Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой и фольклором

Работа №98247

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И ФОЛЬКЛОРОМ 7
1.1. Особенности развития словаря детей среднего дошкольного
возраста 7
1.2. Содержание словарной работы в детском саду в среднем
дошкольном возрасте 11
1.3. Значение художественной литературы и фольклора для развития
словаря у детей среднего дошкольного возраста 19
1.4. Формы работы с книгой в детском саду как средство развития
словаря у детей 21
1.5. Анализ программного содержания работы по развитию словаря
детей среднего дошкольного возраста 24
1.6. Анализ методических разработок по развитию словаря детей
среднего дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И ФОЛЬКЛОРОМ 35
2.1 Диагностика сформированности словаря у детей среднего дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие словаря у дошкольного среднего возраста при ознакомлении с художественной литературой и фольклором 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 73

Актуальность темы данной работы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка- дошкольника. Язык и речь рассматривались в педагогике и психологии (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) как системообразующий фактор психического развития: мышления, воображения, памяти, эмоций. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи, являются приоритетными задачами речевого воспитания детей. Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие включает, в том числе и обогащение активного словаря [39].
Лексическая работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Она имеет большое значение для общего развития ребенка. Освоение словаря является важным условием для умственного развития. Бедность словаря затрудняет общение и развитие ребенка в целом. И, наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и индикатором высокого уровня психического развития. Своевременное развитие словаря является одним из важных факторов подготовки к школьному образованию. Дети, у которых нет достаточного лексического резерва, имеют большие трудности в обучении, не находят подходящих слов для выражения своих мыслей.
Совершенствуя словарь, педагоги одновременно решают и задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения. По словам К.Д. Ушинского, «Уроки родного языка - это уроки воспитания нравственности, гражданственности» [49, с. 56]. Большое значение имеет воспитательный потенциал лексики, помогающий выработать нравственные ориентиры.
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература и фольклор. Из книги ребенок узнает много новых слов, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Художественная литература и различные формы фольклора (потешки, поговорки, загадки, песенки, пестушки и т.д.) помогают детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, обогащают словарь детей. Так, загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Поэтому особое значение для детей дошкольного возраста приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, различными формами народного творчества.
Некоторыми аспектами речевого развития детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора занимались К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова и др.
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И Соловьевой, М.М. Кониной, В.И. Яшиной, Н.П. Ивановой и др. и уточнены в последующие годы. Проблемы развития словаря в дошкольном детстве также были раскрыты в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Н.Х. Швачкина, М.И. Лисиной, Ф.А. Сохина и других.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет отметить, что в словарной работе с дошкольниками существуют два аспекта.
Первый аспект связан с развитием познавательной активности детей и осуществляется в логике предметных отношений и отношений. Этот аспект представлен в основном в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой В.И. Яшина.
Второй аспект заключается в том, что знакомство детей с многозначными словами, точное использование антонимов, синонимов, многозначных слов приобретают здесь особое значение. Это направление представлено в работах Ф. А. Сохина и его учеников (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина и др.).
Оба эти аспекта взаимосвязаны, поскольку работа над семантической стороной слова становится возможной только в том случае, если дети приобретают объективное, концептуальное содержание слова.
В настоящее время существует довольно много практических разработок по развитию дошкольного словаря. Однако особенности знаний детей, условия воспитания различны и требуют изучения педагогических условий для успешного развития словаря.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой и фольклором».
Цель исследования - теоретически обосновать возможность развития активного словаря у детей среднего дошкольного возраста с помощью художественной литературы и фольклора.
Объект исследования: процесс развития словаря средних дошкольников.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий, направленный на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом, предметом и целью работы поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития словаря у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой и фольклором;
2. Определить уровень развития словаря у детей среднего дошкольного возраста;
3. Разработать формы организации детей по развитию активного словаря у детей среднего дошкольного возраста с помощью художественной литературы и фольклора.
Методологической основой исследования являются концепции о связи мышления и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
- обзорно-аналитические и теоретические (анализ психолого-педагогической литературы);
- психологические (методика определения уровня развития словаря у детей дошкольного возраста (Е.А. Стребелева).
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и определения основных путей и методов педагогической работы, способствующей развитию словаря у детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой и фольклором.
База исследования: МБДОУ «Детство» детский сад №3 г. Екатеринбурга. В исследовании принимали участие 22 ребенка среднего дошкольного возраста.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 54 наименований, 9 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В психолого-педагогической литературе развитие словаря детей дошкольного возраста рассматривается как важная составляющая их речевого воспитания.
У ребенка среднего дошкольного возраста наблюдается увеличение активного словаря от 2500 до 3000 слов к концу года. Ребенок научается правильно понимать и употреблять слово, звук, вслушиваться в звучащее слово, самостоятельно находить слова разные и сходные по звучанию, определять последовательность звучания звуков в слове, выделять определенные звуки. Это период ознакомления детей со словом - его смысловой стороной (оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество). Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова (имена существительные с собирательным значением). В возрасте 4-5 лет содержание активного словаря направлено на накопление слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.
Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература и фольклор. Из книги ребенок узнает много новых слов, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Художественная литература и различные формы фольклора (потешки, поговорки, загадки, песенки, пестушки и т.д.) помогают детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, обогащают словарь детей.
Во второй главе данной работы была проведена проектировочная работа по выявлению уровня развития словаря у детей среднего дошкольного возраста.
Проектировочная работа проводилась на базе МБДОУ «Детство» детский сад №3. В ней принимали участие 22 ребенка среднего дошкольного возраста.
Целью практической части исследования явилось разработка комплекса мероприятий, направленного на развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературы и фольклора.
В процессе диагностики было выявлено, что достаточно большой процент детей (46%) имеет низкий уровень развития словаря, а значит, требуется педагогическая работа по его развитию.
Для развития словаря был разработан комплекс занятий, направленных на развитие речи, и в частности словаря детей, широко использующих художественную литературу и фольклор.



