Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры поведения детей младшего подросткового возраста
в общеобразовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего подросткового возраста 6
1.2. Культура поведения: компоненты и их характеристика 17
1.1. Формы, методы, средства, направления воспитания культуры
поведения младших подростков в общеобразовательной организации 26
Глава 2. . Опытно-поисковая работа по воспитанию культуры поведения у детей младшего подросткового возраста на примере
МАОУ лицея №100 г. Екатеринбурга 36
2.1. Анализ деятельности образовательной организации по
воспитанию культуры поведения у младших подростков 36
2.2. Первичная диагностика уровня культуры поведения
младших подростков 43
2.3. Комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения
детей младшего подросткового возраста в школе 50
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 66
В настоящее время младшие подростки находятся под вниманием во многих личностных и социальных аспектах, таких как молодежная политика, спорт, наука, образование. Это достаточно важные проблемы в обществе, но помимо этого существует проблема относительно, которой все реже исследуется и упоминается в научных исследованиях - это культура поведения.
Актуальность проблемы культуры поведения вызвана критическим состоянием нравственного и духовного развития нового поколения. Причина кроется в распространении моделей поведения, характеризующихся высокой долей поведенческих факторов риска: курение, алкоголь, клубная культура, зависимость от электронной атрибутики (мобильные телефоны, планшеты) и т.д.
На данный период существует множество проблем, которые оказывают непосредственное влияние на культуру поведения будущего поколения не только в системе образовательных учреждений, но и в социуме в целом. Таким образом, культура поведения современных российских школьников вызывает большую тревогу не только в психологическом плане, но и затрагивает разные стороны развития школьника: физическую, нравственную, социальную, психическую.
Культура поведения как проблема освещалась в педагогических и психологических работах: в области исследования поведения личности (А. Бандура [5], Б. Скиннер [48] и др.), исследования и концептуальные подходы к изучению культурно-нравственного воспитания школьников ( А.С. Макаренко [33], Б.М. Теплов [53], К.Д. Ушинский [55], и др.), психолого-педагогические особенности детей младшего подросткового возраста (Л.И. Божович [9], А.Н. Леонтьев [30], Д.Б. Эльконин [60] и др.).
Проблема воспитания культуры поведения у младших подростков всегда была актуальной, её актуальность определяется:
1. Падением нравственных и моральных ценностей в социальном мире.
2. Возрастанием количества детей с отклоняющими нормами поведения (девиантное поведение).
3. Возможностью использования современных методов воспитания культуры поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации.
Зависимостью воспитания культурного поведения от правильного выбора и применения педагогических форм, методов, приемов в общеобразовательной организации.
После анализа литературы определилось противоречие между необходимостью воспитания культуры поведения у младших подростков и недостаточностью методических рекомендаций по данному вопросу для педагогов общеобразовательных организаций.
Проблема исследования: Каково содержание воспитания культуры поведения младших подростков в ОО?
Актуальность и проблема обусловили выбор темы исследования: «Воспитание культуры поведения у подростков в общеобразовательной организации».
В своей работе мы вводим ограничение, мы будем рассматривать детей младшего подросткового возраста.
Объект исследования: процесс воспитания культуры поведения у младших подростков в школе.
Предметом исследования содержание воспитания культуры поведения у детей младшего подросткового возраста в школе.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения у младших подростков в общеобразовательной организации.
В соответствии с целью, предметом определены следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего подросткового возраста;
2) рассмотреть компоненты культуры поведения и их характеристику;
3) выделить методы, формы, средства, направления воспитания культуры поведения младших подростков в общеобразовательной организации;
4) проанализировать деятельность образовательной организации по воспитанию культуры поведения у младших подростков;
5) провести первичную диагностику уровня культурной воспитанности младших подростков.
В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в данной работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические - анализ литературы, обобщение, сравнение;
• эмпирические - наблюдение, тестирование.
База исследования: МАОУ лицей №100 г. Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что младший подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Воспитание у младших подростков культурных понятий, представлений, оценок, мотивов, установок, ценностных ориентаций является процессом формирования культурного сознания в целом.
В результате теоретического анализа психолого-педагогических особенностей младшего подросткового возраста были выделены ключевые проблемные вопросы данного возраста: периодическая смена эмоциональных реакций, переход на новый уровень самосознания, дефицит способностей к самопониманию, неустойчивость самооценки, слабый уровень адаптационных функций, отсутствие навыков конструктивного общения.
Таким образом, психолого-педагогические особенности личности данного возраста говорят о противоречивости и зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, что безусловно может оказывать влияние на формирование культуры поведения. Это свидетельствует о необходимости оказания психолого-педагогической поддержки и контроля регулятивной направленности с целью воспитания культуры в разных аспектах ее понимания в условиях общеобразовательной организации.
