Воспитание культуры поведения у подростков в общеобразовательной организации
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры поведения детей младшего подросткового возраста
в общеобразовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего подросткового возраста 6
1.2. Культура поведения: компоненты и их характеристика 17
1.1. Формы, методы, средства, направления воспитания культуры
поведения младших подростков в общеобразовательной организации 26
Глава 2. . Опытно-поисковая работа по воспитанию культуры поведения у детей младшего подросткового возраста на примере
МАОУ лицея №100 г. Екатеринбурга 36
2.1. Анализ деятельности образовательной организации по
воспитанию культуры поведения у младших подростков 36
2.2. Первичная диагностика уровня культуры поведения
младших подростков 43
2.3. Комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения
детей младшего подросткового возраста в школе 50
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 66
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры поведения детей младшего подросткового возраста
в общеобразовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего подросткового возраста 6
1.2. Культура поведения: компоненты и их характеристика 17
1.1. Формы, методы, средства, направления воспитания культуры
поведения младших подростков в общеобразовательной организации 26
Глава 2. . Опытно-поисковая работа по воспитанию культуры поведения у детей младшего подросткового возраста на примере
МАОУ лицея №100 г. Екатеринбурга 36
2.1. Анализ деятельности образовательной организации по
воспитанию культуры поведения у младших подростков 36
2.2. Первичная диагностика уровня культуры поведения
младших подростков 43
2.3. Комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения
детей младшего подросткового возраста в школе 50
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 66
В настоящее время младшие подростки находятся под вниманием во многих личностных и социальных аспектах, таких как молодежная политика, спорт, наука, образование. Это достаточно важные проблемы в обществе, но помимо этого существует проблема относительно, которой все реже исследуется и упоминается в научных исследованиях - это культура поведения.
Актуальность проблемы культуры поведения вызвана критическим состоянием нравственного и духовного развития нового поколения. Причина кроется в распространении моделей поведения, характеризующихся высокой долей поведенческих факторов риска: курение, алкоголь, клубная культура, зависимость от электронной атрибутики (мобильные телефоны, планшеты) и т.д.
На данный период существует множество проблем, которые оказывают непосредственное влияние на культуру поведения будущего поколения не только в системе образовательных учреждений, но и в социуме в целом. Таким образом, культура поведения современных российских школьников вызывает большую тревогу не только в психологическом плане, но и затрагивает разные стороны развития школьника: физическую, нравственную, социальную, психическую.
Культура поведения как проблема освещалась в педагогических и психологических работах: в области исследования поведения личности (А. Бандура [5], Б. Скиннер [48] и др.), исследования и концептуальные подходы к изучению культурно-нравственного воспитания школьников ( А.С. Макаренко [33], Б.М. Теплов [53], К.Д. Ушинский [55], и др.), психолого-педагогические особенности детей младшего подросткового возраста (Л.И. Божович [9], А.Н. Леонтьев [30], Д.Б. Эльконин [60] и др.).
Проблема воспитания культуры поведения у младших подростков всегда была актуальной, её актуальность определяется:
1. Падением нравственных и моральных ценностей в социальном мире.
2. Возрастанием количества детей с отклоняющими нормами поведения (девиантное поведение).
3. Возможностью использования современных методов воспитания культуры поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации.
Зависимостью воспитания культурного поведения от правильного выбора и применения педагогических форм, методов, приемов в общеобразовательной организации.
После анализа литературы определилось противоречие между необходимостью воспитания культуры поведения у младших подростков и недостаточностью методических рекомендаций по данному вопросу для педагогов общеобразовательных организаций.
Проблема исследования: Каково содержание воспитания культуры поведения младших подростков в ОО?
Актуальность и проблема обусловили выбор темы исследования: «Воспитание культуры поведения у подростков в общеобразовательной организации».
В своей работе мы вводим ограничение, мы будем рассматривать детей младшего подросткового возраста.
Объект исследования: процесс воспитания культуры поведения у младших подростков в школе.
