Формирование грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психологические особенности детей среднего дошкольного
возраста 6
1.2. Возрастные особенности формирования грамматического строя
речи 12
1.3. Лингвистические основы формирования грамматического строя
речи у детей среднего дошкольного возраста 18
1.4. Содержание работы по формированию грамматического строя
речи у детей среднего дошкольного возраста 22
1.5. Анализ программ ДОУ в аспекте проблемы формирования
грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 35
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
2.1. Диагностика сформированности грамматического строя у детей
среднего дошкольного возраста 40
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование
грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психологические особенности детей среднего дошкольного
возраста 6
1.2. Возрастные особенности формирования грамматического строя
речи 12
1.3. Лингвистические основы формирования грамматического строя
речи у детей среднего дошкольного возраста 18
1.4. Содержание работы по формированию грамматического строя
речи у детей среднего дошкольного возраста 22
1.5. Анализ программ ДОУ в аспекте проблемы формирования
грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 35
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
2.1. Диагностика сформированности грамматического строя у детей
среднего дошкольного возраста 40
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование
грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
Актуальность темы нашего исследования обусловлена, прежде всего, тем, что дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, а также формирование грамотной и правильной речи. Отсюда, сформированность навыков грамматического строя, является условием формирования межличностных отношений с окружающим социумом.
Кроме того, грамматический строй речи - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Так согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «...формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, связная речь состоит из двух частей - диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, то есть умение изменять слова, соединять их в предложения...»
Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно - исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
Поведение дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и так далее. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.
Таким образом актуальность темы исследования очень значима в современном образовательном контексте.
Исследования психологов, педагогов, лингвистов: Л. С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожеца, А.А. Леонтьева, А. А. Пешковского, А. Н. Гвоздева, В. В. Виноградова, К. Д. Ушинского, Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина, А. М. Леушиной, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач грамматического строя дошкольников.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически разработать комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть психологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста.
3. Определить возрастные особенности формирования
грамматического строя речи.
4. Рассмотреть лингвистические основы формирования
грамматического строя речи среднего дошкольного возраста.
5. Определить содержание работы по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
6. Провести анализ программ ДОУ в аспекте проблемы формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
7. Изучить качественные особенностей состояния грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
8. Подобрать комплекс упражнений, направленных на формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ, систематизация и обобщение информации по теме исследования;
эмпирические: педагогическое наблюдение, устный опрос, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа «Ачитский детский сад «Улыбка».
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Кроме того, грамматический строй речи - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Так согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «...формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, связная речь состоит из двух частей - диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, то есть умение изменять слова, соединять их в предложения...»
Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно - исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
Поведение дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и так далее. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.
Таким образом актуальность темы исследования очень значима в современном образовательном контексте.
Исследования психологов, педагогов, лингвистов: Л. С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожеца, А.А. Леонтьева, А. А. Пешковского, А. Н. Гвоздева, В. В. Виноградова, К. Д. Ушинского, Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина, А. М. Леушиной, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач грамматического строя дошкольников.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически разработать комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть психологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста.
3. Определить возрастные особенности формирования
грамматического строя речи.
4. Рассмотреть лингвистические основы формирования
грамматического строя речи среднего дошкольного возраста.
5. Определить содержание работы по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
6. Провести анализ программ ДОУ в аспекте проблемы формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
7. Изучить качественные особенностей состояния грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
8. Подобрать комплекс упражнений, направленных на формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ, систематизация и обобщение информации по теме исследования;
эмпирические: педагогическое наблюдение, устный опрос, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа «Ачитский детский сад «Улыбка».
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Обобщая результаты изложенного исследования, можно сделать следующие выводы. Во-первых, в современных условиях модернизации системы образования предъявляются повышенные требования к речевой компетенции как работников дошкольных организаций, так и детей. Поэтому воспитатель должен быть широко информирован обо всех инновациях в области коммуникации и уметь на высоком уровне комплексно и творчески решать поставленные перед ним задачи грамматического строя.
Проблемы, связанные с овладением речью, формированием и совершенствованием всех речевых процессов интересовала и российских, и зарубежных исследователей, психологов.
Во-вторых, формирование речи в дошкольном детстве - одна из центральных задач воспитания. Становление и формирование всех сторон речи, фонетической, лексической, грамматической, является фундаментом для последующего усвоения родного языка.
В-третьих, процесс грамматического строя в дошкольном детстве многогранен по своей сути. Он тесно связан с умственным формированием, поскольку интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные в овладение родным языком, активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку.
В-четвертых, задачи развития грамматического строя реализуются в программах, которые определяют объем речевых навыков и умений, требования к речи детей, не только, в средней группе, но и в разных возрастных группах. Главным образом определен, уровень грамматического строя по окончанию детского сада.
В процессе исследования использовалась диагностика, подобранная нами на основании методик, следующих авторов: О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. Были продиагностированы, такие показатели как, степень сформированности грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста: умение образовывать существительные множественного числа; умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже; умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Нами были определены три уровня проявления указанных показателей - оптимальный (о), допустимый (д) и критический (к).
Результат диагностики показал, что оптимальный уровень проявления показателей степени сформированности грамматического строя речи у детей выявлено не было, у 6 (60%) воспитанников - допустимый уровень проявления показателей, у 4 (40%) воспитанников - критический уровень проявления показателей.
Содержание деятельности по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста, основная задача которого не только увеличить запас слов, но и сформировать у детей точное понимание их значения и добиться правильного в смысловом отношении их употребления. В связи с этим работа включает в себя: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Проблемы, связанные с овладением речью, формированием и совершенствованием всех речевых процессов интересовала и российских, и зарубежных исследователей, психологов.
Во-вторых, формирование речи в дошкольном детстве - одна из центральных задач воспитания. Становление и формирование всех сторон речи, фонетической, лексической, грамматической, является фундаментом для последующего усвоения родного языка.
В-третьих, процесс грамматического строя в дошкольном детстве многогранен по своей сути. Он тесно связан с умственным формированием, поскольку интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные в овладение родным языком, активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку.
В-четвертых, задачи развития грамматического строя реализуются в программах, которые определяют объем речевых навыков и умений, требования к речи детей, не только, в средней группе, но и в разных возрастных группах. Главным образом определен, уровень грамматического строя по окончанию детского сада.
В процессе исследования использовалась диагностика, подобранная нами на основании методик, следующих авторов: О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. Были продиагностированы, такие показатели как, степень сформированности грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста: умение образовывать существительные множественного числа; умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже; умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Нами были определены три уровня проявления указанных показателей - оптимальный (о), допустимый (д) и критический (к).
Результат диагностики показал, что оптимальный уровень проявления показателей степени сформированности грамматического строя речи у детей выявлено не было, у 6 (60%) воспитанников - допустимый уровень проявления показателей, у 4 (40%) воспитанников - критический уровень проявления показателей.
Содержание деятельности по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста, основная задача которого не только увеличить запас слов, но и сформировать у детей точное понимание их значения и добиться правильного в смысловом отношении их употребления. В связи с этим работа включает в себя: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по формированию грамматического
строя речи детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - Формирование грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017



