ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Возрастные особенности детей 13-14 лет, занимающихся
волейболом 6
1.2. Характеристика координационных способностей 9
1.3. Методика развития координационных способностей 13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1. Организация исследования 38
2.2. Методы исследования 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ 44
ОБСУЖДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Современное общество заинтересовано в том, чтобы наше поколение было физически подготовленным, жизнерадостным, готовым к труду и обороне, а так же к защите Родины. Чтобы решить эту основную задачу, нужно повысить эффективность физического воспитания школьников. Наряду с закаливанием, укреплением здоровья, повышением работоспособности школьников, знаний в области медицины, гигиены, физической культуры и спорта должна быть решена задача проведения секционных занятий по волейболу [1].
При развитии волейбола разрабатывались техника и тактика, а так же правила игры, выявились разновидности вида спорта, появился к нему интерес различных категорий населения. Современный волейбол, олимпийский и профессиональный, очень зрелищная и захватывающая игра, а особенно силовая подача в прыжке, мощные нападающие удары с первой линии и с задней линии, виртуозная защитная блокировка мяча и в поле, различной сложности тактические комбинации с участием игроков, как передней, так и задней линии [34].
В отличае от других видов спорта волейбол интересен тем, что он удовлетворяет самые различные запросы и потребности, он существует в различных видах: как игра полными составами (6/6), так и игра неполными составами (5/5, 4/4, 3/3, 2/2, 1/1), мини-волейбол, игра на ограниченной площади, игра на время, игра с ограничением в счете, волейбол на свежем воздухе в зимнее время, соответственно летом пляжный волейбол и т.д. [8].
Во время игры в волейбол создаются благоприятная возможность проявить смекалку, ловкость, силу, быстроту, выносливость, волевые качества, взаимопомощь и другие свойства личности, т.е. тех качеств, умений и навыков, которые используются в жизни, а так же полезны в трудовой и общественной деятельности [6]. Это во многом объясняет то, что волейбол включен в программы по физической культуре в учреждениях общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования [35].
Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса - это сложнейший процесс, успех которого определяется целым рядом факторов. Одним из таких факторов является использование специальных упражнений и выявления более эффективных способов, средств, методов, при помощи которых можно за минимальный промежуток времени достичь наивысшего результата. Поэтому применение специальных упражнений приобретает важное значение на этапе начальной подготовки, когда закладывается фундамент мастерства, и считается одной из значимых задач учебно-тренировочного процесса [3].
Предъявляются высокие требования при игре в волейбол к развитию многих двигательных способностей, и прежде всего, координационных способностей.
Проблему развития физических качеств у школьников, занимающихся волейболом рассматривали такие ученые как В.И.Лях, А.В.Беляева и другие. Тем не менее данная проблема остается актуальной и в настоящее время.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс волейболистов.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей у волейболистов 13-14 лет.
Цель исследования: обосновать эффективность применения средств и методов, направленных на повышение уровня развития координационных способностей волейболистов 13-14 лет.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать комплексы специальных упражнений, направленных на повышение уровня развития координационных способностей у юных волейболистов.
3. Обосновать эффективность применения комплексов упражнений, направленных на развитие координационных способностей у волейболистов 13-14 лет.
4. Выявить динамику развития координационных способностей у волейболистов за период эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа выполнена на 61 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В работе представлен иллюстративный материал: она содержит 5 таблиц и 5 рисунков.
Координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.
Для волейболистов развитие координационных способностей имеет большое значение. Выполнение любого технического приема в волейболе строится на основе старых координационных связей. Чем больший запас разнообразных двигательных навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование ее в постоянно изменяющихся ситуациях.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы.
1. По данным научно - методической литературы, наиболее интенсивный прирост в развитии координационных способностей наблюдается в возрасте 11 - 14 лет.
2. Разработаны комплексы упражнений, направленные на повышение уровня развития координационных способностей у юношей 13-14 лет, занимающихся волейболом.
3. Результаты педагогического эксперимента выявили следующее:
• в тесте «челночный бег 4 х 9м », у волейболистов экспериментальной группы прирост результата составил 14,3%, а в контрольной - 5,8%;
• в упражнении на равновесие ( проба Ромберга) в экспериментальной группе прирост равнялся 22,7%, в контрольной группе - 9,1%;
• в тесте « метание теннисного мяча в цель» у волейболистов экспериментальной группы прирост составил 66%, в контрольной в два раза меньше (33,3%).
• Таким образом, в процессе применения разработанных комплексов упражнений зафиксирована эффективность их воздействия на развитие координационных способностей волейболистов 13 - 14 лет, что подтверждается результатами педагогического эксперимента.
1. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности [Текст] / М.К. Акимова. - М.: Физкультура и спорт, 1999. -378 с.
2. Беляева, А.В. Волейбол [Текст] / А.В. Беляева. М.В.Савина - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 360 с.
3. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии [Текст] / Н.А Бернштейн. - М.: «ФиС». 2001. - 186 с.
4. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М.М. Боген.
- М.: Физическая культура и спорт, 2005. - 234 с.
5. Гогунов, Е.И. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Е.И. Гогунов, Б.Н.Мартьянов - М.: Физкультура и спорт, 2000.
6. Григорян, Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом [Текст] / Э.А. Григорян. - М.: Киев, 2006. - 134 с.
7. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников. [Текст] / Сост. Н.А. Ноткина.-СПб.: Образование, 2003. - 164 с.
8. Железняк, Ю.Д. 120 уроков по волейболу. [Текст] / Ю.Д. Железняк.- М.: Физкультура и спорт, 1980. - 188 с.
9. Зимницкая, Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры [Текст] / Р.Э. Зимницкая. - Минск. 2003. - 114 с.
10. Ильин, Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы [Текст] / Е.П. Ильин.- М.: Психомоторика. Сб. научн. трудов, 2013. - 166 с.
11. Карпеев, А.Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей [Текст] / А.Г. Карпеев. - Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. Трудов. Омск, 1992. - 32 с.
12. Лях, В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» [Текст] / В.И. Лях.- М.: Теория и практика физической культуры №1, 1991. - 50с.
13. Лях, В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования [Текст] / В.И. Лях.- М.: Теория и практика физической культуры №11, 1995. - 29с.
14. Лях, В.И. Координационные способности школьников [Текст] / В.И. Лях.- М.: Минск: Полымя, 2001. - 152 с.
15. Лях, В.И. Критерии определения координационных способностей [Текст] / В.И. Лях.- М.: Минск, 1994. - 20 с.
...