Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в школе

Работа №98362

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в школе 6
1. 1. Психолого-педагогическая характеристика младшего
школьного возраста 6
1. 2. Социальное воспитание: определение, направления,
принципы 16
1. 3. Этапы организации социального воспитания во внеурочной деятельности в начальной школе 29
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности на примере Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 65 с
углубленным изучением отдельных предметов города
Екатеринбурга 40
2. 1. Опыт работы по организации социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в школе № 65 ... 40
2. 2. Первичная диагностика организации социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 50
2. 3. Программа развития ученического самоуправления в начальной школе 60
Заключение 71
Список использованной литературы 75
Приложения 80

Актуальность исследования заключается в необходимости организации социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в школе как составной части относительно социально контролируемой социализации.
Организация внеурочной деятельности является обязательным компонентом реализации основной образовательной программы начального общего образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Это отражено в требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования [53].
Внеурочная деятельность организуется по нескольким направлениям развития личности. Социальное воспитание рассматривается в социальном направлении, которое предполагает привитие таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально-значимая деятельность.
Важным элементом организации социального воспитания младших школьников является ученическое самоуправление, которое представляет собой форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии решений и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Социальное воспитание в школе исследовали такие авторы как Штинова Г. Н. [59], Мудрик А. В. [32], Шакурова М. В. [56].
Вопросы организации воспитательного процесса в школе рассматривали Сибирцова Г. Н. [45], Рожков М. И., Байбородова Л. В. [42], Поташник М. М. [40].
В настоящее время существует противоречие между необходимостью организации социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в школе в период внедрения ФГОС НОО и недостаточным использованием основного ее элемента - ученического самоуправления в начальной школе.
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: каковы этапы организации социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в школе?
Это и определило тему исследования «Организация социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в школе».
Объект исследования: процесс социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в школе.
Предмет исследования: ученическое самоуправление в начальной школе как основной элемент организации социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать и обосновать программу развития ученического самоуправления в начальной школе как основного элемента организации социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: вероятно, процесс организации социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности должен обеспечиваться через реализацию его основного элемента - ученического самоуправления и осуществляться в соответствии со следующими этапами: планирование, руководство, контроль, анализ, корригирование, регулирование.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.
2. Проанализировать понятие «социальное воспитание», его направления и принципы, представленные в психолого-педагогической литературе.
3. Охарактеризовать этапы организации социального воспитания во внеурочной деятельности в начальной школе.
4. Проанализировать опыт работы по организации социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 65 с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга.
5. Составить программу диагностики организации социального воспитания младших школьников во неурочной деятельности, ее провести и на основе обработки полученных данных составить программу развития ученического самоуправления в начальной школе.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение; эмпирические - наблюдение, анализ документов, анкетирование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 65 с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы и опытно-поисковая работа по организации социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в школе позволили сформулировать следующие выводы.
Младший школьный возраст имеет свои психолого-педагогические особенности. Данный возрастной период согласно периодизации Эльконина Д.Б. приходится на 6(7)-10(11) лет. К ним относится новое положение ребенка в обществе в позиции ученика, которое характеризуется появлением общественно значимой и общественно контролируемой деятельности. Ведущий вид деятельности младших школьников - учебная деятельность. В младшем школьном возрасте развиваются мотивационно-потребностная сфера, самосознание, самопознание, рефлексия и самооценка. Социальная ситуация развития может способствовать наиболее эффективному усвоению ценностей, отношений, ценных для общества. Учебная деятельность и авторитет педагога будут играть важную роль в освоении образцов поведения. Развитие мотивационно-потребностной сферы будет способствовать формированию у младших школьников мотивов к участию в общественно значимой деятельности. Это позволяет говорить о том, что младший школьный возраст является благоприятным для организации социального воспитания в начальной школе.
