ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Характеристика понятия «эстетические представления 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности интегрированной художественной
деятельности в формировании эстетических представлений у детей 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 28
2.1. Диагностическое исследование сформированности
эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 28
2.2. Содержание работы по формированию эстетических представлений у детей в интегрированной художественной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Необходимо уже с дошкольного детства учить ребенка замечать прекрасное вокруг себя, видеть красоту окружающего мира искусства. Так же очень важно приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывать у них потребность и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения, формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления в жизни, развивать художественно-творческие способности детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) подтверждает данные слова. В нем сообщается, что эстетическое развитие предполагает «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Эстетические представления — результат эстетического восприятия, закрепленный в образе воспринятого объекта. Представление формы, цвета, размеров предметов имеет очень важное значение в дошкольном возрасте; от развития эстетических представлений дошкольника во многом зависит развитие других его психических процессов; поэтому развитию эстетических представлений детей в дошкольных учреждениях должно придаваться очень большое значение.
Одно из наиболее эффективных средств развития эстетических представлений - интегрированная художественная деятельность. Именно эта деятельность является наиболее интересной для дошкольного возраста и позволяет ребенку отразить в художественных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Музыкальные, литературные произведения, рисование, лепка, аппликация и конструирование — виды интегрированной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности.
В то же время в практике работы большинства детских дошкольных учреждений не проводится систематическая работа по формированию эстетических представлений дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать цикл занятий по интегрированной художественной деятельности, направленный на формирование эстетических представлений старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования эстетических представлений у дошкольников.
Предмет исследования: цикл занятий по интегрированной художественной деятельности, направленный на формирование эстетических представлений у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить сущность понятия «эстетические представления».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности интегрированной художественной деятельности в формировании эстетических представлений у детей.
4. Провести диагностическое исследование формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать и апробировать цикл занятий по интегрированной художественной деятельности, направленный на формирование эстетических представлений у старших дошкольников.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Проблема формирования эстетических представлений у детей изучена такими учеными, как А.В. Запорожец, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Б.М. Теплов.
Методические основы формирования у дошкольников эстетических представлений в художественной деятельности раскрыты в работах А.В. Бакушинского, Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой и др.
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы.
В качестве эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, беседы, анализа продуктов изобразительной деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ ПГО «Центр развития ребёнка - Детский сад № 70 «Радуга», г. Полевского, Свердловской области, в котором приняли участие 20 воспитанников подготовительной группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Проведенное исследование подтвердило актуальность выбранной темы «Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности».
Очень важно развивать у ребенка эстетические представления. Прежде всего, потому, что представления являются одним из самых значимых компонентов эстетического воспитания. А эстетические представления, в свою очередь, есть одна из главных задач всестороннего развития личности ребенка. Эстетические представления способствуют становлению эстетического вкуса, подталкивает ребенка к творческой деятельности.
Наша работа была ориентирована на совершенствование условий, необходимых для формирования эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста. В процессе исследования раскрыты поставленные задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия представление- это процесс и результат мысленного воссоздания образов, предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств ребенка. Эстетическое представление — результат эстетического восприятия, закрепленный в образе воспринятого объекта. Эстетическое восприятие - целенаправленный процесс преобразования эстетической информации, способствующий развитию творчески активной личности, способной не только оценивать красоту предметов искусства, но и реализовать собственные творческие замыслы. Эстетическое восприятие представляет собой создание эмоционально окрашенного, осмысленного и опредмеченного образа. А также позволяет определить такие показатели развития эстетического представления, как эмоциональная целостность представления художественного образа, художественного образа в интегрированной художественной деятельности
2. Установлено, что дошкольный возраст - сензитивный период для формирования эстетических представлений, выявлены психолого-педагогические особенности старших дошкольников. Дети на данном возрастном этапе способны к восприятию произведений изобразительного искусства. Для них доступно понимание разнообразных средств выразительности, они более осознанно выделяют эстетические качества предмета (красоту, пропорциональность, яркость и т.п.). Большинство старших дошкольников впечатлительны, эмоциональны, стремятся оживить, очеловечить художественный образ, вносят в деятельность элементы игры.
