Детское словотворчество в формировании лексикона ребенка среднего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКОНА РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .. 7
1.1. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста 7
1.2. Детское словотворчество - особенности и механизмы развития 12
1.3. Методы и приемы формирования словаря детей среднего
дошкольного возраста 15
1.4. Анализ нормативных документов с точки зрения возможности для
формирования лексикона дошкольника 20
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКОНА РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Диагностика уровня сформированности лексикона детей среднего
дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по формированию лексикона детей среднего
дошкольного возраста с опорой на детское словотворчество 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКОНА РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .. 7
1.1. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста 7
1.2. Детское словотворчество - особенности и механизмы развития 12
1.3. Методы и приемы формирования словаря детей среднего
дошкольного возраста 15
1.4. Анализ нормативных документов с точки зрения возможности для
формирования лексикона дошкольника 20
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКОНА РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Диагностика уровня сформированности лексикона детей среднего
дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по формированию лексикона детей среднего
дошкольного возраста с опорой на детское словотворчество 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ежегодно возрастает количество информации, которую требуется передавать каждому последующему поколению. Одним из средств передачи накопленной информации является речь.
Возникновение и развитие речи является одним из самых важных приобретений дошкольного детства, и оно рассматривается в современном воспитании детей дошкольного возраста как фундамент развития и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связывается психологами и педагогами с развитием личности ребенка, с познанием окружающего мира.
Свободная устная речь ребенка опирается, прежде всего, на владение достаточно объемным лексиконом.
Овладение лексиконом или, иначе говоря, словарным запасом, представляет собой базис речевого развития ребенка, поскольку слово есть основная единица языка. Словами обозначают свойства предметов и явлений, действия с предметами, их признаки и качества. В лексиконе отражается содержание речи. Ребята за короткое время, должны усвоить необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими слова.
Основной задачей в развитии детского лексикона является овладение значениями различных слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, а также в соответствии с ситуацией, в которой происходит общение. Особенность словарной работы с детьми в дошкольной образовательной организации состоит в том, что она очень тесно связана со всей воспитательно-образовательной работой. Развитие и обогащение лексикона ребенка происходит как процессе ознакомления с окружающим миром, так и во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении со взрослыми и ровесниками. Работа по развитию лексикона уточняет представления детей, углубляет их чувства и ощущения, организует социальный опыт.
Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно в дошкольном детстве закладываются первоначальные основы психики, мышления и сознания ребенка, происходит установление социальных контактов.
Роль слова как основной единицы языка и речи, его значение в психическом развитии детей определяют важность работы по развитию лексикона в общей системе работы по развитию речи в детской образовательной организации.
Развитие лексикона в дошкольном возрасте способствует дальнейшему успешному обучению языку в начальной школе. Чем богаче словарный запас ребенка, тем проще дается ему овладение умениями и навыками, которые подводят к усвоению грамоты в школе.
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детской образовательной организации были определены в работах педагогов Н.П. Ивановой, О.И Соловьевой, Е.И. Тихеевой, Б.И. Яшиной и других психологов и педагогов-теоретиков дошкольного образования.
Также в работе по развитию лексикона у детей дошкольного возраста существует два направления.
Первое направление связано с развитием познавательной деятельности дошкольников и реализуется в логике предметных связей и отношений. Это направление представлено, прежде всего, в работах В.В. Гербовой, В.И. Логиновой, Е.И. Тихеевой, Б.И. Яшиной.
Второе направление: здесь особое значение придается ознакомлению детей с многозначными словами, обучение детей точному, по смыслу, использованию антонимов, синонимов, многозначных слов. Это направление представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников (Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой и других).
Эти направления формирования лексикона детей дошкольного возраста взаимосвязаны, и, конечно же, работа над увеличением словарного запаса становится возможной лишь при усвоении дошкольниками предметного, понятийного содержания слова.
Таким образом, мы видим, что в настоящее время имеется достаточно много практических разработок. Однако особенности среднего дошкольного возраста требуют основ формирования лексикона ребенка с опорой на детское словотворчество.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему словотворчества и развития лексикона и описать методы и приемы, направленные на формирование лексикона детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования лексикона детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы формирования лексикона детей среднего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Изучить особенности и закономерности развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
2. Изучить роль и значение детского словотворчества в формировании лексикона детей.
