ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Понятие о профессиональной компетентности педагогов в научной литературе 9
1.2. Специфика проектирования методической работы в дошкольной образовательной организации 16
1.3. Процесс самообразования как форма методической работы в
дошкольной образовательной организации 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ 29
2.1. Изучение профессиональной компетентности и самообразования
педагогов дошкольной образовательной организации на констатирующем этапе 29
2.2. Организация самообразования педагогов в рамках методической службы дошкольной образовательной организации 40
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вследствие объединения России в единое европейское образовательное пространство усиливается процесс модернизации российской системы образования. Необходимое условие ее модернизации - повышение профессионального уровня педагогов, ориентация на профессионалов нового уровня: инициативных, творческих, самодостаточных. Сегодня педагоги становятся непосредственными участниками инновационного развития образовательных организаций, именно на их плечи ложится вся ответственность реализации задуманных государством преобразований.
Новый социальный заказ общества проявляется в виде требований к квалификации педагогов дошкольного образования, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: «У педагогического работника, реализующего образовательную программу ДОУ, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста» [38]. Одно из направлений Государственной программы «Развитие образования Российской Федерации» в 2013-2020 годы от 25.09.2012 - повышение статуса педагога, предоставление ему «права на участие в управлении образованием, в выработке принципов и направлений образовательной политики».
Гармоничное формирование ребенка и гарантия его успешности в процессе обучения подразумевает высокий уровень развития профессиональной компетентности воспитателей. Тем не менее, проведенные исследования представили, что не все педагоги в равной мере готовы к введению стандартов и развитию детей по новым технологиям. Неудовлетворительна мотивация, недостаточно развито комплексное методическое обеспечение стандартов. Понятно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, которые обладают высоким профессионализмом [21]. В представление «профессионализм» укладываются не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности, но и личностная возможность педагога, система его профессиональных ценностей, его взгляды, указания, в единстве дающие качественные образовательные плоды. Перед воспитателями возникли проблемы, первая из которых, психологическая, связана с традиционным подходом к профессии, с неприятием идеологии образовательных стандартов, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости, профессионального выгорания и т. д. [33].
Дидактическая проблема обусловлена средним уровнем подготовки в части преобразований в технологии организации образовательного процесса на основе поддержки детской инициативы в различных видах деятельности. Главное, что нужно поменять педагогу, это систематично применять деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы в практике взаимодействия с детьми. Если до введения ФГОС ДО использование разнообразных подходов было инициативой педагога, то на сегодняшний день это обязательный, документально фиксированный компонент деятельности педагога. Организационно-нормативная проблема возникает при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами [18].
Сегодня надлежит считать установленным имеющееся противоречие между требованиями к профессиональной компетентности педагога, которые заданы новыми целевыми ориентациями в области дошкольного образования, и недостаточным уровнем сформированности этой самой компетентности. Расхождение между уровнем проявления профессиональных компетенций воспитателем дошкольной организации и требованиями к педагогической деятельности в новой образовательной ситуации обычно преодолевается на уровне дошкольной организации через самообразование воспитателей и их деятельность в методических объединениях [36].
Таким образом, образовательный опыт и итоги проведенных исследований доказывают, что проблема осуществления вариативного содержания дошкольного образования определена уровнем профессиональных компетенций воспитателей дошкольной организации, которая не соответствует требованиям и условиям их деятельности. В научных исследованиях мало изучены сущность и содержание профессиональных компетенций дошкольных работников, недостаточна детализация подходов, содержания и технологий их усовершенствования в процессе самообразования.
Проектирование процесса самообразования воспитателей ДОО является немаловажной проблемой социума, а инновационные процессы, происходящие в этой системе, выступают механизмом разработки новых целей, содержания и технологий развития профессиональных компетенций воспитателей [5].
