ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Особенности психического развития детей младшего дошкольного
возраста 8
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного
возраста 11
1.3. Лингвистические основы формирования словаря детей младшего
дошкольного возраста 18
1.4. Содержание деятельности педагога по формированию словаря детей
младшего дошкольного возраста 23
1.5. Анализ программ ДОУ в аспекте проблемы организации деятельности
педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 33
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
2.1. Диагностика сформированности словаря детей младшего дошкольного
возраста 40
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности
педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
Последние годы связаны с существенными изменениями в системе образования России. Об этом свидетельствуют опубликованные ФГОС ДО, подписанный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ. В соответствии с Законом об образовании «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры»; «Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В том числе достижение уровня дошкольного детского развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования» [59].
Развитие речи младших дошкольников является одним из важнейших разделов педагогики, направленных на умственное развитие ребенка, развитие мышления и интеллекта. Это обязывает нас ко многому: мы, взрослые, должны предоставить ребенку возможность освоить технологии, базирующиеся на последних достижениях науки и рассчитанные на человеческий интеллект.
Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения и способом существования сознания. Становление речи в раннем детстве имеет свои законы, которые должны быть известны взрослым. Особенность речевой функции настолько важна для ребенка, что овладение ею можно считать одним из ведущих направлений развития в первые годы жизни.
Слово - единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку, существует только в определенном звуковом оформлении и грамматической форме [7].
На этапе дошкольного возраста ребенка одной из главных задач развития речи является накопление словарного запаса. Как показывают исследования В. В. Гербовой, Г. М. Ляминой, А. И. Максакова, Г. Л. Розенгарт-Пупко и др., у детей 2 - 3 года жизни отмечается быстрый рост словаря. Он увеличивается в три-четыре раза. Третий год жизни - это период наибольшего увеличения активного словарного запаса, за 3 года количество слов достигает 1500. В последующие годы количество слов тоже стремительно растет, но темпы этого роста несколько замедляются.
Словарная работа - целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное развитие словарного запаса родного языка. Развитие словаря - это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значения, информированное умение использовать их в конкретных условиях общения. В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах В. В. Гербовой, В. Н. Зимониной, В. И. Логиновой, Л. И. Пушниной, Е. И. Тихеевой и др. Эти исследователи подчеркнули необходимость проведения специально организованной деятельности, направленной на расширение, уточнение и совершенствование словарного запаса. Эту работу они рекомендовали как на занятиях, так и в свободное время. В работах М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной предложены методические рекомендации педагогам, работающим с детьми раннего возраста. Эти рекомендации отражают формы, методы, содержание и особенности словарной работы в этих возрастных группах.
Развитие словаря детей раннего возраста имеет большое значение, поскольку этот возраст является сензитивным периодом, благоприятным для развития словаря. И это время нельзя упустить, что обуславливает актуальность нашей темы. Использование различных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Одним из таких видов деятельности, как указывают психологи-исследователи, является игра. Игра - это особый вид человеческой деятельности, которая возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни [22]. Важно, чтобы задача овладения речью была решена в единстве с задачей полноценного всестороннего развития ребенка. Таким образом, игровая деятельность может использоваться одновременно и как средство развития речи, и как средство развития личности ребенка.
Игра имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Прежде всего, игра влияет на познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игра также оказывает специфическое влияние на появление речи. Это облегчает общение детей друг с другом, совершенствование разговорной речи, способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя языка и правильного звукопроизношения.
Только тогда ребенок может освоить значение слова, когда оно используется в словосочетании, предложении, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно быть тесно связано с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются условия выбора наиболее подходящего значения слов, а с другой - точность и диапазон словарного запаса необходимы для развития связной речи [4].
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. В то же время происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Бедность словарного запаса препятствует нормальному общению и, следовательно, общему развитию ребенка. И богатство его словаря является признаком хорошо развитой речи и высокого уровня умственного развития.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования А. Н. Богатыревой, В. В. Гербовой, В. И. Яшиной.
Современная словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка [4].
Известный психолог А. А. Леонтьев в своей работе «Язык, речь, речевая деятельность» писал: «для речи критическим периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если в первые три года речи малыша не было уделено внимания, в дальнейшем потребуется немало усилий, чтобы наверстать упущенное» [23].
Цель исследования: теоретически обосновать и практически разработать комплекс мероприятий организации деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую, научно-
методическую литературу по исследуемой теме.
- Выявить особенности речевого развития и формирования словаря ребенка в младшем дошкольном возрасте.
- Дать определение понятиям «слово», «единица языка речи», «речевое развитие».
- Сформулировать опорные точки в содержании работы педагога по формированию словаря младших дошкольников. Рассмотреть условия организации игровой деятельности условиях ДОУ как средства формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
- Проанализировать известные программы ДОУ в аспекте проблемы организации деятельности педагога по формированию словаря младших дошкольников.
- Разработать проектировочную работу по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- изучение и анализ методических материалов, ФГОС ДО;
- создание проекта методики совершенствования словаря младших дошкольников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Развитие словаря детей - овладение богатствами родного языка составляет одной из основных элементов формирования личности, освоения ценностей национальной культуры. Оно тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием. Научные исследования целого ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сенситивным для освоения речи.
Основной вид деятельности младшего дошкольника - игра. Дидактические игры являются весьма эффективным методом словарной работы; все они содержат в себе два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
В настоящее время существует большое количество программ, методов, приемов, методик, направленных на развитие и активизацию словарного запаса ребёнка. Их использование является неотъемлемой частью работы педагога над расширением словаря детей дошкольного возраста.
