Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 7
1.1. Характеристика понятия «нравственные представления» 7
1.2. Особенности формирования нравственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Методические основы формирования нравственных представлений
у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА 28
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 28
2.2. Содержание педагогической работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на
материале фольклора 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 7
1.1. Характеристика понятия «нравственные представления» 7
1.2. Особенности формирования нравственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Методические основы формирования нравственных представлений
у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА 28
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 28
2.2. Содержание педагогической работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на
материале фольклора 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением нравственных идеалов, развитием его культурного наследия, уважением к историческим и культурным традициям, соблюдением норм общественной жизни, сохранением национального достояния всех народов России.
В условиях, обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, с самого детства формировать общую культуру будущей личности. Одним из приоритетных направлений в современном дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, формирование у детей нравственных мотивов поведения, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
В Федеральном законе «Об образовании» (ст. 2) воспитание трактуется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [47, с. 23].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания выделяется «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Дошкольное детство, характеризующееся преобладанием эмоционально-чувственного восприятия действительности, является благоприятным периодом для нравственного воспитания, формирования и развития нравственных представлений.
Именно поэтому, в этом возрасте процесс нравственного воспитания, накопление знаний о нормах и правилах поведения, принятых в обществе, приобретает важное значение, именно поэтому необходима организация специальной целенаправленной работы педагогов над разъяснением и раскрытием сущности понятий нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим его людям и самому себе.
Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта.
Ряд отечественных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович) отмечают сензитивность дошкольного возраста в формировании нравственных представлений.
Особое значение в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста имеет обращение к устному народному творчеству, фольклору. Сказки, пословицы, загадки, считалки, поговорки, былины, частушки наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Фольклор, как устное народное творчество развивает мышление и воображение ребенка, формирует навыки общения с окружающими, обогащает его эмоции, позволяет ребенку легко и естественно приобщиться к народным традициям и проявить себя. Многие исследователи (Е.А. Аркин, А.М. Виноградова, В.Г. Нечаева и др.) считают фольклор превосходным воспитательным материалом.
Произведения устного народного творчества, дают детям возможность переживания событий и поступков, выходящих за пределы непосредственного жизненного опыта ребенка, создавая условия для усвоения ценностно-смыслового и нравственного культурного опыта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев).
Стоит отметить, что на сегодняшний день в практике педагогов дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) недостаточно используется фольклор как средство формирования нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью использования воспитательного потенциала фольклора в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема: эффективность использования фольклора при формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему работы: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике комплекс занятий, направленных на формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, на материале фольклора.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы;
2. выявить особенности и определить возможности фольклора в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3. определить показатели и критерии, охарактеризовать уровни сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
4. разработать комплекс педагогических занятий, направленных на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора, и проверить его эффективность на практике.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в практике педагогов для формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- наблюдение, эксперимент;
- анализ полученных данных и их обобщение.
База исследования: старшая дошкольная группа МАОУ СОШ №184 «Новая школа», г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы (52 источника), приложений (3 ед.).
В условиях, обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, с самого детства формировать общую культуру будущей личности. Одним из приоритетных направлений в современном дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, формирование у детей нравственных мотивов поведения, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
В Федеральном законе «Об образовании» (ст. 2) воспитание трактуется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [47, с. 23].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания выделяется «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Дошкольное детство, характеризующееся преобладанием эмоционально-чувственного восприятия действительности, является благоприятным периодом для нравственного воспитания, формирования и развития нравственных представлений.
Именно поэтому, в этом возрасте процесс нравственного воспитания, накопление знаний о нормах и правилах поведения, принятых в обществе, приобретает важное значение, именно поэтому необходима организация специальной целенаправленной работы педагогов над разъяснением и раскрытием сущности понятий нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим его людям и самому себе.
Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта.
Ряд отечественных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович) отмечают сензитивность дошкольного возраста в формировании нравственных представлений.
Особое значение в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста имеет обращение к устному народному творчеству, фольклору. Сказки, пословицы, загадки, считалки, поговорки, былины, частушки наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Фольклор, как устное народное творчество развивает мышление и воображение ребенка, формирует навыки общения с окружающими, обогащает его эмоции, позволяет ребенку легко и естественно приобщиться к народным традициям и проявить себя. Многие исследователи (Е.А. Аркин, А.М. Виноградова, В.Г. Нечаева и др.) считают фольклор превосходным воспитательным материалом.