Предметом исследования содержание воспитания культуры поведения у детей младшего подросткового возраста в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения у младших подростков в общеобразовательной организации.
В соответствии с целью, предметом определены следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего подросткового возраста;
2) рассмотреть компоненты культуры поведения и их характеристику;
3) выделить методы, формы, средства, направления воспитания культуры поведения младших подростков в общеобразовательной организации;
4) проанализировать деятельность образовательной организации по воспитанию культуры поведения у младших подростков;
5) провести первичную диагностику уровня культурной воспитанности младших подростков.
В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в данной работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические - анализ литературы, обобщение, сравнение;
• эмпирические - наблюдение, тестирование.
База исследования: МАОУ лицей №100 г. Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Актуальность проблемы культуры поведения вызвана критическим состоянием нравственного и духовного развития нового поколения. Причина кроется в распространении моделей поведения, характеризующихся высокой долей поведенческих факторов риска: курение, алкоголь, клубная культура, зависимость от электронной атрибутики (мобильные телефоны, планшеты) и т.д.
На данный период существует множество проблем, которые оказывают непосредственное влияние на культуру поведения будущего поколения не только в системе образовательных учреждений, но и в социуме в целом. Таким образом, культура поведения современных российских школьников вызывает большую тревогу не только в психологическом плане, но и затрагивает разные стороны развития школьника: физическую, нравственную, социальную, психическую.
Культура поведения как проблема освещалась в педагогических и психологических работах: в области исследования поведения личности (А. Бандура [5], Б. Скиннер [48] и др.), исследования и концептуальные подходы к изучению культурно-нравственного воспитания школьников ( А.С. Макаренко [33], Б.М. Теплов [53], К.Д. Ушинский [55], и др.), психолого-педагогические особенности детей младшего подросткового возраста (Л.И. Божович [9], А.Н. Леонтьев [30], Д.Б. Эльконин [60] и др.).
Проблема воспитания культуры поведения у младших подростков всегда была актуальной, её актуальность определяется:
1. Падением нравственных и моральных ценностей в социальном мире.
2. Возрастанием количества детей с отклоняющими нормами поведения (девиантное поведение).
3. Возможностью использования современных методов воспитания культуры поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации.
Зависимостью воспитания культурного поведения от правильного выбора и применения педагогических форм, методов, приемов в общеобразовательной организации.
После анализа литературы определилось противоречие между необходимостью воспитания культуры поведения у младших подростков и недостаточностью методических рекомендаций по данному вопросу для педагогов общеобразовательных организаций.
Проблема исследования: Каково содержание воспитания культуры поведения младших подростков в ОО?
Актуальность и проблема обусловили выбор темы исследования: «Воспитание культуры поведения у подростков в общеобразовательной организации».
В своей работе мы вводим ограничение, мы будем рассматривать детей младшего подросткового возраста.
Объект исследования: процесс воспитания культуры поведения у младших подростков в школе.
Предметом исследования содержание воспитания культуры поведения у детей младшего подросткового возраста в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения у младших подростков в общеобразовательной организации.
В соответствии с целью, предметом определены следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего подросткового возраста;
2) рассмотреть компоненты культуры поведения и их характеристику;
3) выделить методы, формы, средства, направления воспитания культуры поведения младших подростков в общеобразовательной организации;
4) проанализировать деятельность образовательной организации по воспитанию культуры поведения у младших подростков;
5) провести первичную диагностику уровня культурной воспитанности младших подростков.
В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в данной работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические - анализ литературы, обобщение, сравнение;
• эмпирические - наблюдение, тестирование.
База исследования: МАОУ лицей №100 г. Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что младший подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Воспитание у младших подростков культурных понятий, представлений, оценок, мотивов, установок, ценностных ориентаций является процессом формирования культурного сознания в целом.