3. Проанализировать нормативные документы с точки зрения исследуемой проблемы.
4. Описать критерии и показатели сформированности лексикона детей среднего дошкольного возраста.
5. Описать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности лексикона детей.
6. Описать методы и приемы развития лексикона детей среднего дошкольного возраста с опорой на детское словотворчество
Методы исследования: библиографический (изучение психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, педагогическое наблюдение).
База исследования: МАДОУ №46 г. Краснотурьинска. Возраст детей 4-5 лет, в исследовании участвовало 20 детей.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 66 источников, и 2 приложений.
Возникновение и развитие речи является одним из самых важных приобретений дошкольного детства, и оно рассматривается в современном воспитании детей дошкольного возраста как фундамент развития и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связывается психологами и педагогами с развитием личности ребенка, с познанием окружающего мира.
Свободная устная речь ребенка опирается, прежде всего, на владение достаточно объемным лексиконом.
Овладение лексиконом или, иначе говоря, словарным запасом, представляет собой базис речевого развития ребенка, поскольку слово есть основная единица языка. Словами обозначают свойства предметов и явлений, действия с предметами, их признаки и качества. В лексиконе отражается содержание речи. Ребята за короткое время, должны усвоить необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими слова.
Основной задачей в развитии детского лексикона является овладение значениями различных слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, а также в соответствии с ситуацией, в которой происходит общение. Особенность словарной работы с детьми в дошкольной образовательной организации состоит в том, что она очень тесно связана со всей воспитательно-образовательной работой. Развитие и обогащение лексикона ребенка происходит как процессе ознакомления с окружающим миром, так и во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении со взрослыми и ровесниками. Работа по развитию лексикона уточняет представления детей, углубляет их чувства и ощущения, организует социальный опыт.
Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно в дошкольном детстве закладываются первоначальные основы психики, мышления и сознания ребенка, происходит установление социальных контактов.
Роль слова как основной единицы языка и речи, его значение в психическом развитии детей определяют важность работы по развитию лексикона в общей системе работы по развитию речи в детской образовательной организации.
Развитие лексикона в дошкольном возрасте способствует дальнейшему успешному обучению языку в начальной школе. Чем богаче словарный запас ребенка, тем проще дается ему овладение умениями и навыками, которые подводят к усвоению грамоты в школе.
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детской образовательной организации были определены в работах педагогов Н.П. Ивановой, О.И Соловьевой, Е.И. Тихеевой, Б.И. Яшиной и других психологов и педагогов-теоретиков дошкольного образования.
Также в работе по развитию лексикона у детей дошкольного возраста существует два направления.
Первое направление связано с развитием познавательной деятельности дошкольников и реализуется в логике предметных связей и отношений. Это направление представлено, прежде всего, в работах В.В. Гербовой, В.И. Логиновой, Е.И. Тихеевой, Б.И. Яшиной.
Второе направление: здесь особое значение придается ознакомлению детей с многозначными словами, обучение детей точному, по смыслу, использованию антонимов, синонимов, многозначных слов. Это направление представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников (Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой и других).
Эти направления формирования лексикона детей дошкольного возраста взаимосвязаны, и, конечно же, работа над увеличением словарного запаса становится возможной лишь при усвоении дошкольниками предметного, понятийного содержания слова.
Таким образом, мы видим, что в настоящее время имеется достаточно много практических разработок. Однако особенности среднего дошкольного возраста требуют основ формирования лексикона ребенка с опорой на детское словотворчество.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему словотворчества и развития лексикона и описать методы и приемы, направленные на формирование лексикона детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования лексикона детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы формирования лексикона детей среднего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Изучить особенности и закономерности развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
2. Изучить роль и значение детского словотворчества в формировании лексикона детей.
3. Проанализировать нормативные документы с точки зрения исследуемой проблемы.
4. Описать критерии и показатели сформированности лексикона детей среднего дошкольного возраста.
5. Описать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности лексикона детей.
6. Описать методы и приемы развития лексикона детей среднего дошкольного возраста с опорой на детское словотворчество
Методы исследования: библиографический (изучение психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, педагогическое наблюдение).
