ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Учителя обществознания как социально-профессиональная группа 7
1.2 Теоретико-методологические основания изучения политической
культуры 14
1.3 Современная политическая культура, политическое сознание и ценностные ориентации россиян 23
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АРХАИЗМ КАК КОНЦЕПТ ТЕОРИИ АРХАИЗАЦИИ 34
2.1 Теория и методология изучения архаизации в российской
обществоведческой науке 34
2.2 Политический архаизм: сущность и разновидности 49
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ АРХАИЗМОВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Приложение 1 73
Приложение 2 91
Исследование такой группы как будущие учителя обществознания является актуальным по нескольким причинам:
а) учитель является одним из самых значимых агентов социализации индивида. Как показывает опыт многолетних исследований специалистов из УрГПУ, с одной стороны «...сегодня значительная часть учителей «настаивает» на усилении собственного символического капитала за счет подчеркивания своей роли в формировании нравственных качеств воспитанников в условиях «вакханалии» массовой культуры.».1 А с другой - «.интерес к личности учителя со стороны учеников вызван не только желанием преодолеть границы формального общения, но и необходимостью расширения собственного жизненного опыта»2;
б) Сознание тех студентов, которые закончат ВУЗ-ы в 2018-2022 гг, формируется в контексте авторизации режима, усиления ура- патриотических, консервативных и неотрадицоналистских идей в инфополе. Следовательно, модель воспроизводства политической культуры, которая сознательно или даже бессознательно транслируется учителем ученику, в ходе образовательного процесса, может, в значительной степени, повлиять на формирование политической культуры ученика, особенно в контексте близости возрастных групп выпускников ВУЗов и учеников;
в) Фокус рассмотрения именно будущих учителей обществознания обусловлен тем, что контекст тех тем, которые обсуждаются в ходе уроков обществознания, больше остальных предметов влияет на формирование политической культуры учеников.
В качестве теоретического основания изучения будущих учителей обществознания мы используем теорию архаизации, в рамках которой мы разрабатываем понятие «политический архаизм», которое является предметом нашего исследования. Под политическим архаизмом мы понимаем тип определенных ценностных ориентаций, присущих архаическому сознанию и формирующих отношение индивида к власти.
Выявление возможных политических архаизмов, их силы в сознании будущих учителей обществознания может помочь нам обнаружить негативные тенденции в политической культуре современного российского общества. Так же характеристика сознания учителей может помочь в прогнозировании тенденций развития российской политической культуры.
Проблема:
Многие исследователи, изучающие российскую политическую культуру и массовое сознание россиян, сходятся на том, что россиянам во многом присуще архаичное, догосударственное сознание. Если следовать логике теории архаизации, то подобное состояние сознания является почвой для массового развития деструктивных практик, не характерных для развитых современных обществ. Риск подобного развития событий наиболее возможен в обществах в ситуации догоняющей модернизации. При воздействии на общество политических и экономических преобразований, неадекватных уровню социокультурного развития этого общества, в сознании и поведении населения формируются адаптационные механизмы, которые показали свою эффективность на предшествующих этапах истории данного общества. Это может вылиться в крайне неадекватные и опасные формы деятельности, способные ухудшить положение данного общества, вплоть до разрушения государственности. Примерами такой деятельности могут являться активность различных сект, религиозных организаций фундаменталистского толка, националистические и антиглобалистские выступления, сепаратизм, революции, авторитаризация политического режима, информатизация институтов, разрушение старых форм международного взаимодействия. Большая часть перечисленных тенденций, в той или иной степени, характерна и для России.
Попытки эмпирических исследований в парадигме теории архаизации чаще всего изучают архаизацию, как ряд феноменов в рамках культуры и политической культуры в частности. В качестве методов используются социокультурный и цивилизационный анализ (в первую очередь), вторичный анализ данных и интерпретация других исследований, анализ документов (исторических, художественной либо публицистической литературы) и феноменологический анализ.
Анализ в большинстве случаев охватывает национальный уровень, характеризуя общие тенденции культуры или массового сознания, групповые и индивидуальные характеристики используются только в качестве частных примеров, иллюстраций к описанию общенациональных характеристик.
При том, что источником архаизации общества считается архаизация составляющих его отдельных индивидов3, попыток эмпирически изучить архаизацию индивидов или групп так и не было произведено. В связи с этим, мы считаем актуальным проведение такого исследования с применением метода фокусированного интервью. Данный метод поможет собрать первичную эмпирическую информацию о степени присутствия предполагаемых политических архаизмов у будущих учителей обществознания, что может стать базой для развития или корректировки теории архаизации.
Цель и задачи работы:
Цель - выявить возможные политические «архаизмы» будущих учителей обществознания города Екатеринбурга.
Для этого мы ставим задачи:
1) Охарактеризовать учителей как социально-профессиональную группу, представителям которой так же присущи политическая культура, политическое сознание и политические ценности населения России.
2) Охарактеризовать теорию и методологию изучения архаизации в российской обществоведческой науке.
3) Обосновать введение зонтичного понятия «политический архаизм» и раскрыть его сущность и разновидности.
4) Определить степень присутствия политических архаизмов у будущих учителей обществознания города Екатеринбурга.
Объект и предмет
Объектом данной работы являются будущие учителя обществознания города Екатеринбурга.
Предметом данной работы являются политические архаизмы будущих учителей обществознания города Екатеринбурга.
