Глава 1. ГЕНДЕР В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Основные подходы к определению понятия гендер и его структура 6
1.2. Гендер в литературоведении 12
1.3. История развития и проявление гендера в «женской прозе» 16
1.4. Специфика современной немецкоязычной литературы XX-XXI вв 25
1.5. Специфика современной русскоязычной литературы XX-XXI вв 29
Выводы по главе 1 31
Глава 2. ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРА В РОМАНЕ ШАРЛОТТЫ ЛИНК «DIE
BETROGENE^ РОМАНЕ АЛЕКСАНДРЫ МАРИНИНОЙ «МУЖСКИЕ
ИГРЫ» 33
2.1. Творчество Шарлотты Линк 33
2.2. Проявление гендерного аспекта в романе Ш. Линк «Die Betrogene» ... 35
2.3. Творчество Александры Марининой 63
2.4. Проявление гендерного аспекта в романе А. Марининой «Мужские
игры» 66
2.5. Сопоставление особенностей проявления гендера в романах Ш. Линк
«Die Betrogene» и А. Марининой «Мужские игры» 85
Выводы по главе 2 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 99
В художественной литературе всех народов мира испокон веков уделялось внимание гендеру персонажа. Так, в разных культурах сложились определенные гендерные образцы, характеристики которых с течением времени значительно менялись. Особо интересен период конца XX - начала XXI века, когда многие страны переживали период коренных преобразований социокультурных проявлений индивида. Россия и Германия в этом аспекте могут быть противопоставлены друг другу как страны, в которых с определенного момента особенности гендера стали восприниматься совершенно по-разному.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что сопоставление гендерного вопроса в художественной литературе двух вышеуказанных стран позволит рельефнее увидеть его особенности в каждой из этих культур, обнаружить общее и различное. Создание полноценной картины гендера в русской и немецкой художественной литературе позволит не только глубже понять самих персонажей и идеи авторов, но и составить представление об обществе в целом и о динамике его развития.
Элемент новизны заключается в пополнении арсенала средств гендерного анализа художественного текста схемами сопоставительного анализа проявлений гендера в художественном произведении, классификацией моделей родительского поведения по критерию типа родителя и классификацией руководителей по типу управления и характеру мышления.
Объектом исследования является феномен гендера в художественной литературе.
Предметом является содержательная и языковая реализация проявлений гендера в художественной литературе.
Цель исследования заключается в выявлении и описании содержательной и языковой реализации проявлений гендера в русскоязычной и немецкоязычной литературе конца XX - начала XXI вв. на основе произведений, авторами которых являются женщины, в сопоставительном аспекте.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить подходы к определению гендера и рассмотреть его структуру в литературном произведении.
2. Изучить тенденции развития немецкоязычной и русскоязычной литературы на рубеже XX-XXI вв.
3. Провести филологический анализ исследуемых художественных произведений.
4. Выявить структурные и содержательные характеристики проявления гендерного аспекта в исследуемых художественных произведениях.
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
эмпирические методы: описание;
общенаучные теоретические методы: анализ и синтез, сравнение, дедукция, выборочный метод;
методы социально-гуманитарных наук: биографический метод, описательный метод;
дисциплинарные методы: метод контекстуального анализа, интерпретационной метод.
Материалом исследования послужили романы Ш. Линк «Die Betrogene» («Обманутая», 2015) и А. Марининой «Мужские игры» (2006).
Теоретико-методологическая база исследования сложилась на основе работ по гендерной психологии (С. Бем, И. В. Костикова, И. Г. Малкина-Пых, Н. И. Абубикирова, М. В. Рабжаева), по социологии (Р Столлер, Г. Гарфинкель), по гендерной истории и исторической феминологии (Н. Л. Пушкарева, Е.А. Декина), по гендерной лингвистике (А. В. Кириллина, Т В. Зенкова, Е.И. Горошко), по литературоведению (С. Ю. Воробьева, О. В. Тихонова, М. А. Черняк, К. В. Краева, Г. А. Пушкарь, Т. Мой, А. М. Шабанова) и лингвокультурологии (В.А. Маслова, З. К. Сабитова).
Теоретическая значимость заключается в уточнении понятия гендер в литературе и литературоведении, а также в рассмотрении реализаций характерных черт гендера в представлении персонажей немецкоязычного и русскоязычного литературного пространства.
Практическая значимость работы определяется тем, что анализ художественных произведений с точки зрения гендерных исследований пополняет теорию и практику гендерного литературоведения и лингвокультурологии анализом специфики проявления мужского и женского гендера на основе индивидуально-авторских представлений. Результаты исследования могут быть использованы при разработке теоретических курсов по литературоведению и лингвокультурологии.
