Введение 3
Глава 1. Верхотурское уездное земство: создание, структура, функции 11
Глава 2. Медицина в Верхотурском уездном земстве 22
Глава 3. Образование в Верхотурском уездном земстве 40
Заключение 50
Список источников и литературы 54
Приложение 58
Создание земского самоуправления было тесно связано с аграрной реформой, отменой крепостного права (1861). В 1850-е годы Российская империя, потерпела поражение в ходе Крымской войны против европейских держав. Это подчеркнуло неэффективность принудительного труда, заставило взяться за освобождение крестьян. Бывшие крепостные, получая гражданские права, выходили из-под административной власти. Господство помещиков «благородного сословия» в учреждениях губернии и уездах, должно было прекратится. Просто заменить помещиков чиновниками на этих уровнях было нельзя. Приходилось считаться с мнением общества, которое после крымского поражения выступало против бесчинств, которое устраивала бюрократия. Так государство решило допустить общество к делам управления, хотя бы частично, на низших ступенях. Реформа 1861 года позволяла создать на местах, всесословные учреждения, ведь крестьяне получили не только свободу, но и свои органы самоуправления (сельские и волостные сходы), через это самоуправление вчерашние крепостные входили в земство.
Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 постановило: для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения.
При анализе динамики сметных доходов и расходов в пермских земствах, можно сделать следующие выводы: Во-первых, для начального периода деятельности земств губернии характерен рост расходов, что было обусловлено ростом доходов. Во-вторых, во второй половине 1870-х гг. происходит снижение темпов роста доходов и расходов. Для периода становления уездных земств Пермской губернии было характерно значительное преобладание расходов на образование, здравоохранение и прочие, т. е. необязательных над обязательными. Следовательно, со времени своего образования уездные земства губернии были социально ориентированы. Это позволяет утверждать, что уездные земства Пермской губернии были в первую очередь общественными, а не государственными учреждениями1.
Слабая земская деятельность в первый период существования прямо обусловливалась неподготовленностью земских деятелей к новому. Земским деятелям приходилось сперва учиться земскому делу, присматриваться к тому, что жизнью, и находить способы для удовлетворения этих требований и уже потом работать. Земство занималось дорогами, мостами, почтой, противопожарными мероприятиями, мелиорацией, продовольственными запасами, складами, помощью нуждающимся, бедным, больным, здравоохранением, школами, библиотеками.
Актуальность темы связана с несколькими причинами. В первую очередь это связано с интересом изучения жизнеспособности общественной самодеятельности в условиях авторитарного строя и как самоотверженная, во многом успешная попытка обустроить российскую провинцию, «глубинку». Земства стали одним из символов пореформенной эпохи — времени яркого, динамичного, заметно сблизившего Россию с Европой.
Объектом исследования стало Верхотурское уездное земство Пермской губернии. Предметом исследования является организация и деятельность Верхотурского уездного земства в сфере народного образования и медицины в 1870-1890 гг. Этот выбор объясняется тем, что именно эти две статьи расходов были самыми крупными в земском бюджете Верхотурского уезда.
Хронологические рамки: начальная грань исследования связана с введением земских учреждений в Пермской губернии в 1870 г., в том числе и Верхотурском уезде. Конечная точка связана с введением нового «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» 12 июня 1890 г.
Территориальные рамки: исследования ограничены границами Верхотурского уезда в рассматриваемый период времени. Верхотурский уезд Пермской губернии имел территорию 60 117 км2 (52 822 кв. в.) и располагался на восточном склоне Уральского хребта, составляя вместе с Чердын- ским уездом, лежащим к западу от хребта, северную часть губернии.
Историография темы. Историография второй половины XIX в. характеризуется разнообразием идейно-политических направлений, что объяснялось непрерывной борьбой между сторонниками государственно-национальной, либеральной и радикальной системами ценностей в условиях напряженного поиска приемлемых средств и темпов индустриальной модернизации. Участие земских органов в развитии медицины и образования нашли отражение в работах ученых, общественных деятелей и публицистов. Каждое поколение исследователей трактовало эту проблему в пределах реалий, социальных ориентиров и политического опыта своего времени.
