Совершенствование умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические основы совершенствования умений
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Лингвистические основы совершенствования умений
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Методические основы совершенствования умений монологической
речи у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3.1. Методы и приемы совершенствования умений монологической
речи у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3.2. Анализ программы и методических пособий ДОУ с точки зрения
возможности формирования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2.ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика сформированное умений монологической речи у
детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс упражнений, направленный на развитие умений
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические основы совершенствования умений
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Лингвистические основы совершенствования умений
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Методические основы совершенствования умений монологической
речи у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3.1. Методы и приемы совершенствования умений монологической
речи у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3.2. Анализ программы и методических пособий ДОУ с точки зрения
возможности формирования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2.ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика сформированное умений монологической речи у
детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс упражнений, направленный на развитие умений
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Дошкольное детство один из самых важных этапов в жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. Старший дошкольный возраст характеризуется существенными изменениями в высшей нервной деятельности, совершенствуется поведение, закладываются основы будущей личности, формируется самосознание, самооценка, увеличивается потребность в общении. Дошкольный возраст - период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь.
Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Это наиболее совершенное, емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. Связная речь играет огромную роль в формировании личности и социализации ребенка в обществе. Именно в связной речи реализуется коммуникативная функция языка и речи. Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Одной из форм связной речи является монологическая речь. Это наиболее сложная форма речи, она носит развернутый характер, требует связного, логически последовательного изложения мыслей, а значит, предварительного продумывания и планирования. Состояние монологической речи является важным диагностическим признаком развития дошкольника, причем не только речевого.
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Согласно ФГОСДО, одним из 5 основных направлений развития и образования детей является речевое развитие, которое включает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Таким образом, на современном этапе актуальной является задача по развитию связной речи ребенка, развитию его речевого творчества через практическую деятельность.
Однако уровень речевого развития многих современных дошкольников не соответствует возрастной норме и вызывает серьезные опасения у специалистов, педагогов и родителей.
Соответственно, развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе.
Развитие монологической речи детей особенно значимо в дошкольном возрасте, оно является одной из наиболее важных и сложных задач речевого воспитания. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной функцией и роль в формировании личности.
Объект исследования: процесс совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы, способствующие совершенствованию умений монологической речи старших дошкольников. Цель: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую, педагогическую,
лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Описать методы и приемы формирования монологической речи у старших дошкольников;
3. Подобрать диагностические методики для оценки уровня сформированности умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ результатов диагностики сформированности умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
5. Теоретически обосновать и составить комплекс упражнений,
направленных на развитие умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; анализ нормативной и учебно- методической документации, наблюдение и анкетирование; изучение результатов и продуктов деятельности детей.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение (детский сад комбинированного вида) №16 «Золотой ключик» Камышловского городского округа, дети старшей группы в количестве 20 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Это наиболее совершенное, емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. Связная речь играет огромную роль в формировании личности и социализации ребенка в обществе. Именно в связной речи реализуется коммуникативная функция языка и речи. Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Одной из форм связной речи является монологическая речь. Это наиболее сложная форма речи, она носит развернутый характер, требует связного, логически последовательного изложения мыслей, а значит, предварительного продумывания и планирования. Состояние монологической речи является важным диагностическим признаком развития дошкольника, причем не только речевого.
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Согласно ФГОСДО, одним из 5 основных направлений развития и образования детей является речевое развитие, которое включает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Таким образом, на современном этапе актуальной является задача по развитию связной речи ребенка, развитию его речевого творчества через практическую деятельность.
Однако уровень речевого развития многих современных дошкольников не соответствует возрастной норме и вызывает серьезные опасения у специалистов, педагогов и родителей.
Соответственно, развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе.
Развитие монологической речи детей особенно значимо в дошкольном возрасте, оно является одной из наиболее важных и сложных задач речевого воспитания. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной функцией и роль в формировании личности.
Объект исследования: процесс совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы, способствующие совершенствованию умений монологической речи старших дошкольников. Цель: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую, педагогическую,
лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Описать методы и приемы формирования монологической речи у старших дошкольников;
3. Подобрать диагностические методики для оценки уровня сформированности умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ результатов диагностики сформированности умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
5. Теоретически обосновать и составить комплекс упражнений,
направленных на развитие умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; анализ нормативной и учебно- методической документации, наблюдение и анкетирование; изучение результатов и продуктов деятельности детей.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение (детский сад комбинированного вида) №16 «Золотой ключик» Камышловского городского округа, дети старшей группы в количестве 20 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Поводя итоги исследования, необходимо отметить следующее:
В ходе исследования, анализируя определения педагогов и психологов было определено, что монологическая речь - это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.
