Социальная компетентность молодёжи как один из факторов формирования политического поведения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «ПОЛИТИЧЕСКОЕ
ПОВЕДЕНИЕ» 7
1.1 Сущность, структура и содержание понятия социальной компетентности 7
1.2 Сущность и виды политического поведения 29
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ И ЕЕ УЧАСТИЕ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ 38
2.1 Политическое поведение российской молодежи и ее участие в
политических процессах 38
2.2 Обобщенные результаты эмпирического исследования социальной
компетентности студенческой молодежи г.Екатеринбурга, как одного из факторов формирования политического поведения 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Приложение 1 60
Приложение 2 67
Приложение 3 92
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «ПОЛИТИЧЕСКОЕ
ПОВЕДЕНИЕ» 7
1.1 Сущность, структура и содержание понятия социальной компетентности 7
1.2 Сущность и виды политического поведения 29
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ И ЕЕ УЧАСТИЕ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ 38
2.1 Политическое поведение российской молодежи и ее участие в
политических процессах 38
2.2 Обобщенные результаты эмпирического исследования социальной
компетентности студенческой молодежи г.Екатеринбурга, как одного из факторов формирования политического поведения 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Приложение 1 60
Приложение 2 67
Приложение 3 92
Молодежь - это особая социальная группа, которая может быть не устойчива в кризисных ситуациях, в том числе, когда происходят трансформационные процессы в обществе. Общее формирование личности как раз приходится на молодой возраст, а это значит, что формируются определенные компетенции, которые в дальнейшем могут быть факторами, воздействующими на поведение молодых людей, в том числе и политического. Под компетенциями мы подразумеваем определенный набор знаний, умений и навыков в различных сферах общественной жизни, который позволяет человеку адаптироваться к изменениям социального пространства, а так же способность выстраивать взаимодействия с другими людьми. Вопрос о месте и роли молодежи в политических процессах изучается в различных научных кругах (политических, педагогических, психологических и т.д.). Участие молодежи в политике становится более чем актуальной темой, потому что молодежь является наиболее активной и мобильной социальной группой.
Глубокие политические и социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, могут отразиться на политическом поведении молодого поколения. Их диапазон может варьироваться от незначительных протестов до серьезных бунтов, или ответным действием молодежи может стать безразличие ко всему происходящему и абсолютно апатичное отношение к политической сфере. Каждое из выше перечисленных пунктов не является показателем успешности политической системы государства и развития общества, поэтому необходимо развивать социальную компетентность молодежи, для того, чтобы они смогли адаптироваться к происходящим изменениям, и адекватно на них реагировать
Исторически молодежь была самой политически «любознательной» и активной группой: принимала участие в разных общественных движениях, освободительных митингах и стремилась к эффективной политической деятельности в борьбе против деспотизма или других проявлений агрессивных настроений власти и т.п. Например, некоторые считают, что социализм в нашей стране был построен именно руками молодых.
В 60-е годы ХХ века наблюдался массовый подъем политической активности молодежи, возрос ее радикализм, на основе этого Г.Маркузе, немецкий и американский философ, социолог и культуролог, представитель Франкфуртской школы, заявил, что «молодежь является решающей силой революции и авангардом трудящихся масс»1. Я готова согласиться с этим утверждением, потому что его подтверждение можно найти и в далекой истории, например, в восстании декабристов в 1825 году на Сенатской площади (ведь средний возраст митингующих был 26 лет).
И вообще, начиная с первой половины XIX века молодые люди, по основному составу студенты, объединенные в разные союзы, принимали активное участие в политических действиях, а уже во второй половине XIX века были созданы и союзы учащейся молодежи, и рабочие объединения и движения. Например, тогда был создан «Петербургский союз борьбы за освобождение рабочего класса», о нем мало упоминают в литературе, но в общих чертах обговаривается то, что членов в нем было предостаточно. Молодежные организации существовали в виде различных министерств, агентств, комитетов, союзов, движений. Также были созданы христианские молодежные организации (такие как «всемирная ассоциация молодых женщин христианок», «всемирный альянс молодых христиан», «всемирная федерация студентов-христиан» и другие)2, союзы социалистической рабочей молодежи (как в России, так и во многих странах Западной Европы). В 1907 и 1917 годах были созданы такие объединения, как «социалистический интернационал молодежи», а после Октябрьской революции в России - «Коммунистический интернационал молодежи», ВЛКСМ и прочее.
