Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора

Работа №98352

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
231
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 7
1.1. Характеристика понятия «нравственные представления» 7
1.2. Особенности формирования нравственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Методические основы формирования нравственных представлений
у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА 28
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 28
2.2. Содержание педагогической работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на
материале фольклора 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением нравственных идеалов, развитием его культурного наследия, уважением к историческим и культурным традициям, соблюдением норм общественной жизни, сохранением национального достояния всех народов России.
В условиях, обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, с самого детства формировать общую культуру будущей личности. Одним из приоритетных направлений в современном дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, формирование у детей нравственных мотивов поведения, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
В Федеральном законе «Об образовании» (ст. 2) воспитание трактуется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [47, с. 23].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания выделяется «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Дошкольное детство, характеризующееся преобладанием эмоционально-чувственного восприятия действительности, является благоприятным периодом для нравственного воспитания, формирования и развития нравственных представлений.
Именно поэтому, в этом возрасте процесс нравственного воспитания, накопление знаний о нормах и правилах поведения, принятых в обществе, приобретает важное значение, именно поэтому необходима организация специальной целенаправленной работы педагогов над разъяснением и раскрытием сущности понятий нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим его людям и самому себе.
Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта.
Ряд отечественных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович) отмечают сензитивность дошкольного возраста в формировании нравственных представлений.
Особое значение в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста имеет обращение к устному народному творчеству, фольклору. Сказки, пословицы, загадки, считалки, поговорки, былины, частушки наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Фольклор, как устное народное творчество развивает мышление и воображение ребенка, формирует навыки общения с окружающими, обогащает его эмоции, позволяет ребенку легко и естественно приобщиться к народным традициям и проявить себя. Многие исследователи (Е.А. Аркин, А.М. Виноградова, В.Г. Нечаева и др.) считают фольклор превосходным воспитательным материалом.
Произведения устного народного творчества, дают детям возможность переживания событий и поступков, выходящих за пределы непосредственного жизненного опыта ребенка, создавая условия для усвоения ценностно-смыслового и нравственного культурного опыта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев).
Стоит отметить, что на сегодняшний день в практике педагогов дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) недостаточно используется фольклор как средство формирования нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью использования воспитательного потенциала фольклора в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема: эффективность использования фольклора при формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему работы: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике комплекс занятий, направленных на формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, на материале фольклора.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. изучить состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике, раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы;
2. выявить особенности и определить возможности фольклора в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3. определить показатели и критерии, охарактеризовать уровни сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
4. разработать комплекс педагогических занятий, направленных на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора, и проверить его эффективность на практике.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в практике педагогов для формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- наблюдение, эксперимент;
- анализ полученных данных и их обобщение.
База исследования: старшая дошкольная группа МАОУ СОШ №184 «Новая школа», г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы (52 источника), приложений (3 ед.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением нравственных идеалов, развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранением национального достояния всех народов России.
Фольклор - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Воспитательный потенциал фольклора заключен в глубинных процессах пробуждения позитивного отношения к миру, зафиксированного в лаконичной форме пословиц, поговорок, сказок. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о детях.
В результате проведенного теоретического исследования и опытно-поисковой работы были решены поставленные задачи.
Анализ литературы по теме исследования позволил определить содержание понятия «нравственные представления». По мнению Е.А. Геник, «нравственные представления - это важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой» [11, с. 70].
Формирование нравственных представлений - это процесс целенаправленного и организованного взаимодействия педагога и воспитанников с целью овладения последними нравственных норм, правил, отношений, которое эффективнее осуществляется в различных видах деятельности (Л.Н. Герасимова).
Одним из эффективных средств формирования нравственных представлений старших дошкольников является фольклор или устное народное творчество.
Фольклор (в переводе с англ. - народная мудрость, народное знание) - народное художественное творчество, включающее песни, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно- прикладного искусства.
В устном народном творчестве как нигде опредметились общечеловеческие нравственные ценности. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Фольклор является богатейшим источником нравственного развития детей.
В настоящей выпускной квалификационной работе была проведена опытно-поисковая работа для выявления уровней сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-поисковая работа проводилась в дошкольной группе МАОУ СОШ №184 «Новая школа». Исследуемая группа состояла из десяти (10) детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
В работе сформулированы показатели сформированности нравственных представлений с учетом выделенных компонентов нравственного развития (нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение):
- когнитивный (знание содержания нравственных норм, правил и качеств личности, осознание и оценка нравственных норм);
- эмоциональный (умение распознать эмоциональные состояния другого человека, проявление соответствующих эмоциональных реакций, положительное эмоциональное отношение к нравственным нормам);
- поведенческий (способность к действию и установлению межличностного взаимодействия в соответствии с нравственными нормами, стремление к оказанию действенной помощи, гуманистическая направленность поведения.
