Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Верхотурское уездное земство в 1870-1890 гг.

Работа №98276

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Верхотурское уездное земство: создание, структура, функции 11
Глава 2. Медицина в Верхотурском уездном земстве 22
Глава 3. Образование в Верхотурском уездном земстве 40
Заключение 50
Список источников и литературы 54
Приложение 58

Создание земского самоуправления было тесно связано с аграрной ре­формой, отменой крепостного права (1861). В 1850-е годы Российская импе­рия, потерпела поражение в ходе Крымской войны против европейских дер­жав. Это подчеркнуло неэффективность принудительного труда, заставило взяться за освобождение крестьян. Бывшие крепостные, получая гражданские права, выходили из-под административной власти. Господство помещиков «благородного сословия» в учреждениях губернии и уездах, должно было прекратится. Просто заменить помещиков чиновниками на этих уровнях бы­ло нельзя. Приходилось считаться с мнением общества, которое после крым­ского поражения выступало против бесчинств, которое устраивала бюрокра­тия. Так государство решило допустить общество к делам управления, хотя бы частично, на низших ступенях. Реформа 1861 года позволяла создать на местах, всесословные учреждения, ведь крестьяне получили не только свобо­ду, но и свои органы самоуправления (сельские и волостные сходы), через это самоуправление вчерашние крепостные входили в земство.
Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 постановило: для заведывания делами, относящимися к местным хозяй­ственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения.
При анализе динамики сметных доходов и расходов в пермских земст­вах, можно сделать следующие выводы: Во-первых, для начального периода деятельности земств губернии характерен рост расходов, что было обуслов­лено ростом доходов. Во-вторых, во второй половине 1870-х гг. происходит снижение темпов роста доходов и расходов. Для периода становления уезд­ных земств Пермской губернии было характерно значительное преобладание расходов на образование, здравоохранение и прочие, т. е. необязательных над обязательными. Следовательно, со времени своего образования уездные зем­ства губернии были социально ориентированы. Это позволяет утверждать, что уездные земства Пермской губернии были в первую очередь обществен­ными, а не государственными учреждениями1.
Слабая земская деятельность в первый период существования прямо обусловливалась неподготовленностью земских деятелей к новому. Земским деятелям приходилось сперва учиться земскому делу, присматриваться к то­му, что жизнью, и находить способы для удовлетворения этих требований и уже потом работать. Земство занималось дорогами, мостами, почтой, проти­вопожарными мероприятиями, мелиорацией, продовольственными запасами, складами, помощью нуждающимся, бедным, больным, здравоохранением, школами, библиотеками.
Актуальность темы связана с несколькими причинами. В первую оче­редь это связано с интересом изучения жизнеспособности общественной са­модеятельности в условиях авторитарного строя и как самоотверженная, во многом успешная попытка обустроить российскую провинцию, «глубинку». Земства стали одним из символов пореформенной эпохи — времени яркого, динамичного, заметно сблизившего Россию с Европой.
Объектом исследования стало Верхотурское уездное земство Перм­ской губернии. Предметом исследования является организация и деятель­ность Верхотурского уездного земства в сфере народного образования и ме­дицины в 1870-1890 гг. Этот выбор объясняется тем, что именно эти две ста­тьи расходов были самыми крупными в земском бюджете Верхотурского уезда.
Хронологические рамки: начальная грань исследования связана с введе­нием земских учреждений в Пермской губернии в 1870 г., в том числе и Вер­хотурском уезде. Конечная точка связана с введением нового «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» 12 июня 1890 г.
Территориальные рамки: исследования ограничены границами Вер­хотурского уезда в рассматриваемый период времени. Верхотурский уезд Пермской губернии имел территорию 60 117 км2 (52 822 кв. в.) и распола­гался на восточном склоне Уральского хребта, составляя вместе с Чердын- ским уездом, лежащим к западу от хребта, северную часть губернии.
Историография темы. Историография второй половины XIX в. харак­теризуется разнообразием идейно-политических направлений, что объясня­лось непрерывной борьбой между сторонниками государственно-националь­ной, либеральной и радикальной системами ценностей в условиях напряжен­ного поиска приемлемых средств и темпов индустриальной модернизации. Участие земских органов в развитии медицины и образования нашли отра­жение в работах ученых, общественных деятелей и публицистов. Каждое по­коление исследователей трактовало эту проблему в пределах реалий, соци­альных ориентиров и политического опыта своего времени.