Исследованию вопроса профессионального становления педагога в процессе повышения квалификации посвящены работы многих авторов. В специальной литературе обширно обсуждаются разные подходы к деятельности дошкольной организации. Развитие системы дошкольного образования и научное подтверждение развития сети дошкольных организаций передано в работах И.Н. Андреевой, З.И. Васильевой, JI.M. Волобуевой, С.Ф. Егорова, Н.И. Кузьминой и др. Построение педагогического процесса и содержание образовательной деятельности дошкольной организации рассматривается К.Ю. Белой, В.Н. Дубровой, Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой. Особенности развития профессиональной компетентности в процессе самообразования стали предметом изучения таких авторов, как М.Г. Ермолаева, Э.М. Никитин, М.М. Поташник, П.И. Третьяков и др. В обозначении сущности и содержания компетенций педагога, интерес представляют научные работы Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, И.А. Колесниковой, В.А. Сластенина.
Проведенный анализ исследований, предназначенных для совершенствования профессиональной компетентности и формирующих ее компетенций, ознакомление с материалами по истории педагогики и дошкольного образования, нормативных документов доказывают, что до сих пор системный подход к определению сущности и содержания профессиональных компетенций воспитателей дошкольной образовательной организации, их диагностированию и последующему проектированию процесса самообразования сформирован частично. Актуальность темы исследования обусловлена недостаточным теоретическим и практическим обоснованием проектирования самообразования педагогов как условия повышения их профессиональной компетентности и все возрастающими требованиями социальной практики в компетентных работниках.
Это дает возможность говорить о противоречиях:
- между увеличившимися нормативными требованиями системы дошкольного образования к уровню проявления профессиональных компетенций воспитателей и недостаточной ориентацией этих требований на педагогическую деятельность в рамках дошкольных организаций;
- между необходимостью отбора содержания и технологий совершенствования профессиональных компетенций воспитателей дошкольных организаций в процессе самообразования и недостаточным теоретическим обоснованием этого отбора в практике самообразования;
- между необходимостью повышения профессиональных компетенций воспитателей дошкольных организаций и недостаточной направленностью педагогических исследований на проектирование процесса самообразования педагогов.
Необходимость разрешения перечисленных противоречий определяет проблему: каким образом обеспечить развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных организаций в процессе их самообразования?
Актуальность, практическая значимость обозначенной проблемы определили тему исследования «Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе самообразования».
Объект исследования: профессиональная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержание и формы самообразования педагогов, обеспечивающие развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: выявить на теоретическом уровне и проверить опытно-поисковым путем эффективность содержания и форм самообразования педагогов дошкольной образовательной организации, обеспечивающие развитие их профессиональной компетентности.
Согласно цели исследования обозначены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО.
2. Изучить особенности, выявить уровни и критерии профессиональной компетентности и самообразования педагогов ДОО.
3. Разработать и апробировать на практике комплекс мероприятий, содержание и формы которых направленны на развитие профессиональной компетентности педагогов ДОО.
4. Проанализировать итоги мониторинга профессиональной компетентности педагогов ДОО и процесса их самообразования.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы К.Ю. Белой, В.П. Дубровой, И.А. Зимней, М.М. Поташника, Т.А. Сваталовой, П.И. Третьякова, А.К. Марковой и др. В исследовании использовались методы теоретического (анализ педагогической литературы) и эмпирического (наблюдение, анкетирование, опрос) исследования.
База опытно-поисковой работы: МБОУ ПГО «Школа с. Косой Брод» структурное подразделение детский сад.
В исследовании приняли участие 6 педагогических работников детского сада.
Структура выпускной квалификационной работы содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
На сегодняшний день усиленно осуществляется модернизация образования. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь» [25].
Система образования сегодня настаивает на регулярном совершенствовании знаний педагога. Именно от воспитателей дошкольной организации в большой мере зависит, насколько те новшества, входящие в содержание, организацию и технологии воспитательно-образовательного процесса будут осмысленны и внедрены в практику работы с воспитанниками, включены в деятельность детского сада. Профессиональная компетентность педагога - это сложное многокомпонентное понятие, которое выражается в высоком уровне психолого-педагогических знаний, владении арсеналом методических умений и имеющихся у педагога ценностных ориентаций и духовно-нравственных личностных качеств, которые обеспечивают результативность педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию [37].
