Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка в старших классах 6
1.1. Коммуникативная компетенция как цель обучения иностранному языку
на современном этапе 6
1.2. Проблема формирования коммуникативной компетенции в процессе
обучения иностранному языку 14
1.3. Использование музыкальных видеоклипов в процессе обучения
иностранному языку 19
1.4. Старший подросток как субъект учебной деятельности 26
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Методические аспекты применения музыкальных видеоклипов на уроке немецкого языка как средства формирования коммуникативной компетенции 33
2.1. Принципы использования музыкальных видеоклипов на уроке
иностранного языка 33
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование
коммуникативной компетенции учащихся средней общеобразовательной школы 36
2.3. Опытно-поисковая работа по формированию коммуникативной
компетенции учащихся с помощью использования музыкальных видеоклипов 49
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Приложение 1. Анкета для выявления музыкальных вкусов учащихся 65
Приложение 2. Комплекс упражнений на формирование коммуникативной компетенции учащихся 66
Приложение 3. Тексты песен 84
Приложение 4. Содержание CD 96
Сегодня все большую популярность приобретает использование в обучении языкам различных видеоматериалов. Использование видеоресурсов выступает важным компонентом обучения иностранному языку и является нетрадиционным способом организации обучения наряду с учебно¬методическим комплексом и различными наглядными материалами. Использование немецкоязычных музыкальных видеоклипов на уроке способствует осознанному пониманию иноязычной речи (к примеру, аудирование с частичным или полным пониманием песни) или же неосознанному восприятию и пониманию иноязычной письменной речи (прослушивание произведений немецких композиторов во время выполнения письменного задания). Также музыкальные видеоклипы способствуют развитию произносительного аппарата, помогая надолго запомнить артикуляцию, ударение, произношение звуков, слов и предложений. То есть, использование музыкальных видеоклипов на уроках немецкого языка способствует гармоничному развитию речевых (аудирование, говорение, чтение, письмо) и языковых (фонетика, лексика, грамматика) аспектов языка. Помимо этого, применение видео очень эффективно при формировании коммуникативной культуры учеников - они не просто представляют им живую речь носителей языка, но и содержат лингвострановедческие материалы. Использование видеозаписей на уроках также способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. А мотивация к речи является одним из важных факторов формирования коммуникативной компетенции. Несмотря на большой методический потенциал использования музыкальных видеоклипов в обучении иностранному языку, данная тема до сих пор не нашла должного отражения в научно-методической литературе. Данная проблема недостаточно разработана на методическом уровне. Все это обусловливает актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроке иностранного языка.
Предметом исследования выступает методика использования музыкальных видеоклипов на уроках немецкого языка с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Цель исследования заключается в том, чтобы теоретически обосновать влияние немецкоязычных музыкальных видеоклипов на формирование коммуникативной компетенции, а также практически разработать комплекс упражнений, направленный на формирование коммуникативной компетенции учащихся средней общеобразовательной школы.
Гипотеза: целенаправленное и организованное использование музыкальных видеоклипов на уроке немецкого языка является одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетенции учащихся средней общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятия коммуникативной компетенции, видеоклипа.
2. Описать методику работы с немецкоязычными музыкальными видеоклипами.
3. Выявить и описать принципы использования музыкальных видеоклипов на уроке иностранного языка.
4. Разработать комплекс упражнений к видеоклипам, направленный на формирование коммуникативной компетенции учащихся средней общеобразовательной школы.
5. Провести анкетирование учащихся с целью выявления
музыкальных вкусов учащихся.
6. Внедрить комплекс разработанных упражнений в процесс обучения и выявить влияние музыкальных видеоклипов на формирование коммуникативной компетенции.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретического исследования - изучение литературы по
проблеме исследования, теоретический анализ и синтез;
2. Эмпирического исследования - описание, моделирование
учебного процесса, тестирование, эксперимент, анализ полученных результатов.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа: организационный этап, этап реализации и этап интерпретации.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем при изучении проблемы использования музыкальных видеоклипов на уроках иностранного языка.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования можно использовать на уроках иностранного (немецкого) языка в средней общеобразовательной школе.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, включающего 50 источников и 4 приложений.
Апробация работы. Основные положения исследования были представлены и обсуждены на 7, 8 и 9 студенческих научно-практических конференциях «Романские и германские языки: актуальные проблемы лингвистики и методики» 13 апреля 2015 года, 12 апреля 2016 года и 12 апреля 2017 года в УрГПУ (г. Екатеринбург). Содержание выступления отражено в опубликованных тезисах к данным конференциям. Представленные доклады были отмечены сертификатами.
