ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА 16
1.1. Революционные события на территории района 16
1.2. Гражданская война на территории района 19
1.3. Советская система управления 24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА В 1917-1937 ГГ 27
2.1. Сибирский тракт и Урало-сибирская железная дорога 27
2.2. Развитие промышленности 29
2.3. Развитие сельского хозяйства 33
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА 41
3.1. Динамика социального развития в 1917-1937 гг 41
3.2. Развитие культурной сферы 43
3.3. Образование и наука в 1917-1937 гг 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.. ..56 ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Россия - страна преимущественно малых городов, которые являются составной частью государственной структуры, важнейшим фактором социально-экономического и политического развития страны. Провинциальные города всегда играли важную роль в жизни России, будучи носителями традиций и национальной культуры. Урал как один из крупнейших регионов страны сконцентрировал в себе огромный пласт культуры.
Изучение истории населённых пунктов на Урале важно для познания истории России в целом. Изучение истории родного города или села позволяет приобщиться к его образу жизни, проникнуться его духом, познать свои корни. Ведь соприкасаясь с историей своей «малой родины», человек чувствует себя частью целого сообщества, целой нации. Быть патриотом своего города - значит быть неравнодушным ко всему, что делается вокруг.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Территория Белоярского района - не исключения. Являясь, в 1920-1930-е гг. административной единицей Уральской области, имела свои особенности в социально-экономическом развитии и отличительные черты в культурной сфере.
Слобода Белоярская основана примерно в 1687 г. Федором и Иваном Томиловыми. В 1695 г. в слободе был построен острог, как военная крепость. Первым военным комендантом был Корнилов. С 1695 г. Белоярская слобода объединила 20 деревень. До 1700 г. слобода Белоярская входила в Верхотурский уезд, с 1701 по 1725 г. - в Тобольский, а затем в Екатеринбургский уезды пермской губернии. В 1781 году пущен в эксплуатацию сибирский тракт, на котором стояла Белоярская слобода. С 1885 г. началось движение по железной дороге, в декабре 1885 г. построена железнодорожная станция Баженове.
Белоярские краеведы Владимир Васильевич Лизунов и Аркадий Федорович Коровин внесли огромный вклад в разработку проблемы ранней истории Белоярской слободы, но опирались в основном на косвенные данные из более поздних документов. Даже в «Пермской летописи» 1885 г. Василия Шишонко и «Географический и статистический словарь Пермской губернии» 1873 г. Наркиза Чупина не было документальных данных о появлении острога.
Другой местный краевед из поселка Рефтинский - Юрий Михайлович Сухарев предоставил указной памяти Верхотурского воеводы Нарышкина о заведении Белоярской слободы.
Копию этого указа в 1902 году принес в редакцию газеты «Екатеринбургские епархиальные ведомости» бывший Белоярский волостной писарь Я. М. Федотовских. Оригинал документа был практически утрачен. Данный источник является едва ли не единственным документальным свидетельством более чем трехвековой истории поселения на реке Пышме.
До февраля 1918 г. была Белоярская волость. 18 февраля 1918 г. Белоярская волостная Управа была распущена и к 1919 г. был создан Белоярский волсовет. С образованием в 1919 г. Екатеринбургской губернии, стала относиться к указанной. В 1924 г. в связи с организацией районов Екатеринбургского, а затем Свердловского округа был образован Белоярский район, просуществовавший до марта 1927 г. С 1927 г. район переименован в Баженовский по железнодорожной станции Баженово и просуществовал с этим названием до 1933 г. В соответствии с постановлением ВЦИК от 20 сентября 1933 г. Баженовский район упразднен. Его территория подчинена Свердловскому горсовету в составе третьего Октябрьского района г. Свердловска. На основании Постановления ВЦИК от 26 мая 1937 г. и Постановление Президиума Свердловского облисполкома от 10 августа 1937 года был образован Белоярский район. В состав района входило 19 сельских Советов, объединяющих 36 населенных пунктов. На территории района, в момент его образования, находились 34 колхоза, 1 совхоз, 2 машинно-тракторные станции, 32 школы, в т.ч. 1 средняя, 8 неполных средних, 23 начальных. Промышленность представляли 3 фабрики: Камышевская сапого-валяльная фабрика им. Малышева, Черноусовская шпагатная фабрика им. Ногина, асбокартонная фабрика им. Коминтерна, лесохимзавод, несколько промысловокооперативных артелей.
