Введение 3
Глава 1. Развитие лидерских качеств старшеклассников в общеобразовательной организации: теоретические аспекты 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика
старшеклассников 6
1.2. Лидерские качества: понятие и сущность 13
1.3. Формы и методы развития лидерских качеств у
старшеклассников в общеобразовательной организации 22
Глава 2. Опытно - поисковая работа по развитию лидерских качеств у старшеклассников в общеобразовательной организации 37
2.1. Из опыта работы в Муниципальном автономном
общеобразовательном учреждении — лицей № 100по развитию личностных качеств старшеклассников 37
2.2. Разработка и частичная реализация комплекса мероприятий
развитию лидерских качеств старшеклассников 47
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложения 69
Прогрессивное развитие нашего общества предполагает наличие личностей, обладающих нестандартным мышлением, творческим воображением, незаурядными лидерскими качествами, демократической культурой, которые не боятся брать ответственность в решении экономических, политологических и культурологических задач. С каждым годом все больше возрастает ценность специалистов, способных по-новому взглянуть на насущные проблемы, вести за собой.
Тема развития лидерских качеств старшеклассников в общеобразовательной организации становится все более актуальной в современном мире, так как от этого во многом зависит формирование их личности и активной жизненной позиции. Требования, предъявляемые обществом к подрастающего поколению подразумевают наличие лидерских качеств, так как от этого зависит не только эффективное руководство промышленными и общественными предприятиями, но и успешных самоменеджмент тех, кто будет работать на них. Это является одной из государственных задач. Серьезные изменения наступили и в общеобразовательных организациях, поэтому к ее выпускникам предъявляются особенно высокие требования: инициативность, настойчивость, вера в себя и успех общего дела. Необходимо уметь организовать себя и свою работу, преодолеть препятствия внутреннего и внешнего характера на пути повышения ее эффективности.
Современный старшеклассник - это формирующаяся социально активная личность. Так как именно в этом возрасте проявляется готовность к личностному и профессиональному самоопределению; возникает потребность самоопределения и самореализации; рождаются и начинают реализовываться жизненные планы. Формируется идентичность,
ценностные ориентации, мировоззрение. Проявляется социальная активность личности как сознательная, добровольная, инициативнотворческая деятельность, направленная на грамотное преобразование окружающей среды и самой личности.
Степень разработанности проблемы исследования. Исследованию лидерских качеств старшеклассников посвящены научные труды таких отечественных ученых как Е. А. Климов, И. С. Кон, Е. С. Кузьмин, В. Н. Князев, И. С. Полонский, Б. Д. Парыгин, А. И. Пригожий, А. Г. Сорокова, Л. И. Уманский, и др.
На сегодняшний день глобальный интерес вызывает проблема эффективности педагогического сопровождения и поддержки детского лидерства, идет активная разработка технологий формирования лидерских качеств личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что теоретическая база для изучения лидерских качеств разработана, но в настоящее время мало программ по развитию тех личностных качеств, которые могут способствовать реализации лидерского потенциала старших подростков в условиях общеобразовательной школы.
Актуальность вопроса лидерства, способствовала выделению следующей которая показана через противоречие
- между необходимостью развития лидерских качеств личности, обусловленных их возрастными особенностями и недостаточной разработкой, и реализацией этого направления работы в условиях общеобразовательной школы.
Данные противоречия, объективно существующие в современной реальности, обусловило выбор нашей темы исследования.
Проблема исследования: как развить лидерские качества
старшеклассников в общеобразовательной организации?
Объект исследования: развитие лидерских качеств у старшеклассников.
Предмет исследования: содержание развития лидерских качеств старшеклассников в общеобразовательной организации.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс мероприятий по развитию лидерских качеств старшеклассников в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, развитию лидерских качеств старшеклассников в общеобразовательной организации будет способствовать реализация комплекса мероприятий, предполагающая использование такой формы деятельности как социальное волонтерство и таких методов работы как: психологические тренинги, участие в акциях, участие и подготовка социально-значимых мероприятий, разработка социальных проектов.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности старшеклассника в плане возможностей формирования и развития лидерских качеств.
