ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 7
1.1. Характеристика понятия «нравственные представления» 7
1.2. Особенности формирования нравственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Методические основы формирования нравственных представлений
у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА 28
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 28
2.2. Содержание педагогической работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на
материале фольклора 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением нравственных идеалов, развитием его культурного наследия, уважением к историческим и культурным традициям, соблюдением норм общественной жизни, сохранением национального достояния всех народов России.
В условиях, обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, с самого детства формировать общую культуру будущей личности. Одним из приоритетных направлений в современном дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, формирование у детей нравственных мотивов поведения, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
В Федеральном законе «Об образовании» (ст. 2) воспитание трактуется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [47, с. 23].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания выделяется «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Дошкольное детство, характеризующееся преобладанием эмоционально-чувственного восприятия действительности, является благоприятным периодом для нравственного воспитания, формирования и развития нравственных представлений.
Именно поэтому, в этом возрасте процесс нравственного воспитания, накопление знаний о нормах и правилах поведения, принятых в обществе, приобретает важное значение, именно поэтому необходима организация специальной целенаправленной работы педагогов над разъяснением и раскрытием сущности понятий нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим его людям и самому себе.
Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта.
Ряд отечественных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович) отмечают сензитивность дошкольного возраста в формировании нравственных представлений.
Особое значение в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста имеет обращение к устному народному творчеству, фольклору. Сказки, пословицы, загадки, считалки, поговорки, былины, частушки наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Фольклор, как устное народное творчество развивает мышление и воображение ребенка, формирует навыки общения с окружающими, обогащает его эмоции, позволяет ребенку легко и естественно приобщиться к народным традициям и проявить себя. Многие исследователи (Е.А. Аркин, А.М. Виноградова, В.Г. Нечаева и др.) считают фольклор превосходным воспитательным материалом.
Произведения устного народного творчества, дают детям возможность переживания событий и поступков, выходящих за пределы непосредственного жизненного опыта ребенка, создавая условия для усвоения ценностно-смыслового и нравственного культурного опыта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев).
Стоит отметить, что на сегодняшний день в практике педагогов дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) недостаточно используется фольклор как средство формирования нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью использования воспитательного потенциала фольклора в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема: эффективность использования фольклора при формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему работы: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике комплекс занятий, направленных на формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, на материале фольклора.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы;
2. выявить особенности и определить возможности фольклора в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3. определить показатели и критерии, охарактеризовать уровни сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
4. разработать комплекс педагогических занятий, направленных на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора, и проверить его эффективность на практике.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в практике педагогов для формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- наблюдение, эксперимент;
- анализ полученных данных и их обобщение.
База исследования: старшая дошкольная группа МАОУ СОШ №184 «Новая школа», г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы (52 источника), приложений (3 ед.).
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением нравственных идеалов, развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранением национального достояния всех народов России.
Фольклор - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Воспитательный потенциал фольклора заключен в глубинных процессах пробуждения позитивного отношения к миру, зафиксированного в лаконичной форме пословиц, поговорок, сказок. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о детях.
В результате проведенного теоретического исследования и опытно-поисковой работы были решены поставленные задачи.
Анализ литературы по теме исследования позволил определить содержание понятия «нравственные представления». По мнению Е.А. Геник, «нравственные представления - это важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой» [11, с. 70].
Формирование нравственных представлений - это процесс целенаправленного и организованного взаимодействия педагога и воспитанников с целью овладения последними нравственных норм, правил, отношений, которое эффективнее осуществляется в различных видах деятельности (Л.Н. Герасимова).
Одним из эффективных средств формирования нравственных представлений старших дошкольников является фольклор или устное народное творчество.
Фольклор (в переводе с англ. - народная мудрость, народное знание) - народное художественное творчество, включающее песни, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно- прикладного искусства.
В устном народном творчестве как нигде опредметились общечеловеческие нравственные ценности. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Фольклор является богатейшим источником нравственного развития детей.
В настоящей выпускной квалификационной работе была проведена опытно-поисковая работа для выявления уровней сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-поисковая работа проводилась в дошкольной группе МАОУ СОШ №184 «Новая школа». Исследуемая группа состояла из десяти (10) детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
В работе сформулированы показатели сформированности нравственных представлений с учетом выделенных компонентов нравственного развития (нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение):
- когнитивный (знание содержания нравственных норм, правил и качеств личности, осознание и оценка нравственных норм);
- эмоциональный (умение распознать эмоциональные состояния другого человека, проявление соответствующих эмоциональных реакций, положительное эмоциональное отношение к нравственным нормам);
- поведенческий (способность к действию и установлению межличностного взаимодействия в соответствии с нравственными нормами, стремление к оказанию действенной помощи, гуманистическая направленность поведения.
