ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ЖЕНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 12
ГЛАВА 2. 'ЖЕНЩИНЫ-ВРАЧИ В ЗЕМСТВАХ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ
В 1879-1904 ГГ 28
ГЛАВА 3 ЖЕНЩИНЫ-ВРАЧИ В ЗЕМСТВАХ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ
В 1905-1917 ГГ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
Актуальность работы. В настоящее время усиливается интерес к гендерному аспекту истории России, что позволяет многопланово изучить степень развития общества. Сегодня сложно представить себе сферу деятельности, где не представлены женщины, особенно, когда речь идет о социально значимых профессиях, таких как врачи. Начало подобному разнообразию в профессиональной сфере было положено во второй половине XIX в., когда был поднят, так называемый, «женский вопрос» касающийся прав и возможностей женщин.
Профессиональная занятость женщины во многом демонстрирует ее положение в обществе и движение за право получения высшего медицинского образования показывает желание девушек реализовать себя.
Отличительной особенностью темы в Российской империи, стало сочетание острой нехватки кадров и желания женщин помочь людям. Таким образом, помимо роста самосознания женщин, общество в целом также чувствовало необходимость в увеличении медицинских кадров, которых особенно не хватало в деревнях и селах, а так как мужчины-врачи редко предпочитали города отдаленным участкам губерний, потребность в специалистах была особенно велика.
Учитывая возрастающий интерес к региональному компоненту истории России, мы посчитали целесообразным рассмотреть процесс вовлечения женщин в медицинскую сферу в качестве врачей на примере Пермской губернии. Это позволит увидеть развитие профессиональных возможностей женщин в медицине и показать, как это нововведение сказалось на земской медицине и на общественном мнении Пермского земства в целом.
Объектом исследования является земский медицинский персонал в Пермской губернии.
Предмет - численность, деятельность, условия службы женщин-врачей в Пермском земстве.
Хронологические рамки охватывают период с 1879 по 1917 гг. Начальная грань связана с появлением первых двух женщин-врачей на земской службе в Пермской губернии. Исследование завершается приходом к власти большевиков, когда земская реформа начала сворачиваться.
Территориальные рамки ограничиваются Пермской губернией, где, согласно реформе Александра II, в 1870 г. было введено земское самоуправление. Губерния включала в свой состав 12 уездов.
Целью исследования является историческая реконструкция исторического облика женщин-врачей на земской службе в Пермской губернии в 1879-1917 гг.
В соответствии с намеченной целью исследования определены следующие задачи:
• проследить изменение государственной политики в отношении женского медицинского образования и места женщин-врачей;
• рассмотреть основные сферы деятельности женщин-врачей Пермского земства.
• создать методическую разработку школьного урока по истории земской медицины Пермской губернии.
Историография работы подразделена на дореволюционный, советский, постсоветский периоды.
В XIX в. начали появляться работы, посвященные медицинскому образованию женщин. Роль женщин в медицине долгое время ограничивалась сферой родовспоможения, что нашло отражение, например, в работах Я.А. Чистовича1.
Открытие в 1872 г. «Высших курсов ученых акушерок» во многом концентрирует внимание на женском медицинском образовании. Так, Г.М. Гер- ценштейн2 рассматривает вопрос связи стремления женщин к получению образования с отменой крепостного права, приводит статистические данные о курсистках (количество окончивших курсы, семейный статус курсисток и др.). Обращаются к теме работы женщин-врачей П.П. Сушинский3. К.К. Толстой4, Н. Зинченко5.
К.К. Толстой не являлся сторонником женского медицинского образования, но его труд полезен, т.к. отражает консервативную точку зрения общества на допуск женщин к образованию.
Весьма любопытны взгляды Н. Зинченко, который считал главным отличием «женского вопроса» в России от стран Запада и Америки в том, что внимание было сосредоточено именно на допуске женщин к образованию, а не борьбе за политические и гражданские права.
Новый виток исследований, посвященных теме высшего женского медицинского образования, связан с процессом борьбы за образование после закрытия курсов. Этому посвящены работы А.Н. Шабановой6.
Поднимается данная тема в крупной исследовательской работе7 Е.О. Лихачевой. Она рассматривает такие вопросы как положение женского вопроса на Западе и в России, карьерный путь Н. Сусловой и В.А. Кашеваровой, а также отмечает процесс внедрения женского медицинского образования, акцентируя внимание на реакции общества и правительства. В целом, в исследовании собран внушительный материал по теме женского образования.
