Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Характеристика понятия «эстетические представления 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности интегрированной художественной
деятельности в формировании эстетических представлений у детей 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 28
2.1. Диагностическое исследование сформированности
эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 28
2.2. Содержание работы по формированию эстетических представлений у детей в интегрированной художественной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Характеристика понятия «эстетические представления 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности интегрированной художественной
деятельности в формировании эстетических представлений у детей 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 28
2.1. Диагностическое исследование сформированности
эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 28
2.2. Содержание работы по формированию эстетических представлений у детей в интегрированной художественной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Необходимо уже с дошкольного детства учить ребенка замечать прекрасное вокруг себя, видеть красоту окружающего мира искусства. Так же очень важно приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывать у них потребность и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения, формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления в жизни, развивать художественно-творческие способности детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) подтверждает данные слова. В нем сообщается, что эстетическое развитие предполагает «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Эстетические представления — результат эстетического восприятия, закрепленный в образе воспринятого объекта. Представление формы, цвета, размеров предметов имеет очень важное значение в дошкольном возрасте; от развития эстетических представлений дошкольника во многом зависит развитие других его психических процессов; поэтому развитию эстетических представлений детей в дошкольных учреждениях должно придаваться очень большое значение.
Одно из наиболее эффективных средств развития эстетических представлений - интегрированная художественная деятельность. Именно эта деятельность является наиболее интересной для дошкольного возраста и позволяет ребенку отразить в художественных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Музыкальные, литературные произведения, рисование, лепка, аппликация и конструирование — виды интегрированной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности.
В то же время в практике работы большинства детских дошкольных учреждений не проводится систематическая работа по формированию эстетических представлений дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать цикл занятий по интегрированной художественной деятельности, направленный на формирование эстетических представлений старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования эстетических представлений у дошкольников.
Предмет исследования: цикл занятий по интегрированной художественной деятельности, направленный на формирование эстетических представлений у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить сущность понятия «эстетические представления».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности интегрированной художественной деятельности в формировании эстетических представлений у детей.
4. Провести диагностическое исследование формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать и апробировать цикл занятий по интегрированной художественной деятельности, направленный на формирование эстетических представлений у старших дошкольников.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Проблема формирования эстетических представлений у детей изучена такими учеными, как А.В. Запорожец, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Б.М. Теплов.
Методические основы формирования у дошкольников эстетических представлений в художественной деятельности раскрыты в работах А.В. Бакушинского, Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой и др.
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы.
В качестве эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, беседы, анализа продуктов изобразительной деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ ПГО «Центр развития ребёнка - Детский сад № 70 «Радуга», г. Полевского, Свердловской области, в котором приняли участие 20 воспитанников подготовительной группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) подтверждает данные слова. В нем сообщается, что эстетическое развитие предполагает «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Эстетические представления — результат эстетического восприятия, закрепленный в образе воспринятого объекта. Представление формы, цвета, размеров предметов имеет очень важное значение в дошкольном возрасте; от развития эстетических представлений дошкольника во многом зависит развитие других его психических процессов; поэтому развитию эстетических представлений детей в дошкольных учреждениях должно придаваться очень большое значение.
Одно из наиболее эффективных средств развития эстетических представлений - интегрированная художественная деятельность. Именно эта деятельность является наиболее интересной для дошкольного возраста и позволяет ребенку отразить в художественных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Музыкальные, литературные произведения, рисование, лепка, аппликация и конструирование — виды интегрированной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности.
В то же время в практике работы большинства детских дошкольных учреждений не проводится систематическая работа по формированию эстетических представлений дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать цикл занятий по интегрированной художественной деятельности, направленный на формирование эстетических представлений старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования эстетических представлений у дошкольников.
Предмет исследования: цикл занятий по интегрированной художественной деятельности, направленный на формирование эстетических представлений у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить сущность понятия «эстетические представления».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности интегрированной художественной деятельности в формировании эстетических представлений у детей.
4. Провести диагностическое исследование формирования эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать и апробировать цикл занятий по интегрированной художественной деятельности, направленный на формирование эстетических представлений у старших дошкольников.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Проблема формирования эстетических представлений у детей изучена такими учеными, как А.В. Запорожец, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Б.М. Теплов.
Методические основы формирования у дошкольников эстетических представлений в художественной деятельности раскрыты в работах А.В. Бакушинского, Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой и др.
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы.
В качестве эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, беседы, анализа продуктов изобразительной деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ ПГО «Центр развития ребёнка - Детский сад № 70 «Радуга», г. Полевского, Свердловской области, в котором приняли участие 20 воспитанников подготовительной группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Проведенное исследование подтвердило актуальность выбранной темы «Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности».
Очень важно развивать у ребенка эстетические представления. Прежде всего, потому, что представления являются одним из самых значимых компонентов эстетического воспитания. А эстетические представления, в свою очередь, есть одна из главных задач всестороннего развития личности ребенка. Эстетические представления способствуют становлению эстетического вкуса, подталкивает ребенка к творческой деятельности.