Произведения устного народного творчества, дают детям возможность переживания событий и поступков, выходящих за пределы непосредственного жизненного опыта ребенка, создавая условия для усвоения ценностно-смыслового и нравственного культурного опыта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев).
Стоит отметить, что на сегодняшний день в практике педагогов дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) недостаточно используется фольклор как средство формирования нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью использования воспитательного потенциала фольклора в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема: эффективность использования фольклора при формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему работы: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике комплекс занятий, направленных на формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, на материале фольклора.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы;
2. выявить особенности и определить возможности фольклора в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3. определить показатели и критерии, охарактеризовать уровни сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
4. разработать комплекс педагогических занятий, направленных на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора, и проверить его эффективность на практике.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в практике педагогов для формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- наблюдение, эксперимент;
- анализ полученных данных и их обобщение.
База исследования: старшая дошкольная группа МАОУ СОШ №184 «Новая школа», г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы (52 источника), приложений (3 ед.).
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением нравственных идеалов, развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранением национального достояния всех народов России.
Фольклор - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Воспитательный потенциал фольклора заключен в глубинных процессах пробуждения позитивного отношения к миру, зафиксированного в лаконичной форме пословиц, поговорок, сказок. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о детях.
В результате проведенного теоретического исследования и опытно-поисковой работы были решены поставленные задачи.
Анализ литературы по теме исследования позволил определить содержание понятия «нравственные представления». По мнению Е.А. Геник, «нравственные представления - это важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой» [11, с. 70].
Формирование нравственных представлений - это процесс целенаправленного и организованного взаимодействия педагога и воспитанников с целью овладения последними нравственных норм, правил, отношений, которое эффективнее осуществляется в различных видах деятельности (Л.Н. Герасимова).
Одним из эффективных средств формирования нравственных представлений старших дошкольников является фольклор или устное народное творчество.
Фольклор (в переводе с англ. - народная мудрость, народное знание) - народное художественное творчество, включающее песни, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно- прикладного искусства.
В устном народном творчестве как нигде опредметились общечеловеческие нравственные ценности. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Фольклор является богатейшим источником нравственного развития детей.
В настоящей выпускной квалификационной работе была проведена опытно-поисковая работа для выявления уровней сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-поисковая работа проводилась в дошкольной группе МАОУ СОШ №184 «Новая школа». Исследуемая группа состояла из десяти (10) детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
В работе сформулированы показатели сформированности нравственных представлений с учетом выделенных компонентов нравственного развития (нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение):
- когнитивный (знание содержания нравственных норм, правил и качеств личности, осознание и оценка нравственных норм);
- эмоциональный (умение распознать эмоциональные состояния другого человека, проявление соответствующих эмоциональных реакций, положительное эмоциональное отношение к нравственным нормам);
- поведенческий (способность к действию и установлению межличностного взаимодействия в соответствии с нравственными нормами, стремление к оказанию действенной помощи, гуманистическая направленность поведения.
Для выявления уровней сформированности выделенных показателей были подобраны следующие методики: методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), методика «Сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
После проведения диагностического исследования на констатирующем этапе опытно-поисковой работы проведен анализ полученных данных.
Высокий уровень сформированности нравственных представлений имеют 2 ребенка (20%), средний уровень сформированности нравственных представлений - 7 детей (70%), низкий уровень сформированности нравственных представлений был выявлен у 1 ребенка (10%).
Анализ полученных результатов показывает, что у большинства детей выявлен средний уровень сформированности нравственных представлений. При этом можно отметить, что большая часть детей не используют знания о нравственных нормах и разрешения различных ситуаций при взаимодействии с детьми и взрослыми, несмотря на то, что часть детей владеет этими знаниями.
Опираясь на результаты диагностики, полученные на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, был разработан комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
В качестве материала, способствующего формированию нравственных представлений старших дошкольников, выбран фольклор. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
В процессе реализации разработанного нами комплекса занятий по формированию нравственных представлений на материале фольклора наметилась положительная динамика по всем выделенным показателям сформированности нравственных представлений (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).
Дети стали лучше ориентироваться в содержании нравственных норм, правил и качеств личности, выступающих в качестве ценностей: добро, милосердие, правда, ложь, совесть, забота.
Большинство дошкольников начали без затруднений распознавать эмоциональные состояния другого человека (радость, грусть, удивление испуг, сердитость, спокойствие), проявляли соответствующие эмоциональные реакции (мимика, пантомимика) в ситуации нравственных и безнравственных поступков.
