Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-экономическое и культурное развитие Белоярского района в 1917-1937 гг.:

Работа №98270

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛОЯРСКО­ГО РАЙОНА 16
1.1. Революционные события на территории района 16
1.2. Гражданская война на территории района 19
1.3. Советская система управления 24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛОЯР­СКОГО РАЙОНА В 1917-1937 ГГ 27
2.1. Сибирский тракт и Урало-сибирская железная дорога 27
2.2. Развитие промышленности 29
2.3. Развитие сельского хозяйства 33
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА 41
3.1. Динамика социального развития в 1917-1937 гг 41
3.2. Развитие культурной сферы 43
3.3. Образование и наука в 1917-1937 гг 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.. ..56 ПРИЛОЖЕНИЕ 62

Россия - страна преимущественно малых городов, которые являются составной частью государственной структуры, важнейшим фактором соци­ально-экономического и политического развития страны. Провинциальные города всегда играли важную роль в жизни России, будучи носителями тра­диций и национальной культуры. Урал как один из крупнейших регионов страны сконцентрировал в себе огромный пласт культуры.
Изучение истории населённых пунктов на Урале важно для познания истории России в целом. Изучение истории родного города или села позво­ляет приобщиться к его образу жизни, проникнуться его духом, познать свои корни. Ведь соприкасаясь с историей своей «малой родины», человек чувст­вует себя частью целого сообщества, целой нации. Быть патриотом своего города - значит быть неравнодушным ко всему, что делается вокруг.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои осо­бенности исторического развития, специфические черты культуры и приро­ды, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Территория Белоярского района - не ис­ключения. Являясь, в 1920-1930-е гг. административной единицей Уральской области, имела свои особенности в социально-экономическом развитии и отличительные черты в культурной сфере.
Слобода Белоярская основана примерно в 1687 г. Федором и Иваном Томиловыми. В 1695 г. в слободе был построен острог, как военная крепость. Первым военным комендантом был Корнилов. С 1695 г. Белоярская слобода объединила 20 деревень. До 1700 г. слобода Белоярская входила в Верхотур­ский уезд, с 1701 по 1725 г. - в Тобольский, а затем в Екатеринбургский уез­ды пермской губернии. В 1781 году пущен в эксплуатацию сибирский тракт, на котором стояла Белоярская слобода. С 1885 г. началось движение по же­лезной дороге, в декабре 1885 г. построена железнодорожная станция Баже­нове.
Белоярские краеведы Владимир Васильевич Лизунов и Аркадий Федо­рович Коровин внесли огромный вклад в разработку проблемы ранней исто­рии Белоярской слободы, но опирались в основном на косвенные данные из более поздних документов. Даже в «Пермской летописи» 1885 г. Василия Шишонко и «Географический и статистический словарь Пермской губер­нии» 1873 г. Наркиза Чупина не было документальных данных о появлении острога.
Другой местный краевед из поселка Рефтинский - Юрий Михайлович Сухарев предоставил указной памяти Верхотурского воеводы Нарышкина о заведении Белоярской слободы.
Копию этого указа в 1902 году принес в редакцию газеты «Екатерин­бургские епархиальные ведомости» бывший Белоярский волостной писарь Я. М. Федотовских. Оригинал документа был практически утрачен. Данный ис­точник является едва ли не единственным документальным свидетельством более чем трехвековой истории поселения на реке Пышме.
До февраля 1918 г. была Белоярская волость. 18 февраля 1918 г. Бело­ярская волостная Управа была распущена и к 1919 г. был создан Белоярский волсовет. С образованием в 1919 г. Екатеринбургской губернии, стала отно­ситься к указанной. В 1924 г. в связи с организацией районов Екатеринбург­ского, а затем Свердловского округа был образован Белоярский район, про­существовавший до марта 1927 г. С 1927 г. район переименован в Баженов­ский по железнодорожной станции Баженово и просуществовал с этим на­званием до 1933 г. В соответствии с постановлением ВЦИК от 20 сентября 1933 г. Баженовский район упразднен. Его территория подчинена Свердлов­скому горсовету в составе третьего Октябрьского района г. Свердловска. На основании Постановления ВЦИК от 26 мая 1937 г. и Постановление Прези­диума Свердловского облисполкома от 10 августа 1937 года был образован Белоярский район. В состав района входило 19 сельских Советов, объеди­няющих 36 населенных пунктов. На территории района, в момент его обра­зования, находились 34 колхоза, 1 совхоз, 2 машинно-тракторные станции, 32 школы, в т.ч. 1 средняя, 8 неполных средних, 23 начальных. Промышлен­ность представляли 3 фабрики: Камышевская сапого-валяльная фабрика им. Малышева, Черноусовская шпагатная фабрика им. Ногина, асбокартонная фабрика им. Коминтерна, лесохимзавод, несколько промыслово­кооперативных артелей.
Актуальность темы обусловлена тем, что в современный период в России повысился интерес исторической науки к проблемам местной исто­рии. Интерес к краеведению обусловлен также поиском взаимосвязи истории государства и его регионов, поиском места отдельного региона в масштабах страны.
Опора на знания по истории своего родного края или отдельного субъ­екта нашей страны позволяет расширить и углубить понимание хода истори­ческих событий в масштабах целой страны. Включение истории отдельного региона в историю всей страны позволяет более полно рассмотреть процес­сы, происходившие в регионе в изучаемый период.
Государственная программы Правительства РФ «Патриотическое вос­питание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»1 поставила в центр внимания вопрос о формировании активных гражданских позиций учащихся, воспитание гражданственности, патриотизма. Школьное образо­вание призвано поддерживать процесс воспитания гражданственности под­ростков, вовлекая их в процесс построения гражданского общества и содей­ствие становлению России как стабильного демократического государства. Эффективность воспитания гражданской позиции школьников во многом за­висит от социальной обстановки, сложившейся вокруг подростка, и вместе с тем от методов и приёмов, используемых педагогами в целях формирования у них гражданско-патриотического самосознания. Изучение истории родного края наилучшим образом поможет воспитать в человеке чувства гражданст­венности, национального самосознания. Работа по истории родного края давно являлась составляющей учебно-воспитательного процесса в общеобра­зовательной школе. На сегодняшний день роль и значимость краеведения в общеобразовательной школе существенно повышается. Краеведческий раз­дел стал неотъемлемой частью регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, историю, биологию, экологию, русский и иностранные языки, художественную литературу и фольклор, искусство и другие), специфические потребности и интересы ре­гиона в области образования.
Изучение истории родного края способно формировать культуру меж­национальных отношений, воспитывать ценностное отношение и уважение к истории страны, её традициям, обрядам, культуре, языку наций и народно­стей, проживающих в рамках или за пределами своих национально­территориальных образований.
Через изучение истории родного края идет формирование духовных и нравственных ценностей у школьников; осознание их роли в истории регио­на, роли региона в истории всей страны, что в свою очередь повышает граж­данскую активность у подрастающего поколения.
Изучение малой родины играет и консолидирующую роль. Край - это не только географическое образование. Это то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого округа - горожанами, односельчанами...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