Большую научную значимость при исследовании земств имеет работа8 Б.Б. Веселовского, по истории Пермского земства выделяется труд В.С. Верхоланцева9.
Необходимо отметить, что литература дореволюционного периода в данном исследовании представляет скорее источниковедческий, чем историографический интерес. При этом анализ историографии данного этапа показывает, что в XIX в. интерес к женскому образованию был высок, носил преимущественно публицистический характер.
В советский период, когда правовые различия между мужчинами и женщинами стирались, возвращался интерес к женскому движению, революционной деятельности девушек. Особенность советской историографии состоит во многом одностороннем подходе к изучению проблемы, что связано с главенствующим тогда марксистко-ленинском учением.
Появляются исследования биографического плана, например, работа А.А. Смирнова10, посвященная деятельности В.А. Кашеваровой. Если говорить о Пермском земстве, то это книга В.С. Бабушкина о враче Е.П. Серебренниковой. В этих работах говориться о деятельности женщин-врачей в дореволюционный период: их работа в медицинских учреждениях, общественная деятельность.
Во второй половине XX в. женское образование рассматривается неотрывно от женского движения, что особенно видно в работе Э.А. Павлюченко11, А. Бебеля12.
В это же время возрастает интерес к истории дореволюционного развития высшего женского образования в целом и медицинского в частности. Появляются обобщающие работы, например, труд Е.И. Иванова13. Вновь возрастает интерес к изучению женского медицинского образования. Здесь можно отметить статьи С.М. Дионесова14, А.И. Сточника15.
В постсоветский период тематикой женского медицинского образования занимался И.В. Зимин16. Рассматривая вопрос медицинского образования, он среди прочего концентрировал внимание на проблемах профессиональной подготовки специалистов, финансирования, взаимодействия государственных, земских и частных структур в системе здравоохранения, а также феминизации медицины.
Развитию медицины Урала, а также работе женщин-врачей посвящена диссертация17 и ряд статей Т.Ю. Шестовой. Работа женщин-земских врачей также рассматривается в публикациях Д.Л. Островкина, Э.А. Черноухова18, В.В. Лядовой19, А. Стаценко20, А.И. Артемьевой21.
Проанализировав имеющиеся монографии и статьи, мы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день накоплена значительная база материалов по становлению и развитию женского медицинского образования, но касательно Пермского земства количество исследований, посвященных женщинам-врачам, невелико. В основном они сконцентрированы на работе женщин-земских врачей XIX в., а если говорить о специалистках, работающих в период с 1900-1917 гг., то работы в основном имели биографический характер или их труд упоминался в контексте изучения других тем, но без достаточного акцента на деятельность женщин-врачей.
В исследовании широко применялись письменные исторические источники следующих видов:
В первую очередь - это законодательные источники, которые представлены, например, «Указом о введении Положения о земских учреждениях в европейской части России»22. Этот источник позволил увидеть правовой аспект изучаемого вопроса. В частности - причины, подтолкнувшие правительство вовлечь женщин в сферу медицины...
Сочетание внутриполитической обстановки Российской империи, включающее в себя обновление экономической жизни общества, введение земского управления на некоторых участках страны, а также подъем демократического движения, привели к существенным изменениям в жизни общества. Примером «духа нового времени» становится открытие Высших женских медицинской курсов ученых акушерок, которые первоначально хоть и не ставили женщин в один ряд с врачами-мужчинами, но уже поднимали уровень профессиональных знаний курсисток. Помимо прочего обучение в России могло позволить себе большее количество девушек, нежели обучение заграницей.
Долгое время «курсы ученых акушерок» в Петербурге были единственным местом в России, где женщины могли получить высшее медицинское образование.
Дальнейшие периоды стагнации и развития медицинского образования упрочивали положение женщин в медицине, что во многом происходило благодаря их самоотверженной работе в земствах, куда в отличии от многих неземских учреждений девушек, окончивших курсы, приглашали и даже были готовы спонсировать их обучение через выдачу стипендий.
В начале XX в. сеть учебных заведений, где женщины могли получить высшее медицинское образование, выросла. Эти изменения также привели к росту количества женщин, занятых в медицине в качестве врачей.