База исследования: МАДОУ №46 г. Краснотурьинска. Возраст детей 4-5 лет, в исследовании участвовало 20 детей.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 66 источников, и 2 приложений.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой нами была изучена методическая, психологическая и педагогическая литература, что дало возможность выделить главные особенности речевого развития ребенка-дошкольника, формы и методы работы по формированию лексикона ребенка среднего дошкольного возраста.
В 4 - 5 лет малыш не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык. Взрослые, работая с ребятами среднего дошкольного возраста, сталкиваются с такими особенностями словообразования: некоторые ребята придумывают слова, которых нет в русском языке; другие при произношении меняют буквы или слоги местами. Заинтересовавшись этими речевыми особенностями детей, изучив теоретическую и методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы, мы пришли к выводу, что важнейшей особенностью речевого развития у ребят среднего дошкольного возраста является словотворчество
Ребенок четырёх - пяти лет способен точно понять значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые малышом самостоятельно по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы и понятны, иногда очень удачны и всегда оригинальны. Начиная с возраста 2,5 года, и примерно до 6 лет дети очень ярко демонстрируют свое умение создавать производные слова, именно в этот период ученые - исследователи дошкольного детства фиксируют «номинативный взрыв» в речи ребенка. Развитие лексикона не успевает за потребностями малыша в коммуникациях, что приводит к резкому росту словотворчества. Имеющийся у ребенка лексикон не обеспечивает его потребности в назывании предметов, событий и явлений, поэтому малышом изобретаются новые слова по усвоенным ранее.
Теоретический анализ позволил выявить, что словотворчество ребят среднего возраста обусловлено индивидуальными особенностями личности: строением нервной системы, особенностями межполушарной асимметрии головного мозга; особенностями развития личности ребенка в онтогенезе.
Таким образом, теоретические и практические исследования детской речевой активности и словарного запаса показывают, что в среднем дошкольном возрасте малыш овладевает словообразовательным компонентом речевой деятельности благодаря своим возрастным особенностям, и этот процесс должен быть организованным. Специально организованный процесс словотворчества может являться условием повышения уровня сформированности лексикона ребят - средних, дошкольников.
В практической части работы была поставлена задача выявить особенности формирования лексикона ребят. По результатам диагностического исследования 15% детей имеют высокий, 20% - низкий, и 65% - средний уровень развития словаря.
Посредством ряда диагностических методик были выявлены особенности лексикона детей: имеются трудности в назывании многих прилагательных, в преобразовании слов и в употреблении глаголов. Характерной особенностью является неточность в употреблении лексем. Замена или путаница в употреблении прилагательных говорит о том, что ребята не выделяют существенных признаков объектов и явлений, не дифференцируют качества объектов, а просто, получив какие-либо основные сведения об объекте, не задумываются о второстепенных его свойствах и качествах, что является важным аспектом в формировании лексикона.
В результате проведенной диагностики можно заключить, что для полноценного развития и преодоления трудностей в формировании лексикона ребят-дошкольников, необходимо проводить активную словарную работу по обогащению, уточнению, переводу лексического запаса ребят из пассивного словаря в активную речь. Дошкольникам требуется педагогически грамотная организация обучающего процесса и специализированной помощи по развитию и активизации словарного запаса.
Нами был подобран ряд учебных занятий и дидактических игр, направленных на расширение словаря, изучение названий явлений, объектов и их частей, умение подбирать глаголы, конкретизировать определения, правильно использовать многозначные слова и обобщающие понятия. На занятиях дети могут развивать умение правильно использовать антонимы и синонимы, понимать, правильно образовывать и правильно употреблять многозначных и сложносоставные слова. Количественное обогащение словаря происходило путем узнавания новых слов, которые встречались ребятам при знакомстве с постоянно увеличивающимся кругом окружающих их объектов и явлений, расширении и систематизации знаний о них, закреплений полученных знаний.
Своевременное развитие лексикона - это один из немаловажных факторов подготовки ребят-дошкольников к обучению в начальной школе.
Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения: сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи. Следовательно, большое значение имеет воспитания у детей внимания к содержательной стороне слова, уточнение значений слов, обогащение связей слов с другими словами и развитие точности навыков словоупотребления. Дети с богатым словарем активнее в умственной работе, и более успешны в обучении.