Значительный вклад в исследование проблемы земской медицины внес Б. Б. Веселовский. Он собрал огромный статистический и фактический материал, проанализировал журналы земский собраний всех 34 губерний, где были введены земские учреждения. Вопросам земской медицины Б. Б. Веселовский посвятил один из разделов первого тома. Им был дан краткий обзор состояния медицины в дореформенный период, перечисление главных задач земских учреждений в области здравоохранения, подробную характеристику этапов земско-медицинской деятельности, основных систем земско-медицинской органи- зации2.
Также в дореволюционный период о образовании и медицине в земстве имеется немало информации у И.Я. Кривощекова в работе «Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии». В этой работе представлены небольшие очерки по состоянию медицины и образования в различные периоды существования земства. Но эти очерки написаны не о всех населенных пунктах уезда3.
Следует отметить вклад В. Н. Шишонко в изучении народного образования в Верхотурском уезде. Несмотря на то, что его сочинения до сих пор подвергаются критике профессиональных историков, их содержание представляет интерес, поскольку содержат обширный материал по становлению народного образования 4.
В целом, в дореволюционный период были сделаны первые попытки обобщить опыт деятельности земских врачей, накоплен большой фактический материал, хотя глубокого, систематизированного анализа изучаемого предмета не было дано.
События 1917 года положили конец широким теоретическим дискуссиям, в отечественной историографии начался процесс утверждения марксистско-ленинского подхода к оценке исторического развития российского общества. Ученые марксисты в 1920-1940-х гг. практически не занимались разработкой проблем земского самоуправления, поскольку его деятельность была заклеймена как «классово ограниченная»5.
Первое и единственное до настоящего времени фундаментальное исследование Пермского земства было проведено в годы СССР
М. И. Чернышом. Автор глубоко проанализировал деятельность земств губернии в 1870-1890-м гг. на широком фоне социально-экономического развития пореформенного Урала6. В тоже время в советский период расширяется проблематика научных исследований, анализируются цель и характер реформ, региональная земская медицина...
Реформы 1860-1870-х гг. повлекли за собой усложнение экономических и общественных связей, что сделало образование одним из важнейших элементов комплексного функционирования системы. Успех деятельности земских учреждений после проведения реформы зависел от ряда факторов: готовности органов самоуправления взять на себя решение образовательных задач, наличия средств, степени разработанности программы мероприятий в области просвещения и др.
Развитие системы образования проходило в сложных исторических условиях. С одной стороны, после отмены крепостного права возникла потребность в технически грамотном персонале для успешного развития промышленного и сельскохозяйственного производства. С другой стороны, проводя преобразования, государство стремилось к сохранению стабильности. Поэтому народные училища были призваны обеспечить массы населения основами грамотности, при сохранении в руках власти контроля, с целью недопущения роста социальной активности населения. На местах этот контроль осуществляли инспектора, попечители учебных заведений, члены училищных советов.
Изначально создание земских школ не было широко поддержано населением, т.к. люди были больше озабочены не уровнем образованности, а насущными проблемами. Зачастую детей не отпускали в школы, потому то необходимо было выполнять полевые работы и помогать по хозяйству. Однако со временем, крестьяне начали осознавать, что школа - это не бесполезная трата времени, а шаг к приобретению азов грамотности.
Главной заслугой земства является то, что оно значительно расширило сеть народных начальных училищ, упорядочило и сделало для всех доступной школу. Путем широкого распространения народного образования земство смогло сблизить народ со школой, уничтожить в корне отчуждение и ее боязнь, которые существовали в народе прежде.
За два десятилетия деятельности земства улучшилось оснащение школ учебной литературой. В первые годы земской деятельности снабжение училищ учебниками шло медленно и далеко не соответствовало выяснившимся нуждам училищ. Со второй половины 70-х годов заведование выпиской учебных пособий для училищ во всех уездах приняли на себя земские управы. В выборе учебников и руководств управы следовали указаниям инспекторов и училищных советов, количество учебных пособий определяли по заявлениям учительского персонала, сообразуясь с отпущенным кредитом. По первым требованиям учителей, управа старалась выделять средства на закупку книг и пособий для училищ.
