Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации
профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста в образовательной организации ... 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков
старшего школьного возраста 7
1.2. Профессиональное самоопределение старших
школьников: понятия, факторы 16
1.3. Цели, задачи методы, формы организации
профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста в образовательной организации 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста в образовательной организации
МАОУ СОШ №56 41
2.1. Анализ деятельности по организации профессионального
самоопределения школьников старшего подросткового возраста в образовательной организации 41
2.2. Диагностика профессионального самоопределения
школьников старшего подросткового возраста 49
2.3. Комплекс мероприятий по совершенствованию
организации профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста 60
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Приложения 79
Актуальность темы исследования. Подготовка обучающихся в общеобразовательном учреждении к жизненному и профессиональному самоопределению на современном этапе развития общества является закрепленной в федеральных государственных образовательных стандартах каждого образовательного уровня.
В настоящее время актуальность организации профессионального самоопределения в общеобразовательных организациях можно подчеркнуть следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [42]; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [62].
Согласно 66 статье закона «Об образовании» [62], среднее общее образование является направленным на «формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности».
Согласно итогам Всероссийской профессиональной диагностики, которая была проведена в 2017 году, весьма велик процент старших школьников, которые не смогли определиться ни с будущей профессией, ни с дальнейшим образованием (29% школьников выбрали и профессию, и образование; 26% - только образование; 16% - только профессию; 29% - ничего не выбрали) [4].
Обеспечение целостной системы организации профессионального самоопределения представляет собой задачу государственной важности. Именно от того, насколько будет возможно раскрыть творческий потенциал, решить задачи жизненного и профессионального самоопределения, будут зависеть показатели достижения профессиональной компетенции граждан нашей страны. Все сказанное подтверждает важность организации профессионального самоопределения, которая должна осуществляться на всех уровнях и обеспечивать качественную подготовку старших школьников к выбору своего будущего профессионального образования.
Выбор будущей профессии представляет для старших школьников значимую проблему, которая в дальнейшем будет также влиять на образ жизни, судьбу. Выбор профессии начинает становиться неоспоримой ценностью, которая будет в дальнейшем определять качество жизни, уровень доходов, положение в обществе и т.д. От этого будут зависеть жизненные успехи, показатели психического и физического здоровья граждан Российской Федерации.
Вопросы будущего предназначения остро стоят перед современными школьниками старшего подросткового возраста.
Условия современной жизни, изменения, которые происходят сегодня в экономике, общественной жизни, предъявляют к молодым людям жесткие требования - безошибочно выбирать будущий профессиональный род деятельности и свой дальнейший жизненный путь. Подобные умения должны быть сформированы еще на этапе обучения в старших классах общеобразовательного учреждения.
Выбор профессиональной деятельности всегда будет связан с личными идеалами, ценностями и мировоззрением. Закономерным является тот факт, что учащиеся старших классов испытывают трудности в процессе профессионального и жизненного самоопределения.
Многочисленными исследованиями подтверждено, что люди, которые правильно выбрали профессиональную деятельность, основываясь на своих интересах, склонностях и возможностях, дольше остаются в профессии и показывают достаточно высокие результаты.
Проблема профессионального самоопределения всегда была актуальной.
Проблему профессионального самоопределения изучали такие исследователи, как Бендюков М. А., Гурова Е. В., Климов Е.А., Козловский О. В., Пряжников М. С., Павлова Т. Л., Резапкина Г. В., Романов Е. С., Степанский В. И., Столяренко Л. Д., Чернявская А. П., Шеховцова Л. Ф., Шмидт В. Р. и многие другие.
Многие исследователи отмечают, что на данный момент общеобразовательные учреждения не могут предоставить достаточные условия для эффективной организации профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста в соответствии с современными требованиями рынка труда.
Этим и обуславливается актуальность работы и выбор темы исследования «Организация профессионального самоопределения подростков старшего школьного возраста в общеобразовательной организации».
Противоречие: между необходимостью профессионального самоопределения старшеклассников и недостаточной организацией этого вида деятельности в образовательной организации.
Проблема исследования: какова должна быть деятельность по организации профессионального самоопределения у подростков старшего школьного возраста в образовательной организации?
Объект исследования: процесс организации профессионального самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования: содержание деятельности по организации профессионального самоопределения подростков старшего школьного возраста в образовательной организации.
Цель исследования: на основании теоретических и эмпирических данных, разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по организации профессионального самоопределения подростков старшего школьного возраста в образовательной организации.
Гипотеза исследования: возможно, что процесс организации профессионального самоопределения старших школьников включает в себя:
• подбор диагностических методик для профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста;
• разработку комплекса мероприятий по совершенствованию организации профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подростков старшего школьного возраста.
2. Изучить понятия, факторы профессионального самоопределения старших школьников.