В результате теоретического анализа психолого-педагогических особенностей младшего подросткового возраста были выделены ключевые проблемные вопросы данного возраста: периодическая смена эмоциональных реакций, переход на новый уровень самосознания, дефицит способностей к самопониманию, неустойчивость самооценки, слабый уровень адаптационных функций, отсутствие навыков конструктивного общения.
Таким образом, психолого-педагогические особенности личности данного возраста говорят о противоречивости и зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, что безусловно может оказывать влияние на формирование культуры поведения. Это свидетельствует о необходимости оказания психолого-педагогической поддержки и контроля регулятивной направленности с целью воспитания культуры в разных аспектах ее понимания в условиях общеобразовательной организации.
Рассматривая культуру поведения, мы определили, что это - совокупность всех форм поведения, в которых выражаются моральные и этические принципы человека.
Культура поведения выражает, с одной стороны, требования общества, закрепленные в нормах, принципах и идеалах, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся.
Также в работе выделены основные постулаты воспитания культуры
поведения для подрастающего поколения: мораль, ответственность,
дисциплина.
Для того, чтобы иметь понимание, что является фактором развития культуры поведения нами были рассмотрены наиболее важные проблемы, которые подрывают и препятствуют формированию культурного фундамента будущего поколения на современном этапе: злоупотребление компьютерной и электронной техникой; дефицит общения с близким окружением; влияние средств массовой информации.
Опытно - поисковая работа по воспитанию культуры поведения у детей младшего подросткового возраста проводилась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Лицея № 100. Лицей активно занимается вопросами воспитания культуры поведения младших подростков.
Опытно-поисковая работа показала, что процесс воспитания культуры поведения у младших подростков происходит разными темпами, что обусловлено как индивидуальными особенностями младших подростков, так и педагогическим регулированием этого процесса.
Разработка и частичное проведение комплекса мероприятий по воспитанию культуры поведения у младших подростков показало положительные результаты.
Нужно стремиться в каждом младшем подростке развивать добро, которое в нем уже есть, чтобы сформировать нравственно здоровую, духовно богатую личность, в деятельности которой будут преобладать мотивы самосовершенствования; личность, сохраняющую интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимающуюся самообразованием; личность свободную, осознающую свои права и обязанности и признающую права других людей с их убеждениями; личность, в основе поступков которой превалируют гуманистические ценности.
На основании сказанного можно сделать следующие выводы:
1. воспитание культуры поведения как черты личности является одной из важнейших задач, поставленных перед современной школой;
2. важную роль в воспитании культуры поведения играет учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, личный пример педагога, единое воспитательное воздействие всех факторов;
3. воспитание культуры поведения выступает и условием эффективности обучения;
4. глубокое знание возрастной психологии и педагогики, умение увлечь учащихся разнообразными видами работы является залогом успешного воспитания культуры поведения.
На основании вышеизложенного мы можем выдвинуть следующие рекомендации классному руководителю и педагогам по воспитанию культуры поведения у младших подростков:
1. при воспитании культуры поведения младших подростков учителю необходимо строить свою работу на научной основе, используя опыт ведущих ученых истории педагогики ;
2. воспитательном процессе необходимо учитывать возрастные особенности младших подростков;
3. педагогу следует направлять свои усилия на осознанное выполнение детьми правил культуры поведения;
4. создавать условия для проявления теоретических знаний правил на практике;
5. создание эмоционально-привлекательной среды, которая стимулирует процесс самосовершенствования младшего подростка;
6. развитии культурных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками.
В опыте работы педагогов по воспитанию культуры поведения у младших подростков использовать: классные часы, нацеленные на воспитание культуры поведения; игры, позволяющие детям понять и оценить свое поведение и поведение товарищей; беседы на этические темы.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
В результате теоретического анализа психолого-педагогических особенностей младшего подросткового возраста были выделены ключевые проблемные вопросы данного возраста: периодическая смена эмоциональных реакций, переход на новый уровень самосознания, дефицит способностей к самопониманию, неустойчивость самооценки, слабый уровень адаптационных функций, отсутствие навыков конструктивного общения.