2. Рассмотреть понятие лидерских качеств и его сущность.
3. Определить наиболее эффективные формы и методы развития лидерских качеств у старшеклассников в общеобразовательной организации .
4. Подобрать диагностические методики, позволяющие изучить сформированность лидерских качеств старшеклассников.
5. Подготовить и частично апробировать комплекс мероприятий по развитию лидерских качеств старшеклассников.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, обобщение, сравнение, систематизация
• эмпирические: анализ документов, анкетирование, обработка данных
Структура работы: введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение, списком использованной литературы, приложения.
Целью исследования являлось разработка и теоретическое обоснование комплекса занятий по развитию лидерских качеств старшеклассников в общеобразовательной организации.
Анализ научно-методической литературы позволил сделать следующие теоретические выводы. Возрастной период, характерный для старшеклассников это старший подростковый возраст и ранняя юность. Социальная сторона развития в данном периоде характеризуется завершающимся детством, началом практической самореализации, процессом самоопределения, выбором профессии и формой ее получения. Психологические новообразования: готовность к личностному и профессиональному самоопределению; потребность самоопределения и самореализации; жизненные планы; идентичность; ценностные ориентации; внутренняя позиция мужчины (или женщины); мировоззрение, избирательное отношение к учебным предметам; встреча «Я-идеальное» и «Я-реальное». Ведущей деятельностью является учебно -профессиональная деятельность, учебный процесс рассматривается с точки зрения его пользы в дальнейшей профессиональной деятельности; профессиональное самоопределение. Социальная активность личности - сознательная, добровольная, инициативно-творческая деятельность, направленная на грамотное преобразование окружающей среды и самой личности. Соответственно данный возраст можно считать сенситивным периодом для формирования и развития лидерских качеств.
Лидерскими качествами личности являются следующие. Системные: видение, целеполагание, настойчивость, гибкость. Коммуникативные: коммуникабельность, умение мотивировать и вдохновлять,
организованность, поддержка. Внутренние: внутренняя целостность, уверенность, проактивность, самообладание.
Наиболее эффективными методами для развития лидерских качеств старшеклассников будут являться: практический, проблемный, исследовательский, эвристический. Наиболее актуальными для развития лидерских качеств старшеклассников будут: психологические тренинги, участие в акциях, участие и подготовка к мероприятиям, разработка социальных проектов.Социальный проект - это модель человеческой деятельности, направленной на изменение той или иной социальной ситуации, преодоление разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Правильно организованный социально-психологический тренинг развивает важные черты человеческой индивидуальности, способствующие самосовершенствованию и развитию личности, направленные на формирование лидерских качеств у старшеклассников.
Воспитательные результаты развития лидерских качеств старшеклассников можно условно распределить по трем уровням: приобретение социальных знаний о лидерских способностях в целом, а также о собственном лидерском потенциале и необходимости его развития и возможностях применения их в общественно-полезной деятельности; получение старшеклассником социального опыта применения лидерских качеств в общественно-полезной деятельности в среде школы; получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия в открытой общественной среде.
Для нашего исследования наиболее важной формой развития лидерских качеств является социальное волонтерство. Социальное волонтерство - это направление деятельности, подразумевающее помощь и поддержку пожилым людям, инвалидам, сиротам в домах ребенка и детских домах.
Базой опытно-поисковой работы по изучению лидерских качеств у старшеклассников послужило МАОУ «СОШ № 100» города Екатеринбурга.
Анализ воспитательной работы в МАОУ «СОШ № 100» города Екатеринбурга показал, что там проводится большая воспитательная работа со старшеклассниками, направленная на их успешную социализацию в обществе. Для развития лидерских качеств в МАОУ «СОШ № 100» согласно ФГОС ОО созданы психолого-педагогические, кадровые, материально - технические и финансовые условия. Программа, по которой работает школа, предлагает большие возможности для создания условий, способствующих формированию и развитию лидерских качеств старшеклассников. Но на сегодняшний день для этого недостаточно используются адекватные педагогические формы и методы работы.
