основные структурные части текста и располагать их в верной последовательности (начало - середина - конец); умение наполнять свое высказывание содержанием или дополнять чужое высказывание; умение пользоваться средствами языка (в том числе языковыми выразительными средствами) в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; умение строить высказывание плавно, избегать длительных пауз в процессе высказывания. Если данные умения сформированы у детей старшего дошкольного возраста, то и сформирована монологическая речь в целом.
Был проведен анализ трех образовательных программ, разрешенных к реализации на территории Российской Федерации, в аспекте формирования монологической речи у дошкольников. Содержание программ по развитию монологической речи детей схоже. Основная работа по развитию монологической речи воспитанников начинается со второй младшей группы. Речь является неотъемлемой частью человеческого общения и используется и, следовательно, развивается в ходе всех видов детской деятельности, но более целенаправленно это происходит в ходе коммуникативной деятельности и восприятия художественной литературы. Все три программы используют для развития монологической речи детей одинаковые типы монологов: описание, повествование и рассуждение, отличаются лишь некоторые методические приемы и подвиды монологических текстов. В методических рекомендациях В.В. Гербовой по программе «От рождения до школы» одним из главных направлений работы является формирование монологической речи воспитанников. Она осуществляется в форме занятий, на которых дети составляют рассказы из личного опыта, рассказы по сюжетным картинам и серии сюжетных картин, рассказы об иллюстрациях в книгах, рассказы по собственным рисункам, пересказ художественных текстов, творческие рассказы.
В ходе исследования была проведена диагностика монологической речи воспитанников подготовительной к школе группы и сделан вывод о том, что монологическая речь сформирована на среднем уровне, есть необходимость развития всех умений, но в большей степени следующих: выделять основные структурные части текста и располагать их в верной последовательности (начало - середина - конец); наполнять свое высказывание содержанием или дополнять чужое высказывание; пользоваться средствами языка (в том числе языковыми выразительными средствами) в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить высказывание плавно, избегать длительных пауз в процессе высказывания.
Исходя из особенностей монологической речи старших дошкольников, содержания работы по формированию монологической речи, анализа образовательных программ и диагностики монологической речи воспитанников подготовительной к школе группы нами был составлен комплекс занятий, направленный на формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. В комплекс включены занятия, на которых дети составляют рассказы из личного опыта, рассказы по сюжетным картинам и серии сюжетных картин, рассказы об иллюстрациях в книгах, рассказы по собственным рисункам, пересказ художественных текстов, творческие рассказы. Систематическое проведение занятий, на которых проводится работа по формированию компонентов (умений) монологической речи способствует формированию монологической речи в целом.
На основе анализа теоретической литературы по вопросу формирования монологической речи, нами были сформулированы следующие умения монологической речи: умение понимать и осмысливать тему, придумывать название текста в соответствии с содержанием произведения; умение выделять основные структурные части текста и располагать их в верной последовательности (начало - середина - конец); умение наполнять свое высказывание содержанием или дополнять чужое высказывание; умение пользоваться средствами языка (в том числе языковыми выразительными средствами) в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; умение строить высказывание плавно, избегать длительных пауз в процессе высказывания. Если данные умения сформированы у детей старшего дошкольного возраста, то и сформирована монологическая речь в целом.
Был проведен анализ трех образовательных программ, разрешенных к реализации на территории Российской Федерации, в аспекте формирования монологической речи у дошкольников. Содержание программ по развитию монологической речи детей схоже. Основная работа по развитию монологической речи воспитанников начинается со второй младшей группы. Речь является неотъемлемой частью человеческого общения и используется и, следовательно, развивается в ходе всех видов детской деятельности, но более целенаправленно это происходит в ходе коммуникативной деятельности и восприятия художественной литературы. Все три программы используют для развития монологической речи детей одинаковые типы монологов: описание, повествование и рассуждение, отличаются лишь некоторые методические приемы и подвиды монологических текстов. В методических рекомендациях В.В. Гербовой по программе «От рождения до школы» одним из главных направлений работы является формирование монологической речи воспитанников. Она осуществляется в форме занятий, на которых дети составляют рассказы из личного опыта, рассказы по сюжетным картинам и серии сюжетных картин, рассказы об иллюстрациях в книгах, рассказы по собственным рисункам, пересказ художественных текстов, творческие рассказы.
В ходе исследования была проведена диагностика монологической речи воспитанников подготовительной к школе группы и сделан вывод о том, что монологическая речь сформирована на среднем уровне, есть необходимость развития всех умений, но в большей степени следующих: выделять основные структурные части текста и располагать их в верной последовательности (начало - середина - конец); наполнять свое высказывание содержанием или дополнять чужое высказывание; пользоваться средствами языка (в том числе языковыми выразительными средствами) в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить высказывание плавно, избегать длительных пауз в процессе высказывания.
Исходя из особенностей монологической речи старших дошкольников, содержания работы по формированию монологической речи, анализа образовательных программ и диагностики монологической речи воспитанников подготовительной к школе группы нами был составлен комплекс занятий, направленный на формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. В комплекс включены занятия, на которых дети составляют рассказы из личного опыта, рассказы по сюжетным картинам и серии сюжетных картин, рассказы об иллюстрациях в книгах, рассказы по собственным рисункам, пересказ художественных текстов, творческие рассказы. Систематическое проведение занятий, на которых проводится работа по формированию компонентов (умений) монологической речи способствует формированию монологической речи в целом.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня посредством аппликации и
макетирования
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами логосказки в цифровом формате интерактивной игры
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием серии компьютерных игр
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами наглядных опор
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022