Таким образом, психолого-педагогические особенности личности данного возраста говорят о противоречивости и зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, что безусловно может оказывать влияние на формирование культуры поведения. Это свидетельствует о необходимости оказания психолого-педагогической поддержки и контроля регулятивной направленности с целью воспитания культуры в разных аспектах ее понимания в условиях общеобразовательной организации.
Рассматривая культуру поведения, мы определили, что это - совокупность всех форм поведения, в которых выражаются моральные и этические принципы человека.
Культура поведения выражает, с одной стороны, требования общества, закрепленные в нормах, принципах и идеалах, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся.
Также в работе выделены основные постулаты воспитания культуры
поведения для подрастающего поколения: мораль, ответственность,
дисциплина.
Для того, чтобы иметь понимание, что является фактором развития культуры поведения нами были рассмотрены наиболее важные проблемы, которые подрывают и препятствуют формированию культурного фундамента будущего поколения на современном этапе: злоупотребление компьютерной и электронной техникой; дефицит общения с близким окружением; влияние средств массовой информации.
Опытно - поисковая работа по воспитанию культуры поведения у детей младшего подросткового возраста проводилась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Лицея № 100. Лицей активно занимается вопросами воспитания культуры поведения младших подростков.
Опытно-поисковая работа показала, что процесс воспитания культуры поведения у младших подростков происходит разными темпами, что обусловлено как индивидуальными особенностями младших подростков, так и педагогическим регулированием этого процесса.
Разработка и частичное проведение комплекса мероприятий по воспитанию культуры поведения у младших подростков показало положительные результаты.
Нужно стремиться в каждом младшем подростке развивать добро, которое в нем уже есть, чтобы сформировать нравственно здоровую, духовно богатую личность, в деятельности которой будут преобладать мотивы самосовершенствования; личность, сохраняющую интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимающуюся самообразованием; личность свободную, осознающую свои права и обязанности и признающую права других людей с их убеждениями; личность, в основе поступков которой превалируют гуманистические ценности.
На основании сказанного можно сделать следующие выводы:
1. воспитание культуры поведения как черты личности является одной из важнейших задач, поставленных перед современной школой;
2. важную роль в воспитании культуры поведения играет учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, личный пример педагога, единое воспитательное воздействие всех факторов;
3. воспитание культуры поведения выступает и условием эффективности обучения;
4. глубокое знание возрастной психологии и педагогики, умение увлечь учащихся разнообразными видами работы является залогом успешного воспитания культуры поведения.
На основании вышеизложенного мы можем выдвинуть следующие рекомендации классному руководителю и педагогам по воспитанию культуры поведения у младших подростков:
1. при воспитании культуры поведения младших подростков учителю необходимо строить свою работу на научной основе, используя опыт ведущих ученых истории педагогики ;
2. воспитательном процессе необходимо учитывать возрастные особенности младших подростков;
3. педагогу следует направлять свои усилия на осознанное выполнение детьми правил культуры поведения;
4. создавать условия для проявления теоретических знаний правил на практике;
5. создание эмоционально-привлекательной среды, которая стимулирует процесс самосовершенствования младшего подростка;
6. развитии культурных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками.
В опыте работы педагогов по воспитанию культуры поведения у младших подростков использовать: классные часы, нацеленные на воспитание культуры поведения; игры, позволяющие детям понять и оценить свое поведение и поведение товарищей; беседы на этические темы.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Воспитание правовой культуры старших подростков в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание культуры поведения у младших подростков
в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Правовое воспитание старших подростков в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - Формирование навыков культурного поведения у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочных видах деятельности в условиях начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2021 - Развитие правового самосознания старших подростков в
общеобразовательной организации
Главы к дипломным работам, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Правовое воспитание старших подростков в общеобразовательной
организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация воспитательной работы с младшими подростками в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Нравственное воспитание подростков в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Формирование правовой компетенции старших подростков во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018





