ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА ОБРАЗА ЗАРУБЕЖНОГО ПОЛИТИКА 7
1.1 Основные концепции политического лидерства 7
1.2 Образ политического лидера и его составляющие 15
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИЗУЧЕНИЯ МОЛОДЁЖИ 21
2.1 Специфика социологического анализа молодёжи 21
2.2 Политическая культура современной российской молодёжи 25
2.3 Влияние сети Интернет на социализацию российской молодёжи 30
ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЁЖИ К ЗАРУБЕЖНЫМ ПОЛИТИКАМ . 37
3.1 Когнитивная метафорология как метод изучения образа политика 37
3.2 Основные коммуникационные каналы, влияющие на степень
осведомленности учащейся молодежи о зарубежных политиках 41
3.3 Ассоциативные представления учащейся молодежи о зарубежных
политиках 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Приложение 1 75
Приложение 2 93
Современные технологии массовой коммуникации многократно усилили эффективность использования информации. Это стало своеобразной революцией во всех видах отношений и способах социального управления миром, послужило ускорению процессов глобализации. Информация стала одним из самых ценных и востребованных ресурсов, товаром первой необходимости. Появление компьютеров и «Всемирной паутины» — сети Интернет (начиная с 1993 года ставшей общедоступной) кардинально изменило картину мира. Ускорился процесс коммуникаций, появился доступ к огромным объёмам информации. Как отмечает Мануэль Кастельс, вне зависимости от нашего личного отношения к Интернету, приходится считаться с тем, что он и компьютерные сети в целом уже стали становым хребтом всех современных обществ по всему миру1. Тем не менее, мнения учёных по всему миру о влиянии сети Интернет на молодёжь разделились2.
От того, какую позицию примет молодое поколение, и будет зависеть социальный прогресс всего социума, его позиция в сфере международных отношений, ведь образ государства формируется помимо всего прочего из образов его политических лидеров, коими в основном выступают именно политики.
Современные средства массовой коммуникации вызвали к жизни феномен «политического зрелища» — сделали зримо доступной политическую жизнь общества и отдельных политических сил. Аудитория становится свидетелем политических событий, носителем политических симпатий и антипатий.
В последние годы политические курсы стран начинают восприниматься персонифицированно, через призму личностных особенностей конкретных политических лидеров. Все важнее становится подробное изучение института политического лидерства, а соответственно и исследование личности политиков. Именно поэтому в своей работе мы использовали источники, отражающие разные аспекты феномена политического лидерства.
Теоретико-методологическую основу работы составили работы классиков социально-философской мысли, а также труды современных социологов и политологов, занимающихся исследованиями феномена политического лидерства. При анализе изучаемого феномена в области политической культуры молодёжи базу работы составили труды современных зарубежных и отечественных социологов и политологов, исследующих различные аспекты жизни молодежи как особой социальной группы. Исследование опирается на общие и частные социологические и политологические теории: социологию культуры, политическую социологию, социологию молодежи, политическую психологию, когнитивную психолингвистику.
Научная разработанность проблемы. Общие теоретические аспекты феномена политического лидерства имеют истоки ещё в Античности, в трудах Гераклита, Аристотеля, Платона, дальнейшее развитие они получили в работах Н. Макиавелли, Ж. Бодэна, Ш. Монтескье, Д. Юма, А. Токвиля. Основы самостоятельной концепции политического лидерства были заложены в конце XIX - начале XX века Н.В. Михайловским, М.М. Ковалевским, Г. Тардом, Г. Лебоном, М. Острогорским, М. Вебером, М. Бакуниным, Р Михельсом, З. Фрейдом, Г. Лассуэллом, Т Адорно, внесшими значительный вклад в развитие политической науки, политической социологии и политической психологии.
Анализ образа политического лидера как субъекта власти, взаимодействующего с различными социальными группами, проведен в трудах Н. Маккиавелли, Г. Лебона, Г. Тарда, Г. Лассуэлла, Т Адорно, Х. Ортего-и-Гассетта, М. Вебера, Ф. Ницше, А. Адлера, Ж. Блонделя,
Ф. Гальтона, С. Московичи, а также К.А. Абульхановой-Славской, Г.М. Андреевой, К.М. Долгова, Д.Н. Запольского, В.С. Комаровского,
А.Ю. Кошмарова, В.Е. Лепского, Л.В. Матвеевой, В.Ф. Петренко, Г.Н. Смирнова, А.Н. Трусова, Е.Б. Шестопал и многих других. В последние годы проблема имиджа, неразрывно связанного с понятием «образ», рассматривается в междисциплинарном контексте формирования позитивного имиджа или репутации политического деятеля в ходе предвыборных кампаний (В.Н. Амелин, Е.В. Егорова-Гантман,
А.Ю. Кошмаров, Л.В. Матвеева, Г.И. Марченко, И.А.Носков, Е.Б.Перелыгина, Г.Г. Почепцов, Д.В. Ольшанский, Е.Н. Орлова, Е.Б. Шмелев, Е.Б. Шестопал и др.)