Результативность деятельности дошкольной образовательной организации напрямую зависит от уровня профессиональной культуры действующих в нём воспитателей, от умения руководителя создать условия для всестороннего развития каждого педагога. Поэтому так необходимо постоянно повышать профессиональное самообразование воспитателя.
Мысль о непрерывном образовании и самообразовании для современного воспитателя является актуальной. Личное побуждение,
творчество, активность, самостоятельность типичны деятельности профессионала. Однако многие воспитатели, понимая идею и назначение профессионального педагогического самообразования, самосовершенствования, не владеют методикой этой деятельности или не ощущают в ней потребности. Это и обусловило актуальность данной темы.
Целью данного исследования являлось повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе их самообразования. Результаты изучения профессиональной компетентности воспитателей ДОО выявили, что большинство воспитателей не владеют профессиональными педагогическими знаниями и умениями в полной мере. В большей степени воспитатели привержены традиционным подходам в обучении и воспитании детей, у них слабо выражено ценностное отношение к профессии и наблюдалось отсутствие интереса к себе как педагогу профессионалу, а также низкая степень готовности к проявлению личной активности и дальнейшему профессиональному росту.
В ходе исследования был определен диагностический инструментарий для изучения сформированности профессиональной компетентности воспитателей ДОО, уровня саморазвития педагогов и их профессиональной деятельности, а также эффективность самообразования педагогов ДОО. Был разработан план мероприятий, направленный на повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в процессе их самообразования. Она включала в себя несколько этапов работы: диагностический, планирование, теоретический, практический, контрольно-итоговый. Всего за период экспериментальной работы было организовано и проведено 12 мероприятий, использовались разнообразные формы работы: консультации, беседы, круглый стол, деловая игра и другие.
Анализ эффективности проведенной работы показал, что уровень профессиональной компетентности педагогов в процессе их самообразования повысился. Цель исследования достигнута.
1. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы [Текст] / А. Я. Айзенберг. - М.: Высшая школа, 1998.
2. Батышев, С. Я. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. Т.1 Кочнева С.В [Текст] /С. Я. Батышев. - М.: АПО, 1998.
3. Белая, К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: ООО АСТ, 2003. - 393 с.
4. Белая, К. Ю. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ [Текст] / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - № 2.
5. Болта Г.Н. Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/417088/ (дата обращения 22.03.2017)
6. Буйлова, Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей [Текст] / Л. Н. Буйлова, С. В. Кочнева. - М.: Владос, 2001 г.
7. Волкова, Г. В. Повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива [Текст] Г. В. Волкова // Завуч. - 1999. - №7.
8. Дуброва, В. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении [Текст] / В. П. Дуброва, Е. П. Милошевич.- М.: Новая школа, 1995. 124 с.
9. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" [Электронный ресурс] / Режим доступа https://edu.tatar.ru/upload/images/files/kvalifikaziya.pdf
10. Ермолаева, М. Г. Разработка образовательных программ в системе повышения квалификации педагогов [Текст] М.Г. Ермолаева // Педагогика. -
2005. - № 7.- 56-58 с.
11. Гладышева, Н. Н. Журнал контроля и оценки профессиональной деятельности педагогов в ДОО [Текст] / Н. Н. Гладышева, А. А. Бойко. - Волгоград: Учитель, 2016.
12. Заир-Бек, Е. С. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение [Текст] / Е. С. Заир - Бек, А. П. Тряпицына. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006. - 63 с.
13. Захарова, Г. И. Теория и методика психологического тренинга [Текст] : учеб. пособие / Г. И. Захарова. - Челябинск: ЮУрГУ, 2008.
14.Зволейко, Е. В. Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке бакалавров специальных психологов [Текст] / Е.В. Зволейко // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика и психология. - 2013. Т. 1. - № 33. - С. 50-57
15.Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России.- 2005. - №4.
