ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЭКСТРЕМИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
СОВРЕМЕННОСТИ 8
1.1 Понятие и сущность экстремизма в современном обществе 8
1.2 Виды и формы проявления экстремизма 13
1.3 Причины возникновения экстремистских настроений, проявлений в
обществе 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ 29
2.1 Концепция профилактики экстремизма в Российской федерации 29
2.2 Результаты исследований этнической толерантности студенческой
молодежи г. Екатеринбурга 38
2.3 Методические рекомендации для педагогических работников по
профилактике проявлений экстремизма в образовательных организациях ... 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Приложение 1 65
Приложение 2 69
Приложение 3 80
Актуальность исследования. Одна из острейших проблем, с которой столкнулось мировое сообщество на рубеже XX-XXI веков, - это проблема экстремизма, межкультурных войн и междоусобиц, связанная с растущей интолерантностью современного общества, подогреваемой идеями псевдопатриотизма и призывами борьбы с «иными», «чужими» с целью сохранения собственной идентичности.
Стоит отметить, что основные причины формирования экстремистских установок и идей в молодежной среде сохраняются с начала 1990-х гг. В последние годы ситуация серьезно осложнилась вследствие проникновения международных экстремистских движений и групп в пространство Интернета. В последние годы как в России, так и за рубежом случилось несколько знаменательных событий, которые показали, что молодежь в различных странах уязвима перед интернет-воздействием экстремистского характера. Экстремизм в последние годы приобретает глобальный характер, посредством современных информационно-коммуникационных технологий транслируется по всему миру, в том числе и в России.
Проблема молодежного экстремизма видится нам также в том, что большинство межэтнических конфликтов последних лет начинались именно с происшествий в молодёжной среде. И даже если сам первоначальный инцидент не имел прямого отношения к этнической принадлежности его участников, то по логике развития этнического конфликта, если хотя бы одна сторона конфликта рассматривала его как национальный, он таким и становился: сначала только в общественном мнении, а затем и в действительности. Современная ситуация набирающего силу экономического кризиса создаёт ситуацию социальной напряжённости, в которой некоторые проблемы межнациональных отношений в целом и межнациональных отношений молодёжи в частности могут актуализироваться и вылиться в угрозу стабильности существования государства и общества.
Не менее сложная ситуация сложилась в сфере религиозных, политических, социальных отношений в молодежной среде. Все проблемы и затруднения в данных сферах в силу социально-возрастных и социальнопсихологических особенностей молодежи гипертрофируются. При этом, распространяются негативные идеи и оценки на большую часть молодежной аудитории. Социальная система оказывается не в состоянии адекватно и оперативно реагировать на угрозы и вызовы. В этой связи актуальной представляется тематика данного исследования.
Вопросы молодежного экстремизма в своих исследованиях рассматривают - М.А. Алемаскин, Б.Н. Алмазов, Ю.М. Антонян, А.С. Белкин, Н.И. Ветров, А.И. Долгова, К.Е. Игошев, И.И. Карпец, А.Г. Ковалев, и др.
В настоящее время наблюдается и ряд противоречий, которые актуализируют рассматриваемую нами проблему:
• противоречие между потребностью в развитии и совершенствовании системы профилактики молодежного экстремизма и отсутствием комплексных мероприятий в образовательной практике;
• противоречие между потребностью в эффективных формах профилактической работы по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде и недостаточной разработанностью инновационных форм такой работы с участием самой молодежи;
С учетом выявленных противоречий нами была сформулирована следующая проблема исследования: в чем заключается теоретическое обоснование проблемы профилактики экстремизма молодежи, в частности студентов, в современных условиях, и каковы эффективные методы и формы профилактики экстремизма в молодежной среде в условиях образовательных организаций.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная проработанность послужили основанием для определения темы нашего исследования: «Профилактика экстремистских настроений молодежи в студенческой среде».
Объект исследования: процесс профилактики экстремизма молодежи в студенческой среде.
Предмет исследования: возможности образовательных организаций в осуществлении процесса профилактики экстремизма среди студентов.
Цель исследования: изучить и теоретически обосновать способы, приемы и средства профилактики экстремизма в системе высшего образования.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть «экстремизм» как актуальную проблему современности;
2. изучить причины экстремистских настроений в студенческой среде;
3. определить основные виды и формы экстремизма;
4. изучить подходы к профилактике экстремизма в современной России;
5. теоретически обосновать возможности образовательных
организаций в профилактике экстремизма;
6. разработать методические рекомендации специалистам в решении проблемы профилактики экстремизма в условиях образовательной организации.
