ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ УРГПУ) 7
1.1 Использование информационных технологий в образовательном процессе
университета 7
1.2 Социальные сети как инструмент профориентации 13
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ДЛЯ ПРОФПОДГОТОВКИ И
ПРОФОРИЕНТИРОВАНИЯ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 25
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ПРОЕКТА В
СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Приложение 1 78
Актуальность исследования. Обучение студентов - будущих педагогов организации профессиональной деятельности в социальных сетях является сегодня насущной необходимостью.
В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» закреплена такая позиция: педагог должен знать закономерности, уметь формировать навыки поведения обучающихся в социальных сетях, в мире виртуальной реальности1.
Социальные Internet-сети - это новая реальность, сложившаяся в период быстрого развития информационных технологий, которая выразилась в трансформации повседневных практик человека.
Социальные сети как онлайн-сервис предназначены не только для обмена информацией и общения, но и для построения социальных отношений, передачи опыта, осуществления властных полномочий и проч.
Социальные Internet-сети рассматриваются сегодня как еще одно, новое пространство социализации студентов и инструмент профессиональной подготовки в современном университете. Внедрение социальных платформ, интеграция социальных сервисов и сетей в обучение, популярные социальные сети, взаимодействующие с образовательными сайтами, свидетельствуют об интеграции социальных сетей в образование.
Организация работы со студенческой молодежью с использованием социальных сетей рассматривается нами как деятельность, цель которой состоит в решении комплекса задач профессиональной подготовки на основе динамично развивающихся информационных технологий.
В настоящее время актуальным является проблема организации работы со студенческой молодежью посредством социальных сетей, применения социальных сетей в профессиональной подготовке педагогов.
Изучение данной проблемы находится в исследовательском поле ученых разных наук - философии, психологии, педагогики, социологии, информатики и др.
Однако вопрос использования социальных сетей при организации проектной работы студентов практически не разработан, а в исследованиях социальных сетей акцент в основном делается на изучение Internet - зависимостей, коммуникационных рисков.
Актуальность исследования. Возможности социальных сетей в профессиональной подготовке педагогов мало изучены. При этом использование социальных сетей можно рассматривать как инновационное средство повышения познавательной мотивации, качества обучения2.
Степень разработанности темы. Массмедиа, социальные коммуникации, социальные сети и их место в жизни современной молодежи исследованы в работах Н. Лумана, В. М. Березина, Т. Г. Грушевицкой, С. В. Михайлова, О. А. Пичугиной, А. В. Соколова, А. Н. Тесленко и др.
Е. В. Креховец, О. В. Польдин изучают социальные сети студентов, факторы их формирования и влияния на учебу.
Е. Г. Ефимов исследует место социальных Internet-сетей в российской культуре, О. М. Абрамова, А. А. Александров и О. А. Соловьева - использование социальных сетей в организации учебного процесса в целом, в т. ч. в рамках реализации ФГОС.
Отдельные аспекты организация работы с молодежью посредством социальных сетей рассмотрены в работах С. В. Бондаренко, А. В. Брянцевой, М. Р. Капусниковой, Е. А. Каменевой, Т. А. Борщевой, П. Лебедева, А. В. Назарчук, И. Н. Розиной, А. Н. Тесленко и других исследователей.
А. В. Диков, О. А. Клименко рассматривают социальные сети как средство обучения и организации взаимодействия участников образовательного процесса, О. М. Макеева исследует возможности использования социальных сетей в реализации профессиональной деятельности педагогов, В. Р. Глухих - использование социальных сетей для дистанционных консультаций студентов, Н. А. Малышева - роль социальных сетей в модели дистанционного обучения студентов.
Противоречие: активная включенность студенческой молодежи в социальные сети, с одной стороны, фрагментарная изученность способов организации работы студентов с использованием сети Internet, с другой, отсутствие работ по профориентированию через проектную деятельность студентов в социальной сети - с третьей.
Проблема исследования - возможность и эффективность организации работы студентов - будущих педагогов по профориентированию обучающихся старших классов школы через проектную деятельность в социальных сетях, которая рассматривается и как инновационная технология в образовательном процессе современного университета.
Объект исследования - социальная сеть «ВКонтакте» как образовательная платформа.
Предмет исследования - проектная работа студентов - будущих педагогов по профориентированию старшеклассников.
Цель исследования - теоретически и практически обосновать значимость организации проектной работы студентов - будущих педагогов по профориентированию старшеклассников.