Верхотурским уездным земством была проведена большая организационная работа. Было назначено особое лицо от земства для заведования школами, создан училищный совет, территория уезда поделена на несколько участков, на каждый из них назначен наблюдающий, который посещал школы своего участка 3-4 раза в год.
По данным В. Шишонко, уже в 1871-1873 гг. новые школы были открыты в 19 селах. В 1873 г. земство имело уже 41 школу, приобрело 14 237 экземпляров томов учебных пособий, при 6 школах открыло ремесленные классы — четыре столярных, сапожный и тележный.
Для того, чтобы дети, живущие в мелких населенных пунктах, где не было школ, имели возможность получить основы грамоты предлагалось в первую очередь открывать так называемые подвижные школы. Первая такая школа в уезде была открыта в 1882 г. в Верхнесалдинской волости.
Итогом всех мероприятий земства направленных на развитие образования в уезде стал рост грамотного населения от поколения к поколению среди мужчин в группе «городских сословий» (у мужчин от 60 и старше, 52,1%, у юношей 10-19 лет — 90,7 %); среди «лиц сельского состояния» (40-летних — 34 %, 30-летних — 48,2 %. 20-29 лет 61,6 %. 10-19-летних — 74,2 %). Среди женщин «городских сословий» (50-летних —18,2 %. 40-летних - 33,9%); среди «лиц сельского состояния» от старшего поколения к младшему наблюдался рост от 6,7% до 56,6%.
Однако к 1890 г. оставались нерешенные проблемы, среди которых плачевное состояние учебных помещений, нехватка инвентаря, а также недостаток библиотек. Поэтому перед земством продолжал стоять ряд актуальных вопросов, требовавших решения.
На первых порах деятельности земства в сфере здравоохранения врачебные участки организовывались в волостях, где заводская медицина была недоступна, т.е. нагрузка на земских врачей была снижена. Нередким явлением было совмещение врачом труда в земстве и в заводском госпитале. Горнозаводские уезды были более развиты в экономическом отношении и в этих уездах медицинская сеть расширялась гораздо динамичнее, чем в «крестьянских».
Длительная работа на определенном участке давала возможность врачу стать авторитетным и близким человеком для населения, завоевать его доверие. С ростом авторитета увеличивался и объем работы врачей. Участковый врач был специалистом широкого профиля. Он оказывал помощь не только при внутренних болезнях, но и проводил экстренные хирургические операции, оказывал акушерскую помощь при осложненных родах и др. Врачи так же осуществляли надзор за школами, проводили санитарно-просветительную работу, принимали активное участие в различных видах общественной деятельности, занимались наукой.
Съезды врачей, начиная с 1872 года создавали новые направления развития медицины в Верхотурском земстве, и развивали уже существующие. Огромную проблему составляла нехватка лиц среднего и младшего медицинского персонала и поэтому ее пытались решить любым путем, не только материальным. Уже с 1873 г. начали строиться фельдшерские пункты, где были фельдшер и акушерка, которые могли оказать первую медицинскую помощь. Их направляли в один населенный пункт, который находился на одинаковом расстоянии от всех селений. Это было намного удобней, и население всегда знало, где находится фельдшер. Однако, некоторые районы по-прежнему не имели больниц и медицинских работников.
Первый съезд врачей заложил основы направления деятельности земской медицины, которые получили развитие на дальнейших съездах. В первую очередь нужно подчеркнуть переход от разъездной системы, к системе участков.
К концу 1870-х гг. растет количество врачебных участков в уезде. Если в 1871 г. их было всего 2, то к 1879 г. их уже 5.