В послевоенные годы, а именно в 1945 г., состоялась Великая конференция молодежи, выступающей на стороне демократии, в ее состав входили представители из 63 стран. На этой конференции было решено создать «Всемирную федерацию демократической молодежи» для того, чтобы содействовать решению важных мировых вопросов. Молодежь выступала против расового и национального угнетения и хотела достичь безопасности и мира между народами, также шла борьба за права молодежи. Дата этой конференции - 10 ноября, и он стал памятным, т.к. в современном мире в этот день празднуется Всемирный день молодежи.
Учитывая эти исторические факты, можно утверждать, что молодое поколение - это движущая сила государства. А если оценивать политическую ситуацию в нашей стране на данный момент, можно проследить тенденцию того, что политика должна интересовать молодых людей все больше и больше, являясь рычагом возможных изменений. Однако происходящие в нашей стране события, связанные с экономическими проблемами и взаимоотношениями со странами Запада, могут провоцировать активность молодежи или наоборот апатию. Молодежь как группа неустойчива, у нее еще не сформировались определенные жизненные цели, впрочем, как и социально-экономическое положение в обществе.
Цель: определить характеристики социальной компетентности и её взаимосвязь с политическим поведением студенческой молодежи.
Задачи:
1. Изучить понятие «социальная компетентность», выявить сущность, структуру, виды и функции социальной компетентности.
2. Рассмотреть политическую компетентность как составляющую
социальной компетентности.
3.Определить виды политического поведения и рассмотреть варианты типологизации политического участия.
4. Оценить и проанализировать результаты исследований политической компетентности и политического поведения студенческой молодежи в современном российском обществе.
5. Проанализировать взаимосвязь политических предпочтений, действий и представлений молодежи о происходящем в обществе.
Объект: социальная компетентность студенческой молодежи.
Предмет: политическое поведение студенческой молодежи, обусловленное их социальной компетентностью.
Глубокие политические и социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, могут отразиться на политическом поведении молодого поколения. Их диапазон может варьироваться от незначительных протестов до серьезных бунтов, или ответным действием молодежи может стать безразличие ко всему происходящему и абсолютно апатичное отношение к политической сфере. Каждое из выше перечисленных пунктов не является показателем успешности политической системы государства и развития общества, поэтому необходимо развивать социальную компетентность молодежи, для того, чтобы они смогли адаптироваться к происходящим изменениям, и адекватно на них реагировать
Исторически молодежь была самой политически «любознательной» и активной группой: принимала участие в разных общественных движениях, освободительных митингах и стремилась к эффективной политической деятельности в борьбе против деспотизма или других проявлений агрессивных настроений власти и т.п. Например, некоторые считают, что социализм в нашей стране был построен именно руками молодых.
В 60-е годы ХХ века наблюдался массовый подъем политической активности молодежи, возрос ее радикализм, на основе этого Г.Маркузе, немецкий и американский философ, социолог и культуролог, представитель Франкфуртской школы, заявил, что «молодежь является решающей силой революции и авангардом трудящихся масс»1. Я готова согласиться с этим утверждением, потому что его подтверждение можно найти и в далекой истории, например, в восстании декабристов в 1825 году на Сенатской площади (ведь средний возраст митингующих был 26 лет).
И вообще, начиная с первой половины XIX века молодые люди, по основному составу студенты, объединенные в разные союзы, принимали активное участие в политических действиях, а уже во второй половине XIX века были созданы и союзы учащейся молодежи, и рабочие объединения и движения. Например, тогда был создан «Петербургский союз борьбы за освобождение рабочего класса», о нем мало упоминают в литературе, но в общих чертах обговаривается то, что членов в нем было предостаточно. Молодежные организации существовали в виде различных министерств, агентств, комитетов, союзов, движений. Также были созданы христианские молодежные организации (такие как «всемирная ассоциация молодых женщин христианок», «всемирный альянс молодых христиан», «всемирная федерация студентов-христиан» и другие)2, союзы социалистической рабочей молодежи (как в России, так и во многих странах Западной Европы). В 1907 и 1917 годах были созданы такие объединения, как «социалистический интернационал молодежи», а после Октябрьской революции в России - «Коммунистический интернационал молодежи», ВЛКСМ и прочее.
В послевоенные годы, а именно в 1945 г., состоялась Великая конференция молодежи, выступающей на стороне демократии, в ее состав входили представители из 63 стран. На этой конференции было решено создать «Всемирную федерацию демократической молодежи» для того, чтобы содействовать решению важных мировых вопросов. Молодежь выступала против расового и национального угнетения и хотела достичь безопасности и мира между народами, также шла борьба за права молодежи. Дата этой конференции - 10 ноября, и он стал памятным, т.к. в современном мире в этот день празднуется Всемирный день молодежи.
