Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование звуковой культуры речи детей раннего возраста

Работа №98245

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Овладение звуковой культурой речи в раннем возрасте как
основа речевого развития ребенка 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей раннего возраста 13
1.3. Методические основы формирования звуковой культуры речи
детей раннего возраста 27
1.4. Анализ нормативных документов и образовательных программ
ДО по исследуемой проблеме 33
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 43
2.1. Диагностика первоначального уровня сформированности
умений звуковой культуры речи детей раннего возраста 43
2.2. Описание комплекса педагогических мероприятий,
направленных на развитие звуковой культуры речи детей раннего возраста 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62

Из материалистического учения о мышлении и языке следует, что звуковой язык всегда был единственным языком общества. Язык является одним из важнейших средств человеческого общения в силу своей звуковой материи. Звуковая сторона речи является единым целым, но это весьма сложное явление, которое требуется исследовать со всех сторон. В современной литературе рассматривается несколько аспектов звуковой стороны речи: физиологический, физический, лингвистический [2].
Язык - это объективная, исторически сложившаяся система звуковых кодов, обозначающих предметы, объекты, явления, признаки окружающего мира. Речь - это процесс общения между людьми, при помощи языка.
Слово является основной единицей языка. Слово имеет две характеристики - предметную отнесенность и значение. Слово указывает на явление, объект, предмет, вызывая у человека образ. Слово выделяет в предметах главные признаки, абстрагируясь от второстепенного. Человек, овладевая словом, усваивает системы связей и отношений, в которые включен тот или иной предмет.
Речь является главным средством общения. Человек с помощью речи устанавливает взаимоотношения с другими людьми, передает информацию. Результаты познания человека выражаются в речи, решение умственных задач. Речь является основным орудием интеллектуальной деятельности человека.
Младенчество является подготовительным этапом в развитии речи, в это время зарождаются предпосылки для понимания речи взрослых (развитие речевого слуха), во-вторых, активного употребления слов (развитие речевых артикуляций). Причем пассивная речь, осваивается ребенком на много быстрее, чем активная - её употребление. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но он не умеет его использовать по назначению. Неумение использовать речевой аппарат связано с необходимостью: приобретения навыка пользования речевым аппаратом; знакомства со словесными формами речи; накопления содержания для речи; установления социальных связей с окружающими людьми. Развитие речи детей связано с возникновении потребности в общении со взрослыми людьми [6].
Актуальность данной проблемы определяется необходимостью целенаправленной работы над звуковой культурой речи у детей раннего возраста, как основой речевого развития.
Объект исследования: комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование звуковой культуры речи детей раннего возраста.
Предмет исследования: процесс развития звуковой культуры речи детей раннего возраста.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и апробировать комплекс педагогических мероприятий, направленных на развитие звуковой культуры речи детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1) на основе анализа методической, лингвистической и психолого-педагогической литературы определить особенности формирования речи детей раннего возраста и понятие «звуковая культура речи»;
2) подробно рассмотреть этапы работы по формированию звуковой культуры речи детей;
3) раскрыть особенности формирования звуковой культуры речи детей раннего возраста;
4) описать диагностику уровня сформированности звуковой культуры речи детей раннего возраста;
5) описать приемы и методы работы по формированию звуковой культуры речи у детей раннего возраста.
Методы исследования: теоретические методы: теоретический анализ литературы по развитию звуковой культуры речи детей раннего возраста; диагностические методы: анкетирование, обработка полученной информации с помощью методов количественного и качественного анализа.
База исследования: Данная работа была проведена на базе детского сада № 464 г. Екатеринбурга.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не вдруг и не сразу осваивают лексико-грамматический строй речи, слоговую структуру слов, словоизменение, звукопроизношение. Некоторые языковые понятия детьми усваиваются сразу, другие - намного позже. На разных стадиях формирования речи детей одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными не полностью. Усвоение фонетики плотно связано с общим ходом развития лексико-грамматического строя русского языка. Отсюда появляется такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.
До определенного момента речь детей насыщена неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном, немотивированном использовании такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становиться устойчивым, то есть осуществляется их лексикализация [18].
Усвоение детьми родного языка проходит по строгой закономерности и характеризуется рядом общих черт, которые свойственны всем детям. Для того чтобы понять патологию речи, надо четко знать последовательность развития речи детей в норме, знать закономерности и условия этого процесса, от которых в большей степени зависит успешное развитие речи детей. Также, надо хорошо понимать этапы развития речи детей, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить и заняться исправлением тех или иных отклонений от нормы.
В раннем возрасте детей, когда процесс формирования речи еще не закончен, педагогу надо разделять, что уже сформировано в речи детей, что только начинает развиваться, а в каких фонетических и лексико-грамматических проявлений не следует ждать в ближайшее время [32].
Звуковая культура речи детей раннего возраста - это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя орфоэпическую и фонематическую правильность речи, ее четкую дикцию, выразительность и умение использовать двигательные средства выразительности (мимика, жесты), элементы культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевого слуха.
Формирование звуковой культуры речи возможно при условии создания полноценной речевой среды для детей и правильного его речевого развития.
Нами были выбраны 3 критерия исследования сформированности звуковой культуры речи у детей: фонематическое восприятие, артикуляция, речевое дыхание. Результаты показали, что меньше половины детей обладают достаточным уровнем сформированности умений звуковой культуры речи. С целью исправить недостатки развития речи мы разработали комплекс педагогических мероприятий, который включал в себя игры, задания и упражнения на артикуляцию, речевое дыхание, мелкую моторику и пр.
В работу были включены родители (законные представители) детей. С ними проводились собрания, консультации. Им выдавались задания, которые они должны были сделать вместе с детьми дома.
Совместная работа к концу года принесла неплохие результаты. Улучшилось качество речи детей, произношение стало более четким (по возрасту), дети постепенно овладевают речевым дыханием. Они избавляются от навязчивых телодвижений во время говорения, учатся экономно расходовать воздух во время речевых упражнений. Улучшились ручная умелость и мелкая моторика.
В перспективе мы планируем продолжить работу с детьми по формированию звуковой культуры речи в последующих возрастных группах