1. Алабужева С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005. 98 с.
2. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор / Отв. ред. д-р филол. наук, проф. А.П. Евгеньева; Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1974. 172 с.
3. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 2006. 232 с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 2004. 388 с.
5. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. СПб.: Речь, 2012. 452 с.
6. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 126 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. Т. 2. Проблемы общей психологии. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
8. Гербова В.В. Приобщаем дошкольников к художественной литературе. М.: Просвещение, 2012. 234 с.
9. Глухов В.П.Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: ACT: Астрель, 2005. 351 с.
10. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. М.: Изд-во: АСТ, 2007. 318 с.
11. Голубева Л.Г. Речевое развитие и воспитание детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2012. 458 с.
12. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. М.: Гном и Д, 2007. 116 с.
13. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. СПб.: Питер. 2010. 356 с.
14. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 280 с.
15. Дмитриева Н.А. В поисках гармонии: Искусствоведческие работы разных лет. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 288 с.
16. Доронова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду. М.: Академия. 2013. 589 с.
17. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. М.: Издательство Юрайт, 2012. 510 с.
18. Елжова Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении. Ростов на/Д.: Феникс, 2010. 455 с.
19. Епанчинцева Н.Д. Развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении: структура, содержание, технология организации. Белгород: Бел ГУ, 2014. 198 с.
20. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1985. 112 с.
21. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Педагогика, 2001. 374 с.
22. Карелина И.О. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие. Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. 68 с.
23. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М.: Педагогика, 1972. 178 с.
24. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 432 с.
25. Конина М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи: Дошкольное воспитание. 2008. № 11. С. 23-32.
26. Кудрявцева Е.А. Педагогическая поддержка развивающего игрового пространства как способ становления индивидуальности ребенка в детском коллективе: Дошкольник // Младший школьник и дошкольное воспитание и обучение. 2012. №4. С. 16-23.
27. Кузькина Л.Е. Игра как средство развития грамматического строя речи младших дошкольников// Логопед. 2012. №10. С. 35-41.
28. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Академия, 2011. 412 с.
29. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М.: Просвещение, 1974. 522 с.
30. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с.
31. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Ленанд, 2014. 324 с.
32. Люблинская А.А. Детская психология.- М.: Педагогика, 1979. 642 с.
33. Майер А.А. Перспективы развития педагогического взаимодействия в дошкольном образовании // Дошкольник. 2012. №8. С. 23-31.
34. Методика развития речи детей дошкольного возраста / 11од ред. Л.П. Федоренко. М.: Просвещение, 1984. 198 с.
35. Морозова Г.Д. Дошкольная педагогика. М.: Эксмо, 2013. 459 с.
36. Неудахина Н.И. Сенсорное развитие в семье: рекомендации родителям младшего дошкольника // Дошкольник. 2011. №6. С. 63-66.
37. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
38. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 2012. 632 с.
39. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрауки.рф от 29.12.2012г.
40. Радуга: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / авторский коллектив лаборатории Института общего образования МО РФ под руководством профессора Т.Н. Дороновой. М.: Просвещение, 2014. 232 с.
41. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учебное пособие. Екатеринбург: изд-во:1996, 2004. 412 с.
42. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. 465 с.
43. Сохин Ф.А Осознание речи дошкольниками. М.: НОРМА-ИНФРА, 2010. 468 с.
44. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2007. 256 с.
45. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Академия, 2013. 547 с.
46. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина. М.: Академия, 2013. 584 с.
47. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: Просвещение, 2011. 312 с.
48. Ушакова О.С. Теория практика развития речи дошкольников. СПб.: Речь, 2011. 463 с.
49. Ушинский К.Д. Избранные труды. М.: Дрофа, 2005. 645 с.
50. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс] . Режим доступа:http://www.edu.ru/db/mo/Data/d 09/prm655-1.htmот 29.12.2012г.
51. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрауки.рф от 05.08.2013г.
52. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие / сост.: М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Просвещение, 2000. 388 с.
53. Яковлева Н.Г. Педагогика и психология. М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. 459 с.
54. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