16.Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] / Э. Ф. Зеер // Образование и наука.-2004.- №3. 27с.
17. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [ Текст]: учеб. для вузов по пед. и психол. направлению и спец. / И. А. Зимняя. - 2-е изд. доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2005.-383 с.
18. Иванов, Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д. Иванов.- М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
19. Каракозова Н. Ю. Формирование технологической компетентности воспитателей детского сада в процессе дополнительного профессионального образования [Текст]: Дисс. канд. пед наук / Н. Ю. Каракозова.- Тольятти, 2015.
20. Козырев, В. А. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст]: Коллективная монография / В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
21. Кротова, Т. В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Т. В. Кротова. - М., 2005. - 18 с. 75
22. Кухарев, И. В. На пути к профессиональному совершенству [Текст] / И. В. Кухарев. - М.: Просвещение, 1990.
23. Львова, Л. Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ [Текст] Л. Т. Львова // Справочник старшего воспитателя. - 2008. - № 11. - С.34-38.
24. Майер, А. А. Рефлексивный мониторинг формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. А. Майер. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. - 220 с. 91
25. Максимова, Л. И. Компетентностный подход в системе подготовки педагогов дошкольного образования [Текст] / Л.И. Максимова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 426-430. - URL: http:ZZe-koncept.ru/2015/95370.htm.
26. Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] / А. К. Маркова.- М.: Просвещение, 1993.
27. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений [Текст] С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / РАО. Институт русского языка; Российский фонд культуры. - М.: АЗЪ, 1993.
28. Проблема профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений [Текст]: Актуальные проблемы переподготовки и повышения квалификации кадров в условиях обновления образовательной практики. Материалы краевой научно-практической конференции; сост. Л. А. Романова [и др.] - Барнаул, 2009. - 224 с.
29. Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н
30. Дружилов, С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход [Текст] / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. - 2005. - №8.
31. Сваталова, Т. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования: повышения квалификации [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / Т.А. Сваталова. - Челябинск, 2009. - 24 с.
32. Сваталова, Т. А. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов [Текст] / Т. А. Сваталова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №1.
33. Соляник, Е. Н. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в системе непрерывного профессионального образования [Текст] / Е. Н. Соляник // Вестник. -2015.-№2.
34. Стратегическое управление образовательным учреждением [Текст] / Под ред. Н. О. Вербицкой. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2012.
35. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных школах России [Текст]: дисс. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Ильенко Л. П. - Москва, 2001.- 364 с. РГБ ОД, 71:02-13/176-4
36. Терентьева, Т. П. Профессионально-педагогическая компетентность учителя [Текст] / Т. П. Терентьева // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2013.- С. 193-196
37. Тихомирова, О.В. Формирование профессиональной компетентности педагога в предшкольном образовании в условиях повышения квалификации [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О.В. Тихомирова. - Ярославль, 2012. - 21 с. 160.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155. - URL: http:// www.rg.ru/2013/ 11/25/doshk-standart-dok.html (Дата обращения: 15.08.17)
39. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // RG.RU- интернет-портал «Российской газеты».- Режим доступа:
http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html 169
40. Формирование профессиональной компетенции будущих
специалистов в условиях модернизации системы образования [Текст]: сборник науч. трудов / отв. ред. Максимова О. Г. - Чебоксары: Новое время.-2006.- 252 с.
41. Хохлова, О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов [Текст] / О. А. Хохлова // Справочник старшего воспитателя.- 2010. - №3.- С.4.
42. Юркова, О. В. Современные подходы в повышении профессиональной компетентности педагогов учреждений компенсирующего вида в условиях работы ресурсного центра [Текст] / О. В. Юркова // Вестник. - 2015. - №2.
43. Яковлева, Г. В. Концепция развития инновационной методической деятельности педагога ДОУ [Текст] / Г. В. Яковлева // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4.
44. Якушева, С. Д. Профессиональная компетентность как условие развития мастерства педагога [Текст] / С. Д. Якушева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст.: М. - 2015. С. 321-323