Во многом перемены связаны с меняющейся политикой государства, которое осознавало, что стремление женщин к получению профессионального образования остановить было уже невозможно. Преобразилось и отношение общества по началу относившееся к специалисткам с недоверием, но в последствии женщины-врачи своим трудом и самоотверженностью показали всю косность ранее существовавших взглядов о допуске женщин на рынок труда.
Это отлично видно на примере «первого поколения» женщин-врачей Пермского земства. О.И. Скворцова, М.И. Торопова, О.П. Сигова и др. продемонстрировали свою готовность качественно выполнять свою работу, облегчая людям жизнь. Не вызывает сомнений, что прежде всего в работе женщин-врачей нуждались в сельской местности, где специалистов особенно не хватало, но значительная часть женщин-врачей Пермского земства работала именно в городах. В большинстве своем они трудились в Перми (О.И. Скворцова, Е.П. Серебренникова, С.И. Нейвидель-Креницкая, М.Я. Брун- штейн, В.И. Антушевич), также выпускницы курсов были заняты в г. Шад- ринске (И.О. Калашникова), в г. Красноуфимске (А.Т. Любимова), г. Оса (О.П. Сигова, А.И. Веретенникова).
Но помимо необходимости в профессионалах на небольших полупунктах, земствам нужны были врачи разных направленностей.
Введение стационарного принципа оказания медицинской помощи, когда на смену посещения врачом деревень и сел пришли врачебные участки, где находилась больница, фельдшерский пункт, аптека. В таких участках не было распределения на детских, женских, мужских врачей и потому необходимо было хорошо разбираться в разных заболеваниях. Так что совсем неудивительно, что женщины изначально стали выходить за пределы «женских и детских болезней». В основном они занимали должности участковых врачей (М.И. Торопова - с. Усолье, Е.В. Кротова-Александрова - г. Камышлов), но проявили они себя и в других специальностях. Е.П. Серебренникова стала первой женщиной-офтальмологом России, а В.И. Антушевич первая в Пермской губернии поступила на службу в приют душевнобольных. При очевидном выходе за пределы выполнения работы в сфере гинекологии и деторождения, женщины заработали авторитет среди местного населения и коллег- мужчин.
Если говорить о реальных возможностях женщин в медицине, а также существующих ограничений, то здесь политика земств была крайне гибкой. Пермское земство быстро реагировало на любые изменения в законодательстве, которые расширяли возможности женщин-врачей.
Средняя заработная плата мужчины-врача варьировалась от 1200-1500 в зависимости от места их работа и занимаемой должности. Для примера Е.В. Кротова-Александрова работая на Чермисском участке получала 1000 рублей. Таким образом, разница была примерно в 1,5 раза между доходом мужчины и женщины. Но здесь необходимо также учитывать, что места работы женщин в основном не предполагали карьерного роста, т.к. на участках в руководителях не было особой нужны.
Но подобные ограничения просуществовали менее 10 лет с первого выпуска «ученых акушерок» и женщинам было разрешено заведовать земскими медицинскими участниками, а также находящимися в этих участках сельскими больницами, приемными покоями. Несомненным достижением стала возможность занимать должность заведующей в городах женскими и детскими больницами, женскими и детскими отделениями общих больниц и лечебных заведений. На волне этих новообразований, Олимпиада Ивановна Скворцова заняла должность заведующей гинекологическим отделением Александровской больницы.
Главное различие состояло именно в специализациях врачей. Ограничений в практике для мужчин практически не существовало, то выбор женщин был невелик. Изменения начались с присоединения Женского медицинского института к Министерству народного просвещения, что открыло женщинам-врачам доступ практически ко всем специальностям.
Начиная с этого момента, можно говорить о второй плеяде женщин- врачей Пермского земства. Земство по-прежнему нуждалось в приливе специалистов, но теперь появилась мощная конкуренция со стороны государственных и частных учреждений, которые также были готовы предоставить женщинам рабочие места. К примеру, в 1879-1906 гг. женщин на земской службе было больше, чем на государственной службе или вольнопрактикующих, но с 1907 г. количество врачей неземской службы увеличивается и, если опираться на данные Адрес-календаря Пермской губернии и Российские медицинские списки, то показатели примерно равны (см. Таблицу).
Женщины, начинавшие свою карьеру в земских учреждениях могли перейти на службу в городские больницы, а также стать вольнопрактикующими врачами.