3. Определить цели, задачи, методы, формы организации профессионального самоопределения подростков старшего школьного возраста в образовательной организации.
4. Проанализировать деятельности по организации профессионального самоопределения подростков старшего школьного возраста в образовательной организации.
5. Провести диагностику профессионального самоопределения
подростков старшего школьного возраста.
6. Разработать комплекс мероприятий по совершенствованию организации профессионального самоопределения подростков старшего школьного возраста.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• эмпирические: тестирование, анкетирование, анализ документов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 56.
Структура работы: введение, две главы, 6 параграфов, заключение, список использованной литературы, приложения.
Организация профессионального самоопределения подростков старшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении сегодня представляет собой актуальную социально-педагогическую проблему.
В данной работе были предприняты попытки раскрыть сущность следующих понятий: «профессиональное самоопределение», «организация профессионального самоопределения». Мы попытались дать границы старшего подросткового возраста. Под профессиональным
самоопределением мы понимаем сложный динамический процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде, развитие и самореализация физических и духовных возможностей, формирование адекватной профессиональной самооценки, планов и намерений, а также формирование реалистичного образа себя в качестве будущего профессионала. Организация профессионального самоопределения представляет собой систему мер, которая направлена на оказание помощи старшим школьникам в выборе будущей профессиональной деятельности.
Во второй главе нашей работы был дан анализ общеобразовательного учреждения по организации профессионального самоопределения старших школьников. Мы выяснили, что присутствует множество упущений, не хватает достаточно необходимой информации, проводится достаточно мало уроков по данному вопросу и т.д.
В рамках практического исследования нами была проведена диагностика, которая включила в себя тест на готовность к профессиональному самоопределению, опросник Климова, который помогает в выборе области различных профессий, а также проведен опрос, который смог помочь в составлении комплекса по организации профессионального самоопределения старших школьников в общеобразовательной организации.
После проведения исследования, нами был составлен комплекс мероприятий по организации профессиональной ориентации детей старшего школьного возраста, который был составлен с учётом целей, задач и основных положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, а также с учетом проблем, выявленных в ходе анализа деятельности школы. Основной целью данного комплекса было создание условий для подготовки старших школьников к осознанному выбору будущей профессии, формированию у них готовности к профессиональному выбору. Одним из таких условий является организация профессионального самоопределения подростков старшего школьного возраста в образовательной организации.
После составления комплекса была проведена его частичная апробация, которая заключалась в проведении беседы со старшими школьниками на основании результатов проведенного Дифференцированнодиагностического опросника Е.А. Климова, а также профориентационной встречи с представителем УрГПУ. Данная апробация прошла весьма успешно. Что только подтвердило правильность составленного комплекса мероприятий.
Стоит отметить, что поставленные нами задачи и цель исследования были успешно выполнены.
Также была решена проблема исследования, которая заключалась в вопросе «какова должна быть деятельность по организации
профессионального самоопределения у подростков старшего школьного возраста в образовательной организации?».
Нельзя утверждать, что данный комплекс мероприятий является идеальным и подходящим ко всем учебным заведениям и индивидуальным случаям. Образовательный процесс не стоит на месте. И список мероприятий, которые могут помочь страшим школьникам в вопросе их профессионального самоопределения, должен постоянно совершенствоваться и расширяться. Но на данный момент этот комплекс можно рекомендовать общеобразовательным учебным учреждениям, которые хотят помочь школьникам в вопросе профессионального самоопределения, как достаточно широкий и действенный.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. 267 с.
2. Актуальные проблемы профориентационной работы в школе.
[Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:
http://sc0018.esil.akmoedu.kz/article/view/26c70210bde018cb4bad82e9c05dfc8f.h tml (дата обращения: 22.03.2018).
3. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. Санкт- Петербург: Речь, 2006. 236 с.
4. Блог: Профориентация в школе: тесты, игры и методики // Академия профессионального развития [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https: //academy-prof.ru/blog/proforientacionnaj a-rabota-v- shkole (дата обращения: 03.04.2018).
5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под. ред. Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. - М.: Издательский Центр «Академия», 2002. 416 с.
6. Воронина Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Концепт. 2013.
7. Воронин С. И. Организационное проектирование в
машиностроении: учеб. пособие. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2004. 138 с.
8. Гапоненко А. В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников // Школа и производство. 2006. № 2. С. 7 - 13.
9. Гинсбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психологи в мире. 2001. № 3. С. 21-28.
10. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Науко-ва думка, 1998. 144 с.
11. Грачева О. Г. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии выпускниками школ // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. №2. С.15-18.
12. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. 95 с.
13. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Том 2: 2-е издание, исправленное и значительно умноженное по рукописи автора. СПб. М.: Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1881. 810 с.
14. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я. С. Сунцова. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. 112 с.
15. Дубравина И. В. Возрастная и педагогическая психология:
учебное пособие. М.: Академия, 2002. 330 с...