Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения

Работа №98261

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 8
1.1. Лингвистические основы обогащения речи младших школьников
фразеологизмами на уроках литературного чтения 8
1.1.1. Культура речи. Богатство и выразительность речи как её 8
коммуникативные качества
1.1.2. Фразеология как раздел лингвистики. Типы фразеологических 12
единиц в русском языке
1.2. Психолого-педагогические основы обогащения речи младших
школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения 17
1.3. Методические основы обогащения речи младших школьников
фразеологизмами на уроках литературного чтения 21
1.4. Анализ программ по литературному чтению и методического
аппарата учебников по литературному чтению для начальной школы с точки зрения возможности обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения 28
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ .... 34
2.1. Диагностика исходного уровня владения младших школьников
фразеологизмами 34
2.2. Формирующий этап опытной работы по обогащению речи
младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения 40
2.3. Диагностика уровня владения младших школьников
фразеологизмами по результатам опытно-поисковой работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61

Человек в своем развитии совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной период имеет свои особенности в речевом развитии, но наиболее важными ступенями в освоении речи являются дошкольный и младший школьный возраст.
Речь - социальное явление, средство общения и познания окружающего мира, планирования действий.
В процессе развития у ребенка обогащается словарь, происходит овладение закономерностями словообразования, грамматики, синтаксическими конструкциями, усваивается фразеология. Эти средства языка используются для передачи знаний, в общении с окружающими людьми в процессе деятельности. Однако для успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей необходимо создание определенных условий: потребность общения, создание речевой среды.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих [5], поэтому речевое развитие является одним из главных направлений работы в начальных классах. Однако в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: у младшего школьника недостаточно развиты мыслительные процессы, необходимые для овладения грамотной речью, уровень речевого развития снижается, поскольку дети мало читают книг, не получают качественного, полноценного общения в семье, а стихийно усвоенная речь характеризуется примитивностью и не всегда правильна. Для ребенка хорошая, грамотная речь - залог дальнейшего успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе.
Согласно К.Д. Ушинскому, в усвоении языка роль имитации значительна и не является слепым подражанием, поскольку содержание речи ребенка вытекает из его жизненного опыта, из жизненных потребностей, выражения его мысли. В овладении ребенком языком одно лишь слушанье речи взрослых не может стать решающим фактором: для этого необходима речевая активность - усвоение речи только в процессе речевой деятельности, и данная закономерность речевого развития действует на всех возрастных этапах [39].
При целенаправленной работе по развитию и обогащению речи младших школьников предполагается введение в активный и пассивный словарный запас фразеологических оборотов. Использование фразеологизмов на уроках развития речи - залог активной познавательной деятельности обучающихся. Такие уроки пробуждают интерес к занятиям и сочетают в себе духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Изучение фразеологических единиц на уроках литературного чтения и русского языка значительно пополняет знания школьников о лексике родного языка, а также создает базу для работы по развитию речи обучающихся:
- обогащение их фразеологического запаса;
- овладение лексико-стилистическими нормами;
- формирование монологической речи.
- обеспечение условий для ознакомления детей с языковыми особенностями литературных произведений;
- формирование базы для лингвистического анализа
художественного текста.
Актуальность речевого развития младших школьников подтверждается и государственными документами. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия народа.
В пояснительной записке примерной программы по русскому языку, подготовленной в рамках проекта внедрения Федерального государственного стандарта начального общего образования, прописаны задачи обучения. В достижении познавательной и социокультурной цели в числе практических задач изучения русского языка в начальной школе на первом месте стоит задача развития речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения [39].
Несмотря на теоретические и практические исследования по развитию речи детей младшего школьного возраста, проблема усвоения фразеологизмов обучающимися начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения не нашла на сегодня должного решения:
- не разработаны принципы отбора фразеологического материала;
- нет выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения младшими школьниками;
- отсутствуют методические пособия по развитию речи посредством ознакомления с фразеологизмами младших школьников.
Практически работа над фразеологизмами сводится в основном к выяснению значения оборотов и выражений, которые встречаются при чтении художественных текстов.
Цель исследования: разработать и апробировать систему упражнений и рекомендаций, направленных на осознание учащимися фразеологических единиц, их актуализацию в речевой практике.