Гипотеза исследования:
• считаем что, в системе высшего образования не сформирована целостная единая концепция профилактики экстремизма с методическими указаниями и требованиями выполнения, отсюда видим пренебрежение, а зачастую игнорирование и неисполнение данной работы в образовательных организациях;
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был
использован следующий комплекс методов исследования:
• теоретические методы (анализ и синтез социологической, педагогической, литературы, изучение нормативно-правовых документов, сравнение и обобщение научных данных);
• эмпирические методы (опрос).
В работе проанализированы отечественные и зарубежные источники, раскрывающие историю и теорию экстремизма. Диссертационное исследование основывается на современных нормативно-правовых документах Российской Федерации на монографиях, статьях, материалах научно-практических конференций и семинаров, посвященных вопросам противодействия экстремизму в студенческой среде, а также на личный опыт учебно-воспитательной работы автора со студенческой молодежью.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• уточнены понятия «экстремизм», «молодежный экстремизм»;
• теоретически обоснованы проблемы профилактики молодежного экстремизма;
• теоретически представлены современные подходы к профилактике молодежного экстремизма.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа профилактики экстремизма в условиях образовательной организации. Результаты работы могут служить теоретической и практической базой для решения проблемы профилактики экстремизма среди студенческой молодежи.
Материалы исследования могут быть использованы в практическое деятельности современных образовательных организаций в целях повышения системы профилактических мероприятий.
Содержание и структура работы соответствуют поставленным задачам. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе нашего исследования, на основании анализа научной литературы, под термином «экстремизм» мы подразумеваем течение отстаивающее политические, религиозные или расовые убеждения, пытающееся нарушить стабильность или ликвидировать существующие структуры и институты противоправными действиями.
Также, в ходе анализа современной литературы нами было сформулировано определение экстремизма как социально-психологического явления, проявляющегося на уровне личности - субъекта социальных отношений. С позиции данного подхода экстремизм, на наш взгляд, представляет собой вид насилия, целенаправленное преднамеренное агрессивное поведение личности (речевое или деятельное) по отношению к другому человеку или социальной группе, связанное с нарушением базового чувства доверия к миру, мотивированное идеологией личного превосходства, нетерпимостью и ксенофобией к объекту насилия.
В результате многогранного изучения различных подходов к определению форм и видов проявлений экстремизма мы выделили для себя классификацию, которая, по нашему мнению, является наиболее приемлемой. Однако следует подчеркнуть, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует.
Итак, мы заключили, что экстремистские наклонности современной молодежи, проявляются в политических, националистических и религиозных формах. А именно, политический экстремизм проявляется в агрессивных, насильственных способах и методах отстаивания взглядов на политическую жизнь общества и формы организации власти. Националистический экстремизм находит выражение в разжигании ненависти и враждебности между нациями, актах геноцида против так называемого некоренного населения. Такой экстремизм ведет к обострению межэтнических отношений и является источником враждебности и конфликтов между народами. Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий или жестокой конфронтации в рамках исповеди.
Известно, что такое явление как экстремизм само по себе появиться не может, ему должны предшествовать определенные причины и факторы.
Среди социально-политических факторов появления экстремистских настроений мы выделяем:
• кризис социально-политической и экономической системы, порождённый коррупцией, разрушением традиционной системы ценностей и отсутствием чётко выраженной государственной национальной идеологии;
• социальные и национальные противоречия;
• несовершенство законодательства;
• слабость правоохранительной системы;
• отсутствие чёткой национальной идеологии, подменяемой идеей достижения максимального материального благосостояния.
• криминализация массовой культуры;
• отсутствие альтернативных форм проведения досуга;
• кризис воспитания в семье и образовательных организациях;
• криминальная среда общения;
• культ насилия и пропаганда антиценностей в массовой культуре;
• ориентация молодежи на индивидуалистические ценности, эгоцентризм.
Таким образом, мы видим, что существует множество социальнополитических причин, порождающих возникновение экстремизма, все они теснейшим образом связаны друг с другом и изолированно существовать не могут. Поэтому работа по минимизации угрозы распространения экстремизма должна нести комплексный характер, направленный на усовершенствование форм и методов организации профилактических действий.
Анализ действующей системы профилактики экстремизма позволил нам сделать вывод, о том, что профилактика экстремизма возможна только в условиях свободы выбора, демократии, гарантии прав и свобод человека, его социальной защищенности. Ответственными за решение данного вопроса выступают государственные структуры, правоохранительные органы и образовательные организации.
Самой главной и приоритетной возможностью образовательной организации в профилактике экстремизма является возможность выявления и предотвращения экстремистских наклонностей через развитие духовно - нравственных ценностей, толерантного сознания, правовых знаний и обращение внимания обучающихся на культурное и историческое наследие других народов.