Рассматривая культуру поведения, мы определили, что это - совокупность всех форм поведения, в которых выражаются моральные и этические принципы человека.
Культура поведения выражает, с одной стороны, требования общества, закрепленные в нормах, принципах и идеалах, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся.
Также в работе выделены основные постулаты воспитания культуры
поведения для подрастающего поколения: мораль, ответственность,
дисциплина.
Для того, чтобы иметь понимание, что является фактором развития культуры поведения нами были рассмотрены наиболее важные проблемы, которые подрывают и препятствуют формированию культурного фундамента будущего поколения на современном этапе: злоупотребление компьютерной и электронной техникой; дефицит общения с близким окружением; влияние средств массовой информации.
Опытно - поисковая работа по воспитанию культуры поведения у детей младшего подросткового возраста проводилась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Лицея № 100. Лицей активно занимается вопросами воспитания культуры поведения младших подростков.
Опытно-поисковая работа показала, что процесс воспитания культуры поведения у младших подростков происходит разными темпами, что обусловлено как индивидуальными особенностями младших подростков, так и педагогическим регулированием этого процесса.
Разработка и частичное проведение комплекса мероприятий по воспитанию культуры поведения у младших подростков показало положительные результаты.
Нужно стремиться в каждом младшем подростке развивать добро, которое в нем уже есть, чтобы сформировать нравственно здоровую, духовно богатую личность, в деятельности которой будут преобладать мотивы самосовершенствования; личность, сохраняющую интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимающуюся самообразованием; личность свободную, осознающую свои права и обязанности и признающую права других людей с их убеждениями; личность, в основе поступков которой превалируют гуманистические ценности.
На основании сказанного можно сделать следующие выводы:
1. воспитание культуры поведения как черты личности является одной из важнейших задач, поставленных перед современной школой;
2. важную роль в воспитании культуры поведения играет учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, личный пример педагога, единое воспитательное воздействие всех факторов;
3. воспитание культуры поведения выступает и условием эффективности обучения;
4. глубокое знание возрастной психологии и педагогики, умение увлечь учащихся разнообразными видами работы является залогом успешного воспитания культуры поведения.
На основании вышеизложенного мы можем выдвинуть следующие рекомендации классному руководителю и педагогам по воспитанию культуры поведения у младших подростков:
1. при воспитании культуры поведения младших подростков учителю необходимо строить свою работу на научной основе, используя опыт ведущих ученых истории педагогики ;
2. воспитательном процессе необходимо учитывать возрастные особенности младших подростков;
3. педагогу следует направлять свои усилия на осознанное выполнение детьми правил культуры поведения;
4. создавать условия для проявления теоретических знаний правил на практике;
5. создание эмоционально-привлекательной среды, которая стимулирует процесс самосовершенствования младшего подростка;
6. развитии культурных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками.
В опыте работы педагогов по воспитанию культуры поведения у младших подростков использовать: классные часы, нацеленные на воспитание культуры поведения; игры, позволяющие детям понять и оценить свое поведение и поведение товарищей; беседы на этические темы.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
1. Аболина Л. М., Мурысина Л. М. Реализация современных технологий дошкольного и школьного образования. Казань, 1998. 210 с.
2. Агаронян К. Р. Нравственная позиция младших подростков. Киров, 2008. 70 с.
3. Айрапетова М. Е. Структура ценностных ориентаций младших подростков из дисгармоничных семей. М.: МГСА, 2003. 93 с.
4. Алтунина И. Р. Видеотренинг по развитию коммуникативных способностей. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.-на-Амуре, 1996. 52 с.
5. Бандура А., Уолтерс Р. Принципы социального научения М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 55-60.
6. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975. 502 с.
7. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки. М., 2001. С. 5-8.
8. Битянова М. Р. Социальная психология. СПб., 2008. 368 с.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер, 2008. 398 с.
10. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. М.: Знание,
1985. 64 с.
11. Бушелева Б. В. Воспитание культуры поведения школьников. Петропавловск-Камчатский: Дальневост. кн. изд-во, 1971. 108 с.
12. Варбанец З. Н. Воспитание культуры поведения младших школьников. Киев: Рад. школа, 1974. 112 с.
13. Варламова А. Я. Школьная адаптация подростков. Волгоград: Изд- во Волгогр. гос. ун-та, 2001. 140 с.
14. Веденеева Г. И. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания младших подростков: монография. Воронеж: Истоки, 2011. 82 с.
15. Воловикова М. И. Представление русских о нравственном идеале.
М.: Ин-т психологии РАН, 2003. 311 с...