В результате проделанной работы было проанализировано большое количество сведений об особенностях использования немецкоязычных музыкальных видеоклипов на занятиях иностранного языка, в том числе немецкого.
Была изучена сфера коммуникативной компетенции, ее структура, даны понятия коммуникативной компетенции и компетентности. Коммуникативная компетенция имеет сложную структуру. Это объясняется тем, что в методике нет единой классификации коммуникативной компетенции, зарубежные и отечественные лингвисты выделяют различные критерии классификации. Были выявлены истоки возникновения музыкальных видеоклипов, их появления методике преподавания, как одного из средств обучения языку. Были проанализировали этапы работы с музыкальным видеоклипом: (подготовка к просмотру / дотекстовый этап; просмотр видео / текстовый этап; работа после просмотра / послетекстовый этап) как средством обучения иностранному языку, требования к видеоклипу для применения его на уроке иностранного языка (требования к съемке, к сюжету, к речи персонажей, к языку, к длительности сюжетов, к содержанию). Нами также были проанализированы условия отбора музыкальных видеоклипов, принципы их использования на уроке иностранного языка.
Сформулированная нами гипотеза об эффективности использования немецкоязычных музыкальных видеоклипов на уроке немецкого языка в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся средней общеобразовательной школы нашла подтверждение в ходе опытного обучения в 9 классе школы № 10 города Екатеринбурга. Было выяснено, что применение видеоклипов при обучении иностранному языку способствует повышению качества усвоения знаний, развитию языковых и речевых навыков и умений, то есть способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся.
В ходе исследования
1. Были даны определения понятия коммуникативной компетенции, музыкального видеоклипа.
2. Были изучены научные исследовательские и дидактические источники по проблеме использования музыкальных видеоклипов в обучении иностранному языку.
3. Была проанализирована методика работы с немецкоязычными музыкальными видеоклипами.
4. Были выявлены и описаны принципы использования
музыкальных видеоклипов на уроке иностранного языка.
5. Был разработан комплекс упражнений к видеоклипам, направленный на формирование коммуникативной компетенции учащихся средней общеобразовательной школы.
6. Было проведено анкетирование учащихся с целью выявления музыкальных вкусов учащихся, выявлен уровень сформированности языковых и речевых умений и навыков учащихся.
7. Был внедрен комплекс разработанных упражнений в процесс обучения и выявлено влияние музыкальных видеоклипов на формирование коммуникативной компетенции.
1. Асадуллина Ф. Г., Калинова О. В., Маркова А. К., Молчанова О. Н., Сосновский Б. А., Телегина Э. Д. Психология: учебник / под ред. Б. А. Сосновского. с 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 799 с.
2. Безрукова В. С. Педагогика: учеб. - Екатеринбург: Изд-во СИПИ, 1994.
- 337 с.
3. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск: Юж.- Урал. кн. изд-во, 2014. - 171 с.
4. Белл Р. Т. Социолингвистика: Цели, методы, проблемы / под ред. А. Д. Швейцера. - М.: Международные отношения, 1980. - 50 с.
5. Валетко С. А. Использование видео на уроке иностранного языка // English. Учебно-методический журнал / ООО Чистые пруды. - М.: Издательский Дом «Первое сентября». - 2014. - № 11. - С. 6 - 9.
6. Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1984. - 144 с.
7. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез - 3¬е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
8. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / Иностранные языки в школе.
- 1985. - № 2. - С. 17 - 24.
9. Занина Л. В. Компетентностный подход к рассмотрению деятельности преподавателя педколледжа / Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова // Основы педагогического мастерства / Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н / Д.: Феникс, 2008. - С. 110 - 115.
10. Зимняя И. А. Компетентность и компетенция в контексте
компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр.; отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. - Вып. 7. - Екатеринбург, 2012. - С. 64 - 76.
11. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - 2-е изд., испр., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000. - 384 с.
12. Кобзева Н. А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку // Молодой ученый. - 2011. - №3. Т. 2. - С. 118 - 121.
13. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: МГФ «Знание», 1996. - 308 с.
14. Милованова Н. Г., Прудаева В. И. Модернизация российского образования в вопросах и ответах. - Тюмень: Изд-во «Вектор-Бук», 2002. - 86 с.
15. Молчанова О. Н. Введение в психологию взрослости // В кн.: Психология / Под общ. ред.: Б. А. Сосновский. 2-е изд., перераб и доп. - М.: Юрайт, 2011 - 799 с.
...