Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитательная работа в городском детском оздоровительном лагере на базе церковно-приходской школы

Работа №98357

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитательной работы в городском детском оздоровительном лагере на базе церковно­приходской школы 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников 6
1.2. Цель, задачи воспитательной работы с младшими
школьниками в городских детских оздоровительных лагерях 13
1.3. Содержание духовно-нравственного воспитания с младшими
школьниками в церковно-приходской школе 24
Глава 2. Опыт воспитательной работы городского детского оздоровительного лагеря на базе церковно-приходской школы прихода во имя Рождества Христова города Екатеринбурга 36
2.1. Анализ воспитательной работы городского детского
оздоровительного лагеря на базе церковно-приходской школы 36
2.2. Исследование уровня духовно-нравственной воспитанности
младших школьников городского детского оздоровительного лагеря на базе церковно-приходской школы 45
2.3. Комплекс мероприятий по духовно-нравственному
воспитанию младших школьников в городском детском оздоровительном лагере на базе церковно-приходской школы 55
Заключение 66
Список использованной литературы 71
Приложения 78

Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [61]. Из этого следует, что одним из главных направлений воспитания в Российской Федерации в настоящее время является нравственное воспитание. Поэтому нравственное воспитание обучающихся является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой.
Вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется большое внимание в педагогической науке. В своих исследованиях изучению содержания духовно-нравственного воспитания и определению базовых национальных ценностей большое значение придают А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков [18], выявлению особенностей современного духовно-нравственного воспитания школьников посвящены работы Е. С. Гальцовой [13], Н. П. Шитяковой [75], рассмотрение вопросов духовно-­нравственного воспитания в контекстном представлении светского и православного воззрений представлены в исследованиях В. А. Беляевой [4], Н. Д. Никандрова [42], И. А. Соловцовой [57].
Анализ литературы показал, что в последнее время важными субъектами духовно-нравственного воспитания школьников помимо общеобразовательных организаций являются церковно-приходские школы. Церковно-приходские школы, реализуя деятельность по духовно­-нравственному воспитанию, имеют возможность вести воспитательную работу по данному направлению не только во время учебного года, но и в период летнего отдыха детей.
Однако, данный вид деятельности носит разрозненный характер и требует более подробного изучения содержания воспитательной работы в городских детских оздоровительных лагерях, организованных на базе церковно-приходских школ, что и определило тему исследования.
Тема исследования - «Воспитательная работа в городском детском оздоровительном лагере на базе церковно-приходской школы».
Противоречие исследования - между необходимостью воспитательной работы в городских детских оздоровительных лагерях, организованных на базе церковно-приходской школы и не достаточной изученностью этого вида деятельности.
Проблема исследования - каково должно быть содержание воспитательной работы в городских детских оздоровительных лагерях на базе церковно-приходских школ?
Объект исследования - процесс воспитательной работы в городских детских оздоровительных лагерях на базе церковно-приходской школы.
В исследовании введено ограничение. В рамках исследования будет анализироваться духовно - нравственное воспитание младших школьников как наиболее приоритетное направление воспитательной работы городского летнего оздоровительного лагеря на базе церковно-приходской школы.
Предмет исследования - духовно-нравственное воспитание младших школьников в городском детском оздоровительном лагере на базе церковно­приходских школ.
Цель исследования - на основании анализа теоретических и эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в городском детском оздоровительном лагере на базе церковно-приходской школы.
Гипотеза исследования - вероятно воспитательная работа в городском детском оздоровительном лагере на базе церковно-приходской школы будет результативной, если разработать и реализовать мероприятия, направленные
на формирование когнитивного, эмоционально-мотивационного и операционно-деятельностного компонентов духовно-нравственной воспитанности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
2. Рассмотреть цель, задачи воспитательной работы с младшими школьниками в городских детских оздоровительных лагерях.
3. Охарактеризовать содержание духовно-нравственного воспитания с младшими школьниками в церковно-приходской школе.
4. Проанализировать воспитательную работу городского детского оздоровительного лагеря на базе церковно-приходской школы прихода во имя Рождества Христова города Екатеринбурга.