Значительный вклад в исследование проблемы земской медицины внес Б. Б. Веселовский. Он собрал огромный статистический и фактический мате­риал, проанализировал журналы земский собраний всех 34 губерний, где были введены земские учреждения. Вопросам земской медицины Б. Б. Веселовский посвятил один из разделов первого тома. Им был дан краткий обзор состояния медицины в дореформенный период, перечисление главных задач земских уч­реждений в области здравоохранения, подробную характеристику этапов зем­ско-медицинской деятельности, основных систем земско-медицинской органи- зации2.
Также в дореволюционный период о образовании и медицине в земстве имеется немало информации у И.Я. Кривощекова в работе «Словарь Верхо­турского уезда Пермской губернии». В этой работе представлены небольшие очерки по состоянию медицины и образования в различные периоды сущест­вования земства. Но эти очерки написаны не о всех населенных пунктах уез­да3.
Следует отметить вклад В. Н. Шишонко в изучении народного образо­вания в Верхотурском уезде. Несмотря на то, что его сочинения до сих пор подвергаются критике профессиональных историков, их содержание пред­ставляет интерес, поскольку содержат обширный материал по становлению народного образования 4.
В целом, в дореволюционный период были сделаны первые попытки обобщить опыт деятельности земских врачей, накоплен большой фактиче­ский материал, хотя глубокого, систематизированного анализа изучаемого предмета не было дано.
События 1917 года положили конец широким теоретическим дискусси­ям, в отечественной историографии начался процесс утверждения марксист­ско-ленинского подхода к оценке исторического развития российского обще­ства. Ученые марксисты в 1920-1940-х гг. практически не занимались разра­боткой проблем земского самоуправления, поскольку его деятельность была заклеймена как «классово ограниченная»5.
Первое и единственное до настоящего времени фундаментальное ис­следование Пермского земства было проведено в годы СССР
М. И. Чернышом. Автор глубоко проанализировал деятельность земств гу­бернии в 1870-1890-м гг. на широком фоне социально-экономического раз­вития пореформенного Урала6. В тоже время в советский период расширя­ется проблематика научных исследований, анализируются цель и характер реформ, региональная земская медицина...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Реформы 1860-1870-х гг. повлекли за собой усложнение экономических и общественных связей, что сделало образование одним из важнейших элементов комплексного функционирования системы. Успех деятельности земских учреждений после проведения реформы зависел от ряда факторов: готовности органов самоуправления взять на себя решение образовательных задач, наличия средств, степени разработанности программы мероприятий в области просвещения и др.
Развитие системы образования проходило в сложных исторических условиях. С одной стороны, после отмены крепостного права возникла потребность в технически грамотном персонале для успешного развития промышленного и сельскохозяйственного производства. С другой стороны, проводя преобразования, государство стремилось к сохранению стабильности. Поэтому народные училища были призваны обеспечить массы населения основами грамотности, при сохранении в руках власти контроля, с целью недопущения роста социальной активности населения. На местах этот контроль осуществляли инспектора, попечители учебных заведений, члены училищных советов.
Изначально создание земских школ не было широко поддержано населением, т.к. люди были больше озабочены не уровнем образованности, а насущными проблемами. Зачастую детей не отпускали в школы, потому то необходимо было выполнять полевые работы и помогать по хозяйству. Однако со временем, крестьяне начали осознавать, что школа - это не бесполезная трата времени, а шаг к приобретению азов грамотности.
Главной заслугой земства является то, что оно значительно расширило сеть народных начальных училищ, упорядочило и сделало для всех доступной школу. Путем широкого распространения народного образования земство смогло сблизить народ со школой, уничтожить в корне отчуждение и ее боязнь, которые существовали в народе прежде.