В опытно-поисковой работе с согласия родителей принимали участие учащиеся 10-го «А» класса, в количестве 26 человек (14 девочек и 12 мальчиков). На констатирующем этапе исследования была поставлена цель: изучение актуального уровня развития лидерских качеств старшеклассников. В нашем исследовании мы изучали лидерские способности старшеклассников, их коммуникативные и организаторские склонности, уровень самооценки и ведущие потребности-мотиваторы личности.
Для их изучения мы выбрали следующие методики: «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявский, В. А. Федорошин, «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова и Е. Крушельницкого, «Методика изучения уровня самооценки» Т. В. Дембо - Рубинштейн, «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности» Фетискина Н. П.
Высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей, а также лидерских способностей, высокую самооценку имеют 4 человека - 16%. Можно сказать, что эти старшеклассники имеют высокий лидерский потенциал. Средний уровень коммуникативных и организаторских склонностей, а также лидерских способностей и самооценки у 16 человек - 64% старшеклассников. Низкий уровень коммуникативных и организаторских склонностей, а также лидерских способностей и самооценки у 5 человек - 20% подростков. Старшеклассники с высоким лидерским потенциалом в качестве основного мотиватора выбрали мотив достижения успеха в целом. Соответственно, для старшеклассников со средним лидерским потенциалом наиболее актуальным оказался мотив стремления к власти, а для учащихся с низкими результатами изучения лидерских качеств характерен наиболее значимым стал мотив тенденции к аффилиации.
Для развития лидерских качеств старшеклассников мы разработали комплексную программу «Путь к успеху». Ее целью является создание условий для формирования и развития лидерских качеств старшеклассников. Первыми результатами работы по программе являются следующие. С помощью психолога и социального педагога был организован психологический тренинг «Школа лидеров». Его положительным итогом стало создание в классе единой сплоченной команды, где важен и очень нужен каждый человек.
Повторная диагностика лидерских качеств старшеклассников показала положительную динамику в их развитии у всех учащихся. После проведенного психологического тренинга у старшеклассников значительно возрос потенциал лидерских качеств. У старшеклассников повысилась самооценка, коммуникативные, организаторские и лидерские способности изменилось соотношение мотиваторов социально -психологической активности личности.
Таким образом гипотеза, выдвинутая в начале исследования о том, что развитию лидерских качеств старшеклассников в общеобразовательной организации будет способствовать реализация комплекса занятий, предполагающая использование такой формы деятельности социальное волонтерство и таких методов работы как: психологические тренинги, участие в акциях, участие и подготовка социально -значимых мероприятий, разработка социальных проектов, нашла свое подтверждение в результатах исследования. Соответственно, цель работы можно считать выполненной.
1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / под ред.
А. А. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии»,
1996. 384 с.
2. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2006. 271 с.
3. Аргынов А. Х. Служение обществу: Пособие по развитию
волонтерской деятельности учащихся организаций образования / под ред. А. Х. Аргынов, Р. А. Жумаканова. Алматы, Научно-информационный центр гражданского образования. 2009.183 с.
4. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. 342 с.
5. Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике/ учебно-методическое пособие. М.: АНО «СПО СОТИС», 2013. 320 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. 342 с.
7. Божович Л. И. О некоторых проблемах и методах изучения личности [школьника // Вопросы психологии личности школьника. М., Просвещение, 1968.
8. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. М., Астрель, 2000. 234 с.
9. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие
мотивации// Журнал Народное образование. М., 2000. № 9. С.177-180.
10. Волонтерство и добровольчество в современной школе. Районная экспериментальная площадка / Составители: Кривошеина О. А., Денисова
A. В. С-Пб:ППЦ «Здоровье». 2014. 27 с.
11. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред.
B. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
12. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос.акад. образования. 2000. № 2. C. 3643.
13. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995. № 6. С.34-47.
14. Доника А. Д., Доника Д. Д., Аутентичное социальное
проектирование // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 1. С. 44-50.
15. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами //
Университетское образование: от эффективного преподавания к
эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. Мн.: Пропилеи, 2001.С. 121— 140...