Наша работа была ориентирована на совершенствование условий, необходимых для формирования эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста. В процессе исследования раскрыты поставленные задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия представление- это процесс и результат мысленного воссоздания образов, предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств ребенка. Эстетическое представление — результат эстетического восприятия, закрепленный в образе воспринятого объекта. Эстетическое восприятие - целенаправленный процесс преобразования эстетической информации, способствующий развитию творчески активной личности, способной не только оценивать красоту предметов искусства, но и реализовать собственные творческие замыслы. Эстетическое восприятие представляет собой создание эмоционально окрашенного, осмысленного и опредмеченного образа. А также позволяет определить такие показатели развития эстетического представления, как эмоциональная целостность представления художественного образа, художественного образа в интегрированной художественной деятельности
2. Установлено, что дошкольный возраст - сензитивный период для формирования эстетических представлений, выявлены психолого-педагогические особенности старших дошкольников. Дети на данном возрастном этапе способны к восприятию произведений изобразительного искусства. Для них доступно понимание разнообразных средств выразительности, они более осознанно выделяют эстетические качества предмета (красоту, пропорциональность, яркость и т.п.). Большинство старших дошкольников впечатлительны, эмоциональны, стремятся оживить, очеловечить художественный образ, вносят в деятельность элементы игры.
3. Анализ психолого-педагогической литературы также позволил удостовериться в значимости интегрированной художественной деятельности для формирования эстетических представлений дошкольников. Эстетические представления тесно сопряжено с художественной деятельностью, синтезирующей знания и умения в области разных ее видов, требующей специальных и общехудожественных знаний, умений и навыков, а также предполагающей разнообразные формы работы, результаты которой зависят от вклада педагога и эмоционального отклика ребенка. Поэтому необходимо целенаправленно формировать эстетические представления дошкольников через все виды интегрированной художественной деятельности.
4. Опытно - поисковая работа по формированию эстетических представлений состояла из констатирующего, формирующего этапов.
На констатирующем этапе диагностировали уровень сформированности эстетических представлений старших дошкольников Детского сада № 70 «Радуга», г. Полевского, и пришли к выводу, что дошкольники обладают недостаточным уровнем сформированности эстетических представлений. В детском саду не проводится целенаправленная работа по развитию эстетических представлений старших дошкольников.
Формирующий этап проходил в группе в период с сентября по октябрь 2016 года. Мы разработали цикл занятий, предполагая, что если будет организована систематическая интегрирована художественная деятельность, насыщенная образовательная среда, учтены общепедагогические принципы, индивидуальные и возрастные особенности детей, тогда повысится уровень сформированности эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Поисковая работа доказала эффективность, разработанного нами комплекса занятий для формирования эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста. Подтвердилось, что значительное место в практике воспитания старших дошкольников должно отводиться формированию эстетических представлений.
Очень важно развивать у ребенка эстетические представления. Прежде всего, потому, что представления являются одним из самых значимых компонентов эстетического воспитания. А эстетические представления, в свою очередь, есть одна из главных задач всестороннего развития личности ребенка. Эстетические представления способствуют становлению эстетического вкуса, подталкивает ребенка к творческой деятельности.
Наша работа была ориентирована на совершенствование условий, необходимых для формирования эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста. В процессе исследования раскрыты поставленные задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия представление- это процесс и результат мысленного воссоздания образов, предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств ребенка. Эстетическое представление — результат эстетического восприятия, закрепленный в образе воспринятого объекта. Эстетическое восприятие - целенаправленный процесс преобразования эстетической информации, способствующий развитию творчески активной личности, способной не только оценивать красоту предметов искусства, но и реализовать собственные творческие замыслы. Эстетическое восприятие представляет собой создание эмоционально окрашенного, осмысленного и опредмеченного образа. А также позволяет определить такие показатели развития эстетического представления, как эмоциональная целостность представления художественного образа, художественного образа в интегрированной художественной деятельности
2. Установлено, что дошкольный возраст - сензитивный период для формирования эстетических представлений, выявлены психолого-педагогические особенности старших дошкольников. Дети на данном возрастном этапе способны к восприятию произведений изобразительного искусства. Для них доступно понимание разнообразных средств выразительности, они более осознанно выделяют эстетические качества предмета (красоту, пропорциональность, яркость и т.п.). Большинство старших дошкольников впечатлительны, эмоциональны, стремятся оживить, очеловечить художественный образ, вносят в деятельность элементы игры.
3. Анализ психолого-педагогической литературы также позволил удостовериться в значимости интегрированной художественной деятельности для формирования эстетических представлений дошкольников. Эстетические представления тесно сопряжено с художественной деятельностью, синтезирующей знания и умения в области разных ее видов, требующей специальных и общехудожественных знаний, умений и навыков, а также предполагающей разнообразные формы работы, результаты которой зависят от вклада педагога и эмоционального отклика ребенка. Поэтому необходимо целенаправленно формировать эстетические представления дошкольников через все виды интегрированной художественной деятельности.
4. Опытно - поисковая работа по формированию эстетических представлений состояла из констатирующего, формирующего этапов.
На констатирующем этапе диагностировали уровень сформированности эстетических представлений старших дошкольников Детского сада № 70 «Радуга», г. Полевского, и пришли к выводу, что дошкольники обладают недостаточным уровнем сформированности эстетических представлений. В детском саду не проводится целенаправленная работа по развитию эстетических представлений старших дошкольников.
Формирующий этап проходил в группе в период с сентября по октябрь 2016 года. Мы разработали цикл занятий, предполагая, что если будет организована систематическая интегрирована художественная деятельность, насыщенная образовательная среда, учтены общепедагогические принципы, индивидуальные и возрастные особенности детей, тогда повысится уровень сформированности эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Поисковая работа доказала эффективность, разработанного нами комплекса занятий для формирования эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста. Подтвердилось, что значительное место в практике воспитания старших дошкольников должно отводиться формированию эстетических представлений.
Подобные работы
- Формирование эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Использование возможности татарских народных сказок для
формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Организационно педагогические условия развития у дошкольников творческого воображения в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эстетических представлений у старших дошкольников на занятиях аппликацией
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019