3. Анализ психолого-педагогической литературы также позволил удостовериться в значимости интегрированной художественной деятельности для формирования эстетических представлений дошкольников. Эстетические представления тесно сопряжено с художественной деятельностью, синтезирующей знания и умения в области разных ее видов, требующей специальных и общехудожественных знаний, умений и навыков, а также предполагающей разнообразные формы работы, результаты которой зависят от вклада педагога и эмоционального отклика ребенка. Поэтому необходимо целенаправленно формировать эстетические представления дошкольников через все виды интегрированной художественной деятельности.
4. Опытно - поисковая работа по формированию эстетических представлений состояла из констатирующего, формирующего этапов.
На констатирующем этапе диагностировали уровень сформированности эстетических представлений старших дошкольников Детского сада № 70 «Радуга», г. Полевского, и пришли к выводу, что дошкольники обладают недостаточным уровнем сформированности эстетических представлений. В детском саду не проводится целенаправленная работа по развитию эстетических представлений старших дошкольников.
Формирующий этап проходил в группе в период с сентября по октябрь 2016 года. Мы разработали цикл занятий, предполагая, что если будет организована систематическая интегрирована художественная деятельность, насыщенная образовательная среда, учтены общепедагогические принципы, индивидуальные и возрастные особенности детей, тогда повысится уровень сформированности эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Поисковая работа доказала эффективность, разработанного нами комплекса занятий для формирования эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста. Подтвердилось, что значительное место в практике воспитания старших дошкольников должно отводиться формированию эстетических представлений.
1. Адорно, Т. Эстетическая теория. [Текст] /Т. Дорно - М., 2001. - с. 471.
2. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств. [Текст] /А.А. Бакушинский - М., 1925.-236с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] /Д.Б. Богоявленская PDF. «Академия»,2002. - 320с.
4. Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32 томах. Т. 31. ШОП - ЯДО - М.: АСТ: Астрель; 2010.
5. Венгер, Л.А. Генезис сенсорных способностей [Текст] / Л.А. Венгер- М.: Педагогика, 1976.-236с.
6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка [Текст] : учеб.для вузов/ Л.А Венгер, Э.Р. Тимошина, М.Б Венгер; под ред. Э.Р. Тимошиной - М; Просвещение, 1982 . -216с.
7. Ветлугина, Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду [Текст] / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1982.
8. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст] / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1986. -156с.
9. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: [Текст] / учебное пособие / В.И. Волынкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
10. Грибанова, М.В. Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста. [Текст] /М.В. Грибанова-Пермь, 2003. -89с.
11. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: [Текст] / Кн. для воспитателя дет. Сада / Г.Г.Григорьева. — М.: Просвещение, 1995. — 64с.
12. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: [Текст] / Учеб. пособие для студ. выш. пед. учеб. заведений./ Г.Г.Григорьева - М., 1999. — 344 с.
13. Диагностика творческого развития личности: [Текст] / Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. - Новосибирск, 2003. - 44с.
14. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания. [Текст] / Т.Н. Доронова — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 96с.
15. Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы. [Текст] / А.К. Дремоа— М.: Знание, 1973. — 262 с.
16. Запорожец, А. В. Психология, [Текст] / А.В. Запорожец — М., Учпедгиз, 1953--153с.
17. Запорожец, А.А. Избранные психологические труды. В двух
томах.Том 1. М.: «Педагогика», 1986. — 323 с.
18. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е.И. Игнатьев. - М., Изд-во Акад. Пед. Наук РСФСР, 1959. - 190 с.
19. Изобразительная деятельность: конспекты занятий в подготовительной группе [Текст] / авт.-сост. Т.А. Николкина. - Волгоград: Учитель, 2013.
20. Каган М.С. Эстетика как философская наука [Текст] / М.С. Каган— СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 544 с.
21. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: [Текст] / учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», « Педагогика и методика дошкольного образования» / Т.Г. Казакова - М.: Гуманитар изд. центр ВЛАДОС, 2006.
22. Киященко, Н.И. Эстетика. Общий курс: План-программа и
методические материалы. [Электронный ресурс] // — М., 2002
http: //read.newlibrary.ru/read/kij ashenko n i /page0/yestetika.html
23. Козловская, М.А. Педагогические условия развития художественного восприятия подростков в общеобразовательной школе. [Текст] афтреф. дисс. на сиск. учен. степ. канд. пед. наук - Майкоп, 2012.
