ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКОНА РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
1.1. Психологические и возрастные особенности речевого развития
детей дошкольного возраста 6
1.2. Лексика современного русского языка: особенности структуры
языка, лексическое значение слова 10
1.3. Особенности развития лексикона у детей среднего дошкольного
возраста 14
1.4. Анализ образовательных программ и методических разработок с
точки зрения развития лексикона детей среднего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКОНА РЕБЕНКА СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Диагностика уровня сформированности словаря ребенка
среднего дошкольного возраста
2.2. Комплекс педагогических мероприятий, направленных на
развитие лексикона детей среднего дошкольного возраста 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
Ежедневно происходит рост объема информации, который нужно передавать подрастающему поколению. При помощи речи мы имеем возможность передавать знания, которые были накоплены предшествующими поколениями и составляют основу интеллектуального развития.
Формирование речи ребенка тесно связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, всесторонним развитием личности в целом. Поэтому речь - это одно из самых важных приобретений в дошкольном возрасте и является общей основой воспитания и обучения ребенка.
Для того, чтобы уметь свободно общаться, необходимо владеть достаточным словарным запасом.
Важнейшей единицей языка является слово, поэтому основой речевого развития становится овладение словарным запасом. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Для нормальной жизнедеятельности и общения с окружающими людьми, дети усваивают слова.
Основным в формировании лексикона ребенка является усвоение значений слов и умение их правильно использовать в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт.
Все это закладывается в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов.
В психическом развитии ребенка слово становится важнейшей единицей языка и речи. Оно определяет место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.
Для того, чтобы ребенок мог успешно обучаться в школе русскому языку, необходимо развивать словарь в дошкольном возрасте. Дети намного легче овладевают умениями и навыками, которые подводят к усвоению грамоты в школе, если у них достаточный словарный запас.
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Н. П. Иванова, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшиной и др. и уточнены в последующие годы.
Таким образом, мы видим, что в настоящее время имеется достаточно много практических разработок применимых к дошкольникам. Однако особенности знаний детей, условия воспитания различны и требуют изучения педагогических условий успешного развития словаря.
Объект исследования: процесс формирования лексикона у детей.
Предмет исследования: методы и приемы формирования лексикона у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование лексикона у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические и возрастные особенности овладения речью детьми дошкольного возраста.
2. Познакомиться с особенностями структуры языка, лексическим значением слова.
3. Выявить закономерности развития лексикона у детей среднего дошкольного возраста.
4. Проанализировать нормативные документы по проблеме развития лексикона детей среднего дошкольного возраста.
5. Провести диагностику уровня сформированности словаря ребенка среднего дошкольного возраста.
6. Описать комплекс педагогических мероприятий, направленных на развитие лексикона детей среднего дошкольного возраста.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ психологической, педагогической, социологической и методической литературы.
2. Эмпирические методы: анализ документов, тестирование.
3. Математико-статистические и интерпретация данных.
4. Интерпретационные методы.
База исследования: исследование сформированности лексикона ребенка среднего дошкольного возраста проводилось на базе МА ДОУ № 50 г. Краснотурьинска. Выборка составила 15 человек, дети возраста 4-5 лет.
Практическая значимость состоит в том, что нами разработан комплекс педагогических мероприятий, направленных на развитие лексикона детей среднего дошкольного возраста.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В процессе исследования нами была изучена психолого-педагогическая литература, что позволило выявить ключевые закономерности формирования словаря ребенка дошкольного возраста, содержание и методы работы.
В ходе исследования особенностей формирования словаря у дошкольников мы выявили, что у детей на пятом году жизни отмечаются существенные достижения в умственном и речевом развитии. Дети начинают делать акцент на наиболее существенном признаке предмета и называть его, указывать на простые взаимосвязи и четко отображать их в речи. Активный словарь становится богаче по содержанию, а речь более разнообразной и точной.
Приоритетным в языковом воспитании и обучении детей дошкольного возраста является развитие личности ребенка. Поэтому обогащение лексикона, овладение богатством русского языка является одним из главных компонентов и тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием.
Для развития речевого общения дошкольников необходимо включать в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых педагог определяет некоторые задачи развития речи, а ребенок принимает участие в свободном общении. В таких ситуациях происходит расширение лексического строя речи, а также накопление способов выражения замысла, формируются обстоятельства с целью совершенствования речи.
Для того, чтобы у ребенка сформировалась правильная речь, он должен владеть богатым словарным запасом. Для этого обогащение и активизацию его необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в будущем еще и постоянно его и увеличивать.
Задачей педагога становится максимальная оптимизация процесса развития речи и обогащения лексикона. Можно достичь более высоких результатов применяя разные методики развития и обогащения словаря, чем при использовании стереотипными приемами. Отталкиваясь от перечисленного выше, можно сделать вывод, что словарь ребенка является базисной основой для развития речи детей.
Для формирования лексикона целесообразно использовать:
- наблюдение за природными явлениями;
- беседы, чтение художественной литературы;
- дидактические игры и лексические упражнения, направленные на: умение выделять свойства знакомых предметов, объектов, явлений природы; формирование умения абстрагировать и обобщать признаки однородных предметов; классификацию и сравнение предметов; закрепление обобщающих наименований; понимание и подбор антонимов и синонимов к словам разных частей речи; уточнение и объяснение лексических значений мотивированных слов; формирование лексических значений многозначных слов;
- задания на использование усвоенных слов в связных высказываниях.
Все это, в комплексе, способствует наиболее эффективному обогащению лексикона, так как дети среднего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать окружающее.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2000. 256 с.
2. Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование
грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. 1993. № 9. С. 68-72.
3. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник / Под ред. Н. С. Валгиной. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2002. 528 с.
4. Веракса Н.Е. От рождения до школы: Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 112 с.
5. Володина В.О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет // Дошкольное воспитание. 2002. № 8. С. 52-54.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 311 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика. 1982. 682 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собр. соч. Т. 2. М.:
Педагогика, 1982. 515 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: ВЛАДОС, 2007. 244 с.
10. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб.: Детство- Пресс, 2006. 211 с.
11. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Просвещение, 1982. 198 с.
12. 3aйцевa Е.С, Шептyнoвa Б.К. Tестoвaя методикл обследования речи детей в вoзpacтe 4-7 лет. СПб.: КАРО, 2012. 72 с.
13. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М.: Просвещение, 1974. 112 с.
14. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Просвещение, 1983. 233 с.
15. Леонтьев А.Н. Речевая деятельность // Хрестоматия по
психологии: Учебное пособие. М.: Просвещение. 1997. 405 с.
16. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.:
Просвещение, 1988. 214 с.
17. Логинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2010. 246 с.
18. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 394 с.
19. Новицкая Е.С. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание, 2003. №4. С. 138-146.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 433 с.
21. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академа, 2000. 169 с.
22. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 2005. 159 с.
23. Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. 1999. №3. С. 59-69.
24. Ушакова О.С. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: АПО, 2004. 63 с.
25. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: «Владос», 2004. 288 с.
26. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М.: Просвещение, 2000. 264 с.
27. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос, 1999. 199 с.
28. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: 21- е изд., 1966. 245 с.
29. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958. 386 с.