После 1904 г. в Пермском земстве появились женщины, занимающие должности зубных врачей (М.Ф. Казьмина), хирургов (В.Н. Диомидовская), санитарных врачей (Л.Д. Перкур), офтальмологов (Е.Д. Садовникова). Но помимо спектра специализаций, расширились и возможности трудоустройст- вах внутри земства.
Но стоит отметить, что некоторые ограничения сохранялись. Женщины по-прежнему не могли работать врачами в тюрьмах, а также проводить судебно-следственную экспертизу, только выступать помощниками врачей- мужчин при освидетельствовании женщин и детей.
На протяжении всей работы женщин на благо Пермского земства, они были активно вовлечены как в научную, так и в социальную деятельность. Женщины были постоянными участниками съездов врачей как уездных, так и общегубернских.
Женщины врачи принимали участие в развитии основных направлений земской медицины. Много внимания уделялось санитарно-просветительной работе, т.к. ужасные гигиенические условия в школах и на рабочих местах становились причиной распространения болезней. Например, санитарные врачи Пермского земства организовывали выставки по гигиене как внутри губернии, так и на общероссийском уровне.
Оказывали деятельное участие в вопросах по борьбе с эпидемиями. Наиболее остро стояла проблема, связанная с заболеванием оспой. Данная тема регулярно освещалась женщинами-земскими врачами на съездах врачей.
Занимали их темы, связанные с предотвращением детской смертности, а также обеспечение должного ухода за ними. Примером служит активное продвижение введения яслей санитарными врачами (А.М. Шанц, Р.А. Его- ровская).
Женщины врачи были полностью вовлечены в прогрессивные течения земской медицины Пермской губернии. Изначально будучи лишь «помощницами» и «учеными акушерками» они, работая на благо населения, старались сделать медицинское обслуживание более доступным для людей, а нехватка специалистов в отдаленных частях губернии способствовала тому, что женщины приобретали необходимые профессиональные навыки не только в сфере гинекологии и деторождения. Всего на службе Пермского земства в период с 1879-1917 гг. было задействовано не менее 80 женщин-врачей.
В целом, необходимо отметить, что либеральное течение в Российской империи в 1850-60 -гг. приведшее женщин в медицину в качестве врачей способствовало росту самосознания женщин, а также улучшило систему оказания помощи населению.
1. Абрамов, Я. Женские врачебные курсы [Текст] / Я. Абрамова. - СПб. : Т-во "Печатня С. П. Яковлева", 1886. - 28 с.
2. Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской губернии за 1881 гг. [Текст]. - Пермь : тип. Губернского Правления, 1881 - 150 с.
3. Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской губернии за 1883 гг. [Текст]. - Пермь : тип. Губернского Правления, 1883. - 326 с.
4. Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской губернии за 1884 гг. [Текст]. - Пермь : тип. Губернского Правления, 1884. - 179 с.
5. Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской губернии за 1886 гг. [Текст]. - Пермь : тип. Губернского Правления, 1886. - 148 с.
6. Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской губернии за 1887 гг. [Текст]. - Пермь : тип. Губернского Правления, 1886. - 326 с.
7. Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской губернии за 1888 гг. [Текст]. - Пермь : тип. Губернского Правления, 1887. - 435 с.
8. Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской губернии за 1890 гг. [Текст]. - Пермь : тип. Губернского Правления, 1889. - 366 с.
9. Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской губернии за 1891 гг. [Текст]. - Пермь : тип. Губернского Правления, 1890. - 416 с.
10. Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской губернии за 1893 гг. [Текст]. - Пермь : тип. Губернского Правления, 1892. - 433 с.
11. Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской губернии за 1894 гг. [Текст]. - Пермь : тип. Губернского Правления, 1893. - 379 с.
12. Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской губернии за 1895 гг. [Текст]. - Пермь : тип. Губернского Правления, 1895. - 477 с.
13. Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской губернии за 1896 гг. [Текст]. - Пермь : тип. Губернского Правления, 1895. - 854 с.
14. Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской губернии за 1897 гг. [Текст]. - Пермь : тип. Губернского Правления, 1897. - 667 с.
15. Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской губернии за 1898 гг. [Текст]. - Пермь : тип. Губернского Правления, 1898. - 533 с...