В начале данной работы была поставлена цель - выявить возможные политические «архаизмы» будущих учителей обществознания города Екатеринбурга. Для достижения этой цели был поставлен ряд задач, выполнение которых дало нам следующие результаты:
1) Была дана характеристика учителей Екатеринбурга как социальнопрофессиональной группы, которой присущи определенные политическая культура и ценности. Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод, что только половина учителей Екатеринбурга удовлетворена своей профессией. Так же, можно предположить, что значительная часть выпускников, идущих после ВУЗа в школы, не осознает в полной мере сущность работы педагогом. Начиная с 1990-х профессия учителя претерпела весомые статусные потери. По итогу на 2017 год ситуация улучшилась не особенно, престижность (в том числе, среди самих учителей), доходность и условия работы учителя остаются на довольно низком уровне. В силу такого положения дел в сфере школьного образования, профессия учителя является не привлекательной для выпускников ВУЗов, как в плане доходов, так и в плане престижа. Что так же тесно связано с проблемой «двойного негативного отбора». Политическая культура будущих учителей обществознания, как представителей современного российского общества и молодежи в частности, имеет множество характеристик присущих «подданической» и «патриархальной» политической культуре. Так же в данной группе заметно преобладание традиционных ценностей.
2) Дана характеристика теории и методологии изучения архаизации в современной обществоведческой науке. В данном контексте были проанализированы работы А. С. Ахиезера, Ч. К. Ламажаа и ряда других российских авторов изучающих архаизацию. В данной работе архаизация рассматривается, в первую очередь, как стихийный процесс, несущий в себе дезорганизацию общества и государства. Так как такое понимание несет в себе наиболее острую и важную социально-политическую проблематику. В соответствии с этим было выделено рабочее определение:
Архаизация - это деструктивный процесс, характеризующийся стихийным сведением сознания и воспроизводственной деятельности социального субъекта к более древним, архаическим моделям, являющееся реакцией на внедрение новшеств, превосходящих уровень социокультурного развития данного субъекта.
3) Введено зонтичное понятие «политический архаизм», раскрыты его сущность и разновидности. Политический архаизм - это ценностная ориентация характерная для властных отношений наиболее ранних этапов истории человеческой культуры. Выделены следующие разновидности: патернализм; локализм; ориентации на авторитаризм; манихейство; примитивный эгалитаризм.
4) Было проведено исследование политических архаизмов будущих учителей обществознания города Екатеринбурга. В ходе исследования, к приведенным выше разновидностям архаизмов были добавлены такие характеристики как «тип легитимности» и «отношение к консервативному и неотрадиционалистскому дискурсу». Однозначно можно сделать вывод, что присутствуют устойчивые стереотипы относящиеся к патернализму, а так же ряд нарративов, присущих, в принципе, большей части студентов. Показательна устойчивая репрезентация власти, как системы зацикленной на одном человеке. Полученные данные, скорее ставят дополнительный ряд вопросов, чем дают нам четкий ответ о политических архаизмах.
В итоге, мы можем сказать, что полученные результаты соответствуют поставленным задачам. Ответ на поставленную цель можно сформулировать так - присутствие политических архаизмов наблюдается в тех случаях, когда они пересекаются с характеристиками современной российской политической культуры, в остальных случаях можно сказать, что политические архаизмы отсутствуют.
1. Абрамов Р.Н. Социология профессий и занятий в России: обзор текущей ситуации // Социологические исследования. 2013. №1. С. 99-109.
2. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура. Подход к изучению политической культуры (I) // Полития. 2010. № 2 (57). С. 122-144.
3. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учебное пособие. Сокр. пер. с англ. А.С. Богдановского, Л.А. Галкиной; Под ред. М.В. Ильина, А.Ю. Мельвиля. - М.: Аспект Пресс. 2002. - 537 с.
4. Андерхилл Д. Политика. Толковый словарь. Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". 2001. - 762 с.
5. Ахиезер А. С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема // Общественные науки и современность.
2001. № 2. С. 89-100.
6. Ахиезер А. С. Специфика российской политической культуры и предмета политологии (Историко-культурное исследование) // Pro et contra. 2002. Т. 7. № 3. С. 51-76.
7. Ахиезер А. С. Монологизация и диалогизация управления (Опыт
российской истории) // Общественные науки и современность. 2004. № 2. С. 24-34.
8. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта.
(Социокультурная динамика России). Т. 2. Теория и методология. Словарь. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. - 600 c.
9. Берзин Б. Ю., Мальцев А. В. Учитель: удовлетворенность профессией и социально-психологическое самочувствие // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. 2016. Т. 11, № 4 (158). С. 91-97.
10. Библер В. С. Культура. Диалог культур. (Опыт определения) //
Вопросы философии. 1989. С. 31-42. URL:
https://www.bibler.ru/bim_ng_kultura_d.php (Дата обращения 27. 04. 2018).
11. Бочаров В. В. Российская власть в политико-антропологической перспективе // Полис. Политические исследования. 2011. № 6. С. 92-103.
12. Вебер А. Б. Массы и власть: массовое сознание и политическая система в России // Вестник Института социологии. 2015. № 12. С. 60-78.
13. Галкин А. А. Общественное сознание, настроения и политическое поведение: российский вариант // Вестник Института социологии. 2015. № 12. С. 12-33.
14. Гаман-Голутвина О.В. Развитие категории «политическая
культура» в общественно-политической мысли // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС POLITEX. 2005. №2. URL: http://www.politex.info/content/view/151/30/ (Дата обращения 03.05.2018).
15. Гудков Л. Д. Проблема абортивной модернизации и мораль // Полит.ру: Лекции. 2008. URL: http://polit.ru/article/2008/11/21/gudkov/ (Дата обращения 03. 05. 2018)...