За два десятилетия деятельности земства улучшилось оснащение школ учебной литературой. В первые годы земской деятельности снабжение учи­лищ учебниками шло медленно и далеко не соответствовало выяснившимся нуждам училищ. Со второй половины 70-х годов заведование выпиской учебных пособий для училищ во всех уездах приняли на себя земские упра­вы. В выборе учебников и руководств управы следовали указаниям инспек­торов и училищных советов, количество учебных пособий определяли по за­явлениям учительского персонала, сообразуясь с отпущенным кредитом. По первым требованиям учителей, управа старалась выделять средства на закуп­ку книг и пособий для училищ.
Верхотурским уездным земством была проведена большая организа­ционная работа. Было назначено особое лицо от земства для заведования школами, создан училищный совет, территория уезда поделена на несколько участков, на каждый из них назначен наблюдающий, который посещал шко­лы своего участка 3-4 раза в год.
По данным В. Шишонко, уже в 1871-1873 гг. новые школы были от­крыты в 19 селах. В 1873 г. земство имело уже 41 школу, приобрело 14 237 экземпляров томов учебных пособий, при 6 школах открыло ремесленные классы — четыре столярных, сапожный и тележный.
Для того, чтобы дети, живущие в мелких населенных пунктах, где не было школ, имели возможность получить основы грамоты предлагалось в первую очередь открывать так называемые подвижные школы. Первая такая школа в уезде была открыта в 1882 г. в Верхнесалдинской волости.
Итогом всех мероприятий земства направленных на развитие образова­ния в уезде стал рост грамотного населения от поколения к поколению среди мужчин в группе «городских сословий» (у мужчин от 60 и старше, 52,1%, у юношей 10-19 лет — 90,7 %); среди «лиц сельского состояния» (40-летних — 34 %, 30-летних — 48,2 %. 20-29 лет 61,6 %. 10-19-летних — 74,2 %). Среди женщин «городских сословий» (50-летних —18,2 %. 40-летних - 33,9%); среди «лиц сельского состояния» от старшего поколения к младшему наблюдался рост от 6,7% до 56,6%.
Однако к 1890 г. оставались нерешенные проблемы, среди которых плачевное состояние учебных помещений, нехватка инвентаря, а также не­достаток библиотек. Поэтому перед земством продолжал стоять ряд актуаль­ных вопросов, требовавших решения.
На первых порах деятельности земства в сфере здравоохранения вра­чебные участки организовывались в волостях, где заводская медицина была недоступна, т.е. нагрузка на земских врачей была снижена. Нередким явле­нием было совмещение врачом труда в земстве и в заводском госпитале. Горнозаводские уезды были более развиты в экономическом отношении и в этих уездах медицинская сеть расширялась гораздо динамичнее, чем в «кре­стьянских».
Длительная работа на определенном участке давала возможность врачу стать авторитетным и близким человеком для населения, завоевать его дове­рие. С ростом авторитета увеличивался и объем работы врачей. Участковый врач был специалистом широкого профиля. Он оказывал помощь не только при внутренних болезнях, но и проводил экстренные хирургические опера­ции, оказывал акушерскую помощь при осложненных родах и др. Врачи так же осуществляли надзор за школами, проводили санитарно-просветительную работу, принимали активное участие в различных видах общественной дея­тельности, занимались наукой.
Съезды врачей, начиная с 1872 года создавали новые направления раз­вития медицины в Верхотурском земстве, и развивали уже существующие. Огромную проблему составляла нехватка лиц среднего и младшего медицин­ского персонала и поэтому ее пытались решить любым путем, не только ма­териальным. Уже с 1873 г. начали строиться фельдшерские пункты, где были фельдшер и акушерка, которые могли оказать первую медицинскую помощь. Их направляли в один населенный пункт, который находился на одинаковом расстоянии от всех селений. Это было намного удобней, и население всегда знало, где находится фельдшер. Однако, некоторые районы по-прежнему не имели больниц и медицинских работников.
Первый съезд врачей заложил основы направления деятельности зем­ской медицины, которые получили развитие на дальнейших съездах. В пер­вую очередь нужно подчеркнуть переход от разъездной системы, к системе участков.
К концу 1870-х гг. растет количество врачебных участков в уезде. Если в 1871 г. их было всего 2, то к 1879 г. их уже 5.
