ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психологические особенности детей среднего дошкольного
возраста 6
1.2. Возрастные особенности формирования грамматического строя
речи 12
1.3. Лингвистические основы формирования грамматического строя
речи у детей среднего дошкольного возраста 18
1.4. Содержание работы по формированию грамматического строя
речи у детей среднего дошкольного возраста 22
1.5. Анализ программ ДОУ в аспекте проблемы формирования
грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 35
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
2.1. Диагностика сформированности грамматического строя у детей
среднего дошкольного возраста 40
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование
грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
Актуальность темы нашего исследования обусловлена, прежде всего, тем, что дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, а также формирование грамотной и правильной речи. Отсюда, сформированность навыков грамматического строя, является условием формирования межличностных отношений с окружающим социумом.
Кроме того, грамматический строй речи - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Так согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «...формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, связная речь состоит из двух частей - диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, то есть умение изменять слова, соединять их в предложения...»
Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно - исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
Поведение дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и так далее. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.
Таким образом актуальность темы исследования очень значима в современном образовательном контексте.
Исследования психологов, педагогов, лингвистов: Л. С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожеца, А.А. Леонтьева, А. А. Пешковского, А. Н. Гвоздева, В. В. Виноградова, К. Д. Ушинского, Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина, А. М. Леушиной, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач грамматического строя дошкольников.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически разработать комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть психологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста.
3. Определить возрастные особенности формирования
грамматического строя речи.
4. Рассмотреть лингвистические основы формирования
грамматического строя речи среднего дошкольного возраста.
5. Определить содержание работы по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
6. Провести анализ программ ДОУ в аспекте проблемы формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
7. Изучить качественные особенностей состояния грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
8. Подобрать комплекс упражнений, направленных на формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ, систематизация и обобщение информации по теме исследования;
эмпирические: педагогическое наблюдение, устный опрос, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа «Ачитский детский сад «Улыбка».
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Обобщая результаты изложенного исследования, можно сделать следующие выводы. Во-первых, в современных условиях модернизации системы образования предъявляются повышенные требования к речевой компетенции как работников дошкольных организаций, так и детей. Поэтому воспитатель должен быть широко информирован обо всех инновациях в области коммуникации и уметь на высоком уровне комплексно и творчески решать поставленные перед ним задачи грамматического строя.
Проблемы, связанные с овладением речью, формированием и совершенствованием всех речевых процессов интересовала и российских, и зарубежных исследователей, психологов.
Во-вторых, формирование речи в дошкольном детстве - одна из центральных задач воспитания. Становление и формирование всех сторон речи, фонетической, лексической, грамматической, является фундаментом для последующего усвоения родного языка.
В-третьих, процесс грамматического строя в дошкольном детстве многогранен по своей сути. Он тесно связан с умственным формированием, поскольку интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные в овладение родным языком, активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку.
В-четвертых, задачи развития грамматического строя реализуются в программах, которые определяют объем речевых навыков и умений, требования к речи детей, не только, в средней группе, но и в разных возрастных группах. Главным образом определен, уровень грамматического строя по окончанию детского сада.
В процессе исследования использовалась диагностика, подобранная нами на основании методик, следующих авторов: О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. Были продиагностированы, такие показатели как, степень сформированности грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста: умение образовывать существительные множественного числа; умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже; умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Нами были определены три уровня проявления указанных показателей - оптимальный (о), допустимый (д) и критический (к).
Результат диагностики показал, что оптимальный уровень проявления показателей степени сформированности грамматического строя речи у детей выявлено не было, у 6 (60%) воспитанников - допустимый уровень проявления показателей, у 4 (40%) воспитанников - критический уровень проявления показателей.
Содержание деятельности по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста, основная задача которого не только увеличить запас слов, но и сформировать у детей точное понимание их значения и добиться правильного в смысловом отношении их употребления. В связи с этим работа включает в себя: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
1. Александрова О.В. развитие мышления и речи для малышей 4-5 лет. М.: Эксмо, 2013. 48 с.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2000. 400 с.
3. Алексеева М.М. Речевое развитие детей: учеб. пособие для студентов / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 1999. 158 с.
4. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование
грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. 1993. №9. С. 58-59.
5. Арушанова А.Г. Грамматические игры и упражнения // Дошкольное воспитание. 1996. № 4. С. 23-24.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Академия, 1981. 227 с.
7. Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: учебно-методическое пособие. СПб.: Детство Пресс, 2012. 304 с.
8. Веракса Н.Е. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 336 с.
9. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнулова. М.: Форум, 2012. 256 с.
10. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. М.: Юрайт, 2012. 510 с.
11. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Просвещение, 2000. 378 с.
12. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада: методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение,
2010. 175 с.
13. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. М.: Просвещение, 2010. 187 с.
14. Гризик Т.И. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. М.: Просвещение, 2010. 198 с.
15. Доронова Т.Н. Из детства - в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова. М.: Просвещение, 2007. 211с.
16. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Средняя группа (от 4 до 5 лет): методическое пособие для воспитателей детского сада. М.: ЦПО,
2013. 144 с.
17. Кабардов М.К. Языковые способности: психология,
психофизиология, педагогика. М.: Смысл, 2013. 300 с.
18. Калмыкова Л. Работа по формированию грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. 1982. № 1. С. 4-9.
19. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет: лексические темы. СПб.: Речь, 2012. 144 с.
20. Кибанова А.Я. Психология и педагогика: адаптивный курс для бакалавров. М.: КноРус, 2012. 480 с.
21. Конина М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Академия, 2000. - С. 283-290.
22. Конышева Н.М. Ступеньки детства: программа-концепция для педагогов и родителей. М.: Ассоциация XXI век, 2007. 192 с.
23. Лебедева Л.В. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (средний возраст): учебно-методическое пособие / Л.В. Лебедева, И.В. Козина, Н.Н. Журавлева; под ред. И.В. Козиной. М.: Центр педагогического образования, 2010. 144 с.
24. Литвинова О.Э. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь: конспекты занятий. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 128 с.
25. Лямина Г.М. Особенности грамматического строя речи у маленьких // Дошкольное воспитание. 1968. № 8. С. 23-27.
26. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Просвещение, 2003. 159 с.
27. Маханева М.Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет: методические рекомендации для воспитателей детского сада / М.Д. Маханева, Н.А. Гоголева. М.: Сфера, 2010. 199 с.
28. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: книга для логопеда. М.: Сфера, 2007. 192 с.
29. Негнивицкая Е.И. Язык и дети / Е.И. Негнивицкая, А.М. Шахнарович. М.: Просвещение, 1981. С. 37-55.
30. Новиковская О. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников / О. Новиковская. М.: АСТ, 2010. 154 с.
31. Орлова Е.А. Специальная педагогика: учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев, Е.А. Орлова, Д.И. Чемоданова; под ред. Л.В. Мардахаева. М.: Юрайт, 2012. 447 с.
32. Парамонова Л.А. Истоки: примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования /
Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева. М.: Сфера, 2011. 168 с.
33. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. М.: АСТ, 2012. 208 с.
34. Перова О. Домашняя грамматика. М.: Росмэн-Пресс, 2006. 144 с.
35. Реуцкая О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей. М.: Феникс, 2013. 155 с.
36. Рождественская В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В.И. Рождественская, Е.И. Радина. М.: Просвещение, 2002. 432 с.
37. Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности: методические рекомендации. М.: Сфера, 2009. 192 с.
38. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М.: Мозаика-Пресс, 1966. С. 93-95.
39. Соловьева О.И. Говори правильно: альбом по развитию речи. М.: Просвещение, 1966. 378 с.
40. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов учреждений высш. проф. Образования. М.: Академия, 2006. 251 с.
41. Тамбовцева А.Г. Формирование грамматического строя речи: Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984. С. 105-123.
42. Тамбовцева А.Г. Формирование структуры предложений
(средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 1987. № 2.
С. 14-19.
43. Тамбовцева А.Г. Взаимосвязь речетворчества и умственного развития // хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2000. С. 290-299.
44. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2008. 232с.
45. Ушакова О.С. Развития речи детей 3-5 лет: программа дошкольных образовательных учреждений. М.: Сфера, 2015. 272 с.
46. Ушакова О.С. Формирование речи детей 5-7 лет. М.: Сфера,
2011. 210 с.
47. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников. М.: Мир, 2008. 202 с.
48. Ушакова О.С. Развитие речи творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. М.: Сфера, 2015. 176 с.
49. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: ВЛАДОС, 2004. 228 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 №1155. М.: ТЦ Сфера, 2015. 32 с.
51. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева. М.: Владос, 1999. 199 с.
52. Шорохова О.А. Речевое формирование ребенка: анализ
программ дошкольного образования. М.: ВЛАДОС, 2009. 167 с.
53. Эльконин Д.Б. Развитие речи: психология детей дошкольного возраста. М.: Просвещение 1974. 327 с.
54. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. М.: Академия, 2013. 448 с.