Современная когнитивистика представлена работами М. Джонсона, Ф. Джонсон-Лэрда, Е. Киттей, Дж. Лакоффа, М. Тернера, А.Н. Баранова, И.М. Кобозеваа, В.В. Петрова, А.П. Чудинова и др. В России изучением политической метафоры активно занимаются московские лингвисты (А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский, Ю.Н. Караулов и др.), группа лингвистов Уральского государственного педагогического университета (А.П. Чудинов, Ю.Б. Феденева)», а также Слышкина Г.Г., Красных В.В., Нахимова Е.А и др.
Объект исследования: политическое лидерство как феномен
общественно-политической жизни.
Предметом исследования является образ зарубежного политика в глазах современной учащейся молодёжи.
Целью исследования является характеристика образа политика в представлении учащейся молодёжи.
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретико-методологические основания анализа феномена политического лидерства;
2. проанализировать феномен образа политического лидера и его составляющие;
3. рассмотреть особенности изучения молодёжи как социальной группы;
4. изучить специфику политической культуры молодёжи;
5. выявить особенности воздействия сети Интернет на молодёжь;
6. изучить отношение учащейся молодёжи к иностранным политикам на основе сравнения с устойчивыми образами.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, контент- анализ, статистический анализ, критический анализ данных исследования.
Эмпирическая база работы:
Для того чтобы выяснить неосознаваемые (или скрываемые по тем или иным соображениям от окружающих, в том числе от интервьюера и стоящего за ним исследователя) смысловые поля и установки, мы используем проективный метод — соотнесение личностей политиков/политических лидеров с персонажами сказок — общеизвестными и понятными с детства образами. Материалом послужил анкетный опрос представителей российской учащейся молодежи, проведенный автором в период с марта по май 2018 г. в г. Екатеринбурге (общее количество респондентов: 150 человек), тип выборки — случайная. Результаты опроса обрабатывались с помощью количественных (с помощью программ SPSS и Exel) и качественных (критический анализ ассоциативных рядов) методов.
Структура и объем работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений. Работа содержит 168 страниц. Список использованной литературы представлен 89 наименованиями.
На протяжении всей мировой истории ведутся споры о личности и её непосредственной роли в развитии общества. Но лишь в недавнее время, благодаря таким процессам, как демократизация общества, усиление роли средств массовой информации в политических процессах, распространение всё большей выборности, глобализации, а также технологическому прорыву — проблема личности политика становится наиболее значимой, выходит на первый план. Для публики становятся всё более важными личности политических деятелей, поскольку это позволяет свести сложные и безличные процессы политической жизни к борьбе отдельных фигур. Политики, и особенно политические лидеры, становятся олицетворением популярных идей, определенного курса действий, надежд на будущее. Страны начинают восприниматься персонифицированно, через личностные особенности конкретных политических лидеров. Иначе говоря, неотъемлемой частью процесса формирования образа государства является формирование образа политического лидера, представляющего это государство мировому сообществу.
В нашей работе мы рассмотрели теоретико-методологические основания анализа феномена политического лидерства, представления о политическом лидерстве в политической науке начиная с Античности и заканчивая современностью. Выделили важнейшие факторы формирования личности политика:
• политический контекст;
• личность самого политика, которая состоит из следующих составляющих:
■ привлекательность:
• внешность;
• психологические особенности;
■ политические, профессиональные и деловые
качества;
• сила;
• активность.
Также, следует учитывать, что помимо рационального восприятия образа политика, а существует ещё и бессознательное — неосознаваемые оценки.