История Белоярского района, безусловно, занимает свое место в исто­рии Урала в целом. С одной стороны, для развития Белоярского района были характеры черты общие для развития Урала, но с другой стороны Белоярский район имел свою специфику.
Весьма неоднозначным было политическое развитие района, его ин­ституализация. Формирование партийных ячеек происходит задолго до нача­ла самой Революции (Большие Брусяны, Измаденово, Черноусово) национа­лизация фабрики Жирякова в селе Черноусово так же произошла еще 9 ок­тября 1917 года. Становление Советской власти происходило достаточно не­однозначно: с одной стороны элементы советской системы начали оформ­ляться еще с 1900-х гг., с другой - во время Гражданской войны на террито­рии района власть быстро перешла к белому движению на несколько месяцев (август-ноябрь 1918 г.)
Особо важным моментом являются экономические процессы, которые происходят н территории района в исследуемый период. Благодаря плодо­родным почвам, издавна на территории района определяющую роль в эконо­мике играло сельское хозяйство. Организация коопераций, коммун, а затем колхозов и савхозов были повсеместными. Некоторые колхозы достигали высоких результатов, участвовали в сельскохозяйственных выставках (кол­хоз «Авангард»), а в некоторых местностях процесс коллективизации шел крайне трудно, сопрягался с многими социальными проблемами населения, такими как пьянство и тунеядство (колхоз «Хромцово»).
Наряду с экономическими и политическими преобразованиями в рай­оне, происходило постепенное изменение и в социокультурной сфере.
Район, являющийся вторым по численности в Свердловском округе. В первую очередь изменения коснулись системы образования. В данный пери­од устанавливается советская система образования, предусматривавшая три уровня:
• Дошкольное
• Школьное
• Высшее
Первой ступенью государственной программы народного образования были дошкольные учреждения. Все они были государственными.
Школьное образование сочеталась с трудовым воспитанием, на терри­тории района до 1/3 школьников не посещало учебных занятий, по причине работы в коллективных хозяйствах.
Выпуск районной газеты «Баженовский колхозник», который начался с 1930 г. так же играл огромную роль. Газета отражала реальное положение дел на селе, в статьях газеты можно найти как отражение позитивных момен­тов в истории региона( высокие показатели колхозов и совхозов, эффектив­ность деятельности потребительских обществ на территории района в 1919­1925 гг.), так и негативные стороны развития района.
В целом изучение истории Белоярского района для историков в совре­менных условиях исторической науки вполне закономерно. К истории, как к научной области, так и к учебной дисциплине предъявляют требования к воспитания достойных граждан Российской Федерации. Именно изучение истории родного края, сможет способствовать формированию у детей еще со школьного возраста чувства ответственности за историю своей страны.


