ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ
ВИРТУАЛЬНОГО ОБРАЗА 7
1.1 Развитие социальных сетей как маркеров информационного общества .... 7
1.2 Самопрезентация человека в социальных сетях 16
ГЛАВА 2. ФОТОГРАФИЯ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВА . 22
2.1 Фотография как метод анализа и сбора данных в социологических
исследованиях 22
2.2 Фотография в социологических исследованиях: подходы и опыт
использования 28
ГЛАВА 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM 38
3.1 Методические особенности изучения социальных репрезентаций в
социальных сетях 38
3.3 Способы репрезентации виртуального образа пользователей социальной
сети Instagram 42
3.2 Типологизация образов пользователей в социальной сети Instagram 50
3.4 Особенности самопрезентации подростков в социальной сети 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Приложение 1 73
Приложение 2 80
Приложение 3 81
Приложение 4 82
Способы коммуникации современных людей все сильнее отличаются от тех, что были ранее. Сегодня каждый второй человек является пользователем всемирной паутины - сети Интернет. Общение в сети Интернет, как правило, происходит, через различные ресурсы: программы для общения электронную почту, форумы, социальные сети. Но коммуникация в интернете невозможна без формирования и развития идентичностей участвующих в ней индивидов.1
Самопрезентация личности в социальных сетях — это проявление одного из самопроцессов, в ходе которого происходит целенаправленное или стихийное, сознательное или неосознанное предъявление личностью себя, а результатом является сформированное впечатление у собеседника по Интернет-общению. Таким образом, становится актуальным выяснение широты возможностей самопрезентации, которые предоставляют социальные сети.
Трансформация собственной идентичности может происходить как частично (скрытие нелицеприятных фактов, небольшая ложь), так и возможно полное изменение личности (пол, другое имя, место проживания, факты биографии, чужие фотографии и др.). Некоторые пользователи изменяют свою реальную личность настолько, что ее начинает заменять виртуальная.
Каждый день человек все больше дополняет свою реальность виртуальными атрибутами. Человек теряет границы реальности и ему все сложнее распознать, где заканчивается реальная личность и начинается виртуальная.
Объект исследования - виртуальные социальные сети на примере социальной сети Instagram
Предмет исследования - фотография как способ социальной репрезентации личности в виртуальных социальных сетях.
Цель работы: изучение социальных репрезентаций в виртуальных социальных сетях при помощи фотографий (на примере социальной сети Instagram).
Задачи:
1. Изучить основные этапы развития социальных сетей;
2. Проанализировать социальные сети как маркер
информационного общества;
3. Проанализировать основные методы изучения самопрезентации личности;
4. Выявить основные характеристики визуальной самопрезентации пользователей в социальных сетях;
5. Изучить фотографию как метод сбора данных;
6. Изучить опыт использования фотографии в исследованиях;
Степень разработанности темы.
В нашем исследовании мы обращались к работам, посвящённым виртуальным социальным сетям таких авторов как Губанов Д. А. , Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г.2; Баранов В.Н,3 Винник В. Д. 4 и др. Были рассмотрены работы, посвященные социальным репрезентациям Антоновой Ю. А., Деминой С. А,5 Гофмана И.6 и изучению фотографии таких авторов как: Штомпка П.7 Мещеркина Е.Ю, 8 Богданова Н. М.9 и др.
Но, к сожалению, не смотря на актуальность изучения социальных сетей, как способа самопрезентации, существует не так много социологических исследований посвященных этой теме.
При подготовке выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы:
Для написания теоретической части была проанализирована литература, посвященная данной проблематике, а для эмпирической части было использование сочетания нескольких методов - контента-анализа и интервью как основных методов, и метода фокус-группы как дополнительного.
Эмпирическая база включает в себя анализ данных, полученных в ходе социологического исследования. С помощью контент-анализа было проанализировано 10 аккаунтов пользователей социальной сети Instagram. Интервью было проведено после контент-анализа, что позволило получить сведения о том, как информант сам интерпретирует свой собственный профиль и публикации, и задать уточняющие вопросы.
Дополнительно была проведена фокус-группа, участниками которой стали школьники от 14 до 17 лет, не знакомые между собой. С помощью этого метода были выявлены особенности самопрезентации подростков в социальной сети Instagram.
Апробация результатов ВКР реализована в двух публикациях:
1. Пупкова Д.А. Фотография как метод сбора данных в социальных исследованиях // Документ в современном обществе: между прошлым и будущим: тезисы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - Екатеринбург: Изд-во Урал, 2017. - С. 357-360.