К основным свойствам монологической речи относятся:
- односторонний и непрерывный характер высказывания;
- произвольность, развернутость, логическая последовательность сообщения, обусловленность его содержания ориентацией на слушателя;
- ограниченное употребление невербальных средств передачи информации.
Как было выяснено, в старшем дошкольном возрасте совершенствуется монологическая речь детей: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.
Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).
К умениям монологической речи относятся:
1) умение пересказать текст,
2) умение составить рассказ;
3) умение подготовить описание, сообщение на заданную тему (или свободную тему),
4) умение логически последовательно раскрыть заданную тему.
Многообразие методов и приемов, используемых в работе с дошкольниками, позволяет формировать грамотную речь ребенка и умение оперировать словарным запасом.
Однако пособия, предлагаемые авторами данных программ не содержат достаточное количество упражнений и заданий на развитие монологической речи старших дошкольников.
Во второй главе описана проектировочная работа с детьми старшего дошкольного возраста.
Работа включала:
1. Определение критериев, необходимых для диагностирования уровня умений монологической речи детей старшего дошкольного возраста;
2. Подбор диагностического материала и оборудования;
3. Проведение диагностики уровня сформированности умений монологической речи у старших дошкольников.
4. Составление комплекса заданий и упражнений, направленных на развитие умений монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе ДОУ №16 «Буратино» г. Камышлов. В нем принимало участие 20 воспитанников ДОУ 5-6 лет.
Работа по определению особенностей связной речи у старших дошкольников показала, что дети данного возраста допускают много ошибок в словоупотреблении, построении простых предложений; пользуются однообразными способами связи предложений в тексте. Некоторым дошкольникам на начальном этапе исследования было трудно начать или закончить высказывание, многие дети нарушали последовательность изложения мыслей. Часто в их рассказах присутствовали элементы повествования и описания, т.е. текст приобретал вид контаминированного. Это свидетельствовало о необходимости проведения специального обучения с целью формирования специальных умений у старших дошкольников, необходимых для построения связного монологического высказывания.
Работа по совершенствованию умений монологической речи старших дошкольников была направлена на формирование умений:
- пересказывать текст;
- составлять рассказ по серии сюжетных картин;
- составлять описательный рассказ;
- составлять рассказ по заданной теме (проявлять творчество и инициативу).
В ходе исследования, анализируя определения педагогов и психологов было определено, что монологическая речь - это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.
К основным свойствам монологической речи относятся:
- односторонний и непрерывный характер высказывания;
- произвольность, развернутость, логическая последовательность сообщения, обусловленность его содержания ориентацией на слушателя;
- ограниченное употребление невербальных средств передачи информации.
Как было выяснено, в старшем дошкольном возрасте совершенствуется монологическая речь детей: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.
Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).
К умениям монологической речи относятся:
1) умение пересказать текст,
2) умение составить рассказ;
3) умение подготовить описание, сообщение на заданную тему (или свободную тему),
4) умение логически последовательно раскрыть заданную тему.
Многообразие методов и приемов, используемых в работе с дошкольниками, позволяет формировать грамотную речь ребенка и умение оперировать словарным запасом.
Однако пособия, предлагаемые авторами данных программ не содержат достаточное количество упражнений и заданий на развитие монологической речи старших дошкольников.
Во второй главе описана проектировочная работа с детьми старшего дошкольного возраста.
Работа включала:
1. Определение критериев, необходимых для диагностирования уровня умений монологической речи детей старшего дошкольного возраста;
2. Подбор диагностического материала и оборудования;
3. Проведение диагностики уровня сформированности умений монологической речи у старших дошкольников.
4. Составление комплекса заданий и упражнений, направленных на развитие умений монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе ДОУ №16 «Буратино» г. Камышлов. В нем принимало участие 20 воспитанников ДОУ 5-6 лет.
Работа по определению особенностей связной речи у старших дошкольников показала, что дети данного возраста допускают много ошибок в словоупотреблении, построении простых предложений; пользуются однообразными способами связи предложений в тексте. Некоторым дошкольникам на начальном этапе исследования было трудно начать или закончить высказывание, многие дети нарушали последовательность изложения мыслей. Часто в их рассказах присутствовали элементы повествования и описания, т.е. текст приобретал вид контаминированного. Это свидетельствовало о необходимости проведения специального обучения с целью формирования специальных умений у старших дошкольников, необходимых для построения связного монологического высказывания.
Работа по совершенствованию умений монологической речи старших дошкольников была направлена на формирование умений:
- пересказывать текст;
- составлять рассказ по серии сюжетных картин;
- составлять описательный рассказ;
- составлять рассказ по заданной теме (проявлять творчество и инициативу).