5. Определить уровень духовно-нравственной воспитанности младших школьников городского летнего оздоровительного лагеря на базе церковно-приходской школы прихода во имя Рождества Христова города Екатеринбурга.
6. Разработать комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в городском детском оздоровительном лагере на базе церковно-приходской школы.
Методы исследования: теоретические - сравнение, обобщение, анализ, эмпирические - тестирование, наблюдение, анализ документов.
База исследования: городской детский оздоровительный лагерь на базе церковно-приходской школы прихода во имя Рождества Христова города Екатеринбурга.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование теоретических и эмпирических данных, связанных с воспитательной работой в городском детском оздоровительном лагере на базе церковно-приходской школы позволило сформулировать следующие выводы.
В рамках первого параграфа была изучена психолого-педагогическая характеристика младших школьников и сделан вывод, что поступая в первый класс изменяется социальная ситуация развития ребёнка, способствующая перестройке всех его отношений с действительностью. В новой социальной ситуации развития происходит смена ведущего вида деятельности ребёнка. Ведущей становится учебная деятельность, которая способствует развитию речи, внимании, памяти, воображения и мышления, формированию психологических новообразований, таких как наглядно-образное мышление, осмысленная письменная и устная речь, произвольность психических процессов, рефлексия. Также со сменой ведущей деятельности с игровой на учебную, изменяется и система отношений с взрослыми, на первый план выходит система отношений «ребёнок-учитель». Учитель, реализуя обучающую и воспитательную функцию способствует формированию у детей в младшем школьном возрасте собственных представлений о ценностях, развитию нравственных качеств и ответственности за самого себя и окружающих.
Решая вторую задачу исследования, были рассмотрены цель и задачи воспитательной работы с младшими школьниками в городских детских оздоровительных лагерях. Целью воспитательной работы с младшими школьниками в городских детских оздоровительных лагерях является в привычной для детей социальной обстановке создать условия для гармоничного развития личности путём включения воспитанников в коллективную творческую деятельность, предполагающую взаимовлияние педагогов и воспитанников, членов детского коллектива друг на друга.
К задачам воспитательной работы с младшими школьниками в городском детском оздоровительном лагере относятся создание воспитательной среды, благоприятной для формирования нравственной культуры ребенка, создание условий для оздоровления детей, развитие у детей навыков эффективного межличностного взаимодействия, предоставление дополнительных образовательных услуг, способствующих творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию каждого ребёнка.
В рамках решения третьей задачи исследования изучено содержание духовно-нравственного воспитания младших школьников в церковно­приходской школе.
Изучив теоретическую литературу, раскрывающую определение понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», было определено, что духовно-нравственное воспитание - это процесс, предполагающий целенаправленное взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на создание условий для усвоения воспитанниками правил и норм поведения в обществе, развития стремления к самопознанию, самообразованию, самовоспитанию. Целью духовно­нравственного воспитания младших школьников в церковно-приходской школе является развитие личности ребёнка, усвоение воспитанниками православных нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание в церковно-приходских школах реализуется как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Так в учебный план включены предметы, которые содержат в себе исторически сложившиеся положения христианского вероучения, заключающие в себе православные нравственные ценности. Внеучебная деятельность способствует усвоению младшими школьниками православных нравственных ценностей (вера, любовь, смирение, кротость, миротворчество, справедливость, свобода, воздержание), которые определены как главные добродетели, которыми должен обладать православный христианин. Также позволяет развивать у воспитанников такие личностные качества как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие. Внеучебная работа может осуществляться в различных формах, таких как паломнические поездки, летние лагеря, участие в крестных ходах, празднование православных праздников, участия детей в социальном служении прихода, работа творческих кружков.
Далее в рамках решения четвёртой задачи исследования было проанализировано содержание воспитательной работы городского детского оздоровительного лагеря на базе церковно-приходской школе прихода во имя Рождества Христова города Екатеринбурга. Основной целью воспитательной работы лагеря является осуществление духовно-нравственного воспитания младших школьников посредством создания воспитательной среды, ориентированной на традиционные духовно-нравственные ценности и содействие духовному и нравственному становлению личности каждого ребенка.