С введением земства и постройкой новых больниц увеличилось количество коек в лечебных заведениях. С первоначальных 20 кроватей в 1870 г., их число в 1872 г. стало 30, в 1874 г. - 50, а со сдачей больниц - 95. 29 ноября 1884 года в Нижнем Тагиле открылась земская больница на 30 коек.
Следует отметить рост уровня бесплатной медицины. Рецепт особо бедным по усмотрению врача выписывался бесплатно. Стоимость лекарств отпущенных из аптеки составила сумму в 1880г. - 200 руб., в 1881г. - 350 руб., в 1882г. - 454 руб. А сумма стоимости лекарств, проданных за деньги в 1880г. - 194 руб., в 1881г. - 121 руб., в 1882г. - 73 руб. Таким образом видно, что расходы земства росли.
В 1889 г. открывается аптека в столице уезда - городе Верхотурье.
В рассматриваемый период также увеличиваются ассигнования на медицинскую часть. В 1880-1881 (40580,20 руб.), в 1894-1895 (55809, 98 руб.)1.
Основными болезнями в Верхотурском уезде остаются заболевания связанные со спецификой работы населения, а именно характерные для горнозаводских рабочих, такие как: ревматизм, воспаление легких, воспаление бронхов, скорбут. Также земские врачи выделяют проблемы связанные с большим количеством венерических заболеваний.
1) Богатырева, О. Н. Эволюция системы местного управления в Вятской и Пермской губерниях (1861 - февраль 1917): автореф. дис. ...докт. ист. наук : 07.00.02 / О. Н. Богатырева ; Екатеринбург, 2004. - 43 с.
2) Веселовский, Б. Б. История земства за 40 лет. Т.1. / Б. Б. Веселовский. - СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1909. - 724 с.
3) Герасименко, Г. А. Земское самоуправление в России. / Г. А. Герасименко. - М., 1990. - 264 с.
4) Елисафенко, М. К. Земство и начальное образование на Урале (вторая половина XIX - начало ХХ в.) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / М. К. Елисафенко ; Урал. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1996. - 260 с.
5) Корчагин, П. А. История Верхотурья (1598-1926). Закономерности социально-экономического развития и складывания архитектурно-исторической среды города : дис ... канд. ист. наук : 07.00.02 / П. А. Корчагин ; Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2002. - 319 с.
6) Кривощеков, И.Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии / И. Я. Кривощеков. - Пермь. : Изд-во Верхотурское земство, 1910. - 823 с.
7) Левандовский, А.А. Самоуправление в контексте самовластия / А. А. Левандовский // Знание - сила. 1992. №2. С.68.
8) Мирский, М. Б. Медицина в России XVI - XIX веков / М. Б. Мирский. - М. : Росспэн, 1996. - 400 с.
9) Плотников, С. Н. Становление Пермского земства, 1870-1879 гг. : дис ... канд. ист. наук : 07.00.02 / С. Н. Плотников ; Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2000. - 319 с.
10) Попп, И. А. Алексей Иванович Кроненберг: провинциальный неудачник или успешный общественный деятель / И. А. Попп, Э. А. Черноухов // Известия Уральского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - № 1(87). С. 224-231.
11) Рейтблат, А. И. От Бовы к Бальмонту: очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века / А. И. Рейтблат. - М. : Издательство МПИ, 1991. - 448 с.
12) Сафронов, А. М. Школы и грамотность населения Верхотурского уезда Пермской губернии в конце XIX в / А. А. Сафронов, А. М. Сафронова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2005. — Вып. 5 С. 130-149.
13) Сафронова, А.М. Сельская школа на Урале в XVIII-XIX вв. и распространение грамотности среди крестьян / А. М. Сафронова. - Екатеринбург, 2002. - 120 с.
14) Селезнева, В. Т. Очерки по истории здравоохранения на дореволюционном Урале / В. Т. Селезнева. - Молотов. : Кн. изд-во, 1955. - 216 с.
15) Селезнева, В. Т. Очерки по истории медицины в Пермской губернии / В. Т. Селезнева. - Пермь. : Пермская гос. мед. академия, 1997. - 120 с...