Задачи словарной работы:
- обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений известных слов. Обогащение словаря происходит, в использовании общеупотребительной лексики;
- закрепление и уточнение слов. Для детей слово не всегда связано с представлением о предмете (не знают точного наименования предметов). Необходимо углубление понимания уже известных слов;
- активизация словаря. Слово необходимо закрепить и стимулировать воспроизведение ребенком в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, 54
а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
Итак, все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что вопросы развития словаря детей оказываются недостаточно разработанными, а поэтому остаются актуальными и по сегодняшний день.
В процессе исследовательской работы были решены следующие задачи:
- Проанализировали психолого-педагогическую, научно¬
методическую литературу по исследуемой теме.
- Выявили особенности речевого развития и формирования словаря ребенка в младшем дошкольном возрасте.
- Дали определение понятиям «слово», «единица языка речи», «речевое развитие».
- Сформулировали опорные точки в содержании работы педагога по формированию словаря младших дошкольников. Рассмотрели условия организации игровой деятельности в условиях ДОУ как средства формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
Проанализировали известные программы ДОУ в аспекте проблемы организации деятельности педагога по формированию словаря младших дошкольников.
Это приводит нас к мысли о необходимости развития словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, в наибольшей мере способствует проведение с ними целенаправленной работы в виде комплекса специально подобранных дидактических игр и словесных упражнений.
В практической части нашей работы разработан комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. 672 с.
2. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. 2009. №6. С. 30-32
3. Алексеева М.М. Методика развития и обучение родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина М.: Академия, 2006 400 с.
4. Аннушкин В.И. История русской риторики. М.: Добросвет, 1999. 138 с.
5. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.: Учпедгиз, 1957. 295 с.
6. Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности. // Дошкольное воспитание. 1983. №6. С. 58-65
7. Бельтюков В.И. Пути исследования механизма развития речи // Дефектология. 1984. №3. С. 24-32
8. Большой энциклопедический словарь. / Под ред. А.М. Прохорова. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. 952 с.
9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
10. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение,
1981. 255 с.
11. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 208 с.
12. Венгер Л.А. Развитие +: Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова. М.: Развитие, 2012. 173 с.
13. Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова // Вопросы языкознания. 1977. № 5. С. 162-189
14. Выготский JI.C. Проблемы общей психологии: Собрание сочинений в 6 т. / Л.С. Выготский; Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика,
1982. Т. 2, 504 с.
15. Выготский Л. С. Проблема возраста. // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4 М.: Педагогика, 1984. 432 с.
16. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: ВЛАДОС, 2007. 244с.
17. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 64 с.
18. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. М.: Сфера, 2012. 198 с.
19. Давыдова Е.В. Психологическое сопровождение ребенка раннего возраста из опыта работы. Петропавловск-Камчатский: КОИПКПК, 2008. 38 с.
20. Доронова Т.Н. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. М.: Просвещение, 2007. 303 с.
21. Доронова Т.Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. М.: Просвещение, 2010. 111 с.
22. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Национальный книжный центр, 2000. 112 с.
23. Ильин E. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
24. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А., Козлова
Т.А. Куликова. М., Академия, 2000. 416 с.
25. Конышева Н.М. Ступеньки детства. Программа-концепция для педагогов и родителей. М.: Ассоциация XXI век, 2007. 192 с.
26. Крылова Н.М. Детский сад - Дом радости: Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2014. 264 с.
27. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.
28. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2. М.: Просвещение, 1983. 233 с.
29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Просвещение, 1972. 234 с.
30. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: МГУ, 1981. С. 107-113
31. Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. М.: Владос, 1999. 199 с.
32. Лурия А.Р. Язык и сознание. / Под редакцией Е.Д. Хомской. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 416 с.
33. Максаков А.И. Учите, играя. / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. М.: Просвещение, 1983. 144 с.
34. Миронова С.А. Логопед в ДОУ. М.: Сфера, 2007. 192 с.
35. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия. 1998. 456 с.
36. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 92 с.
37. Образовательная система «Школа 2100». М.: Баласс, 2010. 199 с.
38. Парамонова, Л.А. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление. // Дошкольное воспитание. 2003. №3. С. 65-67
39. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Просвещение, 1993. 216 с.
40. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] / Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования. Режим доступа:http: //www.rg.ru (дата обращения: 14.03.2014)
41. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1996. 211 с.
42. Развитие речи и творчества. / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Сфера, 2011. 208 с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2 / М.: Педагогика, 1989. 322 с.
45. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М.: Педагогика, 1989. 216 с.
46. Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. М.: КАРО, 2014. 48 с.
47. Словарь лингвистических терминов / Под редакцией Т.В. Жеребило. Назрань: Пилигрим, 2010. 486 с.
48. Слотина Т.В. Психология общения / Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина. СПб.: Питер, 2012. 240 с.
49. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 50 с.
50. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками подготовка к обучению грамоте // Вопросы психологии. 1974. №2. С. 138-142
51. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: Сфера, 2002. 119 с.
52. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2008. 232 с.
53. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2005. 218 с.
54. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. М.: ТЦ Сфера, 2012. 288 с.
55. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: 2004. 188 с.
56. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Институт психотерапии, 2001. 286 с.
57. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников. М. Мир, 2008. 202 с.
58. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. 557 с.
59. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] / «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа:http: //www.rg.ru (дата обращения: 15.03.2014 г.).
60. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1980. 240 с.
61. Чиндилова О.В. Психолого-педагогические основы речевой деятельности старших дошкольников // Научно-практический журнал. 2010. №3. С. 119-124
62. Шорохова О.А. Речевое развитие ребенка: Анализ программ дошкольного образования. М.: ВЛАДОС, 2009. 167 с.
63. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
64. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. 384 с.