Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методическое обеспечение детско-взрослой проектной деятельности

Работа №98240

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКО-
ВЗРОСЛОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Понятие о педагогическом взаимодействии в психолого¬
педагогической литературе 7
1.2. Характеристика работы с родителями в образовательном процессе ДОО 14
1.3. Методическое обеспечение совместной проектной деятельности
детей и взрослых в ДОО 21
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГООБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО 28
2.1. Изучение особенностей детско-взрослой проектной деятельности на
начальном этапе опытно-поисковой работы 28
2.2. Методические рекомендации по организации детско-взрослой
проектной деятельности в дошкольной образовательной организации 41
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Актуальность исследования. Дошкольное образования является фундаментальной частью системы непрерывного образования. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования основной целью в этот период становится создание условий для поддержки развития личности ребенка. Также одним из положений данного документа является привлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс как полноправных субъектов образовательных отношений.
В современном образовательном пространстве существует множество методов и технологий взаимодействия участников образовательного процесса, одним из которых является метод проектов. Использование данного метода в практике дошкольных образовательных организаций позволяет поддерживать детскую инициативу, развивать любознательность и самостоятельность детей. Вместе с тем для наиболее полного удовлетворения интересов ребенка с применением метода проекта требуется активное участие родителей, как на этапе разработки проекта, так и при его презентации.
В связи с этим, педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо осуществлять подбор таких методов организации взаимодействия с семьями воспитанников, которые будут способствовать мотивации родителей (законных представителей) к совместной проектной деятельности, а также повышению их компетентности в вопросах сотрудничества с ребенком. Перед педагогически коллективом также стоит задача методического обеспечения и поддержки детско-взрослой проектной деятельности для достижения задач развития личности дошкольников.
В настоящее время отмечаются следующие противоречия в аспекте методического обеспечения детско-взрослой проектной деятельности в дошкольном образовании.
На социально-педагогическом уровне противоречие возникает между социальным заказом на личность, способную легко находить подходы к решению поставленных задач и часто невозможностью выполнения данного запроса в условиях дошкольной образовательной организации без участия родителей.
На научно-теоретическом уровне возникает противоречие между тенденцией увеличения количества детей, заинтересованных в исследовательской деятельности, и отсутствием теоретической базы, на которою мог бы опереться педагог и родитель для организации совместной детско-взрослой проектной деятельности, ориентированной на развитие и поддержку потенциала ребенка с учетом его особенностей, склонностей и интересов.
На научно-методическом уровне противоречие проявляется между необходимостью применения на практике методов и средств организации взаимодействия ребенка и взрослого в процессе совместной проектной деятельности и недостаточным научно-методическим обоснованием включения их в этот процесс.
Актуальность и выявленные противоречия позволили определить проблему исследования, суть которой заключается в обосновании выбора средств и методов организации совместной взросло-детской проектной деятельности в дошкольной образовательной организации, которые обеспечивают условия для эффективного и продуктивного взаимодействия между ребенком и взрослым в интересах развития личности дошкольников.
Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему выпускной квалификационной работы следующим образом: «Методическое обеспечение детско-взрослой проектной деятельности в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать для применения на практике методические рекомендации, обеспечивающих партнерские отношения родителей и детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной детско-взрослой проектной деятельности.
Объект исследования - взаимодействия между ребенком и взрослым в процессе совместной детско-взрослой проектной деятельности.
Предмет исследования - методические рекомендации, обеспечивающие детско-взрослую проектную деятельность в условиях дошкольной образовательной организации.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи.
1. На теоретическом уровне изучить понятие «педагогическое взаимодействие».
2. Теоретически выявить возможности проектного метода для установления партнерских взаимоотношений детей, родителей и педагогов и обобщить принципы и условия его внедрения в образовательный процесс.
3. На основе психолого-педагогических исследований обосновать необходимость разработки методического обеспечения детско-взрослых проектов для создания условий, способствующих развитию совместной деятельности детей и взрослых в дошкольной образовательной организации.
4. На практике изучить характеристики детско-взрослой проектной деятельности на основе теоретически обоснованных критериев и показателей.
5. Разработать методические рекомендации для применения на практике с целью обеспечения проектной детско-взрослой деятельности в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались методы аналитического исследования психолого-педагогической и философской литературы, а также эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов детской деятельности, а также методы количественной обработки данных и их качественный анализ.
База практической части исследования: МАДОУ-ЦРР № 587 г. Екатеринбурга. В исследовании принимали участие группа детей (18 человек) старшего дошкольного возраста, педагоги данной группы, специалисты Центра (логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по ФИЗО), а также родители (семьи) воспитанников.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В проведенном исследовании в рамках выпускной квалификационной работы был рассмотрен процесс взаимодействие и сотрудничества ребенка и взрослого в детско-взрослой проектной деятельности. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта, результатов опытно-поисковой деятельности, подтвердили актуальность исследуемой проблемы обоснования разработки методических рекомендаций для поддержки детско-взрослой проектной деятельности.