24. Кондрашева, Ю. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 52-54.
25. Корнев, А.Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи: Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.04 [Текст] / К. А. Николаевич. - СПб., 2006. - 515 с.
26. Короткова, Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. [Текст] / Е.А. Короткова; худож. Е.А. Афоничева - Ярославль: Академия развития, 2010. - 129 с.
27. Косминская, В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов п спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.) [Текст] / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. — 2-е изд., перераб. и доп, — М.: Просвещение, 1985. — 255с.
28. Косминская, В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 123с.
29. Краткий словарь современной педагогики. [Текст] / Сост. Т.Б.
Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.
30. Крысько, В.Г. // Психология и педагогика в схемах и таблицах. [Текст] /В.Г. Крысько - Мн.: Харвест, 1999. - 86с.
31. Кудина, Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников.Педагогика и психология. [Текст] /учеб. Для вузов/ Г.Н. Кудина., А.А. Мелик-Пашаев., З.Н. Новлянская. - М.: Знание, 1988. - 80 с.
32. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: [Текст] кн. для учителя / Г. С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
33. Леонтьев, А.Н. Из дневниковых записей [Текст] /Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М: Педагогика, 1983. - 318 с.
34. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. [Текст] / Б.Т. Лихачев - М.: Просвещение, 1985. - С. 134.
35. Лукач, Д. Своеобразие эстетического. [Текст] / Д.Лукач - Т. 2. - М., 1986. - с. 178.
36. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. [Текст] / И.А. Лыкова - М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2008. - 208 с.
37. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклакова - СПб.: Питер, 2000. - 200 с.
38. Мацкевич, М.В. Особенности восприятия изобразительного искусства у детей 5-7 лет в условиях художественного музея // Художественно-образовательное пространство музейной педагогики. [Текст] Сборник материалов первой республиканской научно-практической конференции./ М.В. Мацкевич - Усть-Каменогорск, 2013. - С. 31-39.
39. Медведев, Л.В. Рисунок, как основа графического изображения [Текст] Л.В. Медведев - М.: Искусство, 1986 г.
40. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству. [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская- М.: Искусство в школе, 1995. - 132с.
41. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст] Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное./ В.С. Мухина - М., Академия. 2000. - 456с. 27
42. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Педагогика, 1981. - 239с.
43. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. - 144 с. - (Законы и кодексы). 17
44. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007
45. Петухова, Л.В. Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности [Текст] / Л.В. Петухова. - Вестник НГГУ . 2012. №2. С.33-38.
46. Полуянов, Ю.А. Развитие познавательных процессов. Восприятие и воображение. [Текст] / Ю.А. Полуянова - М.: Интор, 1992. - 145 с.
47. Протопопов, Ю.Н. Критерии развитости художественного восприятия у детей в условиях дополнительного образования. [Электронный ресурс] // Педагогика искусства №4, 2014http://www.art-education.ru/AE-magazine
48. Рукавицын, М. М. Эстетическое воспитание детей. [Текст] / М.М. Рукавицын. - М.: Знание, 2002. - 432 с
49. Саккулина, Н.Т. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] /.Н.Т. Саккулина,Т.В. Комарова,. - М., 1982. - 167с.
50. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий. [Текст] / Б.М. Теплов -М, 1961. С. 149.
51. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука. Н.Ю. Русова. 2004.
52. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина; под ред. Г. А. Урунтаевой, - М. : Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт
(ФГОС) дошкольного образования, [Электронный ресурс] // 2014 г.:
Ййр://ш4ои1131гк.]1шбо.сош/методическая-страничка/фгос-дошкольного-образования-2014-г/
54. Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие [Текст] /Под редакцией З.А.Медведевой; КемТИПП. - Кемерово, 2008.
55. Философский энциклопедический словарь [Текст] /. — М.:
Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
56. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. [Текст] / Е.А. Флерина — Изд. Академии пед. наук РСФСР. М., 1961. - 333 с
57. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, [Текст] / В.Н. Шацкая. 1987. - 184с.
58. Шифман, Х.Р. Ощущение и восприятие. [Текст] / Х.Р. Шифман. - 5-е изд. - СПб., 2003.
59. Эстетика: Словарь [Текст] / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
60. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Ядэшко. - М.: 1989.