Задачи исследования:
1) изучить инновационные подходы к организации
профессиональной подготовки бакалавров (на примере студентов УрГПУ);
2) обосновать значимость использования информационных технологий в образовательном процессе университета;
3) выявить возможности социальных сетей как инструмента профориентации;
4) провести эмпирическое исследование об использовании проектного метода в социальных сетях для профессиональной подготовки студентов и профессионального ориентирования старшеклассников, проанализировать полученные результаты;
5) разработать методические рекомендации педагогам вузов по организации студенческого профориентационного проекта для старшеклассников в социальных сетях.
Методы исследования: теоретические - анализ нормативно-правовой, научной и методической литературы по исследуемой проблеме, сравнение, обобщение; практические - наблюдение, анкетирование, компьютерная обработка результатов исследования.
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР состоит из Введения, двух глав (теоретической и эмпирической), Методических рекомендаций для педагогов, Заключения и Списка использованной литературы.
Организация работы со студентами - будущими педагогами в социальных сетях рассматривается нами как деятельность, цель которой состоит в решении комплекса задач по их профессиональной подготовке.
В Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» включена позиция: педагог должен знать закономерности поведения в социальных сетях, уметь формировать у обучающихся навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях.
Социальные Internet-сети - это новый феномен, возникший в условиях быстрого развития информационных технологий, который выразился в трансформации повседневных практик человека. В теоретической части нашей работы была обоснована необходимость поиска способов организации работы со студенческой молодежью в социальных сетях, так как именно молодежь является активным участником виртуальной сетевой коммуникации.
Социальные 1П:егпеБсети рассматриваются нами в качестве нового пространства социализации, инструмента профессиональной подготовки в современном университете.
Организация работы со студенческой молодежью в социальных сетях рассматривается нами как деятельность, цель которой состоит в решении комплекса задач профессиональной подготовки.
Однако методика использования социальных сетей при организации проектной работы студентов фактически отсутствует, что и побудило нас к выбору темы ВКР и созданию учебного проекта.
Именно поэтому нами был разработан инструментарий проектной работы в социальных сетях, создан виртуальный методический кабинет. Были разработаны рекомендации для педагога, работающего в социальных сетях со студентами, предложен перечень психологических и педагогических методик.
Работа над проектом существенно повысила мотивацию студентов, способствовала развитию творческих способностей благодаря наличию в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора.
Взаимодействуя в социальных сетях, студенты, преподаватели, ученики совершенствовали навыки владения инновационными информационными технологиями, которые в настоящее время востребованы практически всеми работодателями. Возможности УрГПУ мы использовали как ресурс обеспечения и научно-методического сопровождения студенческого проекта «Шаги навстречу!».
Студенческий проект «Шаги навстречу!» с использованием социальной сети «ВКонтакте» был реализован в 2017/18 учебном году.
Наиболее предпочитаемой молодежью сетью является сеть «ВКонтакте», поэтому именно в ней имеет смысл организовывать работу со студенческой молодежью в аспекте ее профессиональной подготовки.
На основе проведенного анализа теоретических источников по вопросам организации процесса профессионального образования будущих педагогов с использованием социальных сетей, были выявлены преимущества применения социальных сетей в образовательных целях:
• комфортная и привычная для студентов среда (способы
коммуникации, содержание контента, опыт сетевого взаимодействия);
• отсутствие необходимости обучать студентов работе в
виртуальной социальной сети;
• осознание студентами возможности социальной сети не только как развлекательного инструмента, но и как средства организации профессиональной деятельности;
• широкий диапазон возможностей и форм взаимодействия,
разнообразие форм коммуникации (вики-страницы, форумы, опросы, голосования, комментарии, подписки, отправка персональных сообщений, обмен полезными ссылками);
• доступность преподавателей в вопросах осуществления коммуникации;
• однозначная идентификация пользователей, использование ими привычного способа идентификации в сообществе;
• возможность для преподавателя оперативно реагировать на возникающие проблемы и оказывать помощь в их решении;
• активность участников посредством ленты новостей (этот инструмент позволяет не растеряться пользователю в многообразии информационных потоков и осуществить эффективный мониторинг обновлений разнообразного контента);
• возможность быть в курсе изменений, происходящих в процессе учебной деятельности;
• совместное планирование и наполнение учебного контента, собственных электронных образовательных ресурсов;
• возможность привлечения к участию в образовательном процессе «третьих» лиц: экспертов, консультантов, специалистов в изучаемой области;
• возможность организации непрерывного обучения,
взаимодействия студентов и преподавателей в сети в удобное для них время;
• дискуссии, обсуждения, диалоги, начатые во время аудиторных занятий, могут быть продолжены в социальной сети, что позволяет студентам больше времени находиться в процессе обсуждения учебных вопросов;
• обучение с использованием социальных сетей позволяет преодолеть технические трудности оснащения учебных аудиторий необходимым оборудованием для демонстрации наглядных материалов в электронном виде.