В ходе анализа современной системы профилактики экстремизма в Российской Федерации, мы пришли к выводу, что направлений работы по профилактики экстремизма и требований к ее осуществлению множество, однако все они носят сумбурный несистематизированный характер. Не позволяющий проследить ее упорядоченную структуру и способы реализации.
Таким образом, гипотеза нашего исследования - считаем что, в системе высшего образования не сформирована целостная единая концепция профилактики экстремизма с методическими указаниями и требованиями выполнения, подтверждена.
Отметим, что студенческая молодежь представляет собой особую социально-демографическую группу, которая в рамках укрепления национальной безопасности должна противостоять противоправным и экстремистским призывам.
Так, общий анализ результатов социологических исследований показал, что молодежь г. Екатеринбурга имеет средний уровень этнической толерантности.
При этом, среди общей группы испытуемых, именно студенческая молодежь, в отличии, от работающей и учащейся, наименее толерантна по отношению к представителям различных этнических групп, чаще всего студенты высших учебных заведений проявляют большую интолерантность, нежели студенты колледжей.
Стоит отметить, что студенты не допускают присутствия иных национальностей и рас в своем близком окружении, а даже стараются избегать таких контактов. При этом студенческая молодежь в одних ситуациях положительно относится к представителям разнообразных этнических групп, в других ситуациях может разделять некоторые предрассудки, использовать стереотипы.
Полученные выводы позволяют обосновать необходимость разработки системы мероприятий, направленных на формирование этнической толерантности среди студенческой молодежи...
6. Авцинова Г.И. Экстремизм политический // Политическая энциклопедия. М. 2009. Т. 2. - 700 с.
7. Авшалумова Л.Х. Национальный экстремизм и его проявления // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму / Л.Х. Авшалумова // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. Махачкала: Лотос, 2018. - 102 с.
8. Альтерматт, У. Этнонационализм в Европе. Пер. с нем. [Текст] / У. Альтерматт. М.: РГГУ, 2016. - 367 с.
9. Аршинова, А.И. Сущность и специфические особенности экстремизма / А.И. Аршинова // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2014. № 3. - C. 267-271.
10. Астахова Я.В. Подростковый экстремизм: социально
педагогический аспект // Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия : мат. конфер. - Краснодар: 2015. - С. 17-19.
11. Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма // Социальногуманитарные знания. 2012. № 1. - 108 с.
12. Афанасьева Р. М. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде (социально-философский анализ): дис. канд. филос. наук. М., 2017 - 26 с.
13. Бааль Н.Б. Социально-философский анализ развития молодёжных экстремистских организаций в постсоветской России / Н.Б. Бааль // История государства и права. 2018. №18. - 109 с.
14. Беликов, С. В. Бритоголовые. Всё о скинхедах. Эксклюзивные материалы / С. В. Беликов. М.: Издательский центр РГГУ, 2015. - 176 с.
15. Бессчетнова О.В. Превенция экстремизма в молодежной среде (социологический аспект) / О.В. Бессчетнова // Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия : мат. конфер. Краснодар: 2014. - С. 29-30.
16. Бриллиантов, А.В. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации / А.В. Бриллиантов. М.: Российская академия правосудия. 2013. - 657с.
17. Васенина И. Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм / И. Весенина // Высшее образование в России. 2017. № 11. - С. 115-119.
18. Вехов И.В. Экстремизм в современной России: механизм воспроизводства и меры социального контроля: дис. ... канд соц. наук. СПб., 2015. - 126 с.
19. Витюк В. В., Эфиров С. А. «Левый» терроризм на Западе: история и современность / отв. ред. Г. В. Осипов. М.: Наука, 2007. - 320 с .
20. Гаджиева А.А. К вопросу о классификации жертв преступлений террористической и экстремистской направленности (региональный аспект) / А.А. Гаджиева // Российский следователь. 2013. № 8. - С. 23-24.
21. Гирько, С. И. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии терроризму». [Текст] / С. И. Гирько, М. Ю. Воронин, М. В. Назаркин, А. Р. Попченко, С. Н. Мешалкин. М.: ЗАО Юстицинформ, 2016. - 88с.
22. Громов. И. А. Западная социология. /И. А. Громов. А. Ю. Мицкевич, В. А. Семёнов. СПб.: Изд-во ДНК, 2013. - 560с.
23. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этносфера и космос // Космическая антропоэкология: техника и методы исследования. М., 2015. - С.211-220.
24. Дебре, Р. Введение в медиологию / Р. Дебре М.: Изд-во «Праксис», 2015. - 368с...