Необходимо отметить тот факт, что у ребят сформировалось положительное эмоциональное отношение к нравственным нормам и их принятие.
Вследствие занятий дети повысили способности к установлению межличностного взаимодействия в соответствии с нравственными нормами, поступки детей стали определяться нравственной нормой, что на практике доказывает эффективность разработанного нами комплекса занятий.
Фольклор - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Воспитательный потенциал фольклора заключен в глубинных процессах пробуждения позитивного отношения к миру, зафиксированного в лаконичной форме пословиц, поговорок, сказок. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о детях.
В результате проведенного теоретического исследования и опытно-поисковой работы были решены поставленные задачи.
Анализ литературы по теме исследования позволил определить содержание понятия «нравственные представления». По мнению Е.А. Геник, «нравственные представления - это важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой» [11, с. 70].
Формирование нравственных представлений - это процесс целенаправленного и организованного взаимодействия педагога и воспитанников с целью овладения последними нравственных норм, правил, отношений, которое эффективнее осуществляется в различных видах деятельности (Л.Н. Герасимова).
Одним из эффективных средств формирования нравственных представлений старших дошкольников является фольклор или устное народное творчество.
Фольклор (в переводе с англ. - народная мудрость, народное знание) - народное художественное творчество, включающее песни, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно- прикладного искусства.
В устном народном творчестве как нигде опредметились общечеловеческие нравственные ценности. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Фольклор является богатейшим источником нравственного развития детей.
В настоящей выпускной квалификационной работе была проведена опытно-поисковая работа для выявления уровней сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-поисковая работа проводилась в дошкольной группе МАОУ СОШ №184 «Новая школа». Исследуемая группа состояла из десяти (10) детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
В работе сформулированы показатели сформированности нравственных представлений с учетом выделенных компонентов нравственного развития (нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение):
- когнитивный (знание содержания нравственных норм, правил и качеств личности, осознание и оценка нравственных норм);
- эмоциональный (умение распознать эмоциональные состояния другого человека, проявление соответствующих эмоциональных реакций, положительное эмоциональное отношение к нравственным нормам);
- поведенческий (способность к действию и установлению межличностного взаимодействия в соответствии с нравственными нормами, стремление к оказанию действенной помощи, гуманистическая направленность поведения.
Для выявления уровней сформированности выделенных показателей были подобраны следующие методики: методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), методика «Сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
После проведения диагностического исследования на констатирующем этапе опытно-поисковой работы проведен анализ полученных данных.
Высокий уровень сформированности нравственных представлений имеют 2 ребенка (20%), средний уровень сформированности нравственных представлений - 7 детей (70%), низкий уровень сформированности нравственных представлений был выявлен у 1 ребенка (10%).
Анализ полученных результатов показывает, что у большинства детей выявлен средний уровень сформированности нравственных представлений. При этом можно отметить, что большая часть детей не используют знания о нравственных нормах и разрешения различных ситуаций при взаимодействии с детьми и взрослыми, несмотря на то, что часть детей владеет этими знаниями.
Опираясь на результаты диагностики, полученные на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, был разработан комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
В качестве материала, способствующего формированию нравственных представлений старших дошкольников, выбран фольклор. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
В процессе реализации разработанного нами комплекса занятий по формированию нравственных представлений на материале фольклора наметилась положительная динамика по всем выделенным показателям сформированности нравственных представлений (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).
Дети стали лучше ориентироваться в содержании нравственных норм, правил и качеств личности, выступающих в качестве ценностей: добро, милосердие, правда, ложь, совесть, забота.
Большинство дошкольников начали без затруднений распознавать эмоциональные состояния другого человека (радость, грусть, удивление испуг, сердитость, спокойствие), проявляли соответствующие эмоциональные реакции (мимика, пантомимика) в ситуации нравственных и безнравственных поступков.
Необходимо отметить тот факт, что у ребят сформировалось положительное эмоциональное отношение к нравственным нормам и их принятие.
Вследствие занятий дети повысили способности к установлению межличностного взаимодействия в соответствии с нравственными нормами, поступки детей стали определяться нравственной нормой, что на практике доказывает эффективность разработанного нами комплекса занятий.
Подобные работы
- Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Организационно-педагогические условия формирования нравственных представлений у старших дошкольников на материале фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в играх детского фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных
представлений на материале русских народных сказок
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Использование возможности татарских народных сказок для
формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Формирование эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019