С опорой на труды О.В. Бережновой, Д.А. Белухина, В.В. Знакова и др. ученых исследовавших основы педагогического и семейного взаимодействия нами были выявлены возможности метода проектов как средства установления партнерских взаимоотношений всех участников образовательных отношений, а также обобщены принципы и условия его включения в дошкольной образовательной организации.
При этом была обоснована необходимость разработки и внедрения методического обеспечения проектной детско-взрослой деятельности, которое способствует созданию атмосферы сотрудничества на основе отрицания манипулятивного подхода к детям; опоры на принципы природосообразности, свободы выбора, открытости дидактического процесса; организации различных видов совместной деятельности детей, родителей и педагога; использования в процессе взаимодействия родителей детей и педагогов всех возможностей развивающей предметно-пространственной среды, в том числе за пределами детского сада, способствующей активизации познавательной активности и поддержке интересов детей и взрослых.
В процессе опытно-поисковой работы была актуализирована, а затем и решена задача уточнения критериев оценки развития детско-взрослой проектной деятельности. Нами было выделено два критерия: уровень знаний и представлений родителей о методе проектов и их мотивации к детско- взрослой проектной деятельности; уровень инициативности детей в разных видах деятельности.
В процессе опытно-поисковой работы были разработаны и проверены на практике методические рекомендации, обеспечивающие методическую поддержку в организации детско-взрослой проектной деятельности.
Внедрение методических рекомендаций по организации детско-взрослой проектной деятельности происходило по двум линиям:
- первая линия обеспечивала взаимодействие педагога и детей, в том числе индивидуальную работу.
- вторая линия была направлена на формирование между родителями и детьми партнерских отношений, а также активизации интереса родителей к детско-взрослой проектной деятельности.
Также для обеспечения детско-взрослой проектной деятельности были разработаны рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды, включающие описание центров детской активности и организации пространства группы.
Предложенные вариант внедрения методического обеспечения в совместную проектную деятельность детей, родителей и педагогов с целью развития партнерских отношений детей старшего дошкольного возраста и их родителей могут получить дальнейшее развитие, которое приведет к еще более совершенным формам организации совместной проектной деятельности.



1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения[Текст]/ Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1977. - 257 с. Это правильно оформленная ссылка! Приведите остальные в порядок!
2. Барабанова З.П. Организация образовательного взаимодействия между педагогом и учащимся // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1 - С. 40-42
3. Белолуцкая, А.К. Организация детской проектной деятельности ДОУ / А.К. Белолуцкая // Современное дошкольное образование - 2009. - № 4. - С. 44-50.
4. Белухин Д.А. Общая педагогика - М. Просвещение, 1997.181с.
5. Бережнова, О.В.Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации: методическое пособие[Текст] / О.В. Бережнова, Л.Л. Тимофеева. - М. : Издательский дом «Цветной мир», 2014. - 144с.
6. Березовин, Н.А. Учитель и детский коллектив / Н.А.Березовин, Я.Л.Коломинский. - Мн.: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1975.
7. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Ин-т развития проф. Образования[Текст]/ В.П. Беспалько, М., 1995. - 336 с.
8. Бим-Бад, Б.М. Педагогическое взаисмодействие [Электронный
ресурс] / Б.М. Бим-Бад. //Педагогический терминологический словарь
dic.academic.ru/ - URL:
Ь11р://ре^а2од1са1=^1с11опагу.аса^ет1с.ги/2396/Педагогическре=взаимодействие(Дата обращения: 12.10.2016)
9. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А.Бодалев. - М., 1983.
10. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебнвх заведений [Текст]/ Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М. : Академический проект Культура, 2005. - 240с
11. Бондаренко О.В Современные инновационные технологии в образовании Автор: . -Электронный журнал "POHO'7http:Z/sisobraz.shko.la
12. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольного учреждения для работы с детьми 5-7лет [Текст]/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса / под общ. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 162с.
13. Воликова Т.В. Учитель и семья. - М.: Просвещение, 1980. - 111с.
14. Грабарь, М.И. Применение математической статистики в
педагогических исследованиях: Непараметрические методы[Текст]/
М.И. Грабарь, К.Л. Краснянская. - М. : Педагогика, 1977. - 136 с.
15. Громыко Н.М., Лапицкая И.В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. — Мн.: Университетское, 2000. -199с.
16. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008
17. Дошколная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения[Текст] / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013. - 464с.
18. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. — Мн.: Университетское, 1997. - 385с
19. Е.С. Евдокимова Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова - М. : ТЦ Сфера. 2006 - 64с.
20. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
21. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.
22. Кальней В.А., В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 4. - С.21-26.
23. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст] / М.В. Кларин. - М.: Арена, 1994. - 222 с.
24. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя / В.А.Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987.
25. Кисилева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2005. - 96с.
26. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2005.- 448с.
27. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие
для высш.учеб. заведений [Текст] / ред. И.А. Колесниковой. - М.:
Издательский центр «Академия», 2005. - 288с.
28. Коломинский, Я.Л. Психология педагогического взаимодействия / Я.Л.Коломинский [и др.]; под ред. проф. Я.Л.Коломинского. - СПб.: Речь, 2007.
29. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84
30. Кравцов, Г.Г., Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. Пособие[Текст]/ Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 54с.
31. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: учеб. пособие / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - М.: «Академия», 2001.- 624с.
32. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А.Леонтьев. - М.: Знание, 1979.
33. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
34. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика: учебно-методическое пособие / под ред. М.И. Лукьяновой. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - 176 с.
35. Лубовский, В.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева.- М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 464 с.
36. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб : Питер, 2008. - 583с.
37. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — Мозырь.:Белый ветер, 2004. - 608с.
38. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования: книга для педагога / В.Н. Максимова. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. - 99 с.
39. Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 144 с.
40. Михайленко, Н.Я. Взаимодействие взрослых с детьми в игре[Текст]/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова// Дошкольное воспитание. - 1993. - №4. - С.18-23.
41. Михайлова-Свирская, Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО (0-7 лет) [Текст]/ Л.В. Михайлова-Свирская. - М.: Просвещение, 2014. - 128с.
42. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева.- М.: Просвещение, 2007.- 158с.
43. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская.- М.: «Академия», 2004.- 224с.
44. Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. - 2008.- № 5. - С. 34-38.
45. Олешков, М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / М.Ю. Олешков - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с.
46. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009,-192с.
47. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении [Текст]: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов/ Н.Ю. Пахомова — М.: АРКТИ, 2003. — 112с.
48. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов
педагогическиз специальностей[Текст]/ Под общ. ред. В.С.Кукушкина. - Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2004. - 336с. - 2-е изд.,
исправленное и дополненное.
49. Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
50. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
51. Примерная основная дошкольная образовательная программа «Миры детства» / под. ред. Дороновой Т.Н. - М.: ФГАУ ФИРО, 2014. - 176с.
52. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (Одобрена решением федерального убебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. № 2/15))
53. Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста / Авторы-составители: О.С. Докукина, П.Л. Лепе, Т.А. Никитина, И.Ю. Пахомова. - М.: Московский центр качества образования, 2013. - 320 с.
54. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. - сост. Л.С. Киселева,
55. Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - 4 - е изд. Испр. И доп. - М. АРК-ТИ, 2006 - 112с.
56. Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И. Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2. - С. 73-75.
57. Седова Л. Н.,. Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания: конспект лекций. (электронный ресурс)/http://bookz.ru
58. Сластенин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластенина.- В 2-х ч.-М.: ВЛАДОС, 2003.
59. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010. — 80 с.
60. Субъект, личность и психология бытия /Под ред. Знакова В.В., Рябикиной З.И. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», - 2005г. - 384с.
61. Теплов, Б.М. Психология [Текст] / Б.М. Теплов - М. : УЧПЕДГИЗ, 1953. - 121с.
62. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от
31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Федеральное собрание Российской Федерации. - URL: https: //duma.consultant.ru/documents/1646176?items=1&page=2 (Дата
обращения 03.02.2017)
63. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. 1981-378.
64. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя. / А.В.Хуторской. - М.: Владос, 2005. - 383 с.
65. Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2001.
66. Циценко В. С., Красноперова Т. Н. Организация проектной деятельности в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 384-387.
67. Щетинина А.М. Щ 49 Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
68. Чернявская, А.П. Современные средства оценивания результатов
обучения: учебно-методическое пособие [Текст]/А.П. Чернявская,
Б.С. Гречин. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. - 98 с.
69. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» [Электронный ресурс]/Электронный учебник/http: //b g-presti ge. narod.ru/proekt/
70. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду[Текст]/Е.Г. Юдина,Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова / Под ред. Е.Г. Юдиной. - М.: Просвещение, 2005. - 144с.
71. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996.
72. Яковлева, Н.О.Концепция педагогического проектирования:
Монография [Текст]/Н.О. Яковлева. - М.: Информационно-издательский
центр АТиСО, 2002. - 194с.
73. Якунин В. А. Педагогическая психология. - СПб., 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