Апробация работы. Основные положения исследования были представлены и обсуждены на 7-ой, 8-ой и 9-ой студенческих научно-практических конференциях «Романские и германские языки: актуальные проблемы лингвистики и методики» (2015-2017). Содержания выступлений отражены в опубликованных тезисах и статье к данным конференциям. Доклад от 12 апреля 2016 был отмечен сертификатом.
Структура работы в соответствии с целями и задачами исследования состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 50 источников.
В современном научном обществе понятие «гендер» является важной темой, благодаря которой становится возможным рассмотреть разнообразные социокультурные характеристики. Однако в литературоведении изучение этого понятия и особенностей его проявления проводилось крайне редко, что является подтверждением необходимости рассмотрения данного вопроса.
Целью данного исследования являлось исследования сопоставление проявления гендера в русскоязычной и немецкоязычной литературе конца XX - начала XXI вв. и установление особенностей в текстах авторов-женщин.
Мы внимательно изучили проявление гендера на разных структурных уровнях и выбрали те, которые позволили бы наиболее полно раскрыть специфику гендера в выбранных нами криминальных произведениях. Мы также ознакомились с особенностями и компонентамиженской прозы и, выявили такие элементы, необходимые для анализа, как лексическое оформление, образ лирического героя, мир, созданный автором.
Нами также был изучен вопрос развития жанра криминальной литературы на рубеже XX-XXI вв. в немецкоязычном и русскоязычном литературном пространстве и выявлен тот факт, что каждое из них обладает рядом специфических, уникальных черт: скрупулезное изображение
типичного немецкого быта и следование немецким литературным традициям в немецкоязычных странах; интеллектуальная доступность, отражение социальных процессов современного общества, сказочность, особое оформление обложки, неоднородность внутри самого жанра в России.
Изучив биографию и творчество Ш. Линк и А. Марининой и проанализировав романы «Die Betrogene» («Обманутая», 2015) и «Мужские игры» (2006), мы выявили особенности проявления гендера наиболее значимых героев произведений и общую характеристику мужского и женского гендера. Кроме того, мы разработали две классификации героев, а именно классификацию моделей родительского поведения по критерию типа родителя и классификацию руководителей по типу управления и характеру мышления. При сопоставлении романов, мы выяснили, что роман «Die Betrogene» («Обманутая», 2015) имеет как черты феминной женской прозы, так и аннигиляции, а роман «Мужские игры» (2006) тяготеет к маскулинному типу прозы.
Перспективы данного исследования мы видим в применении структурных уровней, классификаций и полученных нами данных в исследовании специфики гендера в произведениях других литературных жанров или литературных работ, авторами которых являются мужчины. Полученные результаты исследования могут быть использованы при разработке теоретических курсов по литературоведению и лингвокультурологии.
1. Абубикирова Н. И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность / М. - Наука. 1996, № 6. - С. 123-125.
2. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: РОССПЭН, 2004. - 336 с.
3. Воробьева С. Ю. Дискурсивные маркеры феминной субъектности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание / Волгоградский гос. ун-т. - Волгоград. 2015, №5(29). - С. 159 - 170.
4. Воробьева С. Ю. Теоретико-методологические основания гендерных исследований в литературоведении // Филологические науки. Вопросы теории и практики / Грамота. - Тамбов. 2013, №1(19). - С. 48- 51.
5. Воробьева С. Ю. Проблема «женского письма» в контексте теории дискурса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание / Волгоградский гос. ун-т. - Волгоград. 2013, №1(17). - С. 180 - 187.
6. Зенкова Т. В. Основные проблемы современной гендерной лингвистики // Гендерная лингвистика. - Павлодар, 2013. - С. 10 - 110.
7. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб: Питер, 2003. - 544 с.
8. Кирилина А. В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации. - М.: РОССПЭН, 2004. - 252 с.
9. Кирилина А. В. Гендер: Лингвистические аспекты. - М.: Издательство «Институт социологии РАН» , 1999. - 180 с.
10. Костикова И. В. Введение в гендерные исследования. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 256 с.
11. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. Справочник практического
психолога. - М.: Эксмо, 2006. - 552 с.
12. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М.: Издательский центр
«Академия», 2001. - 208 с.
13. Мой Т. Сексуальная текстуальная политика. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 240 с.
14. Пушкарева Н. Л. Что такое гендер? Характеристика основных концепций // Гендерная теория и историческое знание / Сыктывкарский гос.ун-т. - Сыктывкар, 2005. - С. 8 - 20.
15. Сабитова З. К. Лингвокультурология. - М.: Флинта, 2015. - 528 с.
16. Тихонова О. В. Современный немецкий детектив в контексте инонациональных моделей // Балтийский филологический курьер / Калининградский гос. ун-т. - Калининград, 2009. - С. 226 - 236.
...