Актуальность темы обусловлена тем, что в современный период в России повысился интерес исторической науки к проблемам местной истории. Интерес к краеведению обусловлен также поиском взаимосвязи истории государства и его регионов, поиском места отдельного региона в масштабах страны.
Опора на знания по истории своего родного края или отдельного субъекта нашей страны позволяет расширить и углубить понимание хода исторических событий в масштабах целой страны. Включение истории отдельного региона в историю всей страны позволяет более полно рассмотреть процессы, происходившие в регионе в изучаемый период.
Государственная программы Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»1 поставила в центр внимания вопрос о формировании активных гражданских позиций учащихся, воспитание гражданственности, патриотизма. Школьное образование призвано поддерживать процесс воспитания гражданственности подростков, вовлекая их в процесс построения гражданского общества и содействие становлению России как стабильного демократического государства. Эффективность воспитания гражданской позиции школьников во многом зависит от социальной обстановки, сложившейся вокруг подростка, и вместе с тем от методов и приёмов, используемых педагогами в целях формирования у них гражданско-патриотического самосознания. Изучение истории родного края наилучшим образом поможет воспитать в человеке чувства гражданственности, национального самосознания. Работа по истории родного края давно являлась составляющей учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. На сегодняшний день роль и значимость краеведения в общеобразовательной школе существенно повышается. Краеведческий раздел стал неотъемлемой частью регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, историю, биологию, экологию, русский и иностранные языки, художественную литературу и фольклор, искусство и другие), специфические потребности и интересы региона в области образования.
Изучение истории родного края способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать ценностное отношение и уважение к истории страны, её традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национальнотерриториальных образований.
Через изучение истории родного края идет формирование духовных и нравственных ценностей у школьников; осознание их роли в истории региона, роли региона в истории всей страны, что в свою очередь повышает гражданскую активность у подрастающего поколения.
Изучение малой родины играет и консолидирующую роль. Край - это не только географическое образование. Это то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого округа - горожанами, односельчанами...
История Белоярского района, безусловно, занимает свое место в истории Урала в целом. С одной стороны, для развития Белоярского района были характеры черты общие для развития Урала, но с другой стороны Белоярский район имел свою специфику.
Весьма неоднозначным было политическое развитие района, его институализация. Формирование партийных ячеек происходит задолго до начала самой Революции (Большие Брусяны, Измаденово, Черноусово) национализация фабрики Жирякова в селе Черноусово так же произошла еще 9 октября 1917 года. Становление Советской власти происходило достаточно неоднозначно: с одной стороны элементы советской системы начали оформляться еще с 1900-х гг., с другой - во время Гражданской войны на территории района власть быстро перешла к белому движению на несколько месяцев (август-ноябрь 1918 г.)
Особо важным моментом являются экономические процессы, которые происходят н территории района в исследуемый период. Благодаря плодородным почвам, издавна на территории района определяющую роль в экономике играло сельское хозяйство. Организация коопераций, коммун, а затем колхозов и савхозов были повсеместными. Некоторые колхозы достигали высоких результатов, участвовали в сельскохозяйственных выставках (колхоз «Авангард»), а в некоторых местностях процесс коллективизации шел крайне трудно, сопрягался с многими социальными проблемами населения, такими как пьянство и тунеядство (колхоз «Хромцово»).
Наряду с экономическими и политическими преобразованиями в районе, происходило постепенное изменение и в социокультурной сфере.
Район, являющийся вторым по численности в Свердловском округе. В первую очередь изменения коснулись системы образования. В данный период устанавливается советская система образования, предусматривавшая три уровня:
• Дошкольное
• Школьное
• Высшее
Первой ступенью государственной программы народного образования были дошкольные учреждения. Все они были государственными.
Школьное образование сочеталась с трудовым воспитанием, на территории района до 1/3 школьников не посещало учебных занятий, по причине работы в коллективных хозяйствах.