Развитие речи и лексикона детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
В 4 - 5 лет малыш не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык. Взрослые, работая с ребятами среднего дошкольного возраста, сталкиваются с такими особенностями словообразования: некоторые ребята придумывают слова, которых нет в русском языке; другие при произношении меняют буквы или слоги местами. Заинтересовавшись этими речевыми особенностями детей, изучив теоретическую и методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы, мы пришли к выводу, что важнейшей особенностью речевого развития у ребят среднего дошкольного возраста является словотворчество
Ребенок четырёх - пяти лет способен точно понять значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые малышом самостоятельно по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы и понятны, иногда очень удачны и всегда оригинальны. Начиная с возраста 2,5 года, и примерно до 6 лет дети очень ярко демонстрируют свое умение создавать производные слова, именно в этот период ученые - исследователи дошкольного детства фиксируют «номинативный взрыв» в речи ребенка. Развитие лексикона не успевает за потребностями малыша в коммуникациях, что приводит к резкому росту словотворчества. Имеющийся у ребенка лексикон не обеспечивает его потребности в назывании предметов, событий и явлений, поэтому малышом изобретаются новые слова по усвоенным ранее.
Теоретический анализ позволил выявить, что словотворчество ребят среднего возраста обусловлено индивидуальными особенностями личности: строением нервной системы, особенностями межполушарной асимметрии головного мозга; особенностями развития личности ребенка в онтогенезе.
Таким образом, теоретические и практические исследования детской речевой активности и словарного запаса показывают, что в среднем дошкольном возрасте малыш овладевает словообразовательным компонентом речевой деятельности благодаря своим возрастным особенностям, и этот процесс должен быть организованным. Специально организованный процесс словотворчества может являться условием повышения уровня сформированности лексикона ребят - средних, дошкольников.
В практической части работы была поставлена задача выявить особенности формирования лексикона ребят. По результатам диагностического исследования 15% детей имеют высокий, 20% - низкий, и 65% - средний уровень развития словаря.
Посредством ряда диагностических методик были выявлены особенности лексикона детей: имеются трудности в назывании многих прилагательных, в преобразовании слов и в употреблении глаголов. Характерной особенностью является неточность в употреблении лексем. Замена или путаница в употреблении прилагательных говорит о том, что ребята не выделяют существенных признаков объектов и явлений, не дифференцируют качества объектов, а просто, получив какие-либо основные сведения об объекте, не задумываются о второстепенных его свойствах и качествах, что является важным аспектом в формировании лексикона.
В результате проведенной диагностики можно заключить, что для полноценного развития и преодоления трудностей в формировании лексикона ребят-дошкольников, необходимо проводить активную словарную работу по обогащению, уточнению, переводу лексического запаса ребят из пассивного словаря в активную речь. Дошкольникам требуется педагогически грамотная организация обучающего процесса и специализированной помощи по развитию и активизации словарного запаса.
Нами был подобран ряд учебных занятий и дидактических игр, направленных на расширение словаря, изучение названий явлений, объектов и их частей, умение подбирать глаголы, конкретизировать определения, правильно использовать многозначные слова и обобщающие понятия. На занятиях дети могут развивать умение правильно использовать антонимы и синонимы, понимать, правильно образовывать и правильно употреблять многозначных и сложносоставные слова. Количественное обогащение словаря происходило путем узнавания новых слов, которые встречались ребятам при знакомстве с постоянно увеличивающимся кругом окружающих их объектов и явлений, расширении и систематизации знаний о них, закреплений полученных знаний.
Своевременное развитие лексикона - это один из немаловажных факторов подготовки ребят-дошкольников к обучению в начальной школе.
Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения: сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи. Следовательно, большое значение имеет воспитания у детей внимания к содержательной стороне слова, уточнение значений слов, обогащение связей слов с другими словами и развитие точности навыков словоупотребления. Дети с богатым словарем активнее в умственной работе, и более успешны в обучении.
Развитие речи и лексикона детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Подобные работы
- Формирование лексикона ребенка среднего дошкольного возраста с опорой на детское словотворчество
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Развитие словаря у детей 4-5 лет (Нижневартовский Государственный Университет )
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в средней группе ДОУ V вида
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Методика формирования лексического уровня в речи старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с использованием технологии развития семантических полей
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Особенности номинативного словаря детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи уровня
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020