Объект исследования: процесс обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Изучить педагогическую, психологическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести анализ программ и учебно-методического аппарата учебников с точки зрения возможности обогащения речи младших школьников фразеологизмами.
3. Разработать комплекс упражнений по обогащению речи младших школьников фразеологизмами.
4. В результате опытно-поисковой работы определить условия усвоения фразеологизмов младшими школьниками в работе над обогащением речи.
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования: анализ, обобщение педагогического опыта;
- опытно-поисковая работа по проблеме исследования: наблюдение, диагностическое исследование, качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования: МАОУ «Студенческая СОШ №12», 3 «А» класс г. Екатеринбурга.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Культура речи при характеристике совокупности знаний, навыков и речевых умений человека определяется как выбор и организация языковых средств, которые позволяют личности обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач при соблюдении современных языковых норм и этики общения в определенной ситуации общения.
В рамках данной работы описано обогащение речи младших школьников фразеологизмами. Фразеологические единицы - особый разряд языковых единиц, объединенных общей функцией и назначением: вызвать образное представление о предмете и дать ему эмоционально-экспрессивную характеристику. Среди признаков фразеологических единиц отмечаются образность, эмоциональная выразительность, экспрессивность и оценочный характер.
Дифференциальные признаки фразеологической единицы:
- воспроизводимость;
- устойчивость;
- акцентологическая раздельнооформленность;
- семантическая целостность;
- экспрессивно-стилистическая и оценочная функция.
Изучение фразеологических единиц в начальной школе обусловлено психолого-педагогическими особенностями детей данного возраста. На первых ступенях обучения в школе детям младшего школьного возраста становится доступно усвоение языковых средств, отличающихся образностью, наличием переносных смыслов. С этой точки зрения становится возможной организация работы с фразеологическими оборотами на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Дети всегда стремятся осознать образ, лежащий в основе фразеологизма, и, если образ представляется недостаточно зримым, ребенок производит синонимическую замену либо обращает внимание на условия, с которыми связаны ситуации общения.
Однако сами младшие школьники крайне редко в своей речи употребляют фразеологизмы, поскольку фразеологизмы достаточно трудны для восприятия в данном возрасте, имеют сложную по своей природе структуру, а также это обусловлено неумением правильно включать фразеологизмы в связную речь.
Современные программы по литературному чтению разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
В содержании курса выделяется развитие умения говорить (культура речевого общения), которое достигается за счет практического освоения курса при нахождении в тексте художественного произведения средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и осмысления их значения.
Анализ действующих учебников по русскому языку и литературному чтению показал, что принципы методики преподавания фразеологии как одного из составляющих системы русского литературного языка реализуются в них частично и несистемно.
Из учебников по русскому языку для начальной школы требованиям методики наиболее соответствует учебник А.В. Поляковой, который способствует обогащению словаря обучающихся фразеологизмами, его уточнению и активизации, усвоению понятия фразеологизма и формирования умения пользоваться фразеологическим словарем.
Для определения эффективности изучения фразеологизмов как средства обогащения речи младших школьников на уроках литературного чтения была проведена опытно-поисковая работа на базе 3 класса МАОУ «Студенческая СОШ №12».
Для диагностики были подобраны упражнения, направленные на выявление знаний детей о значении тех или иных фразеологизмов; понимания детьми смысла фразеологизмов в структуре предложения; умения выделять фразеологизм из группы обычных словосочетаний; умения использовать фразеологизмы в речи. Для работы были взяты фразеологизмы, которые наиболее часто употребляются в речи и интересны с точки зрения их происхождения и значения. Познание фразеологии русского языка есть не только путь обогащения словаря обучающихся, формирования образности речи, но и средство расширения их кругозора, накопления внеязыковой информации.
Обогащение речи младших школьников фразеологическими единицами эффективно при отборе фразеологических единиц с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, детского опыта, необходимости фразеологических оборотов для общения и познания, восприятия и понимания текстов детской художественной литературы.
Таким образом, цель опытно-поисковой работы достигнута, задачи решены.



1. Аксенова Л.А. Дидактические материал по теме «Фразеологизмы // Русский язык в школе. 2006. №5. С. 24-27.
2. Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. Ростов-на-Дону, 1964. 142 с.
3. Архипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников // Русский язык в школе. 2005. №5. С.3-11.
4. Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. 216 с..
5. Бакулина Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Киров: ВГПУ, 1988. С. 25-26.
6. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника / Г.В.Бобровская // Начальная школа. 2003. №4. С. 47-51.
7. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография: Избранные труды. М.: Наука, 1977. 310 с.
8. Волкова Е.В. Методы и принципы изучения фразеологии в вузе и школе // Молодой ученый. 2014. №15. С. 394-397.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт,
1999. 352 с.
10. Горецкий В.Г. Русский язык: Рабочие программы: 1-4 классы / В.Г.Горецкий, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. М.: Наука, 2014. 785 с.
11. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2012. 193 с.
12. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2012. 132 с.
13. Жуков В.П. Словарь фразеологических синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1987. 280 с.
14. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.
210 с.
15. Климанова Л.Ф. «Литературное чтение», учебник для 3 класса в двух частях, издательство. М.: Просвещение, 2013. 225 с.
16. Кондрашов Н.А. Основные вопросы русского языка. М.: Современный русский язык, 1985. 348 с.
17. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М.: Высшая школа, 1989. 216 с.
18. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе: Сб. статей / под ред. Н.И. Кудряшова. М.: Просвещение, 1983. 165 с.
19. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. М.:
Педагогика, 1980. 206 с.
20. Лексикография: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. завед. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 173 с.
21. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 102 с.
22. Литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана-Граф, 2012. 224 с
23. Литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразоват.
организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2ч. /
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. 2-е изд. М.:
Просвещение, 2013. 288 с.
24. Макарова Д.В. Фразеологизмы как средство диалогизации объяснительной речи учителя // Русский язык в школе. 2015. №7. -С. 15-17.
25. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. М.: Академия, 2007. 464 с.
26. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. М.: Русский язык, 1990. 387 с.
21. Нургалина Х.Б. Характерная особенность разговорных фразеологизмов // Вестник Челябинского государственного университета: Филология. Искусствоведение. 2014. № 3 Вып. 87. С. 74-11.
28. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Вентана-Граф, 2005. 128 с.
29. Прокофьева А.В. Факультативный урок по фразеологии. Стихотворение В.С. Высоцкого «Марш антиподов» 3 класс // Начальная школа. 2010. № 1. С. 44-46.
30. Полная хрестоматия для начальной школы: басни, стихи, сказки, рассказы. М.:МАХАОН, Азбука-Аттикус, 2013. 365 с.
31. Полякова, А.В. Рабочие программы: Русский язык. 1-4 классы / А.В. Полякова. - М., 2014.
32. Полякова, А.В. Русский язык. 1-4 классы. М., 2000
33. Рабочие программы «Начальная школа», 2 класс, УМК «Школа
России». Москва: «Планета», Авт.-сост. М.В.Буряк, под ред.
Е.С.Галанжиной, 2013. - 58 с.
34. Рамзаева, Т.Г. Русский язык. Рабочая программа. 1-4 классы.
35. Рамзаева, Т.Г. Русский язык.1-4 классы. М., 2009.
36. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь - справочник лингвистических терминов: пособие для учителей. 2-е изд., испр. и доп / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. М.: Просвещение, 1976. - 178 с.
31. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская, Г.А. Цукерман, В.Г. Горецкий, О.В. Кубасова и др. М.: Академия, 1997. - 383 с.
38. В.Б. Синюк К вопросу о фразеологизмах-оксюморонах // Русский язык в школе. 1976. № 4. 80-84 с.
39. К.Д. Ушинский Избранные педагогические сочинения / М.: АПН, 1995. 566 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. М., 2011. 42 с.
41. Фесенко О.П. Изучение понятий лексики и фразеологии на уроках русского языка в начальной школе (на примере программ «Г армония» и «Школа 2100»// Современные научные исследования: теория, методология, практика. 2011. Т. 1. № 1.
42. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах / М.: Просвещение, 2011. 305 с.
43. Фразеологический словарь русского языка: свыше 4000
словарных статей / Л.А. Войнова, В.Л. Жуков, А.И. Молотков, А.И. Федоров; под ред. А.И. Молоткова. 5-е изд., стер. СПб.: Вариант. 1994. 544 с.
44. Харченко В.К. Словарь современного детского языка / М.: Астрель. 2005. 637 с.
45. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000. 240 с.
46. Шанский Н.М. Лексикология русского языка / М.: 1957. 168 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