1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977. 303 с.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2000. 400 с.
3. Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. 159 с.
4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Учитель, 2006. 236 с.
5. Богуславская 3.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. М.: Просвещение, 1991. 207 с.
6. Болотина Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие / Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. М.: Айрис-пресс, 2006. 128 с.
7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
8. Бондарко Л.В. Основы общей фонетики / Л.В. Бондарко, Л.В. Вербицкая, М.В. Гордина. СПб.: СПбГУ, 2000. 352 с.
9. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
10. Власовец Г.А. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т.В. Волосовец, М.Ф. Фомичева, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. М.: Академия, 2002. 200 с.
11. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. М.: Педобщество, 2003. 240 с.
12. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. 704 с.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Издательство «Союз», 2002. 224 с.
14. Вяткин Б.А. Структура индивидуального стиля педагогических воздействий воспитателя и его системообразующая функция / Б.А. Вяткин, А.Г. Исмагилова. Пермь: Академия, 2008. 154 с.
15. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 332 с.
16. Гвоздев Н.А Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство- Пресс, 2007. 472 с.
17. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б.Ф. Сергеева. 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2004. 160 с.
18. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 241 с.
19. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 2000. 197 с.
20. Григорьев Г.Г. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания. М.: Просвещение, 2003. 253 с.
21. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство / А.Б. Добрович. М.: Знание, 1980. 137 с.
22. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. М.: Просвещение, 2004. 98 с.
23. Запорожец А.В. Психология. М.: Сфера, 2001. 228 с.
24. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. М.: Просвещение, 1970. 96 с.
25. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада. М.: Знание, 2009. 96 с.
26. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении М.:
Просвещение, 1997. 168 с.
27. Кольцова М.М. Ребёнок учиться говорить М.: Сов. Россия, 1973. 160 с.
28. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. М.: Айрис-пресс, 2005. 412 с.
29. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1985. 214 с.
30. Леушина А.М. Дошкольная педагогика. А.М. Леушина, А.М. Сорокина, А.П. Усова / под ред. Ш.И. Ганелина М.: Учпедгиз, 1946. 363 с.
31. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения М.: Педагогика, 1986. 144 с.
32. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 64 с.
33. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения М.: Педагогика, 2004. 300 с.
34. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: ТЦ Сфера, 2007. 192 с.
35. Павлова Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.: Просвещение, 2000. 208 с.
36. Реан А.А. Психология детства СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. 368 с.
37. Розенгарт-Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста М.: Смысл, 2003. 178 с.
38. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста метод. пособие с прил.
альбома Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др / под ред. Е.А. Стребелевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2004. 164 с
39. Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 112 с.
40. Урунтаева Г.А. Детская психология. М.: Академия, 2006. 368 с.
41. Ушакова Т.Н. Детская речь: психолингвистические исследования Сборник статей / Отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимцев. М.: ПЕРСЭ, 2001. 224 с.
42. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте М.: Просвещение, 2000. 267 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