В контексте подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности студенты педагогического университета, активно использующие социальные сети в образовательных целях, получают возможность использовать социальные сети и в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Наравне с выделенными положительными аспектами использования социальных сетей в образовательном процессе вуза нами выявлен и ряд недостатков: отсутствие инструментария, специально разработанного в учебных целях (например, ведение электронной ведомости или журнала), отсутствие доступа к социальным сетям из учебных аудиторий, большой объем развлекательного контента в сравнении с образовательным, и т. д.
Проект «Шаги навстречу!» был рассчитан на учащихся 9-11-х классов, нацелен на их профессиональную ориентацию, профессиональное самоопределение. В ходе проекта ученики знакомились с Атласом новых профессий38, профессиями, которые будут востребованы через 10-15 лет, и с профессиями, которые теряют свою актуальность и жизнеспособность уже сегодня.
Участникам проекта было предложено создать «портрет» профессии будущего в формате рассказа, коллажа, комикса, интервью, рекламы, лекции с презентацией. Итог проекта - Oline-конкурс «Мы из будущего».
Организационно-профориентационная цель студенческого проекта «Шаги навстречу!» состояла в достижении функциональной грамотности обучающихся (в широком смысле), подготовке их к жизни в обществе, помощи в личностном самоопределении, в том числе, и профессиональном. В решении этого жизненно важного вопроса на помощь школьникам пришли взрослые: студенты - будущие учителя, учителя и педагоги. Задача состояла в том чтобы, используя социальную сеть «ВКонтакте», помочь подросткам правильно сориентироваться в определении профессионального пути.
Фактор успешности проекта «Шаги навстречу!» - его высокая социальная значимость, соответствующая духу времени и запросам рынка труда.
Полученные эффекты реализации проекта «Шаги навстречу!»:
38 Атлас новых профессий. Москва: АСИ, 2015. 287 с.
- сохранение и развитие единого образовательного пространства на основе интеграции высшего и общего образования;
• обеспечение занятости школьников различными формами личностно значимой и общественно одобряемой деятельности;
• личностный и профессиональный выбор старшеклассников в возрасте от 14 до 17 лет.
В ходе исследования нами был сделан вывод, что социальная сеть «ВКонтакте» может быть использована как инструмент организации проектной работы студентов по профориентированию старшеклассников.
1. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью
и развитию: Федеральный закон от 29. 12. 2010 г. № 436 - ФЗ. URL:
http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169775 (дата обращения: 12.03.2017).
2. О средствах массовой информации. Федеральный закон от
27.12.1991 № 2124Л-ФЗ. URL: http://www.rsoc.ru/chamber-of-
commerce/communications/p491 (дата обращения: 04.02.2017).
3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017). URL: http://zakonobobrazovanii.ru/ (дата обращения: 04.02.2017).
4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 (ред. от
31.03.2017) 2Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения: 13.04.2017).
5. Основы государственной молодежной политики Российской
Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. URL:
http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения:
13.04.2017).
6. Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 N 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2016 N 40536). URL: http://www.consultant.ru/document/cons. (дата обращения: 12.03.2017).
7. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н. URL: http://www.rosmintrud.ru (дата обращения: 12.03.2017).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень бакалавриата) по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утв. приказом МОиН РФ от 4.12.2015 г. № 1426. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения: 12.03.2017).
9. Азаренко С. А. Коммуникация // Современный философский словарь. М.: Изд-во Академический проект, 2004. - 250 с.
10. Азаренко С. А. Топологии сообщества. Казань: «Познание», 2014. - С. 203-211.
11. Александров А. А. Роль средств массовой информации и PR в социальной работе // Вестник Балтийского Федерального Университета им. И. Канта. Калининград, 2011. - С. 169.
12. Алижанова Х. А. Использование новейших технологий и форм обучения в подготовке бакалавров и магистров // Интерактивные образовательные технологии в высшей школе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала: ДГУ, 2015. - С. 32-35.
13. Андреев А. А. Педагогика в информационном обществе или электронная педагогика // Высшее образование в России. - М., 2011. - №11. - С. 113-117.
14. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. - 453 с.
15. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. URL:http://evartist.narod.ru/text7/64.htm (дата обращения:12.05.2017)...