1.1 Понятие «образ» и «персонаж» в лингвистике и литературоведении 6
1.2 Лексические средства создания образа 12
1.3 Восприятие художественного образа читателем 22
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ГЕРОЕВ В
РОМАНЕ Г. ГРИНА «КОМЕДИАНТЫ» 32
2.1 Средства создания внешнего образа персонажей 33
2.2 Средства выражения черт характера персонажей 38
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
Одной из самых многогранных и непростых эстетических категорий, которые используются в рамках ряда научных дисциплин является «художественный образ». При этом в каждом случае меняются ракурс рассмотрения, понимание и определение данной категории.
Образность - это не только основная черта художественного произведения. Как отмечает И.В.Арнольд, образы передают читателю то особое видение мира, заключенное в тексте, присущее лирическому герою, автору или его персонажу и характеризует их. Поэтому образы играют одну из важных ролей в разработке характеристик персонажей, идей и тем произведения, и при интерпретации текста они рассматриваются как центральные элементы в структуре целого [Арнольд 2002: 114-115]. В ходе интерпретации художественного текста образы принято рассматривать как ключевые элементы его структуры.
Грэм Грин является ярким представителем классической англоязычной литературы ХХ века. Его романы обладают динамичными сюжетами и отражают действительность того времени (автор умело погружает читателей в атмосферу диктаторского режима на Гаити в романе «Комедианты»). Более того, его персонажи полны тайн и загадок, даже после полного раскрытия персонажа у читателей остается ощущение недосказанности. Поэтому исследование лингвистических средств, применяемых писателем, представляет большой интерес, так как их анализ позволяет полностью «декодировать» характеристики личностей романа. В ходе рассмотрения работ, посвященных исследованиям языковых средств, нами было замечено, что совсем небольшое внимание уделяется не только данному роману, но творчеству автора в целом, а также более комплексному исследованию художественных образов.
Большой вклад в изучение средств языка внесли такие исследователи, как: И.В. Арнольд, И.Р. Гальперин, Л.Я. Гинзбург, Л.Л. Касаткин и др.
Актуальность данного исследования обусловлена недостаточностью исследования прозаических англоязычных произведений второй половины ХХ века, в том числе и исследуемого автора, а так же тем, что в нашем научном исследовании проводится комплексное описание языковых средств, с помощью которых создаются внешние и внутренние параметры образа персонажа в современной прозе.
Объектом данного исследования является художественный образ персонажей в англоязычной прозе, а предметом - языковые средства их создания в художественном тексте.
Целью данной научной работы является описание комплекса словесно-речевых средств, с помощью которых автор создает образ персонажа в своем романе. Данная цель обусловила необходимость решения следующего ряда задач:
- уточнить понятие «образ» в лингвистике и литературоведении;
- рассмотреть различные лексические и синтаксические средства создания образов;
- выявить и описать языковые средства, используемые автором для создания характеристик персонажей.
В качестве источника языкового материала был использован оригинальный англоязычный текст романа Грэма Грина "Комедианты" ("The Comedians" by Graham Greene). Всего было отобрано 128 языковых средств.
Теоретической основой исследования послужили труды таких известных ученых, внесших вклад в изучение языковых средств, как, И.В. Арнольд, И.Р. Гальперин, В.А. Кухарено и др.
Методологическую основу исследования составляет квантитативный метод, метод сплошной выборки, описательный метод (приемы: наблюдение, сопоставление, классификация, обобщение, интерпретация). Частично были применены компонентный и лингвостилистический анализ текста.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что дана работа вносит определенный вклад в лингвостилистику и функциональную стилистику. Исследуя персонаж и языковые средства его создания, работа способствует развитию когнитивных подходов к изучению художественных текстов.
Практическая значимость обусловлена тем, что результаты, и подобранный языковой материал могут быть использованы для справочников различного типа и учебных пособий лингвокультурологии, культуре речи; на уроках, семинарах и спецкурсах по английскому языку, в лекционных курсах по стилистике и интерпретации текста.
В соответствии с задачами работы данное исследование имеет следующую структуру: оно состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Во введении обосновывается актуальность проведенного исследования, формулируются его цели, задачи, указываются источники фактического материала, методология, теоретическая база, а также практическая значимость настоящей работы. В первой главе излагается теоретическая концепция и характеризуется понятийно¬терминологический аппарат работы. Раскрывается понятие «художественный образ» и рассматривается его специфика. Вторая глава содержит развернутое описание слов и выражений, употребляемых в англоязычном художественном тексте для создания характеристик персонажей в рамках исследуемого романа. В заключении изложены результаты проведенного анализа. Список литературы включает 46 источников.
Текст работы составляет 51 страницу.