.Важенин, Г. Ф. Уральское село: образование, культура, быт [Текст] / Г. Ф. Важенин. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1970. 99 с.
12.Зеленин, И. Е. Совхозы СССР в годы довоенных пятилеток. 1928-1941 [Текст] / И. Е. Зеленин. - М. : Наука, 1982. 239 с.
13. История народного хозяйства Урала: В 2 ч. [Текст] / отв. ред. М. А. Сергеев. - Свердловск: Изд-во Урал., ун-та, 1990. 256 с.
14. История советского крестьянства. Т. 2. Советское крестьянство в пери­од социалистической реконструкции народного хозяйства. Конец 1927- 1937 гг. [Текст] / АН СССР, ин-т истории СССР; отв. ред. И. Е. Зеле­нин. М. : Наука, 1986. 447 с.
15. К истории Белоярского района. Материал в помощь лекторам, доклад­чикам, пропагандистам [Текст] / Белоярская районная организация Общества «Знание»; сост. А. Ф. Коровин, п. Белоярский (Свердловская область): б.и., 1988. 27 с. ?
16. Корнилов, Г. Е. Трансформация аграрной сферы Урала в первой поло­вине XX века [Текст] / Г. Е. Корнилов // XX век и сельская Россия / Под ред. Хироси Окуда. - Токио: Центр международного сотрудниче­ства для исследования японской экономики, 2005. С. 286-314.
17. Коровин, А. Ф. Старейшая нить краеведения на Урале (к исто­рии церковного краеведения на Урале) [Текст] / А. Ф. Коровин // Уральский краевед. Вып. 3. - Свердловск, 1990. С. 97-102
18. Коровин, А. Ф. Краеведение в школах Белоярского района: метод. со­веты в помощь учителям [Текст] / А. Ф. Коровин. - Белоярский, 1990. - 43 с.
19. Лизунов, В. В. История Белоярского района [Текст] / В. Лизунов. - Ка- мышлов : б. и., 2007. - 248 с.
20. Мазур, Л. Н. Методы исторического исследования [Текст] / Л. Н. Ма­зур. - Екатеринбург : Уральский университет, 2010. - 608 с.
21. Мазур, Л. Н. Развитие сельской поселенческой сети на Урале в первой половине XX века [Текст] / Л. Н. Мазур // Документ. Архив. История. Современность. Вып.1 / Урал. гос. ун-т; отв. ред. А. В. Черноухов. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. 171 с.
22. Мазур, Л. Н. Российская деревня в 1930-1980-е гг. в контексте модер­низации (по материалам Урала) [Текст] / Л. Н. Мазур // Историческая география : сб. ст. - Спб., 2004. - С. 109-119.
23. Мазур, Л. Н. Села и деревни Среднего Урала в XX веке. Статистико­этнографическое описание [Текст] / Л. Н. Мазур. - Екатеринбург: Изд- во Урал, ун-та, 2003. 160 с.
24. Матвеев, А. К. Географические названия Урала: топонимический сло­варь [Текст] / А. К. Матвеев. - Екатеринбург: Сократ, 2008. 351 с.
25. Нарский, И. Жизнь в катастрофе. Будни населения Урала в 1917-1922 гг. [Текст] / И. Нарский. - М. : «Российская политическая энциклопе­дия» (РОССПЭН), 2001. 632 с.
26. Население Урала. XX век. История демографического развития [Текст] / А. И. Кузьмин, А. Г. Оруджиева, Г. Е. Корнилов и др.; ред. В. В. Алексеев. - Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 1996. 212 с.
27. Общественно-политическая жизнь уральской советской деревни. Сб. науч. тр. [Текст] / АН СССР, Урал. науч. центр.; отв. ред. Р. П. Толма­чева. - Свердловск: УНЦ АН СССР, 1985. 143 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