Для выявления уровней сформированности выделенных показателей были подобраны следующие методики: методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), методика «Сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
После проведения диагностического исследования на констатирующем этапе опытно-поисковой работы проведен анализ полученных данных.
Высокий уровень сформированности нравственных представлений имеют 2 ребенка (20%), средний уровень сформированности нравственных представлений - 7 детей (70%), низкий уровень сформированности нравственных представлений был выявлен у 1 ребенка (10%).
Анализ полученных результатов показывает, что у большинства детей выявлен средний уровень сформированности нравственных представлений. При этом можно отметить, что большая часть детей не используют знания о нравственных нормах и разрешения различных ситуаций при взаимодействии с детьми и взрослыми, несмотря на то, что часть детей владеет этими знаниями.
Опираясь на результаты диагностики, полученные на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, был разработан комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
В качестве материала, способствующего формированию нравственных представлений старших дошкольников, выбран фольклор. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
В процессе реализации разработанного нами комплекса занятий по формированию нравственных представлений на материале фольклора наметилась положительная динамика по всем выделенным показателям сформированности нравственных представлений (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).
Дети стали лучше ориентироваться в содержании нравственных норм, правил и качеств личности, выступающих в качестве ценностей: добро, милосердие, правда, ложь, совесть, забота.
Большинство дошкольников начали без затруднений распознавать эмоциональные состояния другого человека (радость, грусть, удивление испуг, сердитость, спокойствие), проявляли соответствующие эмоциональные реакции (мимика, пантомимика) в ситуации нравственных и безнравственных поступков.
Необходимо отметить тот факт, что у ребят сформировалось положительное эмоциональное отношение к нравственным нормам и их принятие.
Вследствие занятий дети повысили способности к установлению межличностного взаимодействия в соответствии с нравственными нормами, поступки детей стали определяться нравственной нормой, что на практике доказывает эффективность разработанного нами комплекса занятий.
1. Аникин, В. М. Устное народное творчество [Текст] / В. М. Аникин. - М. : Академия, 2013. - 752 с.
2. Александрова, А. Н. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе / А. Н. Александрова, Л. У. Жданова // Вестник и образование: новое время. - Чебоксары, 2014. -
№ 5. - С. 151 - 153. [Электронный ресурс]. URL :https://elibrary.ru (дата обращения: 28.10.2017).
3. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание [Текст] / Н. В. Архангельский. - М. : Просвещение, 1979. - 301 с.
4. Белякова, Е. Г. Нравственное развитие ребенка: Психологический аспект [Текст] / Е. Г. Белякова. - Тюмень: Издательство ТГУ, 2013. - 151 с.
5. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей [Текст] / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. - М. : Просвещение, 2013. - 213 с.
6. Бойчук, И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа [Текст] / И. А. Бойчук. - СПБ. : Детство-Пресс, 2012. - 416 с.
7. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] / Т. А. Бударина - М. : Просвещение, 2012. - 257 с.
8. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. [Текст] : методическое пособие / Р. С. Буре. - М. : Мозаика-синтез, 2012. - 63 с.
9. Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры [Текст] / В. П. Ватаман. - СПб. : Детство, 2012. - 311 с.
10. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М. : Айрис-Пресс, 2012. - 204 с.
11. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / А. М. Виноградова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С. 33-35.
12. Володева, А. А. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Володева // Педагогические науки: журнал. - 2014. - № 6. - С. 27-29.
13. Геник, Е. А. Нравственные представления дошкольников образовательного учреждения с религиозно-этническим компонентом / Е. А. Геник // Вестник самарской гуманитарной академии. Сер. Психология.
- Самара : Изд-во Самарская гуманитарная академия, 2009. - № 1. - С. 66-74 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru(дата обращения: 29.10.2017).
14. Герасимова, Л. Н. Озарение. Программа по духовно¬нравственному воспитанию дошкольников [Текст] / Л. Н. Герасимова. - Казань : ВЛАДОС, 2012. - 291с.
15. Гладких, Л. П. Воспитание сказкой [Текст] / Л. П. Гладких. - СПб. : Мир детской литературы, 2012. - 294 с.
16. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] : проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Рос. акад. образования. - М. : Просвещение, 2013. - 29 с.
17. Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / И. Б. Дерманова. - М. : Речь, 2012. - 176 с.
18. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / под ред. И. Б. Дерманова. - СПб. : Речь, 2012. - 171 с.
19. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. - М. : Просвещение, 1986. - 176 с.
20. Зимина, И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст] / И. К. Зимина / Дошкольное воспитание, 2005. - № 5.
- С. 11-15.
21. Капица, Ф. С. Русский детский фольклор [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. - М. : Флинта: Наука, 2012. - 320 с.
22. Карпова, Е. В. Психологические особенности развития нравственных представлений в школьном возрасте / Е. В. Карпова, А. В. Луговская // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т.2. - № 1.
- С. 222-225. [Электронный ресурс]. URL : https://elibrary.ru(дата обращения: 25.09.2017).
23. Картушина, М. Ю. Русские народные праздники в детском саду [Текст] / М. Ю. Картушина. - М. : Просвещение, 2013. - 301 с.
24. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л. Князева. - СПб. : Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. - 402 с.
25. Кузнецова, Л. В. Формирование нравственного здоровья
дошкольников: занятия, игры, упражнения [Текст/
Л. В. Кузнецова, М. А. Панфилова. - М. : Сфера, 2002. - 120 с.
26. Куликовская, И. Э. Духовно-нравственное воспитание ребенка [Текст] / И. Э. Куликовская // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 2. - С. 92.
27. Лескина, И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / И. Лескина, Н. Станкевич, Л. Соколова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 2. - С. 79-86.
28. Ломбина, Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников [Текст] / Т. Н. Ломбина // Психолог в детском саду. - 2012. - №2. - С. 68-88.
29. Майская, Т.Н. Проблемы формирования нравственности детей в условиях современного общества [Текст] / Т. Н. Майская // Сборник статей и тезисов / под ред. М. Ю. Ананченко, П. Е. Овсянкина. - Архангельск : КИРА, 2013. - 444 с.
30. Малова, В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников [Текст] / В. В. Малова. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 207 с.
31. Маркушева, М. Е. Нравственное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / М. Е. Маркушева // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 3.
-С. 20-23.
32. Маркушева, М. Е. Формирование нравственных представлений ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] : методическая разработка / М. Е. Маркушева. - М. : РОНО, - 2011. - № 10.
33. Никулина, Л. А. Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности / Л. А. Никулина, Т. А. Мирошникова // Молодой ученый. Казань : ООО «Издательство Молодой ученый», 2014. - № 4. -
С. 1051-1052. [Электронный ресурс]. URL : https://elibrary.ru (дата
обращения: 27.09.2017).
34. Новиковская, О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет [Текст] / О. А. Новиковская. - СПб. : Паритет, 2007. - 112 с.
35. Новиковская, О. А Нравственная тенденция у детей [Текст] / О. А. Новиковская // Дошкольное образование. - М. : Изд - во «Первое сентября». - 2012. - № 5. - С. 54.
36. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. - М. : ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.
37. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования [Текст] / под ред. Т.А. Репиной. - М. : Академия, 2012. - 200 с.
38. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL :http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ (дата обращения: 05.09.2017).
39. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов // Классный руководитель. - 2001. - № 6. - С. 11-18.
40. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов // под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
41. Смирнова, Е. О. Дошкольный возраст: формирование
доброжелательных отношений [Текст] / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-74.
42. Соколова, Е. В. Воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Соколова // Аспирант и соискатель. - 2014. - № 1. - С. 33-35.
43. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. - Минск: Народная асвета, 1981. - 288 с. 40.
44. Треннева, Г. М. Фольклор и народное слово [Текст] /
Г. М. Треннева, К. Е. Корепова. - М. : Просвещение, 2013. - 393 с.
45. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии [Текст] / К. Д. Ушинский. - М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2004. - 576 с.
46. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] / К. Д. Ушинский // Педагогические статьи. - Москва-Ленинград : Издательство «Академии педагогических наук РСФСР». - 1948. - Т. 2. - 659 с.
47. Фархшатова, И. А., Давлетова М. С. Особенности формирования нравственных представлений у детей 5-6 лет [Текст] / И. А. Фархшатова, М. С. Давлетова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 13. - С. 168-172.
48. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
49. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] / И. Ф. Харламов. - М. : Гардарики, 1999. - 520 с.
50. Широких, О. Б. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций у дошкольников [Текст] / О. Б. Широких, Н. В. Космачева // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 4. - С. 42-46.
51. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. - С. 19-21.
52. Яновская, М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М. Г. Яновская // Классный руководитель, 2013. -№ 4 - С. 24-29.