Выпуск районной газеты «Баженовский колхозник», который начался с 1930 г. так же играл огромную роль. Газета отражала реальное положение дел на селе, в статьях газеты можно найти как отражение позитивных моментов в истории региона( высокие показатели колхозов и совхозов, эффективность деятельности потребительских обществ на территории района в 19191925 гг.), так и негативные стороны развития района.
В целом изучение истории Белоярского района для историков в современных условиях исторической науки вполне закономерно. К истории, как к научной области, так и к учебной дисциплине предъявляют требования к воспитания достойных граждан Российской Федерации. Именно изучение истории родного края, сможет способствовать формированию у детей еще со школьного возраста чувства ответственности за историю своей страны.
.Важенин, Г. Ф. Уральское село: образование, культура, быт [Текст] / Г. Ф. Важенин. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1970. 99 с.
12.Зеленин, И. Е. Совхозы СССР в годы довоенных пятилеток. 1928-1941 [Текст] / И. Е. Зеленин. - М. : Наука, 1982. 239 с.
13. История народного хозяйства Урала: В 2 ч. [Текст] / отв. ред. М. А. Сергеев. - Свердловск: Изд-во Урал., ун-та, 1990. 256 с.
14. История советского крестьянства. Т. 2. Советское крестьянство в период социалистической реконструкции народного хозяйства. Конец 1927- 1937 гг. [Текст] / АН СССР, ин-т истории СССР; отв. ред. И. Е. Зеленин. М. : Наука, 1986. 447 с.
15. К истории Белоярского района. Материал в помощь лекторам, докладчикам, пропагандистам [Текст] / Белоярская районная организация Общества «Знание»; сост. А. Ф. Коровин, п. Белоярский (Свердловская область): б.и., 1988. 27 с. ?
16. Корнилов, Г. Е. Трансформация аграрной сферы Урала в первой половине XX века [Текст] / Г. Е. Корнилов // XX век и сельская Россия / Под ред. Хироси Окуда. - Токио: Центр международного сотрудничества для исследования японской экономики, 2005. С. 286-314.
17. Коровин, А. Ф. Старейшая нить краеведения на Урале (к истории церковного краеведения на Урале) [Текст] / А. Ф. Коровин // Уральский краевед. Вып. 3. - Свердловск, 1990. С. 97-102
18. Коровин, А. Ф. Краеведение в школах Белоярского района: метод. советы в помощь учителям [Текст] / А. Ф. Коровин. - Белоярский, 1990. - 43 с.
19. Лизунов, В. В. История Белоярского района [Текст] / В. Лизунов. - Ка- мышлов : б. и., 2007. - 248 с.
20. Мазур, Л. Н. Методы исторического исследования [Текст] / Л. Н. Мазур. - Екатеринбург : Уральский университет, 2010. - 608 с.
21. Мазур, Л. Н. Развитие сельской поселенческой сети на Урале в первой половине XX века [Текст] / Л. Н. Мазур // Документ. Архив. История. Современность. Вып.1 / Урал. гос. ун-т; отв. ред. А. В. Черноухов. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. 171 с.
22. Мазур, Л. Н. Российская деревня в 1930-1980-е гг. в контексте модернизации (по материалам Урала) [Текст] / Л. Н. Мазур // Историческая география : сб. ст. - Спб., 2004. - С. 109-119.
23. Мазур, Л. Н. Села и деревни Среднего Урала в XX веке. Статистикоэтнографическое описание [Текст] / Л. Н. Мазур. - Екатеринбург: Изд- во Урал, ун-та, 2003. 160 с.
24. Матвеев, А. К. Географические названия Урала: топонимический словарь [Текст] / А. К. Матвеев. - Екатеринбург: Сократ, 2008. 351 с.
25. Нарский, И. Жизнь в катастрофе. Будни населения Урала в 1917-1922 гг. [Текст] / И. Нарский. - М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. 632 с.
26. Население Урала. XX век. История демографического развития [Текст] / А. И. Кузьмин, А. Г. Оруджиева, Г. Е. Корнилов и др.; ред. В. В. Алексеев. - Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 1996. 212 с.
27. Общественно-политическая жизнь уральской советской деревни. Сб. науч. тр. [Текст] / АН СССР, Урал. науч. центр.; отв. ред. Р. П. Толмачева. - Свердловск: УНЦ АН СССР, 1985. 143 с...