С введением земства и постройкой новых больниц увеличилось коли­чество коек в лечебных заведениях. С первоначальных 20 кроватей в 1870 г., их число в 1872 г. стало 30, в 1874 г. - 50, а со сдачей больниц - 95. 29 ноября 1884 года в Нижнем Тагиле открылась земская больница на 30 коек.
Следует отметить рост уровня бесплатной медицины. Рецепт особо бедным по усмотрению врача выписывался бесплатно. Стоимость лекарств отпущенных из аптеки составила сумму в 1880г. - 200 руб., в 1881г. - 350 руб., в 1882г. - 454 руб. А сумма стоимости лекарств, проданных за деньги в 1880г. - 194 руб., в 1881г. - 121 руб., в 1882г. - 73 руб. Таким образом видно, что расходы земства росли.
В 1889 г. открывается аптека в столице уезда - городе Верхотурье.
В рассматриваемый период также увеличиваются ассигнования на ме­дицинскую часть. В 1880-1881 (40580,20 руб.), в 1894-1895 (55809, 98 руб.)1.
Основными болезнями в Верхотурском уезде остаются заболевания связанные со спецификой работы населения, а именно характерные для гор­нозаводских рабочих, такие как: ревматизм, воспаление легких, воспаление бронхов, скорбут. Также земские врачи выделяют проблемы связанные с большим количеством венерических заболеваний.


1) Богатырева, О. Н. Эволюция системы местного управления в Вятской и Пермской губерниях (1861 - февраль 1917): автореф. дис. ...докт. ист. наук : 07.00.02 / О. Н. Богатырева ; Екатеринбург, 2004. - 43 с.
2) Веселовский, Б. Б. История земства за 40 лет. Т.1. / Б. Б. Веселовский. - СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1909. - 724 с.
3) Герасименко, Г. А. Земское самоуправление в России. / Г. А. Гераси­менко. - М., 1990. - 264 с.
4) Елисафенко, М. К. Земство и начальное образование на Урале (вторая половина XIX - начало ХХ в.) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / М. К. Ели­сафенко ; Урал. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1996. - 260 с.
5) Корчагин, П. А. История Верхотурья (1598-1926). Закономерности со­циально-экономического развития и складывания архитектурно-историче­ской среды города : дис ... канд. ист. наук : 07.00.02 / П. А. Корчагин ; Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2002. - 319 с.
6) Кривощеков, И.Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии / И. Я. Кривощеков. - Пермь. : Изд-во Верхотурское земство, 1910. - 823 с.
7) Левандовский, А.А. Самоуправление в контексте самовластия / А. А. Левандовский // Знание - сила. 1992. №2. С.68.
8) Мирский, М. Б. Медицина в России XVI - XIX веков / М. Б. Мирский. - М. : Росспэн, 1996. - 400 с.
9) Плотников, С. Н. Становление Пермского земства, 1870-1879 гг. : дис ... канд. ист. наук : 07.00.02 / С. Н. Плотников ; Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2000. - 319 с.
10) Попп, И. А. Алексей Иванович Кроненберг: провинциальный неудач­ник или успешный общественный деятель / И. А. Попп, Э. А. Черноухов // Известия Уральского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - № 1(87). С. 224-231.
11) Рейтблат, А. И. От Бовы к Бальмонту: очерки по истории чтения в Рос­сии во второй половине XIX века / А. И. Рейтблат. - М. : Издательство МПИ, 1991. - 448 с.
12) Сафронов, А. М. Школы и грамотность населения Верхотурского уезда Пермской губернии в конце XIX в / А. А. Сафронов, А. М. Сафронова. - Ека­теринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2005. — Вып. 5 С. 130-149.
13) Сафронова, А.М. Сельская школа на Урале в XVIII-XIX вв. и распро­странение грамотности среди крестьян / А. М. Сафронова. - Екатеринбург, 2002. - 120 с.
14) Селезнева, В. Т. Очерки по истории здравоохранения на дореволюци­онном Урале / В. Т. Селезнева. - Молотов. : Кн. изд-во, 1955. - 216 с.
15) Селезнева, В. Т. Очерки по истории медицины в Пермской губернии / В. Т. Селезнева. - Пермь. : Пермская гос. мед. академия, 1997. - 120 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