Для выявления уровней сформированности выделенных показателей были подобраны следующие методики: методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), методика «Сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
После проведения диагностического исследования на констатирующем этапе опытно-поисковой работы проведен анализ полученных данных.
Высокий уровень сформированности нравственных представлений имеют 2 ребенка (20%), средний уровень сформированности нравственных представлений - 7 детей (70%), низкий уровень сформированности нравственных представлений был выявлен у 1 ребенка (10%).
Анализ полученных результатов показывает, что у большинства детей выявлен средний уровень сформированности нравственных представлений. При этом можно отметить, что большая часть детей не используют знания о нравственных нормах и разрешения различных ситуаций при взаимодействии с детьми и взрослыми, несмотря на то, что часть детей владеет этими знаниями.
Опираясь на результаты диагностики, полученные на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, был разработан комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
В качестве материала, способствующего формированию нравственных представлений старших дошкольников, выбран фольклор. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
В процессе реализации разработанного нами комплекса занятий по формированию нравственных представлений на материале фольклора наметилась положительная динамика по всем выделенным показателям сформированности нравственных представлений (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).
Дети стали лучше ориентироваться в содержании нравственных норм, правил и качеств личности, выступающих в качестве ценностей: добро, милосердие, правда, ложь, совесть, забота.
Большинство дошкольников начали без затруднений распознавать эмоциональные состояния другого человека (радость, грусть, удивление испуг, сердитость, спокойствие), проявляли соответствующие эмоциональные реакции (мимика, пантомимика) в ситуации нравственных и безнравственных поступков.
Необходимо отметить тот факт, что у ребят сформировалось положительное эмоциональное отношение к нравственным нормам и их принятие.
Вследствие занятий дети повысили способности к установлению межличностного взаимодействия в соответствии с нравственными нормами, поступки детей стали определяться нравственной нормой, что на практике доказывает эффективность разработанного нами комплекса занятий.



1. Аникин, В. М. Устное народное творчество [Текст] / В. М. Аникин. - М. : Академия, 2013. - 752 с.
2. Александрова, А. Н. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе / А. Н. Александрова, Л. У. Жданова // Вестник и образование: новое время. - Чебоксары, 2014. -
№ 5. - С. 151 - 153. [Электронный ресурс]. URL :https://elibrary.ru (дата обращения: 28.10.2017).
3. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание [Текст] / Н. В. Архангельский. - М. : Просвещение, 1979. - 301 с.
4. Белякова, Е. Г. Нравственное развитие ребенка: Психологический аспект [Текст] / Е. Г. Белякова. - Тюмень: Издательство ТГУ, 2013. - 151 с.
5. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей [Текст] / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. - М. : Просвещение, 2013. - 213 с.
6. Бойчук, И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа [Текст] / И. А. Бойчук. - СПБ. : Детство-Пресс, 2012. - 416 с.
7. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] / Т. А. Бударина - М. : Просвещение, 2012. - 257 с.
8. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. [Текст] : методическое пособие / Р. С. Буре. - М. : Мозаика-синтез, 2012. - 63 с.
9. Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры [Текст] / В. П. Ватаман. - СПб. : Детство, 2012. - 311 с.
10. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М. : Айрис-Пресс, 2012. - 204 с.
11. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / А. М. Виноградова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С. 33-35.
12. Володева, А. А. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Володева // Педагогические науки: журнал. - 2014. - № 6. - С. 27-29.
13. Геник, Е. А. Нравственные представления дошкольников образовательного учреждения с религиозно-этническим компонентом / Е. А. Геник // Вестник самарской гуманитарной академии. Сер. Психология.
- Самара : Изд-во Самарская гуманитарная академия, 2009. - № 1. - С. 66-74 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru(дата обращения: 29.10.2017).
14. Герасимова, Л. Н. Озарение. Программа по духовно¬нравственному воспитанию дошкольников [Текст] / Л. Н. Герасимова. - Казань : ВЛАДОС, 2012. - 291с.
15. Гладких, Л. П. Воспитание сказкой [Текст] / Л. П. Гладких. - СПб. : Мир детской литературы, 2012. - 294 с.
16. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] : проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Рос. акад. образования. - М. : Просвещение, 2013. - 29 с.
17. Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / И. Б. Дерманова. - М. : Речь, 2012. - 176 с.
18. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / под ред. И. Б. Дерманова. - СПб. : Речь, 2012. - 171 с.
19. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. - М. : Просвещение, 1986. - 176 с.
20. Зимина, И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст] / И. К. Зимина / Дошкольное воспитание, 2005. - № 5.
- С. 11-15.
21. Капица, Ф. С. Русский детский фольклор [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. - М. : Флинта: Наука, 2012. - 320 с.
22. Карпова, Е. В. Психологические особенности развития нравственных представлений в школьном возрасте / Е. В. Карпова, А. В. Луговская // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т.2. - № 1.
- С. 222-225. [Электронный ресурс]. URL : https://elibrary.ru(дата обращения: 25.09.2017).
23. Картушина, М. Ю. Русские народные праздники в детском саду [Текст] / М. Ю. Картушина. - М. : Просвещение, 2013. - 301 с.
24. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л. Князева. - СПб. : Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. - 402 с.
25. Кузнецова, Л. В. Формирование нравственного здоровья
дошкольников: занятия, игры, упражнения [Текст/
Л. В. Кузнецова, М. А. Панфилова. - М. : Сфера, 2002. - 120 с.
26. Куликовская, И. Э. Духовно-нравственное воспитание ребенка [Текст] / И. Э. Куликовская // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 2. - С. 92.
27. Лескина, И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / И. Лескина, Н. Станкевич, Л. Соколова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 2. - С. 79-86.
28. Ломбина, Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников [Текст] / Т. Н. Ломбина // Психолог в детском саду. - 2012. - №2. - С. 68-88.
29. Майская, Т.Н. Проблемы формирования нравственности детей в условиях современного общества [Текст] / Т. Н. Майская // Сборник статей и тезисов / под ред. М. Ю. Ананченко, П. Е. Овсянкина. - Архангельск : КИРА, 2013. - 444 с.
30. Малова, В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников [Текст] / В. В. Малова. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 207 с.
31. Маркушева, М. Е. Нравственное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / М. Е. Маркушева // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 3.
-С. 20-23.
32. Маркушева, М. Е. Формирование нравственных представлений ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] : методическая разработка / М. Е. Маркушева. - М. : РОНО, - 2011. - № 10.
33. Никулина, Л. А. Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности / Л. А. Никулина, Т. А. Мирошникова // Молодой ученый. Казань : ООО «Издательство Молодой ученый», 2014. - № 4. -
С. 1051-1052. [Электронный ресурс]. URL : https://elibrary.ru (дата
обращения: 27.09.2017).
34. Новиковская, О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет [Текст] / О. А. Новиковская. - СПб. : Паритет, 2007. - 112 с.
35. Новиковская, О. А Нравственная тенденция у детей [Текст] / О. А. Новиковская // Дошкольное образование. - М. : Изд - во «Первое сентября». - 2012. - № 5. - С. 54.
36. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. - М. : ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.
37. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования [Текст] / под ред. Т.А. Репиной. - М. : Академия, 2012. - 200 с.
38. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL :http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ (дата обращения: 05.09.2017).
39. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов // Классный руководитель. - 2001. - № 6. - С. 11-18.
40. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов // под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
41. Смирнова, Е. О. Дошкольный возраст: формирование
доброжелательных отношений [Текст] / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-74.
42. Соколова, Е. В. Воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Соколова // Аспирант и соискатель. - 2014. - № 1. - С. 33-35.
43. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. - Минск: Народная асвета, 1981. - 288 с. 40.
44. Треннева, Г. М. Фольклор и народное слово [Текст] /
Г. М. Треннева, К. Е. Корепова. - М. : Просвещение, 2013. - 393 с.
45. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии [Текст] / К. Д. Ушинский. - М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2004. - 576 с.
46. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] / К. Д. Ушинский // Педагогические статьи. - Москва-Ленинград : Издательство «Академии педагогических наук РСФСР». - 1948. - Т. 2. - 659 с.
47. Фархшатова, И. А., Давлетова М. С. Особенности формирования нравственных представлений у детей 5-6 лет [Текст] / И. А. Фархшатова, М. С. Давлетова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 13. - С. 168-172.
48. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
49. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] / И. Ф. Харламов. - М. : Гардарики, 1999. - 520 с.
50. Широких, О. Б. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций у дошкольников [Текст] / О. Б. Широких, Н. В. Космачева // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 4. - С. 42-46.
51. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. - С. 19-21.
52. Яновская, М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М. Г. Яновская // Классный руководитель, 2013. -№ 4 - С. 24-29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