Учитывая эти исторические факты, можно утверждать, что молодое поколение - это движущая сила государства. А если оценивать политическую ситуацию в нашей стране на данный момент, можно проследить тенденцию того, что политика должна интересовать молодых людей все больше и больше, являясь рычагом возможных изменений. Однако происходящие в нашей стране события, связанные с экономическими проблемами и взаимоотношениями со странами Запада, могут провоцировать активность молодежи или наоборот апатию. Молодежь как группа неустойчива, у нее еще не сформировались определенные жизненные цели, впрочем, как и социально-экономическое положение в обществе.
Цель: определить характеристики социальной компетентности и её взаимосвязь с политическим поведением студенческой молодежи.
Задачи:
1. Изучить понятие «социальная компетентность», выявить сущность, структуру, виды и функции социальной компетентности.
2. Рассмотреть политическую компетентность как составляющую
социальной компетентности.
3.Определить виды политического поведения и рассмотреть варианты типологизации политического участия.
4. Оценить и проанализировать результаты исследований политической компетентности и политического поведения студенческой молодежи в современном российском обществе.
5. Проанализировать взаимосвязь политических предпочтений, действий и представлений молодежи о происходящем в обществе.
Объект: социальная компетентность студенческой молодежи.
Предмет: политическое поведение студенческой молодежи, обусловленное их социальной компетентностью.
Изучив социально-политические исследования, посвященные вопросу социальной компетентности молодежи и их политическому поведению можно сделать несколько выводов:
Первый: социальная компетентность это сложное и многогранное понятие, которое состоит из множества компонентов, которые могут быть взаимозаменяемы. А так же, если человек не использует какие либо компоненты социальной компетентности для достижения определенных целей, мы не можем говорить что он не компетентен, т.к у него есть определенные мотивы не использования своего потенциала для осуществления определенной деятельности.
Второй: основным компонентом социальной компетентности можно считать ее эмоционально ценностную подструктуру, которая включает в себя отношение человека к чему либо, убеждения, ценности, установки мотивы и т.д.
Третий: политическое поведение тесно связанно с социальной
компетентностью, т.к социальная компетентность может оказать влияние на выбор стратегии поведения участника политического процесса
Четвертый: в результате проведенного нами исследования удалось выяснить, что если мы говорим об определенном уровне политического поведения, мы должны изучить не только формы участия человека в политическом процессе, а так же и его политическую компетентность, т.к неучастие в политике еще не говорит об абсентеизме ,так же как и участие об активности, которая обусловлена собственным выбором.
Первый: социальная компетентность это сложное и многогранное понятие, которое состоит из множества компонентов, которые могут быть взаимозаменяемы. А так же, если человек не использует какие либо компоненты социальной компетентности для достижения определенных целей, мы не можем говорить что он не компетентен, т.к у него есть определенные мотивы не использования своего потенциала для осуществления определенной деятельности.
Второй: основным компонентом социальной компетентности можно считать ее эмоционально ценностную подструктуру, которая включает в себя отношение человека к чему либо, убеждения, ценности, установки мотивы и т.д.
Третий: политическое поведение тесно связанно с социальной
компетентностью, т.к социальная компетентность может оказать влияние на выбор стратегии поведения участника политического процесса
Четвертый: в результате проведенного нами исследования удалось выяснить, что если мы говорим об определенном уровне политического поведения, мы должны изучить не только формы участия человека в политическом процессе, а так же и его политическую компетентность, т.к неучастие в политике еще не говорит об абсентеизме ,так же как и участие об активности, которая обусловлена собственным выбором.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЁЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Стабильность семьи как условие благополучной социализации
несовершеннолетних (социологические и криминологические
аспекты)
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Молодёжная субкультура в Российской Федерации
Магистерская диссертация, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2022 - Социальный профиль студента факультета журналистики НИУ «БелГУ» (на примере социальных сетей Рунета)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Форум «Многонациональный Петербург» как репрезентация молодежного этнокультурного движения
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование гражданско-правовой позиции обучающихся 8 классов через изучение становления и развития нормативно-правовых актов России в школьном историческом курсе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - АКТУАЛИЗАЦИЯ ВИТАГЕННОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ И СЕМЬЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005