Отличительной особенностью воспитательной работы городского детского оздоровительного лагеря на базе церковно-приходской школы прихода во имя Рождества Христова являются традиционные для лагеря формы воспитательной работы, такие как, участие в богослужебной и молитвенной деятельности, духовные беседы воспитанников и их родителей со священниками, участие в Крестных ходах, организация паломнических поездок.
К основной проблеме воспитательной работы лагеря, выявленной в ходе анализа плана воспитательной работы, относится недостаточное количество мероприятий, способствующих становлению активной социальной позиции воспитанников, получения опыта деятельности в соответствии с духовно-нравственными ценностями. Для решения данной проблемы необходимо включить в план воспитательной работы лагеря большее число мероприятий, предполагающих включение воспитанников в милосердно-благотворительную деятельность.
Решение пятой задачи исследования предполагало проведение диагностического исследования уровня духовно-нравственной
воспитанности младших школьников городского летнего оздоровительного лагеря на базе церковно-приходской школы прихода во имя Рождества Христова города Екатеринбурга. В исследовании применялось нескольких авторских методик, позволяющих определить уровень духовно-нравственной воспитанности младших школьников по трём компонентам (когнитивному, эмоционально-мотивационному, операционно-деятельностному). По
результатам исследования удалось определить, что среди воспитанников, посещающих лагерь преобладает высокий уровень знаний о духовно­нравственных ценностях. Большинство воспитанников испытывают потребность действовать в своей жизнедеятельности в соответствии с духовно-нравственными ценностями и принципами. Однако при определении уровня духовно-нравственной воспитанности по операционно­деятельностному компоненту выяснилось, что большое количество респондентов исследования не способны применять знания о духовно­нравственных ценностях в своей жизнедеятельности.
На основании анализа результатов диагностического исследования была решена шестая задача исследования, которая заключалась в разработке и частичной апробации комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в городском детском оздоровительном лагере на базе церковно-приходской школы, целью которого является создание условий для духовно-нравственного воспитания младших школьников.
После реализации трёх мероприятий из предложенного комплекса была проведена вторичная диагностика уровня сформированности компонентов духовно-нравственной воспитанности. Диагностика показала тенденцию к повышению уровня сформированности всех компонентов духовно­нравственной воспитанности.
В процессе проведения мероприятий комплекса у воспитанников появился интерес к выполнению поручений, дети с большим желанием стремились оказать помощь как вожатым, так и членам отряда. Детский коллектив стал более сплочённым, ребята с удовольствием принимали участие в делах милосердия.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что в ходе реализации мероприятий комплекса были частично достигнуты запланированные результаты предложенного комплекса мероприятий
Таким образом, задачи исследования решены и его цель достигнута.


1. Агалакова Е. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников: результаты эмпирического исследования // Вестник Вятского государственного университета. 2012. С. 32-36.
2. Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2010. № 3. С. 58-66.
3. Асеева Е. Н. Непродуктивность воспитания нравственных ценностей в современном образовании: причины и условия // Научно­методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 3. С. 11-15.
4. Беляева В. А., Кухтин А. А. Духовно-нравственное воспитание личности в школе и вузе: монография. Рязань: Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина, 2007. 140 с.
5. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева П. Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001. 352 с.
6. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология: учебник, М.: НИУ Высшая школа экономики, 2012. 526 с.
7. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с
8. Бородкина Г. В. Готов ли ребенок к школе? // Начальная школа: плюс, минус. 2002. № 5. С. 4-10.
9. Ванюхина Н. В. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие. Казань: Познание, 2014. 132 с.
10. Вачков И. Социально-психологическая адаптация детей в школе // Школьный психолог. 2000. № 12. С. 4-8.
11. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
12. Волков Б. С. Психология младшего школьника: учеб. пособие.
М.: Академический Проект, 2005. 208 с.
13. Гальцова Е. С. Проблемы духовно-нравственного воспитания личности в современной России // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2014. № 1 (32). С. 25-32.
14. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2009. 512 с.
15. Гафиатулина Н. Х., Роженко А. В. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки. Ростов- н/Д.: Феникс, 2009. 283 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