В настоящей выпускной квалификационной работе была предпринята попытка описания особенностей употребления в языке англоязычной художественной литературы лингвистических средств создания образов персонажей, которые исследовалась на примере романа Грэма Грина "Комедианты"
Для проведения исследования представилось необходимым изучение научно-теоретического материала, касающегося явления «персонаж»: определение, особенности, типологию, особенности восприятия данного языкового феномена читателем, а также рассмотрение лексических и его создания в художественной прозе.
Итак, рассматривая в данном научном исследовании понятия «образа» и «персонажа» было выявлено, что:
- создание образа персонажа в художественной литературе является очень емким и многогранным процессом, результат которого зависит не только от наполнения автором своего замысла художественностью с помощью лингвистических средств, но и от читателя, который который воспринимает и интерпретирует художественный образ персонажа сквозь культурную, литературную и языковую компетенцию;
- образ персонажа имеет сложноподчиненную, двуплановую художественную структуру, которая на предметном уровне создается комплексом лексических средств выражения, набор и разнообразие которых базируется на возможностях языка, а на смысловом задается интенцией создателя, раскодирование которой возможно только в соответствующе настроенной на аналогичную волну восприятия читательской средой;
- наполнение образа персонажа смыслом происходит путем создания его характеристик. Одним из способов наполнения героев характеристиками является использование лексических средств выразительности. В случае с романом Грэма Грина «Комедианты», наиболее частотно автором в ходе создания характеристик внешности и черт характера используются сравнение, метафора и эпитет.
При исследовании языкового материала, источником для которого послужил роман Грэма Грина «Комедианты», мы пришли к следующим выводам:
- из всех нами рассмотренных лексических средств, чаще всего автор прибегает к использованию сравнения. В ходе анализа случаев употребления данного тропа, мы пришли к выводу, что сравнения характеризуются метафоричностью и образностью, и очень тесно связаны с таким тропом, как метафора. Употребление эпитетов и метафор встречалось нам не менее, но нельзя сказать, то они обладают меньшей ролью в ходе создания образов внешности персонажей;
- в ходе анализа лексических средств, используемых для создания характеров персонажей, нами также было отмечено, что так же, как и в случае с внешними характеристиками, чаще всего встречается сравнение. На ряду с этим нами были выявлении также случаи употребления тех же метафор и эпитетов, а также противопоставления, которое благодаря своим свойствам придания контраста весьма эффективно участвует в процессе создания образа персонажа в воображении читателя.
Лингвистические средства в романе можно рассматривать не только как способы изобразительности образов, но и как способ мышления, способ мировосприятия для Г. Грина. Все ситуации и персонажи, представленные в его романе "Комедианты", являются мнимыми. Преломляясь в творческом сознании, образы, описываемые Грэмом Грином в романе зачастую приобретают оценочность и выливаются в необычно, неодобрительно или презрительно окрашенные языковые единицы; эти образы буквально врезаются в память и заставляют работать воображение читателя. Тропы помогают Грэму Грину глубже передать заложенный им в ситуацию подтекст и собственную оценку изображаемого. А склонность к употреблению сравнений и метафор можно назвать отличительной чертой, авторским стилем писателя.
Мы считаем, что задачи нашего исследования были выполнены, и следовательно, цель исследования была достигнута.
1. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык : учебник для вузов. - М.: 2002. - 384 с.
2. Ахманова, О.С. «Вертикальный контекст» как филологическая проблема // Вопросы языкознания. М.: Наука, 1977. - № 3. - С. 47-53.
3. Бакалова З. Н. Функционально-коммуникативный аспект языковых единиц художественного текста // История. Филология. - 2007 - №49. - С. 48-49.
4. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста 3-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2007. — 520 с.
5. Борисова, Е.Б. Художественный образ в британской литературе XX века: типология, лингвопоэтика, перевод. М.: Самара, 2010. - 356 с.
6. Виноградов, B.C. Введение в переводоведение (общие и лексические вопросы). М.: 2001. - 224 с.
7. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. 2-е изд. М.: КомКнига, 2005. - 176 с.
8. Волков, И.Ф. Теория литературы . - М.: Просвещение, 1995. - 256 с.
9. Галеева, Н.Л. Параметры художественного текста и перевод. М.: Тверь, 1999. - 155 с.
10. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского. М.: Либроком, 1958. - 459 с.
11. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: 2009. - 144 с.
12. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое. М.: 1979. - 222 с.
13. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. М.: 2010. - 432 с.
14. Гусева, Е.В. Культурологический контекст и, семантика текста в лингводидактическом освещении // Текст как объект лингводидактического исследования и как: элемент культуры. - 1998 - С. 93 - 96.
15. Гюббенет, И.В. Основы филологической интерпретации литературно- художественного текста. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 205 с.
...