Общепринятого взгляда на определение социального воспитания в науке не существует. Каждый автор рассматривает социальное воспитание в определенном контексте. По мнению Мудрика А. В., социальное воспитание является процессом относительно социально контролируемой социализации, осуществляемым в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет. Социальное воспитание реализуется через организацию получения социального опыта обучающихся, их образования и индивидуальной помощи. В связи с временными и ресурсными ограничениями в исследовании рассмотрена организация ученического самоуправления, которая является важным элементом социального опыта обучающихся, а, следовательно, и организации социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Организация как функция управления рассматривается в педагогическом менеджменте. Соответственно, этапы организации социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности являются этапами управленческой деятельности. К ним относятся: анализ состояния вопроса; постановка частной, конкретной цели; планирование подготовки и проведения какого-либо мероприятия; разработка и отбор оптимального содержания, форм и методов предстоящей деятельности; обеспечение условий предстоящей работы; подбор и оптимальное распределение исполнителей, постановка задачи перед исполнителями, инструктаж исполнителей; помощь исполнителям в процессе реализации деятельности; анализ хода и результатов конкретного дела.
Анализ опыта работы МАОУ СОШ № 65 по организации социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности за период 2017-2018 года показал, что социальное воспитание не выделяется как отдельный вид воспитания и не закреплен в нормативно-правовой документации образовательной организации. Социальное воспитание младших школьников может рассматриваться во внеурочной деятельности в социальном направлении, которое предполагает привитие такой ценности как социально-значимая деятельность.
В социальном направлении внеурочной деятельности в начальной школе реализуется программа «Безопасность на дорогах». Данная программа может выступать одним из компонентов социального воспитания, который способствует формированию представлений обучающихся о правилах поведения на дорогах и улицах и впоследствии их успешной социализации.
Социальные акции и общественно-полезный труд, которые реализуются в МАОУ СОШ № 65 также выступают компонентами социального воспитания, которые позволяют обучающимся получить определенный социальный опыт.
Для диагностики организации социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в рамках проводимого исследования было остановлено внимание на организации самоуправления как важном элементе организации социального воспитания, так как нет возможности продиагностировать весь процесс по ряду объективных причин: времени, объему, средствам.
Диагностика ученического самоуправления в классе показала, что данный процесс организован, так как соответствует трем показателям, которые характеризуют ученическое самоуправление: наличие органов самоуправления в классе, соответствующих определенному сложившемуся разделу работы; наличие ответственного организатора в каждом органе самоуправления; наделение всех членов актива и каждого органа самоуправления определенными правами и обязанностями. При этом было выявлено несоответствие другим двум показателям: организация
взаимодействия органов самоуправления как системы; вхождение ответственных организаторов в состав органов единого школьного самоуправления. Следовательно, организации самоуправления в данном классе уделяется недостаточно внимания. Диагностика уровня развития самоуправления в класс также позволила выявить средний уровень развития самоуправления в классе, что подтверждает недостаточную организацию самоуправления в классе.
В соответствии с данными, полученными в результате первичной диагностики организации социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в МАОУ СОШ № 65, нами была составлена программа развития ученического самоуправления в начальной школе.
Реализация составленной программы развития ученического самоуправления в начальной школе будет способствовать расширению социального опыта младших школьников путем включения в процесс самоуправления, а также, поможет повысить уровень развития ученического самоуправления в классах.
Таким образом, поставленные задачи в выпускной квалификационной работе решены, цель достигнута. Гипотеза в процессе работы была частично подтверждена. Организация социального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности действительно обеспечивается через реализацию ученического самоуправления, как основного ее элемента и предполагает следующие этапы: планирование, руководство, контроль, анализ, корригирование и регулирование. Также в работе были рассмотрены и другие этапы, которые могут быть в них включены. Перспективу дальнейшей работы мы видим в реализации программы развития ученического самоуправления в начальной школе и оценке эффективности программы.


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2014. 811 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 2012. 363 c.
3. Артемьева Л. Н, Ведунова Г. В., Оплетаева Л. М. Самоуправление и соуправление в гимназии (из опыта работы). Шадринск: «ОргТехника», 2007. 64 с.
4. Баранова Ю. Ю., Кисляков А. В., Солодкова М. И. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. М.: Просвещение, 2013. 96 с.
5. Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие. М.: Высшая школа экономики, 2012. 526 с.
6. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учеб. пособие. СПб.: Питер,
2006. 304 с.
7. Василькова Ю. В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 440 с.
8. Воробьева С. В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 208 с.
9. Воспитательная деятельность педагога / Под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия»,
2007. 336 с.
10. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.
11. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл: Эксмо,
2004. 1136 с.
12. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2005. 134 с.
13. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. Спб.: Речь, 2004. 272 с.
14. Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2016. 476 с.
15. Гликман И. З. Теория и методика воспитания. М.: Владос-Пресс, 2002. 157 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