2. Пупкова Д.А. Способы самопрезентации подростков в социальных сетях (на примере социальной сети Instagram) // Международная молодежная научная школа-конференция «Географии детства: междисциплинарный синтез исследовательских подходов и практик» (Материалы в печати).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает в себя введение, 3 главы: двух теоретических и одной, посвященной результатам эмпирического исследования, программу социологического исследования, заключение, список источников и литературы и приложение.
Виртуальная сеть, одна из самых больших платформ самопрезентации. Интернет становится площадкой для экспериментов с созданием виртуальных образов. Кардинально меняя свой интернет-образ, мы может управлять впечатлением, которое производим на собеседника. Виртуальный образ отображает потребность в признании, популярности, он замещает «плохой» реальный образ пользователя.
Социальную сеть Instagram мы можем по праву считать своего рода социокультурным феноменом. Появившись в 2010 году, она мгновенно приобрела огромную популярность у пользователей со всего света. Именно здесь мы можем обмениваться сотнями фотографий, изменять их как нам угодно. Эта социальная сеть стала платформой для самопрезентации, что немаловажно для подростков. Важная для пользователей черта виртуальных социальных сетей - это невидимость, анонимность. Данное свойство помогает не только немного поправить наш образ, в лучшую, по нашему мнению, сторону, но и полностью его видоизменить.
Целью нашего исследования было изучить феномен конструирования личности в социальных сетях. И для достижения цели было необходимо не только выявить характеристики фотографии публикуемых в профилях пользователей, но и определить критерии, которыми руководствуются пользователи Instagram при публикации фотографий. Так же были разработаны типы, виртуальных образов в социальных сетях.
В ходе исследования мы выяснили, что можно выделить несколько оснований, для типологизации образов пользователей социальной сети Инстаграм. Первый основание зависит от активности пользователя и цели ведения его профиля. Второе основание зависит от фотографий, которые выкладывают пользователь чаще всего.
В зависимости от активности мы разделили пользователей на пассивных и активных. И выяснили различия.
А в зависимости от публикуемых фотографий, пользователи были разделены на следующие типы: 1. «Идеальный» пользователь 2. Шутник 3. Творческая личность; 4. Продвиженец; 5. Мотиватор; 6. Любитель животных;
7. Не такой как все; 8. Активист.
Существует несколько элементов профиля, на которые обращает внимение пользователь при создании виртуального образа в социальной сети Instagram.
1. Внешние характеристики профиля (аватар, описание профиля, единая цветовая гамма)
2. Фотография (тематика фотографии, обработка, использование фона и раскладок)
3. Текст. В ходе исследования гипотеза о том, что фотография важнее не подтвердилась. Так как согласно полученным данным, текст является одной из важных деталей виртуального образа в социальной сети Instagram.
Хотя и в ходе исследования возникали трудности. Мы смогли получить очень важные данные, которые помогли узнать особенности самопрезентации пользователей социальной сети Instagram.
1. Аверкин Ю. А. Критерии визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике //Среднее профессиональное образование. 2010. №.
5. С.62-64.
2. Антонова Ю. А., Демина С. А. Аватар как элемент самопрезентации в социальной сети //Лингвокультурология. 2010. №. 4. С. 15-20.
3. Ануфриева К. В. Селфи» как форма проявления нарциссизма личности в современном глобальном сообществе //Вестник ТвГУ. Серия «Философия. 2014. №. 2.С. 79-90.
4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 2007. С.386.
5. Баранов В. Н. Социальные сети //Транспортное дело России. -
2010. №. 12. С. 232-234.
6. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии //М., 1997. С. 272.
7. Барт Р. Фотографическое сообщение / Р. Барт. М., 2003. - 114 с.
8. Батаева Е. В. «Фотоснимки» мысли Ж. Бодрийяра //Социология: теория, методы, маркетинг. 2011. №. 3. С. 58-73.
9. Богданова Н. М. «Визуальная социология» — новая наука или особый угол зрения? //Социологический журнал. 2012. №. 3. С. с. 67-79.
10. Богданова Н. М. Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации //Журнал исследований социальной политики. 2012. №. 2. С. 98-113.
11. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000. - 260 с.
12. Винник В. Д. Социальные сети как феномен организации
общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу //
Философия науки. 2012. №4. С. 110-126.
13. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000. С. 304.
14. Григорьева Е., Ярская-Смирнова Е. Р. Визуальные исследования: летняя школа и конференция в Саратове // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. №3. С. 182-186.
15. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Модели влияния в социальных сетях //Управление большими системами: сборник трудов. 2009. №. 27. С. 205-281...