Мы проанализировали особенности изучения молодёжи как социально- демографической группы, специфику ее политической культуры и особенности воздействия сети Интернет на молодёжь. На основании проведенного нами исследования мы выявили источники информированности молодёжи о сфере международных отношений и их влияние (по мнению самой молодежи) на формирование политического сознания молодежи. Выяснили отношение молодёжи к иностранным политикам, в том числе и на основе сравнения с устойчивыми образами — персонажами сказок и выдуманными общеизвестными героями книг и кинематографа. На основании перечисленных персоналий известных респондентам политиков определили список стран, пользующихся наибольшим интересом среди молодежи.
Подтвердились наши гипотезы о том, что в основном знания молодёжи касаются ведущих стран Евросоюза, США, Канады и ближнего зарубежья. Знания молодёжи об остальных странах и их политиках отрывочно либо полностью отсутствует, большой заинтересованности в политической жизни других стран молодёжь не проявляет.
Подтвердилась гипотеза о том, что в наши дни Интернет занимает ведущую роль в жизни молодых людей, является основным источником информации и, как следствие, ведущим каналом влияния на сознание молодёжи. По мнению респондентов наименьшее влияние на них оказывают: газеты-журналы, телевидение и семья. А наибольшее — источники из сети
Интернет. Следует оговориться, что данный результат может быть объяснен ещё и тем, что опрос проводился с помощью Интернет-платформы (онлайн- анкетирование через Гугл-формы), и распространение самой анкеты также в основном осуществлялось с помощью сети Интернет. Вероятно, ещё поэтому большинство респондентов столь высоко оценило роль Интернета в своей жизни. Тем не менее, рассмотренные нами в теоретической части исследования и литература говорят о возрастающей роли «всемирной паутины», что позволяет нам считать полученные результаты достоверными.
Ассоциации (отождествления с общеизвестными сказочными персонажами), связанные с конкретными личностями зарубежных политиков совпадают или близки по отношению к наиболее известным политикам. Они подтверждали и уточняли ответы респондентов об отношении к конкретным политикам. Мы считаем, что такие ассоциативные ряды отражают глубинное отношение к этим личностям, но для точного определения значения этих ассоциаций необходимы дальнейшие исследования.
1. Абашкина Е.Б., Косолапова Ю.Н. О теориях лидерства в современной политической психологии. // США: Экономика, политика, идеология, 1993, №4.
2. Андреева И., Голубкова Ю., Новикова Л. Молодежная
субкультура: нормы и системы ценностей // Социс. 1989. № 4.
3. Аристотель. Политика // Древнегреческая философия: От
Платона до Аристотеля. М.: АСТ, Харьков: Фолио, 2003. С. 441-699.
4. Асмус В.Ф. Античная философия /3-е изд. М.: Высшая школа, 2005. 400 с.
5. Борусяк Л.Ф. «Наши»: кого и как учат спасать Россию // Мониторинг общественного мнения. 2005. № 5. С. 18.
6. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Г.А. Чередниченко/Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993 . — 336 с.
7. Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Социальная компетентность взросления. — Екатеринбург.: Изд-во Урал. ун-та. 2005. — 290 с.
8. Вишневский Ю.Р., Нархов Д.Ю., Сильчук Е.В. Новые явления в
молодежной среде и актуальные задачи молодежной политики // Вестник Пермского национального исследовательского политехниче ского
университета. Социально-экономические науки. - 2016. - № 4. - С. 8-18.
9. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Актуальные проблемы социологии молодежи // Актуальные проблемы социологии молодежи / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2010. С. 17.
10. Гаврилова М.В. Лингвистический анализ политического текста // Политический анализ. Доклады эмпирических политических исследований СПбГУ СПб: СПбГУ, 2002. Вып.3. С.88-108.
11. Гаврилова М.В. Лингвистический анализ политического текста // Политический анализ. Доклады эмпирических политических исследований СПбГУ СПб: СПбГУ, 2002. Вып.3. С.88-108.
12. Глухова А.В. Молодежь в пространстве политики (взгляд из
Воронежской области) // Вестник Воронежской области: История.
Политология. Социология. 2007. № 2. С. 16.
13. Гришаева Л.И. "Сказка — ложь, да в ней намек...", или О принципах конструирования политической медиареальности / Л. И. Гришаева // Политическая лингвистика. — 2017. — № 4 (64). — С. 18-27.
14. Гришаева Л.И. Особенности использования языка и культурная идентичность коммуникантов. — Воронеж : ВГУ, 2007. 261 с.
15. Гришаева Л.И. Парадоксы медиалингвистики. — Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2014. 295 с...